Феномен и сущность глобализации. Объективные и субъективные аспекты глобализации

Россия в глобализированном мире: альтернативы развития

Классификация глобальных проблем и пути преодоления глобальных кризисных явлений.

Феномен и сущность глобализации. Объективные и субъективные аспекты глобализации

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

РАЗДЕЛ III. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

ПЛАН:

Глобализация– это процесс универсализации, становления единых для всей планеты Земля структур, связей и отношений в различных сферах жизни общества. Феномен глобализации, воспринимаемый как объективная реальность, заявляет о себе замкнутостью глобального пространства, единым мировым хозяйством, всеобщей экологической взаимозависимостью, глобальными коммуникациями и др. Существенный вклад в разработку теории глобализации внесли работы Р. Робертсона, И. Валлерстайна, Э. Гидденса, М. Кастельса, У. Бека, А. Уткина, А. Чумакова и др. Просматри­вается широкое и узкое толкование понятия глобализации: от обозначения особой стадии всемирно-истори­ческого процесса до наименования конкретных явлений и тенденций. Говорят о «глобальных вызо­вах», «глобальной экономике» или «глобальной бе­зопасности», называют признаки-тенденции, вроде размывания национальных барьеров в экономике или суверенитета государств, отождествляют с ин­формационной или технологической революциями. Например, под глобализацией понимают «обще­ственный процесс, в ходе которого уменьшается зависимость социального и культурного развития от географического фактора, и это во все большей степени осознается людьми» (М. Уотерс); по опреде­лению Международного валютного фонда, это «ин­тенсивная интеграция как рынков товаров и услуг, так и капитала».

Будучи символом всеобщего, глобализация, од­нако, в ее гуманистическом смысле и толковании не имеет ничего общего с унификацией, стандар­тизацией и обезличиванием. Глобализация — это то, что свойственно и принадлежит всем, не тре­буя ни от кого отказа от своей индивидуальности и своеобразия. С другой стороны, все глобальное перестает быть только локальным, частным и авто­номным и становится общим достоянием.

Сущность глобализации открывается в явле­ниях и процессах более глубокого уровня, чем она предстает в феноменологическом срезе. Отправ­ным пунктом является осознание и признание объективного факта: в мире возникли вопро­сы и проблемы, которые ни одна страна и народ не могут решить автономно, изолированно и без­относительно друг от друга. Благодаря развитию информационных технологий, преодолевающих любые организационные ограничения и поли­тический контроль, произошло такое уплотне­ние, сжатие мирового пространства и времени, что привычные, накатанные способы и механиз­мы взаимодействия и сотрудничества стран и на­родов уже не срабатывают, не дают ожидаемого результата и эффекта. Важно не только признать вза­имозависимость как тенденцию и потребность глоба­лизирующегося общества, но сделать ее принципом, законом сосуществования и солидарности людей.

Противоречия глобализации.Процессы глобали­зации наталкиваются на многочисленные прегра­ды, порожденные не только инерцией прошлого, но и внутренними противоречиями самой глоба­лизации. Особенно сильное противодействие вы­зывают милитаристские и неолиберальные формы и методы глобализации. Возникающие противоречия носят политический, экономический, техно­логический и культурный характер. На отдельных участках эти (и другие) ограничители существенно тормозят глобализацию, а иногда и поворачивают ее вспять. Под их воздействием процессы глобали­зации все чаще принимают форму регионализации (ЕЭС, НАФТА, НАТО, АСЕАН и т. п.). Возникают и международные протестные (антиглобалистские) движения, организованная преступность и международный терроризм.

Экономические основы глобализации на­талкиваются не только на политические инте­ресы национальных хозяйств (протекционизм), но и на технико-экономические ограничители. Современные средства коммуникации несколько ослабляют террито­риальный императив, но только частично. Тем более что в условиях постиндустриального общества, с его упором на творческие (интеллектуальные) факто­ры, появляется новый императив формирования местных кластеров: творческая мысль для своего развития требует непосредственного общения мыс­лящих личностей (компьютерное общение намного менее эффективно). Появляются технополисы, фи­нансовые центры, центры деловых услуг и др. виды кластеров. Иначе говоря, возникают новые центры власти, а глобальные рынки становятся не столько свободными, сколько олигополистическими.

