Изучение конфликтных отношений в социальных группах
Карта причин конфликта и возможной реакции
Этапы диагностики конфликта
Соотношение фаз и этапов конфликта
Фаза конфликта | Этап конфликта | Возможности раз-решения |
Начальная фаза | Возникновение и развитие конфликтной ситуации… | 92% |
Фаза подъема | Начало открытого конфликтного взаимо-действия | 46% |
Пик конфликта | Развитие конфликта | Менее 5% |
Фаза спада | - | Около 20% |
Динамика конфликта
Исследование и диагностика конфликтов
1. Определение видимых участников конфликта.
2-3. Выявление других участников и носителей затронутых интересов.
4. Составление «биографии» конфликта.
5-6. Определение позиций участников конфликта. Определение причин конфликта.
7-8. Выявление намерений сторон, готовности договориться самим.9. Проведение переговоров.
10-11. Выбор посредника и проведение переговоров с его участниками.
12. Решение другими методами.
ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТА И УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ
I. Метод картографии – метод, позволяющий на основе анализа потребностей, опасений каждой из сторон и их взаимодействия выработать механизм удовлетворения интересов каждой из сторон
Этапы:
1. определение всех участников конфликта (или конф. ситуации)
2. определение проблем, которые объединяют людей в конфликт
3. определение потребностей в ситуации (выгоды для себя, важность процесса) НЕ ФИЛЬТРУЕМ
4. определение опасений (потерь): страхи, тревоги, что от чего человек боится отказаться ФИКСИРУЕМ ВСЕ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ГОВОРИТ
5. проверка потребностей на реалистичность
6. нахождение общностей, цели, интересов, потребностей и разработка мероприятий по достижению собственных интересов, проверка мероприятий на реалистичность.
II. Ресурсно-ценностный анализ А. Здравомыслова (чит в книге «социология конфликта»)
- метод ,который позволяет проанализировать ресурсную систему человека – организации: (сферы жизнедеятельности) и ее влияние на формирование мотивации и поведение (т.е. влияние сферы деят-ти на мотивацю)
Движущие силы | Сферы жизнедеятельности | ||
Экономика (ресурсы) | Политика (система управления) | Духовная жизнь (культура) | |
Потребности | Варианты использования ресурсов | Варианты самоорганизации | Человек: рациональный –эмоциональны |
Интересы | Институты распределения | Интеграция - раскол | Тип культуры |
Ценности | Ориентации на рынок – государство | Власть как средство или самоцель | Интерпретация высших ценностей |
___________________________________________________________________________
· Наблюдение.
· Опросник Б.Кросби и Дж. Шерер.
· Ретроспективный анализ конфликта.
· Изучение документов.
· Методы опроса.
· Методика рисунок «Моей работы», «Метафора».
· Эксперимент.