Позитивные проявления функций конфликта

С точки зрения функциональных проявлений конфликт — крайне противоречивое явление. Вступая в противоборство, люди могут добиться реализации поставленных целей. Одна-

ко в большинстве случаев нелегко предугадать даже ближай­шие последствия свершившегося конфликта. При этом они могут носить как положительный, так и отрицательный ха­рактер для участников конфликта, образуя причудливые це­почки как позитивных, так и негативных последствий. Напри­мер, работник, который вступил в конфликтные отношения с администрацией, может добиться своей ближайшей цели, к примеру, выплаты компенсации за вынужденный прогул (по­зитивный результат), но через какое-то время за этим может последовать его увольнение под каким-либо благовидным пред­логом (негативный результат). Но вслед за этим бывший со­трудник может устроиться на более привлекательное место работы (вновь позитивный результат).

Положительными, функционально полезными последстви­ями конфликта считаются те, которые способствуют или обес­печивают решение той проблемы, которая породила противо­речие и вызвала конфликтное взаимодействие. Позитивными являются и те последствия, которые, с учетом взаимных интересов и целей конфликтующих сторон, способствуют дос­тижению понимания и доверия, укреплению партнерских от­ношений и сотрудничества.

Говоря о проявлениях функций конфликта, полезно вы­делить:

— общие проявления функции конфликта, которые имеют место на различных уровнях социальной системы;

— частные проявления функции конфликта на личност­ном уровне.

Полезно также отметить, что никакой перечень как пози­тивных, так и негативных функциональных проявлений конф­ликта исчерпывающим быть не может, так как каждый конф­ликт уникален.

Общие позитивные (конструктивные) функциональные про­явленияконфликта выражаются в следующих последствиях.

Конфликт может быть способом обнаружения и фиксации противоречий и проблем в обществе, организации, группе, сви­детельством того, что эти противоречия достигли уже боль­шей зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению.

Конфликт может быть формой разрешения противоречии. Его развитие и завершение могут способствовать устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, кото­рые привели к конфликту.

Конфликт может способствовать снятию социальной на­пряженности и ликвидации стрессовой ситуации, «выпуска­нию пара», разряжению опасной обстановки.

Разрешение конфликта может привести к стабилизации социальной системы, ибо при этом исчезают источники не­удовлетворенности. Помимо этого, разрешение конфликта мо­жет предотвратить более серьезные конфликты, которые мог­ли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился.

Конфликт может интенсифицировать и стимулировать групповое творчество, мобилизовать энергию для решения сто­ящих перед участниками конфликта задач. В процессе поиска путей разрешения конфликта происходит активизация анализа трудных ситуаций, разрабатываются новые подходы, идеи, ин­новационные технологии и т. д.

Конфликт может служить средством для возникновения новых форм общения между людьми или помочь наполнить новым содержанием старые нормы.

Другие положительные проявления функции конфликта состоят в следующем:

— конфликт ускоряет процесс самосознания;

'— формирует, утверждает и подтверждает определенный набор ценностей как для индивида, так и социальной группы;

— расставляет приоритеты;

— способствует сплочению и объединению людей в целях решения возникших проблем. В поисках выхода из кон­фликта вырабатываются взаимопонимание и чувство причастности к решению общей задачи;

— стимулирует разработку систем эффективного предот­вращения, управления и разрешения конфликтов.

К позитивным проявлениям функций конфликта,в част­ности, в организациях социальной работы можно отнести сле­дующие:

— адаптация и социализация членов организации;

— снятие внутреннего напряжения и стабилизация обста­новки;

— выявление и закрепление новой расстановки сил в орга­низации;

— выявление скрытых недостатков и просчетов;

— радикальное решение назревших организационных и тех­нологических проблем, поиск неординарных решений;

, — активизация информационных процессов;

— формирование организационной культуры управления, результатом которой становится поведенческая культу­ра сотрудников;

— групповое сплочение для решения общих проблем, рост самосознания, чувства собственного достоинства и со­причастности к решаемым проблемам.

Конструктивными проявлениями функций конфликта для индивидамогут быть следующие. Конфликт может:

— выполнять познавательную функцию по отношению к людям, которые принимают в нем участие. Именно в критических ситуациях проявляются подлинный харак­тер, ценности и мотивы поведения людей. С познава­тельной функцией связана и возможность диагностики силы противника;

— способствовать самопознанию и адекватной самооценке личности. Он может помочь верно оценить свои силы и способности и выявить новые, ранее неизвестные сто­роны характера личности;

— закалить характер, способствовать проявлению его но­вых качеств, таких как чувство гордости, достоинства и т. п.;

— помочь избавиться от нежелательных свойств характе­ра, например чувства неполноценности, покорности, ра­болепия и т. п.;

— помочь снять психическую напряженность в группе, стресс, если конфликт разрешается положительно;

— служить средством удовлетворения не только первич­ных, но и вторичных потребностей личности, способом ее самореализации и самоутверждения.

Конфликт является:

— важнейшим фактором социализации человека, разви­тия его как личности. В конфликте индивид за срав-

нительно небольшой отрезок времени может получить столько жизненного опыта, сколько он, возможно, не получит никогда вне конфликта; — существенным фактором адаптации человека в группе, поскольку именно в конфликте люди в наибольшей сте­пени раскрываются и можно с уверенностью сказать, кто есть кто. И тогда личность либо принимается чле­нами группы, либо, напротив, отвергается ими. В по­следнем случае, конечно, никакой адаптации не проис­ходит.