Политические императивы глобализации пре­имущественно определяются экономическими соображениями: стремлением укрепить миро­хозяйственные позиции «своего» национально­го хозяйства, «своих» предпринимателей, а также давлением более сильных держав и ТНК. Внутренняя логика по­литической жизни большинства стран скорее враж­дебна глобализации нежели благосклонна к ней. Отказ от защиты национальных интересов, как пра­вило, самоубийственен для политических деятелей. В более ши­роком плане глобализация сулит сокращением ра­бочих мест многим слоям населения промышленно развитых стран (особенно в свете конкуренции бо­лее дешевой рабочей силы развивающихся стран) и поэтому будет порождать широкое протестное движение в капиталистическом мире.

Воздействие глобализации на культурные аспек­ты общественной жизни не менее противоречиво. С одной стороны, глобализация значительно рас­ширяет ареал культурного общения, обмена замыс­лами и интеллектуальными достижениями, дает небывалый импульс новым творческим начинани­ям, развитию науки и техники. С другой стороны, глобализация разрушает культурные устои сложив­шихся обществ, их историческое наследие и само­бытность. Культура является иммунной системой общества, основа его успешного противостояния разрушительным внешним воздействиям. В то же время важнейшим средством сплачивания обще­ства часто становится «образ врага»- концепция, пронизывающая многие стороны духовной и куль­турной жизни (религию, этнос, национальное ми­ровоззрение).

Появляются идеи, констатирующие сворачивание глобализации, рост влияния государства и национальных интересов, неустранимость национально-государственного влияния в ТНК и пестроте национальных инноваций. Обосновывается необходимость смены методологий, перехода от констатации эклектического состояния и иронии невнятного постмодерна к внятному Третьему модерну как самого Запада, так и незападных стран.

В субъективном срезе процесса глобализации выделяются следующие моменты: западная культу­ра предлагается миру как единственно универсаль­ная и прогрессивная, а вестернизация — как меха­низм реализации этого проекта; предпринимаются попытки доказать и убедить людей в том, что то­тальная унификация мира безальтернативна; ши­роко распространяется мнение, что либеральная (неолиберальная) экономика и демократия не ис­черпали своего созидательного потенциала и явля­ются главными инструментами глобализирующе­гося мира; настойчиво разрушаются представления о государстве, которому противопоставляется «гло­бальное свободное общество»; культурная экспан­сия конвертируется в экономическую зависимость; приватизируется политика, поскольку в нее все чаще и интенсивнее вторгаются частные акторы, принимая на себя функции, ранее принадлежавшие государству; воздействие на сознание людей пре­вратилось в высокодоходный бизнес.

Объективный аспект проблемы включает следу­ющие моменты: цель глобализации на современном этапе (в плане объективного хода исторического развития) заключается в том, чтобы создать усло­вия качественного перехода общества (экономического, политического, социального) в глобальное общество, доминантой которого станет духовное производство и глобальное сознание; неизбежную тесноту взаимодействия и формирования глобаль­ного общества следует строить по принципу сочета­ющегося, а не унифицированного единства культур, ненасильственного построения наднациональ­ных структур и консенсусных форм управления и координации; необходимы равноправный диалог культур через поиск «площадок» бесконфликтного сотрудничества и веротерпимость, выравнивание цивилизационного уровня развития.

В качестве объективного основания деления всей истории человечества А.Н. Чумаков берет масштаб происходивших событий и выделяет четыреосновные эпохи становления глобальных связей (отношений), которые сопутствуют историческому развитию с момента возникновения общества до обозримого будущего:

1. Эпоха фрагментарных событий и локальных социальных связей, отсчет которой можно вести с момента появления человека 5-3 млн. лет тому назад и до завершения неолитической революции, т. е. до возникновения и формирования первых государств около 7—3 тыс. лет до н.э.

2. Эпоха региональных событий и территориально ограниченных международных отношений. Она длится от завершения неолитической революции, когда уже сформировались государства (7—3 тыс. лет до н.э.), до начала эпохи Великих географических открытий, т. е. до эпохи Возрождения.

3. Эпоха глобальных событий и всеобщей экономической и социально-политической зависимости, продолжавшаяся от Великих географических открытий до середины XX в., когда мир стал целостным в географическом, экономическом, политическом и экологическом отношении.

4. Эпоха космической экспансии и космических конфликтов, начавшаяся с запуском в 1957 г. первого искусственного спутника Земли, которая продолжится как минимум в обозримом будущем. В это время мир окончательно замкнется также информационно.

