Руководитель как посредник в конфликте
Руководитель сферы социальной работы нередко вынужден выступать как посредник в конфликтах в своем подразделении, а иногда делает это по собственной инициативе. И это объяснимо, потому что он воспринимается конфликтующими сторонами лицом авторитетным, наделенным властными полномочиями, заинтересованным в благополучном исходе конфликта в организации или подразделении, на вверенном ему участке служебной деятельности.
Важно, чтобы он был способен примирить оппонентов или привести их к согласию. От него должна исходить помощь в формулировании цели переговорных контактов, он должен быть готов к тому, чтобы давать рекомендации, призванные сдерживать нетерпение сторон, предупреждать создание тупиковых ситуаций, выбирать приемлемые направления и процедуры обсуждения проблемы, давать советы при рассмотрении альтернативных предложений и принятии компромиссных решений.
Конечно, многое зависит от того, насколько удачно он ведет себя как посредник. Руководитель, выступающий в качестве посредника, не должен оказывать влияния на оппонентов посредством собственных интересов и предпочтений. Руководитель как посредник не может быть «миротворцем любой ценой». Он должен оставаться реалистом по своему внутреннему складу, т. е. человеком, трезво различающим и оценивающим позиции участников конфликта. Руководитель должен стремиться уладить противостояние, не упуская ради этого ни малейшего шанса.
Руководитель в функции посредника не может не учитывать влияние социальной среды на формирование конфликтных отношений, заинтересованности свидетелей конфликта в том или ином его исходе. При этом восприятие им конфликтной ситуации должно быть свободно от субъективных оценок /и тем более искаженных представлений.
Выступая в качестве посредника в конфликте, руководитель должен считаться с тем, что люди неодинаковы, всякий человек ограничен в объяснении сложившейся ситуации своим интеллектом и нравственными предпочтениями, что он (участник конфликта) побуждается к поступкам собственными мотивами, порой весьма противоречивыми. Нужно иметь в виду, что разногласия, приведшие к конфликту, рождают у оппонентов стремление не быть обойденным и побежденным. Поэтому недопустимо ставить их в неравные условия, кому-то покровительствовать, а кого-то «загонять в угол», отрезая тем самым путь к взаимным уступкам и примирению.
Руководитель, оказавшийся вынужденным быть посредником в конфликте, должен сам руководствоваться следующими простыми правилами:
— воспринимать конфликты как естественное проявление человеческого общения, нормальный способ социального взаимодействия и отношений людей, занятых совместной деятельностью;
— уметь анализировать конфликтные ситуации, определять подлинные причины возникающих конфликтов, цели и особенности поведения противоборствующих сторон;
— владеть механизмом управления конфликтами, набором соответствующих приемов и процедур, навыками конструктивного влияния на персонал в конфликтных условиях;
— направлять конфликты в функционально-позитивное русло, сводить к минимуму их негативные последствия;
— всесторонне оценивать результат происшедшего конфликта, его значимость и влияние на отдельные личности, группы работников, коллектив в целом.
Искусство посреднической миссии руководителя в том, чтобы в конфликтной ситуации не упускать из виду основные
ориентиры - эффективность функционирования организации, создание здорового психологического климата в коллективе, способствующего выполнению задач организации.
Равняясь на данные ориентиры, руководитель должен делать выбор того или иного варианта решения, действовать с благоразумием, осмотрительно, последовательно и настойчиво. Его задача в том, чтобы улаживать, разрешать его сообща, при непременном участии противостоящих сторон, активной мобилизации и координации их собственных возможностей.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы признаки эффективности управления конфликтом руководителем при применении стилей:
«уклонение от конфликта»; «односторонняя уступка»; «компромисс»; «сотрудничество»; «борьба, конфронтация» ?
2. Какова роль личного примера руководителя в управлении конфликтами в организации?
3. Какой отпечаток накладывает на функции управления конфликтом руководителя тот факт,-что он сам в данном конфликте является его субъектом?
4. Какова специфика управления конфликтом руководителем, выступающим в качестве посредника в конфликте?