Феномен и сущность глобализации. Объективные и субъективные аспекты глобализации
Россия в глобализированном мире: альтернативы развития
Классификация глобальных проблем и пути преодоления глобальных кризисных явлений.
Феномен и сущность глобализации. Объективные и субъективные аспекты глобализации
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
РАЗДЕЛ III. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
ПЛАН:
Глобализация– это процесс универсализации, становления единых для всей планеты Земля структур, связей и отношений в различных сферах жизни общества. Феномен глобализации, воспринимаемый как объективная реальность, заявляет о себе замкнутостью глобального пространства, единым мировым хозяйством, всеобщей экологической взаимозависимостью, глобальными коммуникациями и др. Существенный вклад в разработку теории глобализации внесли работы Р. Робертсона, И. Валлерстайна, Э. Гидденса, М. Кастельса, У. Бека, А. Уткина, А. Чумакова и др. Просматривается широкое и узкое толкование понятия глобализации: от обозначения особой стадии всемирно-исторического процесса до наименования конкретных явлений и тенденций. Говорят о «глобальных вызовах», «глобальной экономике» или «глобальной безопасности», называют признаки-тенденции, вроде размывания национальных барьеров в экономике или суверенитета государств, отождествляют с информационной или технологической революциями. Например, под глобализацией понимают «общественный процесс, в ходе которого уменьшается зависимость социального и культурного развития от географического фактора, и это во все большей степени осознается людьми» (М. Уотерс); по определению Международного валютного фонда, это «интенсивная интеграция как рынков товаров и услуг, так и капитала».
Будучи символом всеобщего, глобализация, однако, в ее гуманистическом смысле и толковании не имеет ничего общего с унификацией, стандартизацией и обезличиванием. Глобализация — это то, что свойственно и принадлежит всем, не требуя ни от кого отказа от своей индивидуальности и своеобразия. С другой стороны, все глобальное перестает быть только локальным, частным и автономным и становится общим достоянием.
Сущность глобализации открывается в явлениях и процессах более глубокого уровня, чем она предстает в феноменологическом срезе. Отправным пунктом является осознание и признание объективного факта: в мире возникли вопросы и проблемы, которые ни одна страна и народ не могут решить автономно, изолированно и безотносительно друг от друга. Благодаря развитию информационных технологий, преодолевающих любые организационные ограничения и политический контроль, произошло такое уплотнение, сжатие мирового пространства и времени, что привычные, накатанные способы и механизмы взаимодействия и сотрудничества стран и народов уже не срабатывают, не дают ожидаемого результата и эффекта. Важно не только признать взаимозависимость как тенденцию и потребность глобализирующегося общества, но сделать ее принципом, законом сосуществования и солидарности людей.
Противоречия глобализации.Процессы глобализации наталкиваются на многочисленные преграды, порожденные не только инерцией прошлого, но и внутренними противоречиями самой глобализации. Особенно сильное противодействие вызывают милитаристские и неолиберальные формы и методы глобализации. Возникающие противоречия носят политический, экономический, технологический и культурный характер. На отдельных участках эти (и другие) ограничители существенно тормозят глобализацию, а иногда и поворачивают ее вспять. Под их воздействием процессы глобализации все чаще принимают форму регионализации (ЕЭС, НАФТА, НАТО, АСЕАН и т. п.). Возникают и международные протестные (антиглобалистские) движения, организованная преступность и международный терроризм.
Экономические основы глобализации наталкиваются не только на политические интересы национальных хозяйств (протекционизм), но и на технико-экономические ограничители. Современные средства коммуникации несколько ослабляют территориальный императив, но только частично. Тем более что в условиях постиндустриального общества, с его упором на творческие (интеллектуальные) факторы, появляется новый императив формирования местных кластеров: творческая мысль для своего развития требует непосредственного общения мыслящих личностей (компьютерное общение намного менее эффективно). Появляются технополисы, финансовые центры, центры деловых услуг и др. виды кластеров. Иначе говоря, возникают новые центры власти, а глобальные рынки становятся не столько свободными, сколько олигополистическими.
