Российский опыт и особенности развития PR.

Российский опыт правительственных PR достаточно разнооб­разен и имеет свои особенности. Пришедшие к власти после ав­густа 1991 г. реформаторы были ориентированы на рыночную экономику западного образца, но они явно недооценивали значе­ние цивилизованных PR, особенно в части доведения до населе­ния азов рыночной экономики, смысла и задач проводимых ре­форм. Это во многом предопределило неудачи реформ и рост со­циальной напряженности.

В 1990-х гг. государственные органы стали уделять больше вни­мания коммуникационным связям с обществом и информационно­му обеспечению своей деятельности. К концу XX в. сформировались российские правительственные PR и во всех подразделениях законодательной, исполнительной и судебной власти федерального уровня появились соответствующие структуры. Особенность ра­боты PR-структур в органах власти состоит в том, что их работ­ники имеют невысокий служебный статус и, соответственно, не­значительные полномочия, чтобы выполнять свои функции и ре­ализовать возможности PR-технологий. Кроме того, сказывается и стереотип прежних лет в отношении СМИ: PR-специалисты, служащие во власти, больше склонны «защищать» свой PR-объект от прессы, чем формировать соответствующий имидж. Пресс-службы и пресс-секретари зачастую заинтересованы не столько в обеспечении аудитории информацией, сколько в отстаивании интересов ведомств, которые они представляют. Некоторые руко­водители пресс-служб, не желая создавать себе дополнительные устанавливают различные барьеры на пути доступа к информации, они фактически выполняют функции не проводни­ков информации, а ее фильтров.

Крупные центры консультирования PR сосредоточены в сис­теме академических институтов, в министерствах, госкомитетах и других органах государственной власти.

С 1990-х гг. стали развиваться PR-агентства. Первыми на рос­сийском рынке услуг PR стали такие агентства, как «Михайлов и партнеры», «Старая площадь», «Р.И.М.», «Имидж-Контакт», Центр политического консультирования «НИККОЛО М.» и др. 3 ию­ля 1991 г. была создана Российская ассоциация по связям с об­щественностью — РАСО, которая к концу XX в. насчитывала око­ло 100 членов (в настоящее время — 150). С помощью РАСО оте­чественные PR-агентства установили партнерские отношения с зарубежными специалистами. РАСО взаимодействуете междуна­родной ассоциацией по связям с общественностью (IPRA), значительные возможности для выхода PR-агентств России на мировой рынок открывает ее вступление в Международный комитет ассо­циаций-консультантов ICO (крупнейшую профессиональную организацию, объединяющую национальные ассоциации PR-консультантов различных стран).

В 1999 г. была создана Ассоциация компаний-консультантов в сфере общественных связей АКОС, в которую вошли 13 наибо­лее авторитетных российских агентств. Важным аспектом деятель­ности АКОС является тесное и активное взаимодействие с Рос­сийской ассоциацией по связям с общественностью. Большинство членов АКОС одновременно являются и членами РАСО. Общи­ми задачами здесь являются: развитие PR как науки в России; создание системы подготовки и переподготовки кадров; разработ­ка единых стандартов образования и повышения качества обучения и др.

Современные ведущие PR-агентства страны концентрируют свою деятельность на решение проблем в бизнесе и предлагают услуги по антикризисному PR, организации креативной деятель­ности, созданию имиджа, репутации, внедрению единого корпо­ративного стиля, повышению коммерческих результатов за счет работы с потребителями.

В крупнейших фирмах и компаниях, промышленно-финансовых группах, транснациональных корпорациях нефтяного и газо­вого комплекса сформированы самостоятельные PR-службы. Как правило, это — либо управления по развитию общественных свя­зей (например, ООО «Балтика—Москва», «Московская сотовая связь»), либо — департаменты по связям с общественностью (ОАО «Славнефть», группа «Сибирский алюминий», ОАО «КАМАЗ» и др.).

В коммерческих структурах в целях лоббирования корпоратив­ных маркетинговых проектов выделяют ответственного менеджера по связям с государственными организациями. В последнее вре­мя наблюдается появление новых должностей — менеджера по не­решенным проблемам, психолога, социолога, продюсера. Так, на­пример, в управлении по связям с общественностью ОАО «Сиб­нефть» имеются такие самостоятельные подразделения, как «Связи со СМИ», «Социологические и маркетинговые исследования», «Служба по контактам с государственными и общественными организациями».

Главными направлениями работы специалистов подразделений службы PR являются: исследование общественного мнения и ин­формация о нем руководства с предложениями по формированию корпоративной политики; консультирование и подготовка выступ­лений первых лиц компании; подготовка и участие в деловых встречах, от которых зависит положение фирмы в обществе; фор­мирование стратегии фирмы с учетом общественных связей; пла­нирование рекламных кампаний, написание популярных статей и выступлений в СМИ, подготовка PR-программ.

Деятельность в области паблик рилейшнз не ограничивается работой специализированных PR-агентств. В целях пропаганды и защиты профессиональных интересов создана Гильдия работни­ков пресс-служб и PR-служб России.

