СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Лекция 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТНОСОВ

Любая наука начинается со сбора и упорядочения информации о предмете ее исследования, т.е. с систематизации и классификации. Но чтобы классификация стала всеобъемлющей и пригодной для разных целей, она по своей природе должна отражать структуру классифицируемых объектов и опираться на соответствующие целевые установки и принципы. Результатом процесса классификации, как правило, являются концепции и теории, закономерности и законы данной конкретной науки. В этом отношении этнология не составляет исключения.

Этническое изучение народов мира требует их научной классификации. Ее принципы разнообразны и разработаны на основе собственно этнологических методов и методов смежных наук и базируются на критериях, отличающих одни этносы или этнические группы от других. Таких критериев может быть довольно много в зависимости от конкретных задач исследования. Однако ни один отдельно взятый принцип или критерий классификации не дает исчерпывающей этнологической характеристики народа. Одни критерии классификации основаны в первую очередь на исследовании этнической принадлежности народов, их происхождения и путей формирования, и здесь первостепенное значение имеют данные сравнительно-исторического языкознания, антропологии, систематизированные сведения о материальной и духовной культуре. Другие критерии исходят из анализа явлений, свойственных разным народам и их группам, независимо от этнической принадлежности, наличия или отсутствия культурных контактов. Это прежде всего признаки хозяйственной деятельности, зависевшие в прошлом в большей мере от природно-географических условий, экологии и в значительно меньшей степени — от этнических и культурных традиций. При этом происходит группирование народов по уровню развития социальных отношений, а также религиозной принадлежности.

Исходя из критериев совокупных антропологических признаков, совместного проживания на одной или нескольких территориях, типа этнической общности, общих особенностей быта и культуры, общей исторической судьбы, языкового родства, можно разделить все народы по следующим основаниям: географическому, антропологическому, языковому и хозяйственно-культурному.

Географическая классификация опирается на факт географического соседства народов и отражает совместный характер их проживания в пределах какой-то определенной, чаще всего обширной территории. Посредством географической классификации выделяются условные географические регионы, в которых расселены различные народы мира. Так появились понятия «народы Кавказа», «народы Восточной Европы» и т.д. Подобное географическое объединение народов возможно лишь в той мере, в какой географический принцип классификации совпадает с этническим. Этот принцип классификации используется довольно широко, поскольку он применим к обширным зонам, в пределах которых наблюдается его относительное совпадение с этническим принципом.

Географическая классификация не отвечает на вопросы о происхождении народов, процессах их формирования, хозяйственном и культурном облике, об уровне социально-экономического развития, но позволяет пространственно упорядочить и распределить этносы по регионам. Она используется при внешнем описании, а не при детальном исследовании народов. На более низком уровне, в пределах пространственно незначительных территорий последовательное проведение географической классификации этносов приводит к непреодолимым противоречиям с представлениями о родстве этнических групп. Поэтому географическая классификация носит вспомогательный характер и используется лишь в той степени, в какой она обнаруживает свое совпадение с группированием народов по другим критериям, т.е. только в рамках крупных регионов. При классификации этносов внутри ограниченных областей от нее приходится отказываться.

Единой принятой во всех странах географической классификации не существует. Самое простое деление: народы Австралии и Океании, народы Азии, народы Америки, народы Африки, народы Европы.

Расовые признаки. Антропологическая классификация делает акцент не на культурном, а на биологическом, генетическом родстве между различными этническими группами. Однако только генетические взаимосвязи не позволяют выделить четкий набор объективных критериев для разделения людей по определенным типам. Поэтому в этнологии используется множество методов определения родственных взаимоотношений между народами; чаще всего этнологи исходят из расовых различий между этносами, которые составляют , основу антропологической классификации.

