Трипартистский механизм социального партнерства

В социальном государстве механизмом реализации социального партнерства выступает институт трипартизма. Он включает три ключевые социальные силы: капитал (собственники, предприниматели), труд (наемные работники) и социальное государство (власть), от взаимовыгодного взаимодействия которых зависит стабильность и динамическое развитие общества. Данный трипартизм предстает как механизм регулирования трудовых и связанных с ними социально-экономических отношений на основе социального диалога и сотрудничества «сильных» социальных сил и их ассоциаций (профсоюзы, объединения, союзы и т.п.), а также других заинтересованных лиц (консультанты, эксперты и т.п.).

           
   
 
 
 
   

 

 


В рамках трипартизма осуществляется, с одной стороны, интегрированностъ труда и капитала в механизмы властно-управленческих процессов, а с другой - удлинение «рук государства», минуя выборные законодательные структуры. Основополагающим мотивом трипартистских корпоративных отношений является не просто согласование позиций его субъектов по принципиальным социально-экономическим, трудовым вопросам, но и взятие равноответственных обязательств их выполнения: только сильные партнеры-союзники способны нести ответственность за добровольно взятые договорные обязательства и соглашения. Это не позволяет столкновениям групп интересов выливаться в «войну всех против всех», ведущую к развалу социальной жизни. Вместе с тем каждая из сторон трипартистской инфраструктуры имеет свои интересы, которые она стремится выразить и отстоять легитимными способами и средствами. В партнерских отношениях признается возможность конфронтации и борьба с применением различных акций протеста, проведения забастовок и т.п., но лишь как методов регулирования и разрешения возникающих противоречий, а не насилия и подавления. Поэтому создание структур ведения переговоров и контроля за соблюдением договоренностей, наработка процедур согласования интересов являются приоритетными в деле регулирования социально-экономических, трудовых отношении и решения комплекса вопросов социальной стабильности в обществе.

Механизм трипартизма складывает основные группы интересов в вектор созидательного, конструктивного развития, интегрирует в эффективный управленческий процесс и инкорпорирует в механизмы принятия властно-управленческих решений. Равный доступ сторон в полноценных трипартистских инфраструктурах к властно-управленческой сфере снижает вероятность конфликта между добровольными участниками социально-трудовых отношений: только поддерживаемое равноответственным их положением социальное партнерство способно обеспечить стабильность и развитие производственно-хозяйственной сферы, социальных отношений и страны в целом.

Данные модели корпоративных взаимоотношений сторон отражают, во-первых, вывод социального партнерства из сферы политики и противоборства политических сил. Во-вторых, право предпринимателей, работодателей и наемных работников через систему социального партнерства на всех уровнях решать все трудовые, социально-экономические вопросы. В-третьих, право государства компетентно вмешиваться в решение этих вопросов, когда: а) рынок перестает действовать как регулирующий механизм; б) есть угроза нанесения ущерба общенациональным интересам; в) конфликтующие стороны не могут разработать компромиссное решение[18].

Проблема заключается в том, что каждая из сторон трипартистского согласительного процесса имеет свои интересы: государство — стабильность социального порядка; предприниматели — получение прибыли; наемные работники — достойные условия жизни. Трипартистские структуры призваны через процедурно упорядоченный социальный диалог (переговорный процесс) и компромиссы, взаимоответственные «консультации — соглашения — обязательства» участвующих сторон вывести их на уровень социального партнерства. Оно предстает как форма достижения согласия по принципиальным социально-экономическим вопросам в рамках демократического социального порядка и рыночной демократии. При этом совпадение общих целей выступает важным условием формирования долгосрочных и устойчивых партнерских отношений. Наоборот, совпадение частных целей формирует временное партнерство. Если же цели не совпадают, то говорить о социальном партнерстве бессмысленно.

Механизмы трипартизма (бипартизма) способствуют согласованным решениям конкретных социально-экономических проблем, удовлетворяющих группы интересов основных социальных сил общества. В частности, в демократических обществах, в различного рода «согласительных комиссиях» собирались представители государства, профсоюзов, предпринимателей и договаривались об основных параметрах согдиально-экономического развития, включая налоги, инвестиции, законодательство, тарифы, уровень, дифференциацию зарплаты, нормы занятости, рабочие места, условия труда и т.д. Все это делалось демократическим путем, на глазах у публики. Затем через систему взаимодействия исполнительной и законодательной властей коллективные договоренности закладывались в бюджет и получали законодательное оформление. Данный позитивный корпоративизм (неокорпоративизм) стал одним из каналов функционального представительства интересов государства, капитала и труда, основанного на прямых контактах сторон, не опосредованных выборами, разделением властей и т.д.

Таким образом, согласованные решения конкретных социальных проблем способствовали определению общих целей социально-экономической политики, удовлетворяющих группы интересов основных социальных сил общества. Становление социального партнерства сопровождается позитивными следствиями: ростом управляемости социально-экономических процессов, повышением социальной ответственности властно-управленческих структур, участием наемных работников в собственности и делах предприятий, ростом благосостояния и формированием среднего класса, падением забастовочной активности, сокращением безработицы, уменьшением политической нестабильности и др. При этом партнерство с полноценной трипартистской инфраструктурой - государство, капитал, труд — приносит социальный эффект, когда стороны корреспондируют друг другу на основе социального обмена, который носит некоммерческий характер.

Существуют специальные механизмы социального обмена для поддержания поливариантных ситуаций социального взаимодействия под действием обязательств. Одним из них является орган «социального партнерства», функционирующий как некий «третейский орган» — Согласительная трудовая комиссия — СТК В частности, организационная структура Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) на федеральном уровне выглядит следующим образом: РТК — это постоянно действующий орган социального партнерства.