Переход от одной эпохи к другой каждый раз сопровождался расширением масштаба, территориальных пределов, в рамках которых происходящие события сохраняли свою целостность, обнаруживали, в конечном счете, общую тенденцию и определенную логику развития.

Итак, глобализация — это многоаспектный естественноисторический процесс становления в масштабах планеты целостных структур и связей, которые имманентно присущи мировому сообществу людей, охватывают все его основные сферы и проявляются тем сильнее, чем дальше человек продвигается по пути научно-технического прогресса и социально-экономического развития.

На определенном этапе глобализации перед человечеством объективно возникают кризисные процессы, которые осознаются как глобальные проблемы.

2. Классификация глобальных проблем и пути преодоления глобальных кризисных явлений. Классификация помогает глубже понять существо проблем, наметить пути их решения. Один из вариантов разработан отечественными учеными И.Т. Фроловым и В.В. Загладиным. Согласно этому варианту все глобальные проблемы делятся на три большие группы. Первую группу составляют те проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток—Запад», богатые и бедные страны и др. Эти проблемы следует назвать интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка. Вторая группа объединяет те проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства. Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой «индивид-общество». Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Сюда относятся проблемы здравоохранения и образования, а также вопросы контроля за численностью народонаселения.

Более современным вариантом классификации является предложенный И.В. Бестужевым-Лада прогнозный вариант классификации глобальных проблем[120], по степени их влияния на процесс гуманизации планеты в XXI веке. Все проблемы он называет грядущими, как девятый вал надвигающегося шторма. Среди них выделяются одна ключевая проблема – военно-политическая (девятый вал), две субключевые проблемы – демографическая и научно-техническая (восьмой и седьмой вал), а также шесть производных.

Глобальной ключевой проблемой в первой половине XX века была победа в надвигающейся и разражающейся мировой войне - Первой или Второй. Во второй половине того же века такой проблемой стала победа в «холодной войне» (она же - гонка вооружений СССР-США), которая на по­верку оказалась, по сути, Третьей мировой войной, включавшей множество вполне «горячих» малых войн с числом жертв, сопоставимым, по меньшей мере, с Первой ми­ровой войной, и с аналогичным конечным результатом - капитуляцией и развалом од­ной из империй, претендовавших на мировое господство. Эта война официально нача­лась в 1946 г. знаменитой Фултонской речью Черчилля - реакцией на наступление СССР по всему южному фронту, от Греции и Ирана до Китая, Кореи и Вьетнама. А завершилась, как все до недавних пор полагали, крушением в 1989 г. Берлинской сте­ны и воссоединением Германии, с последовавшим в 1991 г. распадом СССР. Однако стремительное расширение НАТО в 1990-х годах на восток, к границам самой России, а затем события в Югославии, Грузии, Украине показали, что Третья мировая отнюдь не закончилась, она продолжается путем окружения и последующего расчленения по­верженного противника с целью не дать ему подняться на ноги и восстановить свой военный потенциал.

Набирает все большие масштабы и темпы противостояние «бедный Юг - богатый Север», по сути Четвертая мировая война, в которой Россия и США уже не враги, а союзники. Она началась в 1948 г. в Палестине между ара­бами и евреями. За ней последовало еще несколько арабо-израильских войн, затем перекинулась в Ливан, а оттуда - на Балканы (в Косово и Македонию), наконец, вспыхнула в Афганистане и Ираке. Причины и логику этой войны невозможно понять, если не знать, что за исламски­ми моджахедами стоит почти миллиардная армия безработных в странах Азии, Африки и Латинской Америки (каждый третий из трудоспособных!).

Субключевой проблемой является демографическая. Несколько лет назад демографы сделали открытие, что при переходе от сельского к городскому образу жизни человек теряет потребность в семье и детях. Так, что к концу ХХI века на планете не будет не только дюжины миллиардов, но, наоборот, как в сегодняшней России, начнется по нарастающей вырождение и вымирание мирового народонаселения. Нарастает значение не только количественной, но и качественной стороны демографических процессов. По последним оценкам, в развитых странах осталось не более пяти процентов полностью здоровых и еще десятка два процентов – «практически здо­ровых», т.е. с какими-то сравнительно незначительными изъянами. Остальные 70-80% - «хроники», т.е. с какими-то постоянными, серьезными болезнями. Какое потом­ство дадут такие родители? Еще хуже, и по нарастающей.

