XX — начале XXI в.

Конфликтологии во второй половине

Развитие отечественной школы

Во второй половине XX в.

Направления в развитии конфликтологии

Особенности психоаналитического

Эрик Берн (1902-1970) создал теорию трансактного анали­за и структуры личности, которая включает в себя три компо­нента-состояния: «Дитя» (источник спонтанных эмоций, по­буждений и переживаний), «Родитель» (тяготение к стереоти­пам, предрассудкам, поучению) и «Взрослый» (рациональное и ситуативное отношение к жизни). В процессе взаимодей­ствия людей осуществляется трансакция. Если реализуется не­пересекающаяся трансакция, то она обеспечивает бесконфликт­ные отношения, пересекающаяся — процесс общения наруша­ется и может возникнуть конфликт.

Беррес Скиннер (1904-1990), американский психолог, — ос­новоположник бихевиористского (поведенческого) направления

в психологии. Как известно, бихевиоризм считал принципи­ально невозможным исследование каких бы то ни было субъек­тивных факторов психической жизни человека, поскольку они не поддаются объективному описанию. Поэтому в качестве предмета исследования бихевиористы рассматривали поведе­ние, в том числе и в конфликтологии. Их интерес к конфлик­там ограничивался главным образом внешне наблюдаемыми межличностными и межгрупповыми конфликтами. Следова­тельно, если речь идет о конфликтном поведении или взаимо­действии, то источники его происхождения следует искать, анализируя факторы ситуации. Стало быть, успешно управ­лять конфликтами можно, лишь управляя конфликтными си­туациями.

Эрик Эриксон (1902-1994) пессимистически окрашенному психоаналитическому представлению о человеке, раздираемом противоречиями и конфликтами, противопоставляет идею, что «каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий», а знание того, как человек справляется со значимыми жизненными пробле­мами, составляет единственный ключ к пониманию его жиз­ни. Таким образом, с точки зрения ученого, именно стремле­ние к личностному росту выступает одним из важнейших спо­собов разрешения внутри- и межличностных конфликтов.

На протяжении ряда лет тема социальных конфликтов в СССР была закрыта в силу расхождения выводов, которые были сделаны из теории марксизма специалистами на Западе и в СССР. Западные специалисты, признавая учение Маркса как законченную теорию конфликта, считали невозможным по­строение бесклассового и бесконфликтного общества. Советские специалисты доказывали, что с исчезновением частной собствен­ности исчезает и объективная база для классов, поэтому в СССР строится бесконфликтное и бесклассовое общество.

Нужно иметь в виду, что в бывшем СССР с конца 20-х и вплоть до 70-х гг. социология, социальная психология, кибер­нетика и конфликтология практически не развивались.

Согласно советской идеологии в социалистическом обще­стве не существовало антагонистических отношений между ^классами, первопричиной которых являлась частная собствен­ность на средства производства, утверждалась невозможность возникновения конфликта даже на бытовом уровне, так как при всеобщей уравниловке «делить», в общем-то, было нече­го. На практике, конечно, выяснялось, что социалистическое устройство приводило к возникновению конфликта между про­изводительными силами и производственными отношениями, производством и потреблением, старым и новым. Но со­циалистический строй отличался отсутствием критического от­ношения к действительности, проблемы в большинстве своем замалчивались или персонифицировались, исключая возмож­ность системного несовершенства. Одновременно существо­вавшая на том этапе политика давления на личность не толь­ко в ее трудовых и профессиональных проявлениях, но и в частной жизни привела к появлению множества внутренних конфликтов у населения.

Именно поэтому российская конфликтология еще находится в стадии становления, а научные исследования, посвященные описанию, анализу и оценке конфликтов, стали появляться с конца 80-х гг.

Рывок в исследованиях по этому вопросу произошел в начале 1990-х гг. Перестройка дала возможность нашим уче­ным выйти за рамки марксистско-ленинской теории, которая толковала конфликты только с точки зрения классовой борь­бы в единственно возможной форме социалистической рево­люции.

В современный период первые публикации о наличии со­циальных конфликтов появились в начале 80-х гг., а с середины 80-х гг. — по проблеме «конфликтологии» (Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк, Л.А. Нечипоренко и др.). В работе А.И. Приго-жина был выдвинут тезис, что «само развитие демократии есть постоянный регулируемый конфликт».

Известна монография В.В. Дружинина, Д.С. Конторова и М.Д. Конторова «Введение в теорию конфликта». Выступая с

технократических позиций, авторы сконцентрировали внима­ние на своеобразных так называемых эргатических конфлик­тах, происходящих в техносфере, т. е. там, где применяются сложные системы управления с участием человека-оператора. В книге подчеркивается, что на пороге XXI в. мир стал эргати-ческим, человечество приобрело грандиозные энергетические и информационные ресурсы. Но и при возросших возможнос­тях человек пока не в состоянии совладать с самим собой. В результате неизбежны конфликты различного масштаба, зна­чимости и свойства; они — стимул и тормоз прогресса, добро и зло одновременно.

А.В. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев и др. в публикациях «Вве­дение в общую теорию конфликтов», «Юридическая конфлик­тология» и «Основы конфликтологии» рассматривают приро­ду, причины, субъекты, объекты и наиболее распространенные виды конфликтов в рамках, ограниченных преимущественно юридической конфликтологией. Они анализируют конфликт­ные ситуации, напряженность конфликта и механизм его раз­вития, систематизируют способы предупреждения и разреше­ния конфликтов. При этом ученые-юристы придерживаются той методологической позиции, по которой конфликты отно­сятся к нежелательным явлениям, поскольку сдерживают по­зитивное решение назревших проблем социальной жизни.

Иной (социально-политический) ракурс выдержан в книге А.Г. Здравомыслова «Социология конфликта». В ней природа, движущие силы и мотивация конфликтных противостояний, формы развертывания и способы разрешения конфликтов ис­следуются и освещаются главным образом в тесной увязке с анализом социально-политических процессов, происходящих в современном мире, и той ситуации, которая складывается в российском обществе.

Автор считает, что социология конфликта исходит из того, что конфликт — вполне нормальное явление общественной жиз­ни, его выявление и развитие являются полезным и нужным делом. Всеобщая гармония интересов — миф, вводящий лю­дей в заблуждение. Общество, органы власти и отдельные лица будут достигать более эффективных результатов, если

не будут закрывать глаза на конфликтные ситуации, а пред­примут усилия по урегулированию конфликтов.

За последнее десятилетие в России теоретическая и приклад­ная значимость конфликтологии возросла. В известной мере это вызвано социально-экономическими реформами в стране, становлением рыночных отношений и, в частности, усложне­нием взаимосвязи экономических партнеров и хозяйствующих субъектов, обострением разного рода противоречий между про­изводителями и потребителями товаров и услуг, нестыковка­ми в распределении и потреблении благ, соблюдении соци­альных гарантий, прав и обязанностей граждан. На интересе к проблеме конфликтов, практическим путям их улаживания так­же сказываются кризисное состояние экономики и социальнойих улаживания так­же сказываются кризисное состояние экономики и социальной сферы, снижение нравственных требований в обществе, рост социальной напряженности в стране.

Широкую известность в России получила монография А.К. Зайцева «Социальный конфликт» (2000), в которой автор обобщил значительную часть как отечественной, так и зару­бежной литературы по конфликтологии, а также опыт практи­ческого разрешения различного рода конфликтов главным об­разом в условиях предприятий и организаций.

В области психологии конфликтного поведения широкую известность приобрела книга Н.В. Гришиной «Психология кон­фликта» (2000).

В настоящее время в России вопросами конфликтов на различных уровнях занимается множество организаций. Со­зданы кафедры конфликтологии при ведущих вузах страны (Санкт-Петербургском госуниверситете, МГУ, Московском ин­ституте молодежи), школа конфликтологов при Калужском институте социологии, научно-экспертный совет по конфлик­тологии при Институте социологии РАН. Наблюдается ожив­ление интереса к математическому моделированию конфлик­тов, выпускается журнал «Конфликты и консенсус», прово­дятся российские и международные конференции по вопросам решения конфликтных ситуаций.

В последние годы опубликовано множество теоретических и прикладных работ по конфликтологии в самых разных обла-

стях исследования: история, математика, педагогика, правове­дение, психология, социология, философия, военное дело.

В 90-е гг. сложилось понимание конфликтологии как нау­ки, изучающей появление, развитие и разрешение конфлик­тов, которая имеет несколько направлений:

— философско-социальное, охватывающее общие тенден­ции развития конфликтов на макроуровне;

— организационно-социологическое, изучающее причины и динамику конфликтов организаций, групп и коллективов;

— индивидуально-психологическое, изучающее психофи­зические особенности и характеристики отдельных лич­ностей, их поведение в конфликте.

Первыми исследованиями конфликта занялись сотрудни­ки Института государства и права РАН. Результатом их труда были монографии «Юридическая конфликтология» и «Основы конфликтологии» (1997).

Конфликтами, характерными для переходного периода рос­сийского общества, занимаются такие социологи, как А.Н. Чум-сков, Е.Н. Степанов и др. Этноконфликты, сильно обострив­шиеся после распада СССР, начали интенсивно изучать Р. Аб-дулатипов, А.Г. Здравомыслов, Л.М. Дробижев и др.

Вопросы для самоконтроля

/. Кто является основоположником структурно-функциональ­ной модели теории конфликта и в чем ее сущность ?

2. Кто является автором позитивно-функциональной модели теории конфликта и в чем ее сущность?

3. Какова специфика сущности конфликта в концепциях Р. Да-рендорфа, Т. Парсонса и Л. Козера?

4. Каковы особенности в современных психологических под­ходах к пониманию конфликта в работах Э. Берна, Б. Скин-нера и Э. Эриксона?

5. Какова специфика развития конфликтологии как науки в современной России?

УЛУЛУЛУЛУЛУЛУЛУЛУЛУЛ' I А од д Л .УЛУЛУЛУЛУЛУЛУЛУЛУЛУЛ