Политические императивы глобализации преимущественно определяются экономическими соображениями: стремлением укрепить мирохозяйственные позиции «своего» национального хозяйства, «своих» предпринимателей, а также давлением более сильных держав и ТНК. Внутренняя логика политической жизни большинства стран скорее враждебна глобализации нежели благосклонна к ней. Отказ от защиты национальных интересов, как правило, самоубийственен для политических деятелей. В более широком плане глобализация сулит сокращением рабочих мест многим слоям населения промышленно развитых стран (особенно в свете конкуренции более дешевой рабочей силы развивающихся стран) и поэтому будет порождать широкое протестное движение в капиталистическом мире.
Воздействие глобализации на культурные аспекты общественной жизни не менее противоречиво. С одной стороны, глобализация значительно расширяет ареал культурного общения, обмена замыслами и интеллектуальными достижениями, дает небывалый импульс новым творческим начинаниям, развитию науки и техники. С другой стороны, глобализация разрушает культурные устои сложившихся обществ, их историческое наследие и самобытность. Культура является иммунной системой общества, основа его успешного противостояния разрушительным внешним воздействиям. В то же время важнейшим средством сплачивания общества часто становится «образ врага»- концепция, пронизывающая многие стороны духовной и культурной жизни (религию, этнос, национальное мировоззрение).
Появляются идеи, констатирующие сворачивание глобализации, рост влияния государства и национальных интересов, неустранимость национально-государственного влияния в ТНК и пестроте национальных инноваций. Обосновывается необходимость смены методологий, перехода от констатации эклектического состояния и иронии невнятного постмодерна к внятному Третьему модерну как самого Запада, так и незападных стран.
В субъективном срезе процесса глобализации выделяются следующие моменты: западная культура предлагается миру как единственно универсальная и прогрессивная, а вестернизация — как механизм реализации этого проекта; предпринимаются попытки доказать и убедить людей в том, что тотальная унификация мира безальтернативна; широко распространяется мнение, что либеральная (неолиберальная) экономика и демократия не исчерпали своего созидательного потенциала и являются главными инструментами глобализирующегося мира; настойчиво разрушаются представления о государстве, которому противопоставляется «глобальное свободное общество»; культурная экспансия конвертируется в экономическую зависимость; приватизируется политика, поскольку в нее все чаще и интенсивнее вторгаются частные акторы, принимая на себя функции, ранее принадлежавшие государству; воздействие на сознание людей превратилось в высокодоходный бизнес.
Объективный аспект проблемы включает следующие моменты: цель глобализации на современном этапе (в плане объективного хода исторического развития) заключается в том, чтобы создать условия качественного перехода общества (экономического, политического, социального) в глобальное общество, доминантой которого станет духовное производство и глобальное сознание; неизбежную тесноту взаимодействия и формирования глобального общества следует строить по принципу сочетающегося, а не унифицированного единства культур, ненасильственного построения наднациональных структур и консенсусных форм управления и координации; необходимы равноправный диалог культур через поиск «площадок» бесконфликтного сотрудничества и веротерпимость, выравнивание цивилизационного уровня развития.
В качестве объективного основания деления всей истории человечества А.Н. Чумаков берет масштаб происходивших событий и выделяет четыреосновные эпохи становления глобальных связей (отношений), которые сопутствуют историческому развитию с момента возникновения общества до обозримого будущего:
1. Эпоха фрагментарных событий и локальных социальных связей, отсчет которой можно вести с момента появления человека 5-3 млн. лет тому назад и до завершения неолитической революции, т. е. до возникновения и формирования первых государств около 7—3 тыс. лет до н.э.
2. Эпоха региональных событий и территориально ограниченных международных отношений. Она длится от завершения неолитической революции, когда уже сформировались государства (7—3 тыс. лет до н.э.), до начала эпохи Великих географических открытий, т. е. до эпохи Возрождения.
3. Эпоха глобальных событий и всеобщей экономической и социально-политической зависимости, продолжавшаяся от Великих географических открытий до середины XX в., когда мир стал целостным в географическом, экономическом, политическом и экологическом отношении.
4. Эпоха космической экспансии и космических конфликтов, начавшаяся с запуском в 1957 г. первого искусственного спутника Земли, которая продолжится как минимум в обозримом будущем. В это время мир окончательно замкнется также информационно.
Переход от одной эпохи к другой каждый раз сопровождался расширением масштаба, территориальных пределов, в рамках которых происходящие события сохраняли свою целостность, обнаруживали, в конечном счете, общую тенденцию и определенную логику развития.