Российский демограф А.И. Антонов, почти полвека изучавший этот процесс, изоб­разил его в виде двухструнного «фонтана». Его «внутренняя струя» изображает взлет и падение населения развитых стран мира уже в первой четверти текущего века, а «внешняя» – тот же процесс для всего остального мира на протяжении второй его полови­ны. Наверное, так бы все и произошло в обозримом будущем. Если бы в демо­графические процессы не вмешалась «компьютеризация».

Второй субключевой проблемой является научно-техническая. Она вызвана необходимостью гуманизации объективного процесса компьюте­ризации общества и киборгизации личности. Темпы и масштабы развития Интернета таковы, что воца­рение его первого грядущего поколения (практически в опытных образцах оно уже появилось) следует ожидать в рамках первой четверти наступившего столетия. Может быть, даже в следующем десятилетии. Второе поколение должно придти не позже второй четверти. Может быть, даже раньше рубежа первой и второй четверти. Тогда третье поколение надо ждать не позже - может быть, даже раньше третьей четверти. А четвертое самое позднее, на протяжении второй половины XXI века. Словом, речь идет не о веках и тысячелетиях, а о десятилетиях и считанных годах. Тем больше резона начинать прогнозное обоснование процесса гуманизации перехода от человечества к постчеловечеству.

 

Кто может и должен найти не теоретическое, а практическое решение глобальных проблем современности? Только глобальное, мировое правительство. Такое правительство существует уже полтора десятка лет. Оно находится в Вашингтоне (округ .Колумбия, США) и как умеет правит миром: одной рукой пытается доконать побежденного в Третьей ("холодной") мировой войне соперника, а другой - вместе с этим соперником - отбиться от наседающего миллиарда безработных в странах "третьего мира" с авангардом в виде бессчетных "международных террористов". По своему собственному усмотрению оккупирует одни страны, производит госперевороты в других и понятия не имеет, что современный Рим обречен на падение и, в лучшем случае, на новое Средневековье. А в худшем - на давно ожидаемое "скончание веков" на протяжении самое большее ближайших десятилетий. Может быть, если не эта, то хоть какая-то другая прогнозная информация заставит людей и их правителей очнуться от текущей суеты сует?.. (Бестужев-Лада И.В. Глобальный технологический прогноз на XXI век. – Социологические исследования. – 2007. – № 4).

 

«Первый вал» глобальных проблем – процесс урбанизации в мире отсталых стран (включая в данном случае и Россию) и прямо противоположный процесс дезурбанизации в благополучных передовых странах. Сложнее «второй вал» - экологическая проблема. Видимо, понадобит­ся еще несколько «чернобылей», один кошмарнее другого, прежде чем люди поймут, что ужиться с природой важнее, чем все транспортные и бытовые удобства.

Еще сложнее «третий вал»- культура людей. С последней четверти ХХ века мы видим самое настоящее засилье антикультуры - неуклонно растущее и грозящее человечеству массовым растлением, разложением общества заживо задолго до демографической кончины. Тут как с курением. Все знают, что курить вредно, что никотин сокращает жизнь человека минимум на десяток-другой лет и делает гибель организма гораздо более мучительной. Тем не менее, в России курит подавляющее большинство мужчин и растущие десятки процентов женщин. На Востоке до такого массового "са­моубийства" еще не дошли, на Западе - давно миновали. Понятно, что корень реше­ния проблемы - в уровне культуры людей. Вопрос: кто будет поднимать этот уро­вень? Семья? Но она в упадке и распаде. Школа? Но тут мы переходим к следующему, четвертому по счету «валу» - анахронизму нынешней системы образования и науки в мире вообще и в России, в особенности. Необходимо модерни­зировать не только школу, но все девять подсистем образования: 1) родителей - начиная с будущих родителей в школе и кончая будущими родителями ожидаемого ребенка, а также молодыми родителями и молодыми, сорокалетними бабушками-де­душками; 2) всеобщего бесплатного дошкольно­го образования для всех детей трех-шести лет; 3) подсистему начальной школы для детей до десяти лет; 4) средней школы для под­ростков до 14 лет, когда они становятся гражданами страны с паспортом в кармане; 5) профессиональных колледжей для молодежи до двадца­ти лет - со стажировкой в последние два-три года по месту будущей работы; 6) постоянного повышения квалификации и периодической переподготовки кадров; 7) общего самообразования взрослых; 8) допол­нительного образования (школьные и районные "клубы по интересам"); 9) подготовки дипломированных специалистов: два-три года бакалавриата (для подавляющего большинства студентов), два-три года магистратуры для будущих препода­вателей вузов и/или ученых и два года докторантуры для нескольких процентов буду­щих руководителей НИИ и ВУЗа или по особенно сложным профессиям. "Пятый вал", еще более сложный и грозный, - растущее порабощение человека наркотиками, начиная с относительно слабых (никотин и алкоголь) и кончая очень сильными, сводящими человека в могилу за несколько лет. Только в самом конце XX века обнаружилось, что наркотики - и сильные, и слабые - губят не только сотни миллионов людей (масштабы мировой войны!), но и целые гря­дущие поколения. Обнаружилось, что пачка сигарет в день с 16-18 лет сводит в моги­лу 8-9 человек из десяти задолго до 60 лет - на 15-20 лет раньше, чем у некурящих (средняя продолжительность жизни мужчин в России, три четверти из которых куря­щие, - 59 лет; это означает, что подавляющее большинство умирает самое позднее на шестом десятке лет). Обнаружилось также, что еже­дневный стакан-другой крепкого спиртного с 16-18 лет сводит в могилу 8-9 человек из десяти до 50 лет (в России это относится примерно к двадцати процентам населе­ния - каждый пятый!). При этом после нескольких лет такого пьянства потомство на 80-90% получается заведомо ущербным, это доказано статистикой. Наконец, обнару­жилось, что собственно наркотики с 16-18 лет сводят в могилу 8-9 человек из десяти до 30 лет. При этом обычно никакого потомства уже не бывает. А если и бывает, то лучше, если бы его не было совсем. В России счет наркоманам совсем недавно шел на тысячи, сегодня - на миллионы, по нарастающей. «Шестой вал» - это преступность, выросшая при переходе от сельского к городскому образу жизни на несколько порядков и превратившаяся в организованную преступность, по сути тотальную мафизацию общества.