Координатор назначается Президентом, каждую сторону - государство, капитал, труд - представляют группы по 14 человек. Рабочие группы по разделам Генерального соглашения заседают один раз в месяц и могут привлекать к своей работе экспертов, ученых и специалистов. Их деятельность открывает перспективу для более тесной интеграции участников социального партнерства в решении актуальных социально-экономических проблем.

 

 


Общероссийское объединение работодателей

 

 

 
 

 

 


 

 

           
 
В области социального обеспечения и социального страхования
 
В сфере охраны труда и экологической безопасности
 
В сфере развития системы социального партнерства
 

 

 


Главная цель РТК - содействие проведению социально ориентированных экономических реформ и обеспечение гражданского согласия как основы демократического социального порядка. Являясь «третейским» органом, она рассматривает спорные (конфликтные) вопросы, «неверные шаги» со стороны представителей работодателей или работников и разрабатывает эффективные соглашения, примиряющие интересы сторон в рамках конструктивного сотрудничества и партнерства. Подобная работа – это цивилизованный путь совместного решения проблем социально-трудовых отношений.

 

           
   
Иерархия системы соглашения
 
   
 
 

 

 


Правительство выступает как посредник (нейтральное лицо) - обеспечивает контакт между конфликтующими сторонами, привлекая их к переговорам. На раздельных встречах оно побуждает конфликтующие стороны к внимательной оценке новых предложений и альтернативных решений. В качестве медиатора оно как бы представляет другую сторону и выбирает решения, которые удовлетворили бы общественное мнение. При этом правительство стремится к тому, чтобы выиграли обе стороны: взаимовыгодные соглашения позволяют избегать обострений. Тогда как победа одной стороны приносит лишь кратковременный успех.

СТК — это действенный инструмент конструктивного диалога между субъектами социального партнерства по предупреждению и разрешению конфликтного противостояния при защите интересов участников социально-трудовых отношений. Они призваны функционировать на различных уровнях коллективно-договорного регулирования.

Основная задача СТК заключается в том, чтобы ни один законопроект (федеральный, региональный, местный) не принимался без предварительного согласия с трехсторонней комиссией соответствующего уровня. Ведение коллективных переговоров и подготовка соответствующих соглашений в рамках трипартизма (правительство, предприниматели-работодатели, наемные работники), проведение регулярных консультаций и обмен информацией по интересующим стороны вопросам, принятие совместных решений (документов) призваны обеспечить баланс в реализации интересов и выгод субъектов социального партнерства. Таков путь формирования демократических инструментов решения назревших социально-экономических и трудовых проблем, позволяющих цивилизованно вписываться в рыночные отношения, экономическую демократию и гражданское общество в рамках «прав и обязанностей» участвующих сторон.

Необходимо отметить, что реально протекающие в российском обществе политические, экономические и социальные процессы оказались связаны с решением проблем первоначального накопления капитала, которое в конечном счете обусловило борьбу за выживание, построение теневой экономики, формирование паразитарной новации — олигархического квазирынка при непоследовательной политике государства (налогообложение, приватизация, льготы и т. п.). Все это ведет к тому, что принципы, правила цивилизованных партнерских отношений не соблюдаются.

Модернизация российского общества порождает новые механизмы социального взаимодействия на основе соглашательской идеологии между трудом, капиталом и государством в рамках «прав и обязанностей» сторон. Однако реализация механизма трипартизма на базе обменных процедур — «переговоры — торги» (уступки - приобретения) — носит пока формально-бюрократический характер и играет крайне слабую роль, особенно в регионах. До сих пор в российском обществе отсутствует зрелость и идентификация участников трипартизма, консолидация их интересов. Подтверждение тому: а) слабоструктурированные интересы государства, высокая степень региональных особенностей; б) враждующие между собой финансово-промышленно-медийные (олигархические) группы; в) небывалый плюрализм представительства (профсоюзного движения) наемных работников. Они пока не стали равноправными партнерами. В частности, кристаллизация «групп интересов» и борьба за их приоритет (монополию) образует негативную форму корпоративизма, когда эгоистические интересы одной из сторон навязываются всему обществу, обусловливая состояние перманентного конфликта. Образующийся вакуум между обществом и государством обусловил гипертрофированную роль в России извращенных, паразитарных механизмов и форм социально-трудовых отношений с острой нехваткой легитимности.

На этом фоне функционирует система «квазикорпоративизма» (нелегитимного корпоративизма), формирующая механизм коррупции[19]: подчинение бюрократией аппарата управления на основе групповых антиобщественных интересов. Это открывает путь для перевода эгоистических мотивов борьбы за власть и престиж, денежный успех, политическое влияние в незаконное русло (мафия) - использование подкупа, взятки и других «обходных» путей: «черный ход» («запасной выход») только для своих. В силу несформированности ключевых субъектов рыночных отношений равно-ответственный переговорный процесс некому вести. Ни предпринимательские, ни профсоюзные ассоциации не стали объединениями, имеющими достаточный авторитет и влияние, чтобы адекватно представлять своих членов на переговорах и обеспечивать соблюдение достигнутых договоренностей (особенно в регионах). Поэтому созданные на основе разумной идеи органы трипартистского социально партнерства («третейские органы») - Согласительные трудовые комиссии - фактически (эффективно) не работают и носят формальный характер. Для оптимизации их функционирования необходимы условия цивилизованных партнерских отношений капитала, труда и государства, задающих активную и эффективную работу институту и механизмам трипартизма.