Итак, глобализация — это многоаспектный естественноисторический процесс становления в масштабах планеты целостных структур и связей, которые имманентно присущи мировому сообществу людей, охватывают все его основные сферы и проявляются тем сильнее, чем дальше человек продвигается по пути научно-технического прогресса и социально-экономического развития.
На определенном этапе глобализации перед человечеством объективно возникают кризисные процессы, которые осознаются как глобальные проблемы.
2. Классификация глобальных проблем и пути преодоления глобальных кризисных явлений. Классификация помогает глубже понять существо проблем, наметить пути их решения. Один из вариантов разработан отечественными учеными И.Т. Фроловым и В.В. Загладиным. Согласно этому варианту все глобальные проблемы делятся на три большие группы. Первую группу составляют те проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток—Запад», богатые и бедные страны и др. Эти проблемы следует назвать интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка. Вторая группа объединяет те проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства. Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой «индивид-общество». Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Сюда относятся проблемы здравоохранения и образования, а также вопросы контроля за численностью народонаселения.
Более современным вариантом классификации является предложенный И.В. Бестужевым-Лада прогнозный вариант классификации глобальных проблем[120], по степени их влияния на процесс гуманизации планеты в XXI веке. Все проблемы он называет грядущими, как девятый вал надвигающегося шторма. Среди них выделяются одна ключевая проблема – военно-политическая (девятый вал), две субключевые проблемы – демографическая и научно-техническая (восьмой и седьмой вал), а также шесть производных.
Глобальной ключевой проблемой в первой половине XX века была победа в надвигающейся и разражающейся мировой войне - Первой или Второй. Во второй половине того же века такой проблемой стала победа в «холодной войне» (она же - гонка вооружений СССР-США), которая на поверку оказалась, по сути, Третьей мировой войной, включавшей множество вполне «горячих» малых войн с числом жертв, сопоставимым, по меньшей мере, с Первой мировой войной, и с аналогичным конечным результатом - капитуляцией и развалом одной из империй, претендовавших на мировое господство. Эта война официально началась в 1946 г. знаменитой Фултонской речью Черчилля - реакцией на наступление СССР по всему южному фронту, от Греции и Ирана до Китая, Кореи и Вьетнама. А завершилась, как все до недавних пор полагали, крушением в 1989 г. Берлинской стены и воссоединением Германии, с последовавшим в 1991 г. распадом СССР. Однако стремительное расширение НАТО в 1990-х годах на восток, к границам самой России, а затем события в Югославии, Грузии, Украине показали, что Третья мировая отнюдь не закончилась, она продолжается путем окружения и последующего расчленения поверженного противника с целью не дать ему подняться на ноги и восстановить свой военный потенциал.
Набирает все большие масштабы и темпы противостояние «бедный Юг - богатый Север», по сути Четвертая мировая война, в которой Россия и США уже не враги, а союзники. Она началась в 1948 г. в Палестине между арабами и евреями. За ней последовало еще несколько арабо-израильских войн, затем перекинулась в Ливан, а оттуда - на Балканы (в Косово и Македонию), наконец, вспыхнула в Афганистане и Ираке. Причины и логику этой войны невозможно понять, если не знать, что за исламскими моджахедами стоит почти миллиардная армия безработных в странах Азии, Африки и Латинской Америки (каждый третий из трудоспособных!).
Субключевой проблемой является демографическая. Несколько лет назад демографы сделали открытие, что при переходе от сельского к городскому образу жизни человек теряет потребность в семье и детях. Так, что к концу ХХI века на планете не будет не только дюжины миллиардов, но, наоборот, как в сегодняшней России, начнется по нарастающей вырождение и вымирание мирового народонаселения. Нарастает значение не только количественной, но и качественной стороны демографических процессов. По последним оценкам, в развитых странах осталось не более пяти процентов полностью здоровых и еще десятка два процентов – «практически здоровых», т.е. с какими-то сравнительно незначительными изъянами. Остальные 70-80% - «хроники», т.е. с какими-то постоянными, серьезными болезнями. Какое потомство дадут такие родители? Еще хуже, и по нарастающей.
Российский демограф А.И. Антонов, почти полвека изучавший этот процесс, изобразил его в виде двухструнного «фонтана». Его «внутренняя струя» изображает взлет и падение населения развитых стран мира уже в первой четверти текущего века, а «внешняя» – тот же процесс для всего остального мира на протяжении второй его половины. Наверное, так бы все и произошло в обозримом будущем. Если бы в демографические процессы не вмешалась «компьютеризация».
