МЕТОДЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ
РАБОТЕ
В СОЦИАЛЬНОЙ
КОНФЛИКТАМИ
УПРАВЛЕНИЕ
Консенсус
Данный стиль может и должен находить успешное применение в стратегиях конфликтного взаимодействия, когда в конфликте задействованы различные структуры организации социальной работы или втянуто значительное количество людей.
Консенсус представляет собой фактически единодушное, единогласное, при отсутствии воздержавшихся, решение конфликта путем голосования при обязательном праве «вето» любого участника конфликта. Право «вето» означает снятие вопроса с обсуждения или голосования, если им воспользовался хотя бы один из участников конфликта.
У данного стиля наиболее высокий потенциал эффективного урегулирования конфликта. Это обусловлено тем, что каждый из участников конфликта отдает свой голос в пользу того или иного решения без малейшего принуждения или давления с чьей бы то ни было стороны.
Консенсус имеет ничтожно малые предпосылки к возникновению постконфликта в форме реванша, поскольку при решении основного конфликта достигнуто реальное единодушное согласие всех его участников.
Вопросы для самоконтроля
/. Каково содержание понятия «стиль конфликтного взаимодействия»?
2. Какова специфика конфликтного взаимодействия в стиле «уклонение от конфликта»? Каковы конструктивные и деструктивные последствия реализации этого стиля?
3. Какова специфика конфликтного взаимодействия в стиле «односторонняя уступка», «приспособление» ? Каковы конструктивные и деструктивные последствия реализации этого стиля ?
4. Какова специфика конфликтного взаимодействия в стиле «сотрудничество»? Каковы конструктивные и деструктивные последствия реализации этого стиля?
5. Какова специфика конфликтного взаимодействия в стиле «борьба»? Каковы конструктивные и деструктивные последствия реализации этого стиля ?
6. Какова специфика конфликтного взаимодействия в стиле «компромисс»?Каковы конструктивные и деструктивные последствия реализации этого стиля?
7. Какова специфика конфликтного взаимодействия в стиле «консенсус» ?
РАЗДЕЛ III
VЛV6VЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛ< | РМЯ 1 >VЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛ
1.1. Управление конфликтами: определение основных понятий.
1.2. Принципы управления конфликтами.
1.3. Социально-педагогические методы предупреждения и профилактики конфликтов.
1.1. Управление конфликтами: определение основных понятий
Деятельность по управлению конфликтами является весьма сложной и многоаспектной. Это находит свое подтверждение, с одной стороны, в многообразии операциональных понятий, отражающих эту деятельность (управление, предупреждение, предотвращение, профилактика, урегулирование, разрешение, минимизация последствий конфликта и др.), а с другой — в авторских подходах к трактовке данных понятий.
Вот, например, как трактуют понятие «управление конфликтами» специалисты в области конфликтологии.
Управление конфликтами:
— целенаправленные воздействия по устранению либо минимизации причин, породивших конфликт, коррекции поведения участников конфликта, поддержанию необходимого уровня конфликтности, не выходящего за контролируемые пределы;
— целенаправленное воздействие на поведение индивидов в конфликтах, деятельность по предупреждению, урегулированию и разрешению конфликтных столкновений отдельных лиц и социальных групп.
Существуют различия в трактовках понятия «урегулирование конфликта», в рамках которых понятия «урегулирование», «завершение», «решение», а также «разрешение» конфликта образуют один синонимический ряд.
Урегулирование и разрешение социальных конфликтов:
— система мер и решений, направленных на предотвращение социальных конфликтов в дальнейшем, а также поиск путей выхода из конфликтов, обеспечение безопасности личности, общества и государства;
— недопущение насильственных действий, достижение взаимоприемлемых договоренностей, выполнение которых более выгодно сторонам, чем продолжение конфликтных отношений;
— приведение сторон конфликтного взаимодействия к примирению путем переговоров, участия посредников или арбитражного вмешательства.
Завершение конфликта — устранение объективных и ослабление субъективных причин, вызвавших конфликтную ситуацию.
Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей и поведения участников конфликта.
Разрешение — завершение конфликтного столкновения по доброй воле его участников, достижение ими определенного согласия по спорной проблеме.
Некоторые различия в подходах обнаруживаются и в трактовках понятия «профилактика» конфликта.
Профилактика конфликтов:
— организация управленческой деятельности по минимизации вероятности возникновения конфликтов по объективным причинам;
— деятельность по прогнозированию, т.е. выяснению причин, времени наступления, тяжести последствий и т. д. конфликтов с помощью экспертного опроса, метода экстраполяции, математического и экспериментального моделирования и др.;
— осуществление предупредительных мер по предотвращению деструктивного, дисфункционального развития конфликтных столкновений.