Российский опыт и особенности развития PR.
Российский опыт правительственных PR достаточно разнообразен и имеет свои особенности. Пришедшие к власти после августа 1991 г. реформаторы были ориентированы на рыночную экономику западного образца, но они явно недооценивали значение цивилизованных PR, особенно в части доведения до населения азов рыночной экономики, смысла и задач проводимых реформ. Это во многом предопределило неудачи реформ и рост социальной напряженности.
В 1990-х гг. государственные органы стали уделять больше внимания коммуникационным связям с обществом и информационному обеспечению своей деятельности. К концу XX в. сформировались российские правительственные PR и во всех подразделениях законодательной, исполнительной и судебной власти федерального уровня появились соответствующие структуры. Особенность работы PR-структур в органах власти состоит в том, что их работники имеют невысокий служебный статус и, соответственно, незначительные полномочия, чтобы выполнять свои функции и реализовать возможности PR-технологий. Кроме того, сказывается и стереотип прежних лет в отношении СМИ: PR-специалисты, служащие во власти, больше склонны «защищать» свой PR-объект от прессы, чем формировать соответствующий имидж. Пресс-службы и пресс-секретари зачастую заинтересованы не столько в обеспечении аудитории информацией, сколько в отстаивании интересов ведомств, которые они представляют. Некоторые руководители пресс-служб, не желая создавать себе дополнительные устанавливают различные барьеры на пути доступа к информации, они фактически выполняют функции не проводников информации, а ее фильтров.
Крупные центры консультирования PR сосредоточены в системе академических институтов, в министерствах, госкомитетах и других органах государственной власти.
С 1990-х гг. стали развиваться PR-агентства. Первыми на российском рынке услуг PR стали такие агентства, как «Михайлов и партнеры», «Старая площадь», «Р.И.М.», «Имидж-Контакт», Центр политического консультирования «НИККОЛО М.» и др. 3 июля 1991 г. была создана Российская ассоциация по связям с общественностью — РАСО, которая к концу XX в. насчитывала около 100 членов (в настоящее время — 150). С помощью РАСО отечественные PR-агентства установили партнерские отношения с зарубежными специалистами. РАСО взаимодействуете международной ассоциацией по связям с общественностью (IPRA), значительные возможности для выхода PR-агентств России на мировой рынок открывает ее вступление в Международный комитет ассоциаций-консультантов ICO (крупнейшую профессиональную организацию, объединяющую национальные ассоциации PR-консультантов различных стран).
В 1999 г. была создана Ассоциация компаний-консультантов в сфере общественных связей АКОС, в которую вошли 13 наиболее авторитетных российских агентств. Важным аспектом деятельности АКОС является тесное и активное взаимодействие с Российской ассоциацией по связям с общественностью. Большинство членов АКОС одновременно являются и членами РАСО. Общими задачами здесь являются: развитие PR как науки в России; создание системы подготовки и переподготовки кадров; разработка единых стандартов образования и повышения качества обучения и др.
Современные ведущие PR-агентства страны концентрируют свою деятельность на решение проблем в бизнесе и предлагают услуги по антикризисному PR, организации креативной деятельности, созданию имиджа, репутации, внедрению единого корпоративного стиля, повышению коммерческих результатов за счет работы с потребителями.
В крупнейших фирмах и компаниях, промышленно-финансовых группах, транснациональных корпорациях нефтяного и газового комплекса сформированы самостоятельные PR-службы. Как правило, это — либо управления по развитию общественных связей (например, ООО «Балтика—Москва», «Московская сотовая связь»), либо — департаменты по связям с общественностью (ОАО «Славнефть», группа «Сибирский алюминий», ОАО «КАМАЗ» и др.).
В коммерческих структурах в целях лоббирования корпоративных маркетинговых проектов выделяют ответственного менеджера по связям с государственными организациями. В последнее время наблюдается появление новых должностей — менеджера по нерешенным проблемам, психолога, социолога, продюсера. Так, например, в управлении по связям с общественностью ОАО «Сибнефть» имеются такие самостоятельные подразделения, как «Связи со СМИ», «Социологические и маркетинговые исследования», «Служба по контактам с государственными и общественными организациями».
Главными направлениями работы специалистов подразделений службы PR являются: исследование общественного мнения и информация о нем руководства с предложениями по формированию корпоративной политики; консультирование и подготовка выступлений первых лиц компании; подготовка и участие в деловых встречах, от которых зависит положение фирмы в обществе; формирование стратегии фирмы с учетом общественных связей; планирование рекламных кампаний, написание популярных статей и выступлений в СМИ, подготовка PR-программ.
