Типы конфликтных личностей

Мягкие тактики

Нейтральные тактики

Жесткие тактики

Тактики поведения в конфликте

1. Тактика захвата и удержания объекта конфликта.

2. Тактика физического насилия (ущерба).

3. Тактика психологического насилия.

4. Тактика давления.

1. Тактика демонстративных действий.

2. Санкционирование.

3. Тактика коалиций.

1. Тактика фиксации своей позиции.

2. Тактика дружелюбия.

3. Тактика сделок.

 

III. КОНФЛИКТЫ ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИИ

Межгрупповое взаимодействие – это отношение, складывающееся между неформальными группами

Влияют на достижение общих целей, чем выше уровень неформальности, тем выше кооперативность

Источники конфликтов:

• стремление подчинить – расширение сфер своих полномочий

• Различие исходных позиций – ценности

• Различие в групповой идентификации – статусное положение в группе

Ценности групп:

• Принадлежность, социальность

• Система статусов

• Групповые нормы

 

Ценности Конфликт
м/д личностью и группой м/д группой и группой
Принадлежность групп Социальная роль Групповая роль Ролевой конфликт Поведенческий
идентификация Конфликт неопределенностей (право принадлежности к группе) «белая ворона» Не принятие норм группы. Конфликт идентичности
Система статусов формальный К-т субординации К-т. иерархии. Все группы в иерархии, регламент коммуникации
Неформальный статус К-т разрушитель. Логика привычных   стереотипов в группе без ее согласия К-т динамический «те, кто не с нами, те против нас»
  Соц. статус Социальные конфликты
Групповые нормы Процесс исполнения «пятая колонна» Норма производ. Интервенция (способ работы)
  Солидарность «наших бьют» Индустриальные (классовые)
  Распределение ресурсов Конфликт справедливости

 

Особенности внутригруппового и межгрупповых конфликтов:

1) Наличие точки пластичности группового сознания (момент в процессе обсуждения решений, кот. определеяет качество принимаемого решения и степень поддержки группы). Важна коллегиальность

2) Ощущение общности позиции снижает вероятность появления конфликта

3) Игнорирование интересов заинтересованных сторон, провоцирует конфликт на этапе осле действия

4) Готовность делиться победой и спасти лицо пострадавшему – ингибитор внутригр. кон-та

5) Корректность позиций или ее пассивность в конфликте может восприниматься как слабость

 

Демонстративный.Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других людей. Его отношение к людям определяются тем, как они к нему относятся. Хорошо приспосабливается к любым ситуациям. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и редко воплощается в жизнь. Избегает кропотливой, системной работы.

Ригидный.Подозрителен. Прямолинеен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации. Замечания в свой адрес воспринимает как обиду. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен к мнимым или действительным несправедливостям.

Неуправляемый.Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале нарушает общепринятые нормы общения. Отсутствует самокритика. Во многих своих проблемах обвиняет других. Не может планировать свою деятельность. Не последователен. Не достаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта не извлекает уроки.

Сверхточный.Скруполезен и педантичен. Предъявляет повышенные требования к себе и к окружающим. Причем делает это в форме придирок. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям и замечаниям. Иногда разрывает отношения из-за мнимой обиды. Сдержан во внешних, эмоциональных отношениях. Не чувствует изменения реальных взаимоотношений в группе.

Бесконфликтный.Неустойчив в оценках и мнениях. Зависит от мнения окружающих. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Излишне склонен к компромиссу.

 

 

IV.Организационный уровень конфликта:

Уровень определяется конфликтом должностных полномочий

Внутренние организационные конфликты:

1. ЦЕЛЕЙ – рассогласование целей собственника/менеджера, менеджера/персонала и т.д.

2. НЕЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ (инциденты) – опасно задавать вопрос: «Кто виноват?»

3. РЕСУРСНЫЙ - логика распределния ресурсов, стратегии

4. СТРУКТУРНЫЙ – на уровне принципов распределения функций

5. ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ – источник – межгрупп. Противостояние: саботаж, массовые прогулы

 

Внешние организационные конфликты:

1. Ограничение ресурсов

2. Неоптимальная структурная модель организации (избыточность персонала)

 

Культура конфликтов в организации:

• Организации, принимающие конфликт

• Организации, отрицающие конфликт

 

Динамика конфликта - Периоды и этапы конфликта

I. Латентный период (предконфликт) включает этапы:

• возникновение проблемной ситуации;

• осознание проблемной ситуации как конфликтной;

• попытки разрешить конфликтную ситуацию неконфликтными способами;

• возникновение предконфликтной ситуации.

 

II. Открытый период (собственно конфликт) включает этапы:

1. начало конфликта (инцидент)

Первый участник сознательно действует в ущерб другому

Второй участник осознает, что действия направлены против него

Второй участник начинает активно противодействовать

 

2. развитие конфликта (эскалация);

серия конфликтных действия, приводящая к нарастанию напряженности в конф. Ситуации,

это прогрессирующая во времени противоборство, при котором последующие разрушительные действия интенсивнее, чем предыдущие

 

Признаки:

1) сужение когнитивной сферы (познават)

2) формирование образа врага…., вытеснение адекватного восприятия другого образом врага

3) рост эмоционального напряжения

4) переход от аргументов к претензиям

5) рост иерархического ранга защищаемых и отстаиваемых интересов

6) расширение зоны и границ конфликта

7) потеря первоначального предмета разногласий

 

3. пик конфликта (кульминация);

верхняя точка эскалации, когда наносится ущерб друг другу и прохидит осознание бессмысленности действия

 

4. сбалансированнное противодействие;

снижение итенсивности борьбы и переход на достижение результата, поиск решения

 

5. завершение конфликта.

Мероприятие, приводящее к завершению (устранению конфликта, решение проблемы)

 

III. Постконфликтный период включает этапы:

• частичная нормализация отношений;

• полная нормализация отношений.

I, III периоды представляют собой скрытое взаимодействие, II период — открытое проявление конфликта.

 

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3) пик конфликта;

4) фаза спада.