Сущность и функции социального партнерства
ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
КОНФЛИКТОВ В ОБЛАСТИ
РАЗВИТИЯ И ПРОФИЛАКТИКЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ
КАК ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
3.1. Сущность и функции социального партнерства.
3.2. Сущность и значение коллективных договоров.
В научный оборот термин «социальное партнерство» вошел с конца 1991 г. Он означает цивилизованные методы регулирования социально-трудовых отношений и разрешения трудовых конфликтов на разных уровнях. Основы социального партнерства закладываются системой соглашений.
На федеральном уровне с 1992 г. заключаются генеральные соглашения по социально-экономическим вопросам между Правительством РФ, общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей, иными уполномоченными работниками представительных общероссийских органов, по отраслям — трехсторонние отраслевые тарифные соглашения между общероссийскими отраслевыми профсоюзами, объединениями работодателей, Министерством труда и социального развития, на территориальном уровне — региональные соглашения, а на предприятиях, в учреждениях и организациях — коллективные договоры.
9*
Словосочетание «социальное партнерство», с одной стороны, выражает общественное, относящееся к жизни людей, и группу людей, товарищей по устремлениям, с другой стороны. Следовательно, социальное партнерство — определенный вид деятельности, относящийся к социально-экономическим интересам, системе мероприятий, призванных обеспечивать сотрудничество наемных работников, представляемых обычно профсоюзами, работодателей, объединенных, как правило, в ассоциации предпринимателей, и государства, органов исполнительной власти.
Содержание социального партнерства характеризуют;
— преимущественно переговорный характер разрешения разногласий;
— согласование социально-экономической политики и в первую очередь политики доходов;
— согласование ряда критериев и показателей социальной справедливости и установление мер гарантированной защиты интересов всех субъектов социального партнерства;
— утверждение системы общечеловеческих ценностей в сфере общественного труда;
— участие наемных работников в управлении. Предметом внимания социального партнерства являются
занятость, условия труда, заработная плата, социальные гарантии (отпуска, рабочее время, доплаты), защита социально незащищенных слоев, экология, трудовые споры, гарантии профсоюзной деятельности.
Стороны социального партнерства руководствуются следующими принципами:
— добровольности вступления в партнерские отношения и принятия обязательств;
— равноправия сторон;
— самоограничения при выдвижении требований и взаимных уступок в ходе переговоров;
— соблюдения норм законодательства и правил, согласованных сторонами.
Социальное партнерство направлено на решение основных вопросов социально-трудовых отношений. К ним, в частности, относятся:
— достижение согласия о форме и размере заработной платы, денежных вознаграждениях, пособиях, компенсациях, доплатах;
— установление механизма регулирования заработной платы исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
— обеспечение занятости работника;
— в случае высвобождения — переобучение и создание новых рабочих мест;
— договоренности о продолжительности рабочего времени и времени отдыха, ежегодных оплачиваемых и дополнительных отпусках;
— разработка мер по улучшению условий и охраны труда, экологической безопасности и охраны здоровья работников.
Первыми шагами на пути к социальному партнерству в России были Указы Президента РФ от 26.10.1991 «Об обеспечении прав профсоюзов в переходный период к рыночной экономике» и 15.11.1991 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Особое внимание Правительства, всех органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и других организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности обращалось на строгое соблюдение прав профсоюзов и всемерное обеспечение их деятельности в соответствии с действующим законодательством и общепризнанными нормами международного права.
Профессиональные союзы — исторически необходимый институт цивилизованного общества. Они существовали и будут существовать до тех пор, пока есть система наемного труда, порождающая объективный конфликт интересов собственника средств производства и собственника рабочей силы — наемного работника.
Защитная деятельность профсоюзов в Российской Федерации охватывает три основных направления:
— оплату труда;
— условия труда;
— стабильную занятость.
Данные ориентиры являются основополагающими на коллективных переговорах и в содержании заключаемых соглашений и коллективных договоров.
На уровне организаций профсоюзы выступают за учет специфики особенностей трудовых отношений в коллективах, работающих на предприятиях различных форм собственности, обеспечение равной и гарантированной защищенности трудя-
щихся. Особое внимание они уделяют защите индивидуального работника, зоной «ущемления» которого могут быть основные гражданские права на труд, отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение в случае полной или частичной утраты трудоспособности, жилище, образование и др.
Профсоюзы призваны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде, в том числе законодательных актов при найме, увольнении и оплате труда, за созданием нормальных условий и охраны труда. Они располагают возможностями и для содействия повышению производительности труда, недопущения нарушений производственного процесса со стороны работодателя.
Важнейшая задача профсоюзов заключается в контроле за выполнением работодателем действующего законодательства о коллективных договорах и соглашениях.
Соглашения и коллективные договоры выполняют три функции:
— защитную (для наемных работников), состоящую в том, чтобы работодатель не мог, используя свою власть и силу, изменить условия труда в ущерб работникам;
— организационную, означающую стандартизацию трудовых отношений и наглядность расходов на содержание штатов;
— антиконфликтную, направленную на то, чтобы не допустить трудовых конфликтов и выдвижения новых требований по тем вопросам, которые уже включены в соглашения и коллективные договоры (на период их действия).
