Технология идеологического процесса.

Институт пропаганды

Термин «пропаганда» появился в XVI в. в высоком значении, выражая смысл деятельности образованного католической церковью в 1622 г. органа «Священная конгрегация пропаганды веры» (Congregeratio - объединение общин — propaganda fide). Он был создан в ходе идейно-организационного контрнаступления в период контрреформации с целью укрепления и продвижения своего влияния, распространения «истинной» веры в еретических (сихизматических) и языческих странах — среди неверующих (пропаганос). Фактически было создано первое в мире пропагандистское агентство и само понятие «пропаганда», ее видение вошли в широкий обиход.

Необходимо отметить, что деятельность по идейно-психологическому воздействию на людей, общественные объединения и организации для активизации (подавления) их духовно-практических действий в нужном направлении известны с древних времен. Данная деятельность осуществлялась под контролем религиозных организаций, государства, общественно-политических объединений и движений. По сути, формирующиеся системы образования и воспитания выступают как специализированная передача знаний и умений учителями (жрецы, писцы и т. п.) ученикам с помощью информации в системе знаков и трансляции сообщений через беседу, урок, текст, учебник и т. п. Учиться означало учить язык, законы, право, приобщаться к культуре, готовиться к государственной и религиозной службе. Тем самым задается общая ориентация сознания, формируется определенного типа личность, общественные отношения. В силу этого формируется и селективный механизм, который способствует отбору из всего потока информации, поступающей к людям, той и в тех дозах, которые должны были войти в их мировоззрение с целью ориентации и духовной регуляции деятельности, поведения, отношений.

Потребность воздействия на широкие народные массы обусловливала приоритетное использование устных, наглядных, символических форм, составляющих зрелищную сторону пропаганды. Забота об эффективности идейно-психологического воздействия, о выразительности ритуала, обрядов, культа, заставила государство, церковь обратиться к искусству в его утилитарно-служебном предназначении. Организация системы развлечений, праздников, спортивных состязаний, ритуальных действий основывалась на абсолютной способности искусства - прежде всего архитектуры, музыки, танца, живописи, прикладного искусства, отражать действительность конкретно-чувственно, в художественно-образной форме. В частности, церковь стремилась свести религиозно-этический ригоризм к своеобразной художественной иллюстрации догм церковной морали, религиозного образа жизни. В рамках налаживания общественных отношений монотеистические конфессии с опорой на единую доктрину, не признающую политических границ, и их носительница - церковь, обладающая централизованным аппаратом, становятся ядром общественной организации и порядка. Проникая во все сферы духовно-практической деятельности людей, она добивается исключительного доверия к своим служителям. Используя религиозную обрядность и культ, проповедь и исповедь, социальную демагогию и любые средства, методы борьбы с инакомыслием и иноверием (например, инквизиция в Европе), церковь занимала верховное господство в жизни верующих.

Достаточно сложные социальная дифференциация, расстановка политических сил внутри государства, непрерывные войны обусловливали и дифференциацию идейно-психологического воздействия, появление внутренней и внешней, вооруженной и военной пропаганды и контрпропаганды. В частности, грабительские войны и походы осуществлялись не только с целью захвата рабов, богатств, но и для создания благоприятной политической обстановки, демонстрации могущества, возвеличивания правителей и т. п. С целью поддержания насильственного объединения различных по уровню своего развития стран и областей, в них нередко провоцировались восстания, которые затем жестоко «подавлялись». Все это способствовало не только нагнетанию атмосферы страха, покорности, но и миграции идеологий. Чтобы привлечь к себе симпатии покоренных, практиковалось возвращение на родину пленных. В результате подобных акций объект воздействия как бы удваивался: им становились не только те, кто подвергался вооруженному нападению, но и те, кто узнавал о случившемся и его результатах.