Биологически человечество едино, все люди нашей планеты относятся к одному биологическому виду. Но современная этническая картина мира убедительно показывает, что существует бесспорная биологическая реальность фенотипического разнообразия людей, т.е. между людьми имеются физические (телесные) различия. Обычно они определяются визуально (цвет кожи, лицевые черты, строение скелета, тип волос и т.д.). Особенно заметны в этом отношении телесные, или антропологические, различия между территориальными группами людей, удаленными друг от друга и живущими в различной естественно-географической обстановке. Это фенотипическое разнообразие отражает прежде всего способность любых форм жизни к эволюции, через механизм которой и возникает разнообразие человеческих типов. В повседневной жизни и в науке подобные различия между физическими типами людей обычно называют расовыми. Они представляют собой адаптацию этносов к особому типу природных условий и всегда имеют групповой характер, выявляясь полностью только при сопоставлении человеческих коллективов. Расовые различия всегда наследственны: они передаются от родителей к детям на протяжении многих поколений. Поэтому для изучения этих различий огромное значение имеют данные науки о наследственности — генетики. Сходство многих наследственных физических признаков у разных людей или целых их групп служит веским доказательством общности их происхождения или генетического родства.

Итак, особенности физического строения людей, передаваемые по наследству и характерные для больших групп людей, называют расовыми признаками. Важнейшими из них являются следующие:

1) форма волос. Здесь учитываются две особенности — жесткость и извилистость. Площадь сечения жесткого волоса в 2 раза больше, чем мягкого. По извилистости волосы разделяют на прямые, широковолнистые, узковолнистые, курчавые разных степеней. Извилистость волос определяется расположением их корней в коже и формой поперечного сечения волоса. Прямой волос выходит из кожи под углом, близким к прямому, и корень его не имеет изгиба. У волнистых волос корень изогнут и угол выхода более острый. У курчавых волос изгиб корня еще больше, а угол выхода еще меньше. Поперечное сечение прямых волос по форме близко к кругу, а сечение волнистых и курчавых волос овально;

2) третичный волосяной покров. Его развитие оценивается в баллах от 1 (очень слабое) до 5 (очень сильное). При этом учитываются густота волос и площадь поверхности кожи, которую они занимают;

3) цвет кожи. Она может изменяться в диапазоне от бледнорозовой до темно-коричневой и почти черной. Шкала цветов кожи насчитывает 36 оттенков. Наиболее светлая кожа — у жителей Северной Европы, наиболее темная — у жителей Центральной Африки;

4) цвет волос. Принято различать черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие волосы;

5) цвет глаз (окраска радужной оболочки). Темные глаза — черные, карие, желтые; глаза смешанных или переходных цветов — желто-зеленые, зеленые, серые; светлые глаза — светло-серые, голубые, синие;

6) рост. Средняя длина тела человека составляет 165 см для мужчин и 154 см для женщин. Наименьший средний рост на планете зафиксирован у пигмеев бассейна реки Конго — 141 см для взрослого мужчины. Самый высокий средний рост — 182 см — отмечен для населения, живущего южнее озера Чад. Средний рост более 175 см — у черногорцев, шотландцев, шведов, норвежцев, полинезийцев;

7) пропорции тела. По пропорциям соотношения длины конечностей к длине тела, ширине плеч и таза выделяют следующие типы фигур: брахиморфный {брахис— короткий, морфо— форма) тип — относительно короткие руки и ноги, длинное туловище, широкие плечи и таз; долихоморфный (долихос— длинный) типсравнительно длинные конечности, короткое туловище, узкие плечи и таз; мезоморфный (мезос— средний) тип—занимает промежуточное положение между первыми двумя;

8) параметры головы. Здесь основным показателем служит соотношение ширины головы (поперечный диаметр) к длине (продольный диаметр), выраженное в процентах. Соотношение меньше 75,9% — доликефалия (кефалос— голова); между 76 и 80,9% — мезокефалия; больше 81% — брахикефалия. Кроме перечисленных выше расовых признаков антропологи используют такие признаки, как ширина, высота, горизонтальная профилировка лица. выступание челюстей (прогнатизм), наличие эпикантуса (складка кожи верхнего века у внутреннего угла глаза, прикрывающая слезный бугорок), параметры носа, высота и толщина губ.

