МЕТОДЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ

РАБОТЕ

В СОЦИАЛЬНОЙ

КОНФЛИКТАМИ

УПРАВЛЕНИЕ

Консенсус

Данный стиль может и должен находить успешное приме­нение в стратегиях конфликтного взаимодействия, когда в кон­фликте задействованы различные структуры организации соци­альной работы или втянуто значительное количество людей.

Консенсус представляет собой фактически единодушное, единогласное, при отсутствии воздержавшихся, решение кон­фликта путем голосования при обязательном праве «вето» лю­бого участника конфликта. Право «вето» означает снятие воп­роса с обсуждения или голосования, если им воспользовался хотя бы один из участников конфликта.

У данного стиля наиболее высокий потенциал эффектив­ного урегулирования конфликта. Это обусловлено тем, что каждый из участников конфликта отдает свой голос в пользу того или иного решения без малейшего принуждения или дав­ления с чьей бы то ни было стороны.

Консенсус имеет ничтожно малые предпосылки к возник­новению постконфликта в форме реванша, поскольку при ре­шении основного конфликта достигнуто реальное единодуш­ное согласие всех его участников.

Вопросы для самоконтроля

/. Каково содержание понятия «стиль конфликтного взаи­модействия»?

2. Какова специфика конфликтного взаимодействия в стиле «уклонение от конфликта»? Каковы конструктивные и де­структивные последствия реализации этого стиля?

3. Какова специфика конфликтного взаимодействия в стиле «односторонняя уступка», «приспособление» ? Каковы кон­структивные и деструктивные последствия реализации этого стиля ?

4. Какова специфика конфликтного взаимодействия в стиле «сотрудничество»? Каковы конструктивные и деструк­тивные последствия реализации этого стиля?

5. Какова специфика конфликтного взаимодействия в стиле «борьба»? Каковы конструктивные и деструктивные по­следствия реализации этого стиля ?

6. Какова специфика конфликтного взаимодействия в стиле «компромисс»?Каковы конструктивные и деструктивные последствия реализации этого стиля?

7. Какова специфика конфликтного взаимодействия в стиле «консенсус» ?

РАЗДЕЛ III

VЛV6VЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛ< | РМЯ 1 >VЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛ

1.1. Управление конфликтами: определение основных понятий.

1.2. Принципы управления конфликтами.

1.3. Социально-педагогические методы предупреждения и профилактики конфликтов.

1.1. Управление конфликтами: определение основных понятий

Деятельность по управлению конфликтами является весь­ма сложной и многоаспектной. Это находит свое подтвержде­ние, с одной стороны, в многообразии операциональных поня­тий, отражающих эту деятельность (управление, предупреж­дение, предотвращение, профилактика, урегулирование, разрешение, минимизация последствий конфликта и др.), а с другой — в авторских подходах к трактовке данных понятий.

Вот, например, как трактуют понятие «управление конф­ликтами» специалисты в области конфликтологии.

Управление конфликтами:

целенаправленные воздействия по устранению либо ми­нимизации причин, породивших конфликт, коррекции поведения участников конфликта, поддержанию необ­ходимого уровня конфликтности, не выходящего за кон­тролируемые пределы;

— целенаправленное воздействие на поведение индивидов в конфликтах, деятельность по предупреждению, уре­гулированию и разрешению конфликтных столкнове­ний отдельных лиц и социальных групп.

Существуют различия в трактовках понятия «урегулирова­ние конфликта», в рамках которых понятия «урегулирование», «завершение», «решение», а также «разрешение» конфликта образуют один синонимический ряд.

Урегулирование и разрешение социальных конфликтов:

— система мер и решений, направленных на предотвра­щение социальных конфликтов в дальнейшем, а также поиск путей выхода из конфликтов, обеспечение безо­пасности личности, общества и государства;

— недопущение насильственных действий, достижение вза­имоприемлемых договоренностей, выполнение которых более выгодно сторонам, чем продолжение конфликт­ных отношений;

— приведение сторон конфликтного взаимодействия к при­мирению путем переговоров, участия посредников или арбитражного вмешательства.

Завершение конфликта — устранение объективных и ослабление субъективных причин, вызвавших конфликтную ситуацию.

Решение конфликта представляет собой устранение полно­стью или частично причин, породивших конфликт, либо из­менение целей и поведения участников конфликта.

Разрешение — завершение конфликтного столкновения по доброй воле его участников, достижение ими определенного согласия по спорной проблеме.

Некоторые различия в подходах обнаруживаются и в трак­товках понятия «профилактика» конфликта.

Профилактика конфликтов:

— организация управленческой деятельности по миними­зации вероятности возникновения конфликтов по объек­тивным причинам;

— деятельность по прогнозированию, т.е. выяснению при­чин, времени наступления, тяжести последствий и т. д. конфликтов с помощью экспертного опроса, метода эк­страполяции, математического и экспериментального мо­делирования и др.;

— осуществление предупредительных мер по предотвра­щению деструктивного, дисфункционального развития конфликтных столкновений.