Административные способы урегулирования и разрешения конфликтов

СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

2.1. Административные способы урегулирования и разрешения конфликтов.

2.2. Структурные способы урегулирования и разрешения конфликтов.

2.3. Нормативно-правовые способы урегулирования и разрешения конфликтов.

2.4. Социально-психологические принципы урегулирования и разрешения конфликтов.

Урегулирование и разрешение социальных конфликтов — система мер и решений, направленных на их предотвращение в дальнейшем, а также на поиск путей выхода из конфликтов, обеспечение безопасности личности, общества и государства.

В России в последнее время стали уделять более серьезное внимание данной проблеме. В этих целях в стране создаются ассоциации конфликтологов, центры прикладной конфликто­логии, появилась серьезная переводная литература. Тем не менее, говорить о сложившейся системе урегулирования кон­фликтов пока не приходится. Напротив, анализ показывает, что на практике происходят типичные ошибки:

— запаздывание в принятии мер по урегулированию кон­фликтов;

— попытки разрешить конфликты без выяснения их ис­тинных причин;

— применение только силовых, «карательных» мер по их урегулированию;

— шаблонное применение схем урегулирования конфлик­та без учета его типа, особенностей и т. д.

Все это серьезно ослабляет безопасность общества и госу­дарства, а значит, есть необходимость рассмотреть систему мер разрешения конфликтов, которая включает в себя профи­лактику конфликта, его разрешение и урегулирование.

Административные способы и методы преодоления (раз­решения) конфликтов рассматривают как силовое разрешение конфликта (подавление интересов конфликтующих, перевод на другую работу, различные варианты разъединения конфликту­ющих), так и «по приговору» (решение комиссии, приказ руко­водителя организации, решение суда). Применяя данные мето­ды, руководитель опирается прежде всего на законодательные, правовые и нормативные акты. В современной практике адми­нистрирования широко применяются следующие методы.

Дисциплинарные отношения как метод управления конф­ликтами включают в себя общественные отношения, склады­вающиеся по поводу соблюдения определенных норм и пра­вил поведения. Дисциплина — показатель уровня развития орга­низации, нравственного здоровья коллектива. По содержанию дисциплинарные отношения делят на охранительные, поощ­рительные, воспитательные и организационные.

Метод лидерства включает следующие компоненты:

— власть, основанная на законе (традиционная власть);

— власть, основанная на вознаграждении и поощрении;

— экспертная власть;

— эталонная власть (основанная на влиянии примера);

— власть путем убеждения, влияние через участие в уп­равлении.

Установление испытательного срока и подписание кон­тракта, в рамках которого, как правило, оговариваются функ­ции и условия работы.

Оценка трудовой деятельности возникает как реакция на результаты труда работника. Оценка делится на виды: произ­водительности, личных качеств, стиля деятельности, качеств руководителя, профессиональных способностей, поведения в экстремальных ситуациях и т. п.

Метод движения кадров (повышение, понижение, пере­вод и увольнение). Увольнение может происходить по иници­ативе работника и администрации, при этом соблюдение эти­ческих правил является обязательным условием.

Организационное развитие предприятия (организация тру­да) является довольно результативным методом в управлении конфликтами.

Изменение задач и функций предприятия, эффективное продвижение на тру­да) является довольно результативным методом в управлении конфликтами.

Изменение задач и функций предприятия, эффективное продвижение на рынке, повышение производительности труда и, как следствие, усиление социальной защищенности работ­ников приводят к угасанию конфликтных ситуаций.