Стороны конфликта.

Структурные элементы конфликта.

В любом конфликте есть конфликтанты как минимум две конфликтующие стороны, к которым относятся отдельные индивиды и группы. Конфликты могут быть и многосторонними, когда во взаимодействии участвуют более двух сторон. Конфликтантов могут различать по следующим объективным характеристикам.

Роли - некая идеальная модель, совокупности прав и обязанностей. Роли различаются по включенности в конфликт, которая может быть

·
прямой и активной, по которой можно определить субъектов (или оппоненты) конфликта,

·
косвенной и вспомогательной, по которой можно определить тех, кто их явно или неявно поддерживает, это участники конфликта. Участники конфликта делятся на прямых и косвенных. Между прямыми участниками выделяют инициатора (или зачинщика) конфликта. Косвенные участники конфликта характеризуются ролевым поведением, т.е. Косвенные участники конфликта могут:

o
провоцировать конфликт подстрекатель, провокатор, его цель спровоцировать конфликт для достижения собственных интересов;

o
содействовать уменьшению остроты или полному прекращению конфликта посредник, медиатор, судьи;

o
поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно - пособник, союзник или группа поддержки;

o
организатор конфликта тот, кто его планирует и руководит его протеканием;

o
жертва конфликта.


Алан Турен считает, что определение социальных оппонентов и их ценностных ориентаций является ключевым моментом в анализе конфликта. В чем же здесь проблема? В реальном конфликте действительные оппоненты могут не проявлять свое участие, а скрываться за второстепенными участниками (подмена, маскировка субъекта). Кроме того, трудность с определением участников и субъектов конфликтного взаимодействия связана с динамичностью этого процесса: на одном этапе человек или группа может выступать инициатором конфликта, а к концу переместиться в категорию жертв. Поэтому имеет смысл согласиться с французским исследователем: эта процедура не так проста, как выглядит на первый взгляд.

Кроме ролей субъекты и участники конфликта характеризуются:

Рангом позицией, занимаемой одной из сторон по отношению к противоборствующей стороне:

o
оппонент 1 ранга человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий собственные интересы;

o
оппонент 2 ранга отдельные индивиды, преследующие групповые интересы;

o
оппонент 3 ранга структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;

o
оппонент 4 ранга государственные структуры, выступающие от имени закона.


^ Социальным статусом общим положением личности или группы в обществе, связанным с определенной совокупностью прав или обязанностей.

Потенциалом (силой) возможностью и способностью сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию оппонента; это вся совокупность потенциальных и актуальных средств и ресурсов стороны конфликта.

Элвин Тоффлер выделяет, согласно западным стандартам, три наиболее важных источника силы: насилие, богатство и знание. Насилие он считает низкокачественной силой. Оно может быть использовано как позитивно, так и негативно. Оно гораздо гибче, чем принуждение силой. Поэтому богатство есть сила среднего качества.

Сила наивысшего качества исходит из применения знаний. При этом ложные и двусмысленные факты, наряду с правдивыми фактами, научными законами, религиозными взглядами, являются оружием силовой игры и выступают формами знания. Знание выступает наиболее демократическим источником силы.

Знание, насилие и богатство, взаимоотношения между ними, определяют силу в обществе.

Политический же вектор ресурсов вытекает из взаимодействия следующих факторов:

1.
Фактор власти. Устойчивости и действенности властных структур и ее легитимности в глазах населения или отдельных социальных групп.

2.
Фактор человеческих ресурсов. Числа людей, поддерживающих, сотрудничающих или оказывающих особое содействие властным структурам, их числа относительно всего населения, а также формы и устойчивости их организаций.

3.
Фактор знаний и навыков (технологической оснащенности). Умений, знаний и возможностей этих людей, их способностей удовлетворять потребности политических структур.

4.
Скрытые факторы. Фундаментальных оснований деловой культуры и архетипов. Психологических и идеологических факторов, таких как привычки, отношение к повиновению и подчинению, наличие или отсутствие общественного доверия, идеология, чувство долга. По Веберу, дисциплина есть возможность того, что в силу привычки команда получит быстрое и автоматическое исполнение в стерео типизированных формах от данных групп или личностей.

