Антропологическая парадигма existens

Философия просвещения.

Идея прав человека – идея философии просвещения. Жизнь, собственность свобода – всё это должно быть гарантированно государством (если это не гарантируется – государство должно исчезнуть).

Тем не менее, в рамках парадигмы cogito всё-таки возникли социальные науки. Сложилась социальная философия.

После спуска «с небес на землю» (Свобода, равенство и братство закончилось революционным террором) философы приходят к выводу, что знания об обществе далеко не полны, и теория общественного договора не раскрывает суть общества. Это послужило толчком к возникновению социального познания.

Социальная реальность является чем-то неизвестным. Это основной стимул развития социальной философии (не в античности, ни после такого тезиса не было).

Ревизию идей просвещения начинает немецкая философия. Первым подвергает значимость теории общественного договора И. Кант. Он считал, что общество не может быть основано только из какого-то частного интереса человека. Стержнем совместного существования людей – универсальный нравственный закон. Он никем не установлен. Он действует всегда и его невозможно отменить. Кантовский императив: «Человек всегда цель, но никогда не средство». Кант впервые увидел собственно основание этой жизни. Он первый заговорил о том, что у общества есть основание существования, которое человек не может преодолеть.

Продолжает и развивает эти идеи Гегель. Общество – это объективная, независимая от человека реальность, существующая по своим законам (по Гегелю – законы логики), которые человек не знает. Как раз таки их и открыл (по его мнению) Гегель.

Огюст Конт также продолжает эти идеи. Создавая социологию, он ориентируется на естественные науки.

У Маркса общество – объективная материальная реальность, развивающаяся по своим законам.

19ый век открыл социальное бытие, открыл социальную антологию. Появились социальные науки, появилась социальная философия. Маркс – первый социальный философ. Он первый поставил проблему критики социального познания.

Бытие человека конечно, оно уникально, а не универсально. Оно конкретно. Бытие человека порождает новые миры – социальный мир и мир культуры.

Бахтин и его работа «Философия поступка».

Нужно заменить безучастное мышление «участным» мышлением. Человек по Бахтину ответственен за то, что происходит в обществе и культуре. Он всегда участвует в том, что вокруг происходит. «Моё не-алиби в бытии». Это совершенно другой взгляд на общество.

Философы 20-го века подходят к обществу со стороны человека.

Помимо Бахтина важно отметить Мартина Хайдеггера. Он стал основателем экзистенциализма. Его dasein схожа с идеями Бахтина.

Присутствие человека в мире обязывает его к нахождению собственного пути.

С начала 20-го века философия формирует парадигму existens, которая существует до сих пор.