Значительную работу по созданию позитивного общественно­го мнения о коммерческой деятельности в России и за рубежом выполняют отдельные подразделения Торгово-промышленной палаты РФ. Среди современных корпоративных PR в России за­служенной популярностью пользуются: Департамент по связям с общественностью «Альфа-банка», Департамент внешних связей группы «Сибирский алюминий», Управление информации и свя­зей с общественностью МДМ-банка, Пресс-центр ОАО НК «Роснефть», Центр общественных связей Ингосстраха, Управление по связям с общественностью ЗАО «Интеррос», Пресс-секретарь ОАО «Мобильные телесистемы», Пресс-служба Московской фондовой биржи.

Большой вклад в обмен опытом PR-специалистов осуществляет ассоциация по связям с общественностью. Учебный центр Ассоциации проводит как в Москве, так и в регионах стра­ны выездные семинары с использованием активных форм обуче­ния и знаний лучших столичных специалистов в области паблик рилейшнз.

Организационно-правовое обеспечение деятельности PR-служб в РФ Конституция РФ устанавливает принцип публичности государ­ственной деятельности на территории Российской Федерации. Осуществление PR-службами общественных связей определяет­ся как публичный процесс реализации прав граждан на информа­цию (об органах государственной власти, частных предприятиях, некоммерческих организациях, политиках или товарах), урегули­рованный законодательством, нормами корпоративной этики и профессионального права. PR-действия должны быть правомер­ными, а потому не содержать ложной и запрещенной законом ин­формации.

После принятия Конституции РФ 1993 г. появилась необходи­мость в изменении ранее принятых и создании новых законов, регулирующих рынок массовых коммуникаций и СМИ. В 1995 г. появились федеральные законы «Об общественных объединени­ях», «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации».

return false">ссылка скрыта

Вопросы информационных связей государства и общества законодательство регулирует в разрезе отдельных функций и институтов. Организационно-коммуникационные отношения государственных органов регулируют положения «Об Управлении Президента Рос­сийской Федерации по связям с общественностью»; «О судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации»; «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам взаимодействия с политическими партиями, обще­ственными объединениями, фракциями, депутатами Государ­ственной Думы» и постановления Правительства РФ «О мерах по совершенствованию взаимодействия со средствами массовой ин­формации»; «Правила отнесения сведений, составляющих го­сударственную тайну, к различным степеням секретности», вы­шедшие в середине 1990-х гг.

Обязанности органов государственной власти в части публич­ных отношений устанавливаются ст. 24, ч. 2, Конституции Рос­сии, согласно которой «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспе­чить каждому возможность ознакомления с документами и мате­риалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Отдельно регулируется важнейшее направление информацион­ной политики — порядок опубликования сообщений государствен­ных органов об их деятельности, решениях, актах, функциях. Для СМИ законом установлены обязанности опубликования как офи­циальных актов, так и информации о своей деятельности. Согласно законам РФ «О порядке освещения деятельности органов го­сударственной власти в государственных средствах массовой ин­формации» и «О средствах массовой информации» СМИ, учреди­телями (соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать официальные сообщения, а также иные материалы, публикация которых предусмотрена законода­тельством РФ.

Частью реализации Концепции государственной информаци­онной политики стало принятое в 2003 г. Постановление Прави­тельства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятель­ности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти». В нем дается перечень обязательных для опубликования сведений в Интернете: об исполнении федерального бюджета, открытых конкурсах, аукционах и тендерах с условиями их про­ведения, федеральных целевых программах, поездках членов пра­вительства, их заявлениях на официальных мероприятиях, почто­вых адресах того или иного ведомства. Постановление обязывает публиковать законопроектра­вительства, их заявлениях на официальных мероприятиях, почто­вых адресах того или иного ведомства. Постановление обязывает публиковать законопроекты до их передачи в Госдуму.

Таким образом, предполагается, что каждый государственный орган обязан исполнять функцию публичности власти по отноше­нию к каждому гражданину. Вопросы административной ответ­ственности, связанной с PR-деятельностью, регламентируются Кодексом об административных правонарушениях, где насчиты­вается 22 состава правонарушения, большая часть которых отно­сится к сфере избирательного процесса. Глава 13 Кодекса вклю­чает установление составов административных правонарушений в области связи и информации.

В бизнесе важнейшим аспектом деятельности по управлению общественными отношениями является правовое регулирование отношений организации с потребителями. В 1992 г. был принят Закон «О защите прав потребителя», который значительно повы­сил ответственность изготовителей, исполнителей и продавцов за неквалифицированную организацию взаимоотношений с потреби­телями. Расширены права потребителей. Закон регламентирует ряд вопросов, связанных с информацией при организации взаимодей­ствия с потребителем, определяется ответственность за предостав­ление потребителям ненадлежащей информации. Некоммерческие организации являются важными целевыми аудиториями в PR-деятельности, здесь следует учитывать нормы законов РФ «О неком­мерческих организациях» и «Об общественных объединениях» в части, которая имеет отношение к взаимодействию с ними.