5.
Материальные ресурсы и политика. Собственность, естественные и финансовые ресурсы, экономическая система, система связи и транспорта.

6.
Санкции. Характера и силы принуждения и наказания, которые имеются в распоряжении властных структур.


Сила есть способность к эффективному действию и противодействию. Но ее мощь зависит от взаимоотношений с другой стороны, проявляется во взаимодействии социальных групп. Коротко говоря, действия и противодействия являются свойствами силы; они констатируют силу в действии.

Любой ресурс, выступающий основанием силы, эффективен только в том случае если индивиды подтверждают этот ресурс Ресурс индивида только тогда дает силу, когда он имеет некоторый вес в контексте тех отношений, где он используется (Э. Тоффлер).

Кроме объективных характеристик сторон конфликта очень важным становится знание субъективных характеристик. К ним относятся:

^ Образ конфликтной ситуации: отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть разной:

o
КС объективно существует, но не осознается участниками (конфликт не наступает до осознания),

o
КС объективно существует, но осознается участниками с теми или иными отклонениями (частично понятый конфликт),

o
КС объективно не существует, но осознается участниками как конфликтная (ложный конфликт),

o
КС объективно существует, при этом адекватно осознается участниками.


В психологии известна теорема Томаса: Если ситуация воспринимается людьми в качестве реальной, то реальными будут и ее последствия.

^ Мотивы конфликтующих сторон: внутренние побудительные силы, которые подталкивают субъектов к конфликту.

Интересы конфликтантов: эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности, преимущественной ее направленностью на какой либо объект.

^ Позиции конфликтующих сторон: то, о чем заявляют друг другу стороны конфликта. Интересы от позиции отличаются по наличию побуждения.

Помимо сторон конфликта выделяют и иные структурные элементы. Прежде всего это зона разногласий или предмет конфликта.

2. Предмет конфликта: то, из-за чего возникает конфликт объективно существующая или воспринимаемая в качестве таковой проблема, служащая основой конфликта; это то противоречие, ради разрешения которого стороны и вступают в конфликт.

3. Объект конфликта конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Это материальная (ресурс), духовная (идея, норма, принцип и т.д.) или социальная (власть) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Условием конфликта является притязание одной из сторон на неделимость объекта, владение им.

Существует 3 типа объектов конфликта:

o
объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-нибудь невозможно;

o
объекты, которые могут быть разделены на части в различных пропорциях;

o
объекты, которыми участники конфликта могут владеть совместно (это ситуация мнимого конфликта).


Различия между объектом и предметом конфликта.

1.
В общем смысле объект конфликта это та сторона реальности, которая вовлечена в процесс взаимодействия с субъектами конфликта. В отличие от этого предмет конфликта это различия, разногласия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.

2.
Объект конфликта может быть истинным или ложным, потенциальным или актуальным, ложным и иллюзорным, смещенным и т.д. Предмет конфликта всегда реален и актуален. Борьба между оппонентами может развернуться не на жизнь, а на смерть, не смотря на то, что в споре могут отстаиваться утопические по своему содержанию идеи.

3.
Объект конфликта может быть как явным, так и латентным, тогда как предмет всегда проявляется отчетливо.


^ Характеристики объекта конфликта:

o
объект конфликта не существует сам по себе, он становится таковым при наличии интереса к нему со стороны взаимодействующих субъектов (когда появляется желание им обладать, его использовать, контролировать, присвоить и т.д.);

o
дефицитность объекта конфликта и наличие необходимости его использовать со стороны обеих сторон;

o
конкретно исторический характер объектов конфликта (вторая мировая война происходила за землю, следующая в качестве объекта может иметь, например, воду);

o
релятивистский характер объекта, связанный с разными субъективными оценками его значимости для разных субъектов;

o
реалистический объект конфликта и нереалистический тот, который в самом себе содержит цель и содержание (девиантное поведение не ради достижения каких-то уступок, а ради самого акта).