С учетом всех отмеченных признаков можно дать такое определение расы. Расы это территориальные группы людей, выделяемые на основании их генетического родства, которое проявляется внешне в определенном физическом сходстве по многим признакам. При этом далеко не все телесные наследственные особенности людей могут считаться расовыми, а только те из них, которые имеют известный ареал своего распространения. Наследственный характер и наличие географического ареала распространения — необходимые условия для того, чтобы какой-нибудь конкретный физический признак мог считаться расовым.

Совершенно очевидно, что все описанные выше расовые признаки являются второстепенными, несущественными для общего направления биологической эволюции и исторического развития человечества. Несомненно видовое единство всех современных людей, общность происхождения рас. Изучение расовых признаков очень важно именно для доказательства единства происхождения человечества, равноправия народов и рас, а также для разрешения многих биологических и исторических проблем, связанных с происхождением человека и его рас, их расселением на Земле, смешением и взаимодействием, хотя расовые признаки сами по себе не имеют ничего общего с уровнем общественного развития разных человеческих групп. Эти признаки во многих случаях служат показателями родства и взаимодействия народов, своего рода метками, по которым можно проследить исторические судьбы разных этнических общностей.

Для этого используют те расовые признаки, которые связаны с тонким внутренним строением разных тканей и органов. К числу подобных признаков, имеющих определенные географические ареалы распространения, относятся, например, свойства крови — группа крови и резус-фактор. Так, у европейцев группа крови А встречается чаще, чем В; концентрация носителей группы крови В максимальна в Азии. Также используются данные по особенностям строения зубов, узоров на пальцах и ладонях, цветослепоте и т.д.

Использование в этнологии антропологической классификации обусловлено тем, что язык и культура могут распространяться и без перемещения антропологических типов, но переселение носителей определенных расовых признаков обязательно приносит изменения в культуру и язык. Поэтому антропологические данные играют важную роль в определении тех этнических элементов, из которых сложился данный народ. Когда масса населения, почти однородная по антропологическому составу, разделена на этнические группы, говорящие на разных языках, то следует искать в прошлом историческую общность этих групп. Границы антропологических типов зачастую совпадают с историко-этнографическими областями.

Классификация рас. В отечественной и зарубежной антропологии до сих пор отсутствует единая классификация рас, но наиболее распространенной в настоящее время является классификация, в соответствии с которой выделяются четыре большие расы: 1) европеоиды (евразийская раса); 2) монголоиды (азиатско-американская раса); 3) негроиды (африканская раса); 4) австралоиды (океанийская раса).

Эти расы имеют следующие расовые признаки. У европеоидов беловатый или смугловатый цвет кожи, волосы самых разных оттенков; волнистые или прямые, обычно мягкие, растут на лице и на теле. Нос —узкий, выступающий, скулы выступают слабо, губы тонкие или средней толщины. Глаза разных оттенков, широко открыты, оси их горизонтальны, складка верхнего века, частично прикрывающая его наружную поверхность, отсутствует или развита слабо. Челюстная часть лица почти не выступает вперед.

У австралоидов цвет кожи темный, волосы курчавые или волнистые, темные и жесткие. Скулы выступают вперед умеренно, а челюстная часть лица — значительно, нос широк, губы толстые. На лице и на теле обильно растут волосы.

У монголоидов цвет кожи желтоватый или темно-смуглый, волосы большей частью тугие (жесткие), по форме прямые. Окраска волос и глаз, как правило, черная или темно-коричневая, борода и усы у мужчин появляются поздно и редко достигают большой густоты. Лицо широкое и высокое, уплощенное — скулы сильно выступают, а нос — слабо. Глаза нередко узкие, оси их наклонены, складка верхнего века сильно развита, часто доходит до ресниц. Характерен также эпикантус. Эти признаки характерны для азиатской ветви этой расы. А у индейцев Америки, тоже принадлежащим к монголоидам, лицо совсем не плоское, на нем выдается крупный нос, часто даже с горбинкой. Эпикантус у них развит слабо. Цвет кожи — красноватый.