Деятельность в области паблик рилейшнз не ограничивается работой специализированных PR-агентств. В целях пропаганды и защиты профессиональных интересов создана Гильдия работников пресс-служб и PR-служб России.
Значительную работу по созданию позитивного общественного мнения о коммерческой деятельности в России и за рубежом выполняют отдельные подразделения Торгово-промышленной палаты РФ. Среди современных корпоративных PR в России заслуженной популярностью пользуются: Департамент по связям с общественностью «Альфа-банка», Департамент внешних связей группы «Сибирский алюминий», Управление информации и связей с общественностью МДМ-банка, Пресс-центр ОАО НК «Роснефть», Центр общественных связей Ингосстраха, Управление по связям с общественностью ЗАО «Интеррос», Пресс-секретарь ОАО «Мобильные телесистемы», Пресс-служба Московской фондовой биржи.
Большой вклад в обмен опытом PR-специалистов осуществляет ассоциация по связям с общественностью. Учебный центр Ассоциации проводит как в Москве, так и в регионах страны выездные семинары с использованием активных форм обучения и знаний лучших столичных специалистов в области паблик рилейшнз.
Организационно-правовое обеспечение деятельности PR-служб в РФ Конституция РФ устанавливает принцип публичности государственной деятельности на территории Российской Федерации. Осуществление PR-службами общественных связей определяется как публичный процесс реализации прав граждан на информацию (об органах государственной власти, частных предприятиях, некоммерческих организациях, политиках или товарах), урегулированный законодательством, нормами корпоративной этики и профессионального права. PR-действия должны быть правомерными, а потому не содержать ложной и запрещенной законом информации.
После принятия Конституции РФ 1993 г. появилась необходимость в изменении ранее принятых и создании новых законов, регулирующих рынок массовых коммуникаций и СМИ. В 1995 г. появились федеральные законы «Об общественных объединениях», «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации».
return false">ссылка скрытаВопросы информационных связей государства и общества законодательство регулирует в разрезе отдельных функций и институтов. Организационно-коммуникационные отношения государственных органов регулируют положения «Об Управлении Президента Российской Федерации по связям с общественностью»; «О судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации»; «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями, депутатами Государственной Думы» и постановления Правительства РФ «О мерах по совершенствованию взаимодействия со средствами массовой информации»; «Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», вышедшие в середине 1990-х гг.
Обязанности органов государственной власти в части публичных отношений устанавливаются ст. 24, ч. 2, Конституции России, согласно которой «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
Отдельно регулируется важнейшее направление информационной политики — порядок опубликования сообщений государственных органов об их деятельности, решениях, актах, функциях. Для СМИ законом установлены обязанности опубликования как официальных актов, так и информации о своей деятельности. Согласно законам РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» и «О средствах массовой информации» СМИ, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать официальные сообщения, а также иные материалы, публикация которых предусмотрена законодательством РФ.
Частью реализации Концепции государственной информационной политики стало принятое в 2003 г. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти». В нем дается перечень обязательных для опубликования сведений в Интернете: об исполнении федерального бюджета, открытых конкурсах, аукционах и тендерах с условиями их проведения, федеральных целевых программах, поездках членов правительства, их заявлениях на официальных мероприятиях, почтовых адресах того или иного ведомства. Постановление обязывает публиковать законопроектравительства, их заявлениях на официальных мероприятиях, почтовых адресах того или иного ведомства. Постановление обязывает публиковать законопроекты до их передачи в Госдуму.
Таким образом, предполагается, что каждый государственный орган обязан исполнять функцию публичности власти по отношению к каждому гражданину. Вопросы административной ответственности, связанной с PR-деятельностью, регламентируются Кодексом об административных правонарушениях, где насчитывается 22 состава правонарушения, большая часть которых относится к сфере избирательного процесса. Глава 13 Кодекса включает установление составов административных правонарушений в области связи и информации.
В бизнесе важнейшим аспектом деятельности по управлению общественными отношениями является правовое регулирование отношений организации с потребителями. В 1992 г. был принят Закон «О защите прав потребителя», который значительно повысил ответственность изготовителей, исполнителей и продавцов за неквалифицированную организацию взаимоотношений с потребителями. Расширены права потребителей. Закон регламентирует ряд вопросов, связанных с информацией при организации взаимодействия с потребителем, определяется ответственность за предоставление потребителям ненадлежащей информации. Некоммерческие организации являются важными целевыми аудиториями в PR-деятельности, здесь следует учитывать нормы законов РФ «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях» в части, которая имеет отношение к взаимодействию с ними.