4. Окружающая среда совокупность объективных условий конфликта. Среда конфликта оказывает большое влияние на причины его возникновения и его динамику. С точки зрения уровней социальной системы различают макро- и микросреду. Макросреда это совокупность условий взаимодействия людей, влияющих на большие социальные группы и государства. Микросреда влияет на малые группы, внутриличностное самочувствие и межличностное взаимодействие. По природе составляющих ее компонентов можно выделить физическую (гео, климатические, экологические и пр.) и социальную (социальными условиями, в которых развивается конфликт, включая его косвенных участников) среду. Поэтому можно говорить о том, что каждый конфликт имеет характеристики:

o
пространственные: географические границы, сферы возникновения и проявления конфликта, условия и повод возникновения, конкретные формы проявления, средства и действия, которыми пользуются субъекты, результат конфликта;

o
временные: длительность, частота, повторяемость, продолжительность участия каждого субъекта, временные характеристики каждого из этапов;

o
социально-пространственные количество и интересы людей, втянутых в конфликт.


Причины, условия и функции конфликта.

Причины конфликтов необходимо знать для их устранения и предупреждение, преодоления или конструктивного разрешения конфликта. Длительное время в социологии считалось, что существует одна причина конфликтов:

o
Маркс считал, что такой причиной является частная собственность и порождаемые ею отношения социального неравенства;

o
Зиммель все относил на счет конфликтной природы человека;

o
Дарендорф видел причину конфликта в отношениях господства и подчинения;

o
Козер считал универсальным источником конфликтов борьбу за ресурсы.


В современной конфликтологии выделяют существование 4 групп причин конфликтов:

1.
Объективные: делятся на социальные, политические, экономические и идеологические и иные. Разные авторы в этой части выделяют сразные факторы:

o
по Щепаньскому это 1) неравенство социальных субъектов (имущественное, экономическое, политическое, национальное, религиозное, статусное, бытовое, образовательное и пр.); 2) дезорганизация общества: выход производственных, социальных, экономических, политических, идеологических и пр. процессов за пределы существующих в обществе норм (безработица, инфляция, криминализация, нищета, война, природные и техногенные катастрофы и катаклизмы);

o
по Анцупову и Шипилову для России это проявляется в слабой разработанности и использовании нормативных процедур разрешения социальных противоречий; недостаток и несправедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ; образ жизни россиян, связанный с материальной неустроенностью и радикальными, масштабными, быстрыми переменами; традиционные для россиян стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий.

1.
Организационно управленческие:

o
структурно организационные (ошибки в проектировании структуры, изменение структуры и постепенное несоответствие деятельности; проблемы в технической структуре неодинаковая оснащенность рабочих мест, изматывающий темп работы; проблемы во властной структуре несоразмерность прав и обязанностей, компетенций и ответственности, распределение власти в целом);

o
функционально организационные (неоптимальные функциональные связи со внешней средой, между структурными подразделениями организации взаимозависимость задач, неправильное распределение ответственности, ограниченность ресурсов, которые нужно делить, между отдельными работниками, неудовлетворительные коммуникации: отсутствие, искаженность или противоречивость информации, слабость контактов руководства и рядовых сотрудников);

o
личностно функциональные (неполное соответствие работника занимаемой должности по моральным, профессиональным и др. качествам, противоречивость должностных инструкций, различие формальных требований к работнику, противоречивость требований профессиональных и личных);

o
и ситуативно управленческие (ошибки в принятии и исполнении управленческого решения).

1.
Социально психологические:

o
естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности;

o
конфликт ценностей: между свободой и равенством, справедливостью и неравенством, коллективизмом и индивидуализмом, ксенофибией (вражда к иностранцам) и открытостью к миру, демократией и авторитароностью, стремление к общественной собственности и ориентация на частную собственность);

o
потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации (недостаток словарного запаса, времени для общения, внимания или понимания, невозможность высказать понимание из-за бессознательных причин),

o
разбалансированное ролевое взаимодействие людей (пересечение трансакций),

o
выбор разных способов оценки результатов деятельности (существует 5 способов оценки: сравнение с идеальным положением дел, требование к данной деятельности по нормативам, степень достижения цели деятельности, сравнение с результатами, достигнутыми другими людьми при выполнении той же деятельности, сравнение с положением дел в начале деятельности; при этом оценивая других людей мы используем способы 1-4, оценивая же себя - 4 и 5);