Второй субключевой проблемой является научно-техническая. Она вызвана необходимостью гуманизации объективного процесса компьютеризации общества и киборгизации личности. Темпы и масштабы развития Интернета таковы, что воцарение его первого грядущего поколения (практически в опытных образцах оно уже появилось) следует ожидать в рамках первой четверти наступившего столетия. Может быть, даже в следующем десятилетии. Второе поколение должно придти не позже второй четверти. Может быть, даже раньше рубежа первой и второй четверти. Тогда третье поколение надо ждать не позже - может быть, даже раньше третьей четверти. А четвертое самое позднее, на протяжении второй половины XXI века. Словом, речь идет не о веках и тысячелетиях, а о десятилетиях и считанных годах. Тем больше резона начинать прогнозное обоснование процесса гуманизации перехода от человечества к постчеловечеству.
Кто может и должен найти не теоретическое, а практическое решение глобальных проблем современности? Только глобальное, мировое правительство. Такое правительство существует уже полтора десятка лет. Оно находится в Вашингтоне (округ .Колумбия, США) и как умеет правит миром: одной рукой пытается доконать побежденного в Третьей ("холодной") мировой войне соперника, а другой - вместе с этим соперником - отбиться от наседающего миллиарда безработных в странах "третьего мира" с авангардом в виде бессчетных "международных террористов". По своему собственному усмотрению оккупирует одни страны, производит госперевороты в других и понятия не имеет, что современный Рим обречен на падение и, в лучшем случае, на новое Средневековье. А в худшем - на давно ожидаемое "скончание веков" на протяжении самое большее ближайших десятилетий. Может быть, если не эта, то хоть какая-то другая прогнозная информация заставит людей и их правителей очнуться от текущей суеты сует?.. (Бестужев-Лада И.В. Глобальный технологический прогноз на XXI век. – Социологические исследования. – 2007. – № 4). |
«Первый вал» глобальных проблем – процесс урбанизации в мире отсталых стран (включая в данном случае и Россию) и прямо противоположный процесс дезурбанизации в благополучных передовых странах. Сложнее «второй вал» - экологическая проблема. Видимо, понадобится еще несколько «чернобылей», один кошмарнее другого, прежде чем люди поймут, что ужиться с природой важнее, чем все транспортные и бытовые удобства.
Еще сложнее «третий вал»- культура людей. С последней четверти ХХ века мы видим самое настоящее засилье антикультуры - неуклонно растущее и грозящее человечеству массовым растлением, разложением общества заживо задолго до демографической кончины. Тут как с курением. Все знают, что курить вредно, что никотин сокращает жизнь человека минимум на десяток-другой лет и делает гибель организма гораздо более мучительной. Тем не менее, в России курит подавляющее большинство мужчин и растущие десятки процентов женщин. На Востоке до такого массового "самоубийства" еще не дошли, на Западе - давно миновали. Понятно, что корень решения проблемы - в уровне культуры людей. Вопрос: кто будет поднимать этот уровень? Семья? Но она в упадке и распаде. Школа? Но тут мы переходим к следующему, четвертому по счету «валу» - анахронизму нынешней системы образования и науки в мире вообще и в России, в особенности. Необходимо модернизировать не только школу, но все девять подсистем образования: 1) родителей - начиная с будущих родителей в школе и кончая будущими родителями ожидаемого ребенка, а также молодыми родителями и молодыми, сорокалетними бабушками-дедушками; 2) всеобщего бесплатного дошкольного образования для всех детей трех-шести лет; 3) подсистему начальной школы для детей до десяти лет; 4) средней школы для подростков до 14 лет, когда они становятся гражданами страны с паспортом в кармане; 5) профессиональных колледжей для молодежи до двадцати лет - со стажировкой в последние два-три года по месту будущей работы; 6) постоянного повышения квалификации и периодической переподготовки кадров; 7) общего самообразования взрослых; 8) дополнительного образования (школьные и районные "клубы по интересам"); 9) подготовки дипломированных специалистов: два-три года бакалавриата (для подавляющего большинства студентов), два-три года магистратуры для будущих преподавателей вузов и/или ученых и два года докторантуры для нескольких процентов будущих руководителей НИИ и ВУЗа или по особенно сложным профессиям. "Пятый