Для негроидов характерны курчавые, обычно жесткие, черные волосы, очень темный (до шоколадно-коричневых оттенков) цвет кожи, карие глаза. Борода и усы растут плохо, как и у монголоидов. Лицо узкое и низкое, скулы выступают слабо или умеренно. Ширина носа очень велика, почти равна его высоте. Глаза, как и у европейцев, широко открыты, горизонтально расположены, складка верхнего века небольшая. Челюстная часть нередко выступает вперед. Слизистая оболочка рта сильно или даже очень сильно выступает наружу.

Ареалы распространения рас следующие.

Европеоиды сегодня населяют не только Европу. Они занимают всю Северную Африку (алжирцы и египтяне), запад Азии (турки и арабы), Сибирь— русские, почти весь Кавказ, часть Средней Азии, Ирак, Афганистан, Индию. За последние 400 лет европеоиды стали главной частью населения Северной Америки и многих стран Южной Америки.

Негроиды сегодня живут в Африке, на многих островах Тихого океана, очень много в свое время их было привезено в Америку, где и сегодня живут их потомки.

Австралоиды, во многом близкие к негроидам, живут в Австралии, Меланезии.

Монголоиды (азиатская ветвь) населяют Китай, Вьетнам, Японию, Индонезию, Филиппины. К ним относятся казахи, киргизы, некоторые другие народы Средней Азии, коренные народы Севера и Дальнего Востока.

В составе четырех больших рас выделяют примерно 25 малых рас (которые называют иногда этногенетическими пучками или локальными расами). Между большими и малыми расами существует довольно много переходных форм. Например, между негроидами и европеоидами — эфиопы и мулаты; между монголоидами и австралоидами — южноазиатская раса, японцы и т.д. Так, лица эфиопов примерно того же типа, что у их соседей-арабов, а кожа темная,несветлее, чем у представителей многих негрских этносов. У японцев сочетаются одновременно признаки австралоидов, монголоидов и европеоидов.

Расы не могут не смешиваться между собой. Поэтому сейчас у многих людей, на первый взгляд представляющих собой «чистый» тип той или иной большой расы, антропологи находят признаки, свидетельствующие о древних или сравнительно недавних смешениях крови. Так, знаменитый Александр Дюма, автор «Графа Монте-Кристо» и «Трех мушкетеров», был внуком негритянки. А Александр Пушкин был потомком не только знатных русских родов, но и «арапа Петра Великого» (Абрама Ганнибала), привезенного в Россию из Северо-Восточной Африки.

То же происходит и с целыми народами. Например, четыре-пять тысяч лет назад из Азии в Европу пришли племена (предки индоевропейцев) — носители признаков монголоидной расы. Смешавшись с представителями европеоидных народов, они оставили общим потомкам и некоторые особенности своей внешности. Поэтому взгляд специалиста отмечает, например, у некоторых жителей Эстонии близость разреза глаз к монголоидному, некоторую уплощенность лиц.

С юга в Европу в течение тысячелетий проникали африканцы. Примесь их крови антропологи находят не только у испанцев, португальцев, итальянцев, жителей юга Франции, но и дальше на северо-западе — в Ирландии.

Вообще вся история человечества представляет собой историю переселений и завоеваний народов. Народы-завоеватели, пришельцы оказывали довольно большое влияние на культуру завоеванного народа, а антропологические последствия переселений были менее заметны, поскольку завоевателей не может быть слишком много и во всяком случае их значительно меньше, чем коренного населения, даже если часть его истребляется в ходе нашествия. Во внешности общих потомков наследие побежденных чаще всего оказывается гораздо заметнее, чем наследие победителей.

По этим следам антрополог может узнать многое об истории народа, не отраженной ни в фольклоре, ни в письменных источниках, авторы которых предпочитали умалчивать о подобных вещах — всегда приятнее происходить от победителей, чем от побежденных. Так появились многочисленные мифы об истории и происхождении разных народов. И лишь антропологические исследования могут вычленить в них рациональное зерно.