o
разный подход к оценке одних и тех же должных событий (притча о слепых и слоне), внутригрупповой фаворитизм, соревнование и конкуренция, ограниченная способность к децентрации (изменению собственной позиции в результате сопоставления с позицией других людей),

o
концепция депривации Е. Вятра - польского исследователя (состояние, при котором расходятся между собой ожидания людей и возможности их удовлетворения, в частности работает случай условной депривации, впервые описанный французом А. Де Токвилем в классической работе Старый порядок и революция в Х1Х в.: революция может вспыхнуть не тогда, когда массы живут абсолютно хуже, а тогда, когда после этого их жизнь стала несколько легче и появились необоснованные ожидания быстрого улучшения положения);

o
стремление больше брать, чем отдавать,

o
стремление к власти,

o
психологическая несовместимость.

1.
Личностные: субъективная оценка поведения партнера как недопустимого (возможное поведение оценивается как желательное, допустимое, нежелательное и недопустимое; к разным людям разный подход и у разных людей разный подход из-за стремления к власти, эгоизма, реального настроения); низкая конфликтоустойчивость, плохое развитие эмпатии, неадекватный уровень притязаний, акцентуации характера (чрезмерная выраженность отдельных черт характера).


^ Функции конфликтов.

Влияние конфликтов на психологию, поведение, деятельность как оппонентов, так и социального окружения разнообразно и многозначно. В этом его функциональность. Под функцией конфликта мы будем понимать ту роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: индивидам, социальным группам, организациям.

Это влияние имеет двойственный и противоречивый характер, что связано с отсутствием четких критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов, трудно дать обобщенную оценку конфликту, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития, необходимо учитывать для кого из участников он конструктивен, а для кого деструктивен.

Конструктивные функции конфликта (существуют в конкретных случаях и в определенных отношениях) можно разделить на общие (проявляющиеся на различных уровнях социальной системы) и функции на личностном уровне.

Общие конструктивные функции конфликта:

o
Устранение противоречия в функционировании коллектива;

o
Создание и поддержание баланса сил (в том числе власти);

o
Социальный контроль за соблюдением правил, общепринятых норм и ценностей;

o
Создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих;

o
Установление неформальной иерархии в группе или обществе;

o
Более глубокое познание участниками конфликта друг друга;

o
Снятие синдрома покорности у подчиненных;

o
Диагностика возможных оппонентов: парадокс Зиммеля: Наиболее эффективным средством предотвращения борьбы является точное знание сравнительной силы обеих сторон, которое очень часто может быть получено только в результате самого конфликта;

o
Улучшение качества деятельности;

o
Повышение авторитета участника в случае его победы;

o
Активизация социальной жизни;

o
Обозначение нерешенных проблем;

o
Актуализация гуманистических ценностей;

o
Способствование сплочению группы перед внешней опасностью;

o
В каждом конфликте заложен стимул для появления институтов для поддержания системы в устойчивом состоянии (законодательная деятельность, принятые процедуры для решения споров, политические собрания для решения споров в войне слов, рынок для решения соперничающих интересов посредством сделок).


Конструктивная функция конфликта на личностном уровне:

o
Познавательная функция по отношению к тем людям, которые принимают в нем участие;

o
Сапопознание и коррекция самооценки;

o
Ослабление психической напряженности;

o
Способствование развитию личности;

o
Адаптация и социализация индивидов в группе;

o
Способ самоутверждения и самореализации;

o
Возможность избавиться от проблем, развитие личности.


Деструктивные функции конфликта на общем уровне:

o
Большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте;

o
Значительное ухудшение настроения участников, возможно болезни;

o
Насилие и гибель людей;

o
Разрушение межличностных отношений;

o
Нарушение системы отношений;

o
Увольнение сотрудников, ухудшение социально - психологического климата;

o
Ухудшение качества совместной деятельности, снижение дисциплины;

o
Представление о побежденных группах и людях как о врагах;

o
Снижение сплоченности группы.


Деструктивные функции на личностном уровне:

o
Ухудшение качества индивидуальной деятельности;

o
Разочарование в своих способностях, снижение самооценки;

o
Способствование социальной пассивности личности;

o
Потеря прежней мотивации, разрушение ценностных ориентаций и т.д.

o
Разрушение целостности личности.