вал", еще более сложный и грозный, - растущее порабощение человека наркотиками, начиная с относительно слабых (никотин и алкоголь) и кончая очень сильными, сводящими человека в могилу за несколько лет. Только в самом конце XX века обнаружилось, что наркотики - и сильные, и слабые - губят не только сотни миллионов людей (масштабы мировой войны!), но и целые грядущие поколения. Обнаружилось, что пачка сигарет в день с 16-18 лет сводит в могилу 8-9 человек из десяти задолго до 60 лет - на 15-20 лет раньше, чем у некурящих (средняя продолжительность жизни мужчин в России, три четверти из которых курящие, - 59 лет; это означает, что подавляющее большинство умирает самое позднее на шестом десятке лет). Обнаружилось также, что ежедневный стакан-другой крепкого спиртного с 16-18 лет сводит в могилу 8-9 человек из десяти до 50 лет (в России это относится примерно к двадцати процентам населения - каждый пятый!). При этом после нескольких лет такого пьянства потомство на 80-90% получается заведомо ущербным, это доказано статистикой. Наконец, обнаружилось, что собственно наркотики с 16-18 лет сводят в могилу 8-9 человек из десяти до 30 лет. При этом обычно никакого потомства уже не бывает. А если и бывает, то лучше, если бы его не было совсем. В России счет наркоманам совсем недавно шел на тысячи, сегодня - на миллионы, по нарастающей. «Шестой вал» - это преступность, выросшая при переходе от сельского к городскому образу жизни на несколько порядков и превратившаяся в организованную преступность, по сути тотальную мафизацию общества.
Каковы же предпосылки преодоления глобальных проблем? Ученые, философы и политики приходят выводу, что нужна новая парадигма устойчивого развития человечества, основополагающими ориентирами которой является баланс социальной, экономической и экологической составляющих. Конференция ООН по окружающей среде и развитию прошла в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года, в ней участвовали главы государств и правительств 180 стран мира.
Мировое сообщество все отчетливее осознает, что реализация концепции устойчивого развития требует серьезной корректировки шкалы жизненных ценностей с наращиванием удельного веса моральных и духовных компонент. Наиболее болезненно воспринимается стержневая составляющая такой корректировки: погот сводит в могилу 8-9 человек из десяти задолго до 60 лет - на 15-20 лет раньше, чем у некурящих (средняя продолжительность жизни мужчин в России, три четверти из которых курящие, - 59 лет; это означает, что подавляющее большинство умирает самое позднее на шестом десятке лет). Обнаружилось также, что ежедневный стакан-другой крепкого спиртного с 16-18 лет сводит в могилу 8-9 человек из десяти до 50 лет (в России это относится примерно к двадцати процентам населения - каждый пятый!). При этом после нескольких лет такого пьянства потомство на 80-90% получается заведомо ущербным, это доказано статистикой. Наконец, обнаружилось, что собственно наркотики с 16-18 лет сводят в могилу 8-9 человек из десяти до 30 лет. При этом обычно никакого потомства уже не бывает. А если и бывает, то лучше, если бы его не было совсем. В России счет наркоманам совсем недавно шел на тысячи, сегодня - на миллионы, по нарастающей. «Шестой вал» - это преступность, выросшая при переходе от сельского к городскому образу жизни на несколько порядков и превратившаяся в организованную преступность, по сути тотальную мафизацию общества.
Каковы же предпосылки преодоления глобальных проблем? Ученые, философы и политики приходят выводу, что нужна новая парадигма устойчивого развития человечества, основополагающими ориентирами которой является баланс социальной, экономической и экологической составляющих. Конференция ООН по окружающей среде и развитию прошла в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года, в ней участвовали главы государств и правительств 180 стран мира.
Мировое сообщество все отчетливее осознает, что реализация концепции устойчивого развития требует серьезной корректировки шкалы жизненных ценностей с наращиванием удельного веса моральных и духовных компонент. Наиболее болезненно воспринимается стержневая составляющая такой корректировки: погоня за максимальной прибылью — фундамент нынешних рыночных экономик – не может рассматриваться далее как ведущая движущая сила развития общества. Именно здесь заключается источник многих драматических конфликтов XXI века.