К шедеврам пропагандистской фальшивки тех времен можно отнести поэму начала XIII в. до н. э. о якобы победе египетского фараона Рамзеса II над хеттами в битве при Кадеше. В действительности она протекала с переменным успехом, так как силы обеих сторон оказались равны. После нее был заключен почетный для обеих сторон договор «о вечном мире и дружбе», который и подтверждал равновесие сил. Скрепила договор женитьба Рамзеса II на дочери хеттского царя. Мир был обеспечен на семьдесят лет. Но по прибытии в страну после кадешских событий Рамзеса провозгласили в Египте… победителем хеттов! В честь «великой» победы воздвигли памятники, слагали поэмы, одна из которых, как пропагандистская фальшивка, работала в течение трех тысяч лет. Только в 1905 г., когда был найден, а затем расшифрован хеттский вариант знаменитого договора, была восстановлена истина.

Интересен и факт применения «каменной» листовки в войне греков с персами — «камень Фемистокла». На нем высекалась надпись, обращенная к ионийцам, что они не должны по моральным соображениям воевать на стороне персов. Задача при этом ставилась двойная: воздействовать на ионийцев в свою пользу и посеять зерна недоверия к ним со стороны персов. Так, собственно, возникает и формируется пропаганда как социальное явление, ставшее неизбежным спутником любого политического образования.

В XIX в. данный термин употребляют для обозначения действий по распространению идеологии, которую понимают как ложные, искаженные идеи, взгляды. В силу этого понятие «пропаганда» приобретает негативный оттенок[47] - это односторонние действия и методы, имеющие целью ввести в заблуждение людей для достижения определенной (чаще неблаговидной) цели, контролировать их поступки и побуждать (провоцировать) к действиям, исключающим сомнение и необходимость размышлять. Она имеет приоритетную политическую цель — создание движения, привлечение сторонников и удержание их в подчинении точки зрения лидеров этого движения. Таким образом, в новом — низком смысле понимания роль пропаганды играет идеология, определяющая ее содержание и характер функционирования.

В XX в. в западном мире на смену пропаганде пришли инструменты позитивного идейно-психологического воздействия на общественность, получившие названия «коммуникация» (информирование), «паблик рилейшнз» (отношения с общественностью). Пропаганда же в своем традиционном (неблаговидном) смысле рассматривается как инструмент тоталитарных политических режимов. В частности, как инструмент распространения социалистическо-коммунистической (советской) идеологии, являющийся монополией «партии и государства». Он сформировался как официальный агитпроп: комплекс пропаганды - распространение системы идей и агитации — одной идеи на большие массы людей. По сути, это была «машина промывки мозгов» как настойчивое вдалбливание партийно-государственной идеологии, преподносимой в качестве единственно «научной».

Однако, справедливости ради, необходимо отметить, что в идеологической борьбе двух (капитализм и социализм) систем в условиях «холодной войны» обе стороны активно использовали пропаганду и ее сомнительные методы и трюки «психологической войны».

Основным инструментом распространения идеологии является пропаганда. Негативная трактовка идеологии только как ложного сознания придает данному понятию также негативный, неприятный оттенок - это инструмент для достижения определенной - чаще неблаговидной цели. Пропаганда призвана для того, чтобы разъяснять те виды идей, убеждений, программ и т. п., целенаправленное, одностороннее воздействие которых нуждается в придуманности, искажении, а подчас и фальсификации фактов. В этом аспекте подчеркивают два момента. Во-первых, тенденциозный отбор (подбор) фактов, которые нужным образом комментируются, обеспечивая подачу полуправды. Данный пропагандистский подход называют искусством «лгать правдоподобно», поскольку ложь, чтобы пустить корни, нуждается хотя бы в частице правды. Во-вторых, умышленную манипуляцию с помощью ритуалов и символов (слов, обрядов, флагов, музыки и т. п.) мыслями и действиями других людей. В силу данных возможностей пропаганда выступает важным инструментом социального контроля: преднамеренно созданные иллюзии, контролируемое их распространение как «истинных и подлинных» оказывает эмоционально-психологическое воздействие, вызывая определенные коллективные чувства и адекватное им поведение целевых массовых аудиторий.