Кроме формы влияния конфликт может иметь явные и латентные последствия, что позволяет также выделить явные и латентные функции конфликта: явные функции характеризуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты. Скрытые (латентные) такие, когда последствия конфликта обнаруживаются лишь спустя какое-то время и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных участниками конфликта.

В целом в литературе выделяют по содержанию влияния на систему сигнальную, интегрирующе-дифференцирующую, информационную, активизирую-щую, инновационную, профилактическую функции конфликта:

Функции конфликта Направленность и последствия конфликтов
позитивные негативные
Интеграция персонала Разрядка напряженности в межличностных и межгрупповых отношениях; согласование индивидуальных и коллективных интересов; образование и консолидация формальных и неформальных групп; углубление и стабилизация общих интересов Ослабление организованности и единства коллектива; нарушение баланса интересов между личностями и группами; проявления недобросовестного отношения к делу и стремления к выгоде для себя за счет других; потворство эгоизму, своеволию, анархии
Активизация социальных связей Придание взаимодействию сотрудников большей динамичности и мобильности; усиление согласованности в достижении целей, функционального и социального партнерства Несогласованность в действиях людей, занятых совместным делом; ослабление взаимной заинтересованности в общем успехе; возведение препятствий на пути к сотрудничеству
Сигнализация об очагах социальной напряженности Выявление нерешенных проблем и стимулирование работы; обнаружение недостатков в условиях и охране труда; реализация потребностей, интересов и ценностей коллектива Резкое выражение недовольства действиями администрации; протест против злоупотреблений отдельных должностных лиц; нарастание неудовлетворенности трудом
Инновация, содействие творческой инициативе Повышение активности и мотивации к работе; стимулирование роста квалификации; содействие творчеству, новым илитературе выделяют по содержанию влияния на систему сигнальную, интегрирующе-дифференцирующую, информационную, активизирую-щую, инновационную, профилактическую функции конфликта:

Функции конфликта Направленность и последствия конфликтов
позитивные негативные
Интеграция персонала Разрядка напряженности в межличностных и межгрупповых отношениях; согласование индивидуальных и коллективных интересов; образование и консолидация формальных и неформальных групп; углубление и стабилизация общих интересов Ослабление организованности и единства коллектива; нарушение баланса интересов между личностями и группами; проявления недобросовестного отношения к делу и стремления к выгоде для себя за счет других; потворство эгоизму, своеволию, анархии
Активизация социальных связей Придание взаимодействию сотрудников большей динамичности и мобильности; усиление согласованности в достижении целей, функционального и социального партнерства Несогласованность в действиях людей, занятых совместным делом; ослабление взаимной заинтересованности в общем успехе; возведение препятствий на пути к сотрудничеству
Сигнализация об очагах социальной напряженности Выявление нерешенных проблем и стимулирование работы; обнаружение недостатков в условиях и охране труда; реализация потребностей, интересов и ценностей коллектива Резкое выражение недовольства действиями администрации; протест против злоупотреблений отдельных должностных лиц; нарастание неудовлетворенности трудом
Инновация, содействие творческой инициативе Повышение активности и мотивации к работе; стимулирование роста квалификации; содействие творчеству, новым и оптимальным решениям Создание дополнительных помех трудовой и социальной активности; подавление делового настроя, энтузиазма и творческой инициативы; уход от альтернативных решений
Трансформация (преобразование) деловых отношений Создание здорового социально-психологического климата; утверждение уважительного отношения к труду и деловой предприимчивости; повышение уровня взаимного доверия Ухудшение морально-психологической атмосферы; усложнение процесса восстановления деловых отношении и партнерского сотрудничества
Информация об организации и ее персонале Повышение уровня осведомленности работников о положении дел в организации; нахождение общего языка Усиление недружественного поведения; уклонение от сотрудничества; преграды диалогу, обмену мнениями
Профилактика противоборств Урегулирование разногласий на взаимной основе; ослабление конфронтации в социально-трудовых отношениях Нагнетание напряженности и враждебности; уклонение от примирительных процедур