Общественные отношения: природа, предназначение и проблема управления

Общественные отношения: природа, предназначение и проблема управления

Тема 1. Введение в управление общественными отношениями.

КУРС ЛЕКЦИЙ

«УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ»

Общество не создается только на добровольном согласии, что обусловливает необходимость управлять процессом общественных отношений с помощью инструментов идейно-психологического воздействия на сознание и поведение сегментированных широких масс с целью подъема, мобилизации и ориентации, настраивающих их жизненные позиции, волевые импульсы и линию социальных действий в нужном направлении. Поэтому во все времена и при любых режимах элиты (контрэлиты) определяли и осуществляли государственную и частную политику жизнедеятельности общества, были озабочены состоянием духа, мыслей и настроений своих граждан, их объединений в социальных общностях, группах и организациях, которые получали практическое воплощение в массовом поведении. Социальная практика показывает, что прежде, чем люди включаются в широкомасштабные общественные акции, они в соответствии с групповыми позициями, повседневной средой жизнедеятельности, сообща переживают типичные ситуации, анализируют, оценивают их смысл и предназначение. Они также соотносят обращенные к ним установки, идеи, программы со своими функциональными группами интересов, жизненным опытом, социальными реалиями. Все это обусловливает необходимость специальной работы по организации, регулированию и контролю процессов развития и функционирования общественных отношений, ориентированных на взаимовыгодное сотрудничество и партнерство их участников.

Общественные отношения - это отношения общественности к происходящим в жизнедеятельности общества явлениям, действиям и процессам. Различные сферы их проявлений обусловливают громадную сеть достаточно запутанных социальных связей и отношений в условиях рынка, частной собственности и социальной несправедливости. Главное в управлении общественными отношениями заключается в достижении их конечных продуктов и результатов: настроений, мнений, поведенческих действий, создающих демократический порядок и социальный мир между людьми, социальными общностями, группами, организациями и в обществе в целом. Это обусловливает сложнуюпроблематику социальных действий субъектов (акторов), борющихся в условиях плюралистической (конкурентной, консенсусной) демократии за то, чтобы занять «место» в сознании целевых сообществ (аудиторий) и добиться от них нужного поведенческого отклика. Ее разрешение инициирует следующие вопросы:

- каковы природа и предназначение общественных отношений в жизнедеятельности общества;

- в чем смысл публичного характера общественных отношений;

- как понимать общественность и в чем смысл ее сегментации;

- какова специфика управления общественными отношениями как инструмента человеческой консолидации в рыночных условиях;

- в чем проявляется негативный смысл социального манипулирования.