Этническая картина Российской Федерации является достаточно пестрой в расовом аспекте, так как здесь проживают свыше 130 наций, народностей и этнических групп (самый большой этнос русские — насчитывает 120 млн. человек, самая маленькая этническая группа — керки — около 100 человек). В составе населения России этнологи насчитывают 10 малых рас. Это объясняется тем, что в нашей стране проходит граница между основными ареалами распространения двух больших рас — европеоидной и монголоидной. Процессы расового смешения имеют здесь многовековую историю, поэтому населению России никогда не был свойствен расизм как неприятие представителей какой-либо расы.

История расовых теорий. К сожалению, в общем для истории человечества характерны и этноцентризм, и расизм. Еще древнегреческий историк Фукидид сообщал, что персы самым лучшим на свете народом считают себя, а относительно других народов полагают, что они тем хуже, чем дальше живут от Персии; т.е. такой модели отношения к чужеземцам — многие тысячи лет.

Европейская наука (этнология, антропология, культурология) пыталась подвести научную базу под эти взгляды. Например, в биологии имя Карла Линнея глубоко уважается и сегодня. Это великий систематизатор живого мира, во многом заложивший основы современной биологической науки. Менее известно, что он пытался систематизировать и человеческие расы. В его классификации американец — красноват, холерик, строен; европеец — бел, сангвиник, мясист; азиат — желтолик, меланхолик, крепкого сложения; африканец — черен, флегматик, дрябл. Линней также утверждал, что американец — упрям, доволен собой, свободолюбив; европеец — подвижен, остроумен, изобретателен; азиат — жесток, любит роскошь и скуп; африканец — лукав, ленив и равнодушен.

Но откровенно расистские концепции, делавшие вывод о праве на власть предпочитаемой расы (европейцев), появились только в конце XVIII в. Особенно популярны они были в Америке, так как обосновывали рабство тем, что негры — низшая раса и не способны жить без постоянной опеки.

В 1853 г. вышла книга французского графа А. Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас» — настоящий манифест расизма. В этой книге он показывал, что причина, источник разного уровня развития народов и культур состоит в расовых особенностях людей. При этом он исходил из идеи полигенизма—учения, отрицающего единство человеческого рода, считавшего, что каждая раса появилась вполне самостоятельно. Именно поэтому расы различаются не только по «красоте» и внешним признакам, но и по психологическим качествам и умению создавать и усваивать культуру. Дикари являются таковыми, потому что они — представители низших рас и выше им никогда не подняться.

Низшей расой Гобино считал черную, несколько более развитой — желтую. Но единственно способной к прогрессу и созданию полноценной культуры называлась белая раса, особенно ее элита — арийцы. Свой тезис Гобино доказывал, рассматривая развитие десяти цивилизаций, известных в истории человечества (индийская, египетская, ассирийская, греческая, китайская, римская, германская, аллеганская, мексиканская и перуанская), и считая, что они созданы высшей разновидностью белой расы — арийцами. Чтобы доказать это, он использовал самые фантастические допущения (например, он был убежден, что китайская культура создана белыми людьми, прибывшими из Индии). Идеалом для Гобино была германская культура в лице средневекового Рима. Но о будущем человечества ему думалось весьма пессимистически; он сожалел, что белая раса (включая арийцев), создавая повсюду новые типы культуры, смешивалась с другими народами, теряла свою чистоту и изначальный импульс энергии.

Более наукообразное оформление подобные взгляды получили в теориях Ж. Ляпужа во Франции и О. Аммона в Германии. Они выдвигали тезис о зависимости психических качеств людей и их культуры от головного показателя (процентного отношения наибольшей ширины головы к ее наибольшей длине). Согласно данной

«теории», чем длинноголовое человек, тем более он одарен, способен и т.д. Длинноголовые — представители европейской расы, создательницы великих культур в истории человечества. Если же среди европейцев обнаруживаются короткоголовые, то обычно это бедные классы и слои населения, потоки негерманского местного населения, что и объясняет их «неполноценность».