Профсоюзы вправе участвовать в организации и проведении коллективных действий (собраний, митингов, демонстраций, уличных шествий, пикетирования, забастовок и др.) с целью урегулирования трудовых споров, защиты социально-трудовых прав и интересов работников, привлечения общественного внимания к острейшим проблемам социально-экономической жизни.
Указанные слагаемые системы социального партнерства, как свидетельствует практика развитых стран, помогают обеспечить взаимную заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективном экономическом росте, повышении конкурентоспособности производства, а также в со-
return false">ссылка скрытациальном мире и укреплении демократии. Они способствуют улучшению условий труда и жизни людей, снижению уровня и смягчению остроты социальных конфликтов, переводу ультиматумов в конструктивные предложения.
Положения Указа Президента РФ «О социальном партнер-/ стве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» были развиты и закреплены в принятом 11.03.1992 Законе «О коллективных договорах и соглашениях». Устанавливалось, что заключение коллективных договоров и соглашений должно осуществляться исходя из следующих принципов:
— соблюдение норм законодательства;
— полномочность представителей сторон;
— свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений;
— добровольность принятия обязательств;
— реальность обеспечения принимаемых обязательств;
— систематичность контроля и неотвратимость ответственности.
Впервые в России появилось правовое понятие «коллективные переговоры», ранее отсутствовавшее в трудовых отношениях. Им определялись инициаторы коллективных переговоров, особенности процедуры их ведения, пути разрешения разногласий, гарантии и компенсации участникам за время переговоров. Расширялся состав представителей работников, участников переговоров.
Согласно закону, интересы работников могут представлять не только один или несколько профсоюзов (их объединения), но и иные уполномоченные работниками представительные органы.
Сам по себе процесс заключения коллективного договора — цепочка микроконфликтов по вопросам установления и применения условий труда, различным социальным вопросам и т. д. Фактически конфликты возникают уже на стадии ведения коллективных переговоров, суть которых — разработка, заключение и (или) изменение коллективного договора.
Конституция РФ провозглашает право каждого гражданина свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию. Она признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законодательством способов их разрешения,
объединение, включая создание профсоюзов, для защиты своих интересов.
Реализация конституционных прав трудящихся на трудовые споры, защиту профсоюзами их интересов регламентирована Федеральными законами «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», принятыми Государственной Думой соответственно 20.10.1995 и 08.12.1995. Данные законодательные акты существенно обогатили правовую базу социального партнерства, правила договорного регулирования социально-трудовых отношений, согласования социально-экономических интересов работников и работодателей.
Правовыми средствами разрешения трудового спора (конфликта) обычно являются нормы, содержащиеся в ТК РФ (гл. 61). Трудовые конфликты разделяют на две основные категории: индивидуальные и коллективные. Подобная классификация служит необходимым условием для уяснения порядка их рассмотрения.
Предметом индивидуальных трудовых споров может стать восстановление или признание индивидуальных трудовых прав. Поводом для таких конфликтов могут быть либо нарушение (реальное или мнимое) работодателем прав работника, либо его отказ признать за работником те или иные права (например, на премию, вознаграждение за выслугу лет, дополнительный отпуск и т. п.).
Речь идет о применении нормативных условий, установленных законом, коллективным договором и т. п., либо об исполнении заключенного индивидуального трудового договора (контракта). Таким образом, конфликты индивидуального характера охватывают все споры, касающиеся применения установленных условий труда (а также последствий этого применения) к конкретным лицам.
Предметом конфликтов коллективного значения может стать установление или изменение нормативных условий труда (для всех работников или отдельных категорий) на данном предприятии либо конкретных обязательств работодателя или соответствующего органа управления по отношению к коллективу предприятия (его подразделения). По действующему законодательству выдвигать коллективные требования к работодателю имеют право:
— коллектив работников всего предприятия или структурного подразделения;
— профессиональный союз или объединенное представительство, ассоциация (объединение) профсоюзов.
Трудовой коллектив (или его часть) либо профсоюз вправе / использовать для удовлетворения своих законных требований все предусмотренные законодательством средства разрешения коллективных трудовых конфликтов, вплоть до полного или частичного прекращения работы (невыход на работу, невыполнение трудовых обязанностей), т. е. забастовки. Конфликт также может разрешаться путем обращения в суд.
Судебный порядок разрешения трудового спора характеризуется прежде всего обязательностью решений суда для субъектов конфликта.
Перспектива судебного разбирательства не всегда привлекательна для субъектов конфликта. Сказывается годами накапливавшееся психологическое предубеждение против участия в судебной процедуре. В массовом сознании долгое время не проводилось деления на уголовный и гражданский суд. И неважно, в каком качестве — истца, ответчика или обвиняемого — выступал гражданин. Его репутация одинаково оказывалась задетой. Правда, в последнее время в общественном мнении произошли позитивные изменения относительно функции гражданского судопроизводства.
Для прекращения конфликта недостаточно вынесения решения судом. Реальное преодоление конфликта наступает по исполнении его. Во многих случаях лица, против которых вынесены решения, законопослушны и действуют исходя из авторитета суда под превентивным воздействием норм права, призванных обеспечивать исполнение судебных решений. В то же время нередки случаи иного поведения участников конфликта, что заставляет обратить особое внимание на неуклонное исполнение актов судебной власти.