Каковы же предпосылки преодоления глобальных проблем? Ученые, философы и политики приходят выводу, что нужна новая парадигма устойчивого развития человечества, основополагающими ориентирами которой является баланс социальной, экономической и экологической составляющих. Конференция ООН по окружающей среде и развитию прошла в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года, в ней участвовали главы государств и правительств 180 стран мира.

Мировое сообщество все отчетливее осознает, что реализация кон­цепции устойчивого развития требует серьезной корректировки шкалы жизненных ценностей с наращиванием удельного веса моральных и ду­ховных компонент. Наиболее болезненно воспринимается стержневая составляющая такой корректировки: погот сводит в моги­лу 8-9 человек из десяти задолго до 60 лет - на 15-20 лет раньше, чем у некурящих (средняя продолжительность жизни мужчин в России, три четверти из которых куря­щие, - 59 лет; это означает, что подавляющее большинство умирает самое позднее на шестом десятке лет). Обнаружилось также, что еже­дневный стакан-другой крепкого спиртного с 16-18 лет сводит в могилу 8-9 человек из десяти до 50 лет (в России это относится примерно к двадцати процентам населе­ния - каждый пятый!). При этом после нескольких лет такого пьянства потомство на 80-90% получается заведомо ущербным, это доказано статистикой. Наконец, обнару­жилось, что собственно наркотики с 16-18 лет сводят в могилу 8-9 человек из десяти до 30 лет. При этом обычно никакого потомства уже не бывает. А если и бывает, то лучше, если бы его не было совсем. В России счет наркоманам совсем недавно шел на тысячи, сегодня - на миллионы, по нарастающей. «Шестой вал» - это преступность, выросшая при переходе от сельского к городскому образу жизни на несколько порядков и превратившаяся в организованную преступность, по сути тотальную мафизацию общества.

Каковы же предпосылки преодоления глобальных проблем? Ученые, философы и политики приходят выводу, что нужна новая парадигма устойчивого развития человечества, основополагающими ориентирами которой является баланс социальной, экономической и экологической составляющих. Конференция ООН по окружающей среде и развитию прошла в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года, в ней участвовали главы государств и правительств 180 стран мира.

Мировое сообщество все отчетливее осознает, что реализация кон­цепции устойчивого развития требует серьезной корректировки шкалы жизненных ценностей с наращиванием удельного веса моральных и ду­ховных компонент. Наиболее болезненно воспринимается стержневая составляющая такой корректировки: погоня за максимальной прибы­лью — фундамент нынешних рыночных экономик – не может рассмат­риваться далее как ведущая движущая сила развития общества. Именно здесь заключается источник многих драматических конфликтов XXI века.