Аналогичные концепции разрабатывал немецкий биолог Л. Вольтман, убежденный в превосходстве европеоидной (кавказской) расы, и английский историк X. Чемберлен, который высшей считал «тевтонскую» расу, наследницу «арийского» духа.

Начало «научным» концепциям расизма положила европейская наука, отражая во многом реальную практику колониализма. Впоследствии постепенно стало формироваться ответное движение со стороны бывших колониальных и зависимых народов, создавших в противовес белому расизму собственные теории о своей расовой исключительности — появились идеи превосходства индийской, японской, африканской, китайской культур и народов над нынешними европейцами. Так, еще в середине XIX в. в Латинской Америке возникло серьезное общественное течение «индеанизм», ставившее своей целью улучшение положения индейцев. От утверждения «индейцы тоже люди» они постепенно пришли к выводу о том, что индейская раса — самая лучшая и высшая, потенциально имеет возможность — и должна — стать самой высокой на Земле. В XX в. сторонники индеанизма уже утверждали, что только чистокровные индейцы имеют право жить на индейской земле. В Мексике в рамках этого течения возникло общество «касканес» («борцы за»), члены которого требовали изгнания из Мексики всех, в ком течет хотя бы капля европейской крови.

В США девиз «черное—прекрасно», под которым выступали многие борцы за равноправие негров, для черных расистов приобрел новое значение: «белое — отвратительно». В Африке в 60-х гг. XX в. после освобождения многочисленных африканских стран от колониальной зависимости бывшим президентом Сенегала Л.С. Сенгору была создана концепция негритюда (расизма наоборот). Он отмечал преимущества и особенности африканцев как детей природы, непосредственно сливающихся с ней, подчиняющихся ее ритмам, запахам, звукам. Поэтому вся африканская культура пронизана ритмами, связывающими ее с космическими колебаниями. Белый же человек — разрушитель, потерявший гармонию в отношениях с самим собой, другими людьми и природой, и его ожидают беды, если он не изменит своей культуры.

Среди различных видов классификаций этносов языковая (лингвистическая) классификация является, пожалуй, самой важной, поскольку она дает наиболее конкретное представление об этническом родстве соответствующих народов, общих истоках происхождения той или иной культуры. Во всех сколько-нибудь полных этнических обзорах народы группируются, как правило, соответственно принципу лингвистической принадлежности.

Языковая панорама современного мира отличается богатством и сложностью. Учеными выявлено около 6000 языков, на которых разговаривают различные этнические общности и группы. Причем только в редких странах люди разговаривают на одном языке (большинство европейских стран), зато в некоторых странах существует более 100 языков (Нигерия, Россия). В настоящее время отдельные . языки распространились далеко за пределы территории их происхождения. В то же время среди многих этнических общностей только часть разговаривает на языке, который считается родным. Поэтому языковая принадлежность и этническое происхождение — явления неодинаковые, и на общем языке могут говорить и те народы, которые имеют разное происхождение. Но в целом языковой принцип классификации сохраняет свое ведущее значение.

В основе языковой классификации лежат два критерия — язык и этническая принадлежность. Язык вообще является основой человеческой культуры, так как представляет собой чисто человеческий способ передачи информации посредством системы специальных символов. Развитие языка шло параллельно с развитием культуры и становлением человека.

Лингвистические исследования в области родства тех или иных языков важны для этнологии как показатели близости культур и соответственно народов, говорящих на этих языках. Обычно при классификации языков народов мира с целью восстановления их генетического родства используются следующие основные разряды (таксоны): говор, диалект, язык, группа родственных языков, языковая семья. При этом родство языков может означать и родство по происхождению, но, как полагают некоторые лингвисты, за время своего существования народ мог неоднократно менять язык, что ограничивает возможности использования лингвистических данных при решении этногенетических задач.

