Конфликт ценностей
Типология конфликтов по морально-психологическим признакам
В отличие от конфликтов, развитие которых побуждается социально-политическими и социально-экономическими потребностями и интересами, ценностный конфликт имеет более выраженный морально-нравственный и идеологический характер. Здесь сталкиваются различные, в том числе противоположные, интерпретации целей общественного развития.
Одна из наиболее существенных проблем переходного общества заключается в стремлении выйти из хаоса. Известно, что хаос и порядок — понятия относительные. И все же необходимой предпосылкой порядка является признание определенной системы ценностей. Речь идет не о единственной системе ценностей. Признание допустимости светского мировоззрения не означает требования его полного доминирования, равно как и наоборот; Современная культура предполагает достаточно широкие рамки терпимости, т.е. возможности общения и совместного действия людей или групп, приверженных различным системам мировоззрения и ценностным ориента-циям. Однако терпимость и взаимное признание пока еще не являются доминирующими способами взаимоотношений между ценностными установками.
Достаточно часто системы ценностей выступают в качестве самодостаточных источников мотивации, действующих на основе деления человеческих сообществ на «своих» и «чужих». Именно в этом случае мы наблюдаем ценностный конфликт. Различия между «своими» и «чужими» приобретают определяющее значение и становятся доминирующим фактором индивидуальной и групповой мотивации.
В российских условиях мы наблюдали на протяжении XX в. мощные ценностные противостояния эксплуататоров и трудовой массы, белых и красных, ортодоксальных марксистов и отступников-ревизионистов, демократов и представителей номенклатуры, сторонников и противников реформ. Все эти политические противостояния связаны с конфликтами политических интересов. Но дело в том, что политические и экономические интересы получают определенное ценностное обрамление, связанное с интерпретацией коренных вопросов мировоззрения, взаимоотношением человека и общества, проблемами личной свободы, роли государства и т. д.
В российской культурной традиции актуальным является вопрос об отношении к государственной власти, который оказывается общественно значимым благом или ценностью. Но эта ценность может рассматриваться в качестве инструментальной, т.е. в качестве средства для достижения тех или иных целей, или же в качестве самодовлеющей и приоритет-
ной ценности. В условиях слома одной политической системы и замены ее другой широкое распространение в массовом сознании приобретает негативное отношение к власти вообще. Как свидетельствуют многочисленные опросы, существует склонность именно во власти видеть главный источник зла. Такое восприятие власти, как правило, сопряжено с иллюзорной самооценкой, представлением о том, что можно сохранить нравственную чистоту, порядочность и иные личностные добродетели, обеспечив себе наиболее удаленную дистанцию от власти. Властные отношения пронизывают все общественные структуры не только в тоталитарном обществе, но и в демократической общественной системе. Разница заключается лишь в том, как именно и какая часть этих отношений осознается. В условиях демократии человек не может быть независимым от источников существования. Свободным на самом деле может быть лишь патриархальный крестьянин, производящий большую часть потребляемой им продукции и не нуждающийся в современной системе связей, информации, средствах передвижения и общения. В рамках демократического выбора важно, в какой мере мотивация социального поведения является саморегулируемой и самоопределяемой, а в какой задается и управляется средствами массовой информации и социального контроля. Истина состоит в том, что человек тем более ощущает себя свободным, чем в меньшей степени испытывает настойчивое давление властных структур. Всякое принуждение ущемляет права личности, ограничивает возможности индивидуального выбора. Так как именно власть как институт располагает реальными средствами принуждения и поддерживает их в состоянии готовности, то каждый отдельный человек воспринимает ее как источник угрозы.
Принципиальным с точки зрения демократических ценностей и общечеловеческой нравственности является вопрос о способах и средствах, которые использует власть в качестве инструментов мобилизации и социального контроля. В какой мере эти средства оказываются общими, т. е. распространяются на всех одинаково, а в какой носят избирательный характер? Если они носят избирательный характер, то каковы критерии избирательности? Наконец, каковы формы участия во власти для граждан, способы воздействия на нее со стороны
тех, кто оказывается в подчиненном положении? В ответах на эти вопросы и проходит водораздел между ценностями демократического общества и демократически ориентированной личности и личности недемократической, авторитарной, антидемократической и, следовательно, как источник социальных конфликтов.
Еще один уровень ценностного конфликта проявляется в сфере духовной жизни — это соотношение веры и знания. Оппозиция веры и знания в истории человеческой культуры проявляется с разной степенью напряженности, и синтез эмоциональной и рациональной мотивации также может осуществляться в многообразных формах духовного творчества по-разному. Во всяком случае, в духовной жизни и культурном пространстве заключается неисчерпаемый и вечно существующий источник мотивации социального поведения личности, определяющий бесконечно многообразные переходы сугубо индивидуальной мотивации к общественно значимой — социально одобряемой или отвергаемой системе действий и поступков. Это означает, что источники расхождений и конфликтов между людьми в этой сфере бесконечно многообразны. Но здесь же находятся и огромные ресурсы регулирования конфликтов, так как ценности не только разъединяют, но и соединяют людей.