Корпоративная культура как фактор формирования корпоративных отношений.

В самом общем представлении культура обозначает высокий уровень развития чего-либо, являющегося продуктом деятельности людей. В силу этого культурные факторы и формы определяющим образом влияют на ценности, нормы и стандарты управления, отношений и поведения людей в организационной, производственной и межличностной сферах. Признание культуры как качественной характеристики социальных явлений позволяет рассматривать их, в том числе и корпоративизм, как взаимосвязанные с ней.

Взаимодействие корпоративизма и культуры. Корпоративная культура выводится из поля культурно-корпоративистской проблематики, в которой основополагающие понятия «корпоративизм» и «культура» являются составляющими новой лексической единицы. Эти понятия обозначают суть разных социальных феноменов и имеют различные генетические корни. Культура выражает и закрепляет социальные качества созидательной деятельности человека как творящего существа, качественную характеристику очеловечивания мира: она наделяет материально-вещные и духовные продукты положительными социально значимыми характеристиками. Данный процесс означает «окультуривание» любых социальных явлений, в том числе и корпоративизма.

Корпоративизм предстает как показатель групповой идентификации индивидов, представительства функциональных групп интересов на основе согласительных и партнерских отношений. Своим содержанием корпоративизм может оказывать двуполярное — позитивное и негативное — воздействие на культуру. Поэтому их взаимодействие носит сложный характер. В авторитарно-тоталитарных обществах негативный корпоративизм оказывается отключенным от культуры, враждебным по отношению к ней. Это предопределяет конфронтационные отношения между ними: различные противоречивые коллизии, деформации и антикультурные явления. Так, идеократия — панидеологизация духовной жизни данных обществ оттесняла на задний план общечеловеческие, гуманитарные ценности социальной культуры.

Культура же всегда гуманизирует проявления корпоративизма, придает им «человеческое измерение», способствуя в условиях демократического, гражданского общества и социального государства образованию позитивного корпоративизма. Проникая в его разновидности, культура органически увязывает их качественные характеристики и эффективность, способствует добровольному согласованию функциональных групп интересов с целью принятия взаимовыгодных решений. Пересечение культуры с позитивным корпоративизмом, эталоном которого выступают ценности социального партнерства, ведет к образованию инновационной, само достаточной формы социальной культуры — корпоративной культуры Последняя имеет сложный духовно-материальный характер и выступает духовно-практическим способом освоения корпоративных отношений, функционирующих на основе корпоративных установок, стратегии и консолидирующих ценностей. Таким образом, взаимодействие культуры и корпоративизма ведет к образованию и кодированию новой формы культуры, в которой «корпоративное ядро» является ведущим и определяющим систему базовых ценностей, норм, стиля и образцов делового поведения, отличающих корпоративную культуру от организационной.

Социокультурная среда корпоративной культуры. Эта культура как новая культурная форма (субкультура) выходит на передний план социокультурных дискуссий. Данный термин закрепляет новые тенденции в сферах организационно-управленческой, производственно-хозяйственной и государственной деятельности, ориентирующие на качественную сторону изменений в организации, духовно направляемый менеджмент, креативность процессов деятельности, корпоративный дух в корпорациях-сообществах, нематериальные ценности мотивации, корпоративные имидж и репутацию, объединяющих в единое целое людей как обладающих средствами производства, так и обладающих способностью к труду и потреблению. Тем самым корпоративная культура играет роль генератора активизации роста успеха и прибыли в динамической конкурентной среде, выводящего «человеческий ресурс» («культурный капитал»)'в критический фактор экономического успеха. В этом качестве она не только отличается от организационной, но и становится доминирующим фактором развития корпоративных отношений в сферах организационно-управленческой, производственно-хозяйственной и государственной деятельности.

Одним из дискуссионных вопросов корпоративной культуры является толкование ее природы и социального основания.

Раскрытие проблематики корпоративной культуры опирается на социологическую модель «доиндустриального — индустриального — постиндустриального» развития общества. Это позволяет раскрыть генезис, процессы парадигмальных изменений и особенности функционирования организационной и корпоративной культур в социальном времени и пространстве как самостоятельных культурных форм (субкультур) в социальном времени и пространстве. В частности, качественные изменения в типе хозяйствования, стиле управления, взаимодействия управляющих и управляемых, работодателей и работников, последних на рабочем месте имеют историческую динамику, связанную с двумя типами развития экономики – индустриальным и постиндустриальным, в рамках которых умещается история менеджмента и бизнеса XX в., и которым соответствуют организационная и корпоративная формы культуры. Общим для них выступает то, что они включают в себя культуру организации, управления, трудового процесса, бизнеса и т.п. Однако ее проявления имеют свою специфику в каждой самостоятельной культурной форме: базовые ценности (бизнес, идеология, профессия), менталитет людей-работников, образцы поведения (традиции, обычаи, предпочтения) и др. Это позволяет выявить генезис — процесс происхождения корпоративной культуры, охватывающий и подготавливающий ее формирование до непосредственного результата - возникновения и становления качественно нового культурного образования.