Сравнительное языкознание, основываясь на сравнении фонетики, грамматики, словарного состава, устанавливает наличие (или отсутствие) родства между языками. Это позволяет объединять их в языковые семьи, представляющие собой основные единицы лингвистической классификации. Такого рода языковые семьи появились в процессе развития из «языка-основы». Но поскольку язык — это исторически развивающееся и изменяющееся во времени явление, то родственные по происхождению языки в наше время могут не только сильно различаться, но и не иметь многих признаков, характеризующих их языковую семью в целом, а наличие общих слов не обязательно свидетельствует о родстве языков. Поэтому языки классифицируются не по современному состоянию, а по принципу исторического генетического родства.

Язык — общественное явление и может существовать только в обществе. Возникновение общества и языка как средства передачи социальной информации было неразрывно связано с развитием трудового процесса. Таким образом, языки прошли столь же сложный путь исторического развития, как и этнические общности. И поскольку этносы и языки часто совпадают, языковая классификация составляет одну из основ выделения этнических общностей и установления их происхождения.

Этнологический смысл языковой классификации заключается в том, что народы, принадлежащие к одной языковой семье, обычно имеют общие элементы в своей материальной и духовной культуре. Этнология в языковой классификации исходит из представления о взаимопонимании между людьми, принадлежащими одной этнической группе, а также учитывает осознание людьми своей культурноязыковой близости с другими народами и этническими группами. В лингвистической классификации это описывается понятием «группа родственных языков». Например, все народы, говорящие на языке славянской группы, осознают исходное родство своих языков, даже если в общении они не понимают друг друга. Наконец, этнология учитывает более отдаленное родство между языками и культурами, обозначаемое лингвистами как «языковая семья». Ученые-лингвисты выделяют 12 таких языковых семей, охватывающих около 96% языков мира. В свою очередь каждая из языковых семей подразделяется на подсемьи, или ветви, состоящие из языков, более близких друг другу, чем языкам других подразделений. Почти каждый язык имеет варианты, обусловленные социальными и географическими факторами. Такие варианты получили название диалектов. Например, существует много диалектов арабского языка.

Но некоторые языки не причислены ни к какой группе или семье: баскский, кетский, нивхский, айнский и др.

Одной из самых распространенных языковых семей, представленной на всех континентах Земли, является индоевропейская, время формирования которой ученые относят к эпохе бронзы. Она включает в себя все славянские языки, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, индоарийские языки, что говорит о родстве и единстве происхождения этих народов. Выделение финно-угорской группы языков свидетельствует о родстве таких народов, как финны, карелы, эстонцы, венгры, ханты, манси.

Сейчас родство этих, кажущихся такими разными, языков уловить сложно. Даже русские, украинцы и белорусы, являющиеся самыми близкими народами, с трудом могут понять речь друг друга. Русскому и поляку или сербу уже не обойтись без переводчика. Но еще в VIII в. южные, западные и восточные славяне без труда понимали друг друга. Три тысячи лет назад на одном языке говорили славяне, латыши и литовцы, а еще раньше — славяне и немцы.

Праславянский и прагерманский языки были, так сказать, братьями; они оба отделились (вместе с языками кельтов, италиков и др.) от древнеевропейского яыка, а тот в свою очередь вместе с индо-иранскими языками вышел из лона общего индоевропейского языка.

Первым заметил сходство итальянских и латинских слов с индийскими Сассетти, побывав в Индии. Г. Лейбниц в XVIII в. обратил внимание на сходство между финским и венгерским языками. М.В. Ломоносов писал о родстве греческого, латинского, русского и немецкого языков. В очень большой степени именно работы лингвистов заставили европейцев осознать свое родство с другими народами мира.

Пирамида индоевропейских языков — только одна из составных частей еще более грандиозной языковой пирадмиды так называемых ностратических языков (ностратическими — «нашими» по-латыни — их назвал финский ученый X. Пендерсен). В частности, сегодня доказано родство больших языковых семей Европы, Африки и Азии: афразийской (семитско-хамитской), картвельской, индоевропейской, дравидийской, уральской, алтайской. От древнего ностратического праязыка происходят и эскимосо-алеутские, японский, нивхский, чукотско-камчатский и некоторые другие языки.

Например, в русском языке сохранились, пережив ряд превращений, такие иностратические слова, как некоторые личные местоимения. Наше «мы» и окончание «м» в глагольных формах вроде «говорим» или «идем» унаследовано от ностратического «миха», означавшего — «мы» (с тобой, т.е. с тем, к кому обращена речь), а окончание «те» («говорите», «идите») происходит от «тиха» — ностратического «вы». Нанайцы на Амуре, русские на Волге и тамилы в Индии одинаково пользуются частицей «ка» для смягчения приказа или пожелания: «пойди-ка», «глянь-ка».

Но ностратическая надсемья тоже не изолированна. В нее входят, например, угро-финские языки, члены алтайской семьи, языки которых отдельные ученые упорно связывают с рядом языков индейцев Америки. Эту надсемью называют денефинской — по имени самых восточных (в Америке и самых западных (в Европе; ее представителей.

Также выдвинуты серьезные гипотезы, обосновывающие родство языков аборигенов Австралии с речью народов Южной Индии.

В самое последнее время появилась гипотеза, по которой северокавказские языки не только состоят в родстве между собой, но и составляют вместе с языками сино-тибетскими (в их число входит китайский) надсемью того же уровня, что и ностратическая.

Но есть еще более интересная гипотеза, утверждающая, что все люди мира говорят на одном языке.

Языковые универсалии. Конечно, языки очень сильно отличаются друг от друга. Так, в английском, немецком и французском языках есть артикли, которых нет в русском, а в русском — шесть падежей имени существительного, хотя эти языки принадлежат к одной языковой семье и можно считать, что различия между ними сравнительно невелики. Значительно больше разнятся далекие друг от друга языки. Так, в речи эскимосов очень трудно разбить фразы на слова; в тюркских языках основа слова и его суффикс могут оказаться в разных местах предложения» у китайцев почти все слова очень короткие, односложные и не меняют своей формы, но значение слов и смысл фраз зависят от музыкального тона.

Несмотря на эти различия, у языков всех народов мира есть некоторые общие черты. Ученые говорят о языковых универсалиях — правилах, действующих с одинаковой силой во всех наречиях и диалектах планеты. Пока нам известны далеко не все такие универсалии, и есть только предположения о причинах их появления. Скорее всего, они зависят от устройства голосового аппарата человека, а также от глубинных законов мышления. Именно на их основе выделяется базисный словарь — слова, обозначающие понятия, не зависящие от времени: называющие части человеческого тела, личные местоимения, числительные и т.д. Обычно в этот словарь входит около 200 слов. Но и базисный словарь меняется: исчезают одни слова, им на смену приходят другие. Ученые установили скорость этих изменений: считается, что за тысячу лет из 200 главных слов меняются 39. На основе этих данных по количеству общих слов в родственных языках можно определить, как давно они разделились, сколько времени прошло с тех пор, как эти народы составляли единый этнос.

Таким образом, лингвистические исследования играют очень важную роль в этнологии. Но лингвистическая классификация народов мира не полностью совпадает с этнологической, поскольку понятия «этнос» и «язык» не идентичны. Поэтому помимо языковой классификации по генеалогическому принципу язык может стать основой классификации и в своем реально бытующем виде. По данному основанию ученые выделяют моноязычные, двуязычные (например, мордва с языками эрзя и мокша) и перешедшие на язык более крупного этноса (уэльсцы) народы. И наоборот, разные народы могут говорить на одном языке или его диалектах: немцы и австрийцы; французы и франко-бельгийцы и т.д. Это дает основания для выделения монолитных в языковом отношении народов и народов с сильными диалектными различиями. Иными словами, этническая дифференциация человечества имеет комплексный характер. В связи с этим при формировании этнической картины мира языковая классификация учитывает строгое языковое родство между народами и этническое своеобразие каждого из них.