В таком качестве пропаганда — это манипулятивное воздействие на массовые аудитории тенденциозно (полуправда) подобранными фактами, которые нужным образом комментируются, что задает общую ориентацию в восприятии информации и регуляции ответных реакций. Манипулятивность и тенденциозность обусловливают тот факт, что в пропаганде зачастую «цель оправдывает средства» ее достижения. Поэтому далеко не всегда учитываются этические и гуманистические аспекты воздействия на сознание и поведение людей: искажения, фальсификации, сокрытие фактов являются постоянными спутниками пропагандистской (идеологической) деятельности. Об этом свидетельствуют многие методы и приемы (трюки), наработанные в пропаганде:

1) метод «копченой селедки», основанный на отвлечении внимания объекта воздействия от главных фактов и переключение его внимания на второстепенные факты, детали;

2) метод «умалчивания» фактов, блокирующий информацию о невыгодных для власти происходящих событиях, кризисных ситуациях;

3) метод «правдоподобия», когда на фоне сообщений о реальных фактах в общую ткань повествования вплетаются заведомо дезинформационные материалы и др.

Набор подобных методов и трюков в пропагандистской деятельности исчисляется десятками, направленными на манипулирование информацией и сознанием общественности.

Вместе с тем в силу того, что идеология это не просто искажение истины или ложь, но и верная при определенных условиях интерпретация социальной реальности, то, соответственно, и пропаганда последней обретает положительный смысл. Это обусловливает более универсальное ее определение — это форма деятельности по распространению идей, ценностей, мнений, программ с целью их усвоения и побуждения людей к адекватному поведению. В целом пропаганда является важным ресурсом вчерашнего дня. Однако она продолжает быть легитимной формой пропагандистской деятельности политических партий, общественных движений, выборных кампаний и т. п. Пропаганда в сущностном выражении выполняет приоритетную идеолого-политическую функцию. Но в функциональном аспекте она служит также средством осуществления экономических, социальных, духовных, научно-технических и иных целей. Более того, в действительности нет специальных носителей одной лишь пропагандистской функции. Ее конкретными носителями являются воспитание, образование, общественно-политическая деятельность, средства массовой информации, система развлечений, образ жизни и др., назначение которых, в свою очередь, многообразно.

В функциональном проявлении пропаганда имеет ряд особенностей:

1) в процессе пропаганды происходит однонаправленная передача сообщений, идеолого-психологическое воздействие от субъекта на объект;

2) в пропагандистском процессе идеологическое воздействие субъекта на объект носит в основном монологический характер;

3) пропагандистский процесс есть целенаправленное воздействие на объект с использованием пропагандистско-информационными органами специальных форм, методов и средств, где ведущей формой является объяснительно-репродуктивная деятельность пропагандиста;

4) в пропагандистском процессе определяющую роль играет программное усвоение идеологических знаний с предварительно поставленной целью и использованием специальных приемов и принципов овладения ими, которые задают общую ориентацию формированию определенного массового сознания и поведения;

5) в процессе распространения идеологии осуществляется изменяюще-преобразующее воздействие на сознание людей, поэтому оно носит интеллектуальный характер и не выходит за рамки духовной сферы.

Функционирование идеологии — это сложный путь ее трансформации, последовательного протекания от одной формы к другой с опорой на структуру гетерогенных элементов - процессов производства, распространения, усвоения и реализации. Идеологическое содержание (истинное или ложное) придает им качественную определенность и отличает от других процессов духовной жизни: познавательного, художественного, психологического и др. Данный подход отражает концептуальную идею - в понимании идеологического процесса идти от деятельности (способа преобразования) и отношений (способа соединения, связи), выступающих как причины (основания) и порождающих одно следствие, к процессу (потоку, смене состояний).

Идеологический процесс функционирует на коммуникативно-информационной основе, и его синхронный срез обретает форму социальной технологии. Последняя алгоритмизирует его единичный цикл: рационально разделяет на отдельные процессы (этапы) с адекватными процедурами, системами средств и методов для достижения проектируемых целей и др. Технологию идеологического процесса можно представить в виде системной модели. Последняя хотя и не отражает все нюансы его протекания, но в то же время позволяет наглядно представить порядок взаимодействия структурированных данным образом процессов производства, распространения, усвоения и реализации идеологии, а также то, чему они служат в рамках целого. Вмесwinfo2'>2014-01-27; просмотров: