Развитие представлений о конфликте в эпоху Возрождения
Особенности представлений о конфликте в эпоху средневековья
В эпоху средневековья утвердилась христианская религия, основанная на идеях человеколюбия, равенства всех перед Богом, однако добиться прочного мира между людьми религии не удалось. Несмотря на господство христианства, основанного на высоких нравственных идеалах, сама религия постоянно оказывалась в состоянии конфронтации с целым рядом светских и религиозных учений.
Пытаясь как-то объяснить и оправдать бесчисленные проявления зла в мире, созданном Богом, христианская философия разработала специальное учение, получившее название «оправдание Бота».
Аврелий Августин (Блаженный) (354-430), разработавший концепцию «теодицеи» («оправдание Бога»), утверждал, что зло (соответственно такие бедствия, как войны, болезни и т. д.) происходит не от Бога. Зло не имеет самостоятельной субстанциальной природы, оно есть лишь недостаток или отсутствие добра. Последнее происходит от человека, его свободной воли.
Фома Аквинский (1225-1274), развивая мысль, что войны в жизни общества допустимы, определил еще одно условие справедливой войны: должна быть дана санкция со стороны государства.
В объяснении коренных причин существования в мире различного рода коллизий философами дохристианского и христианского периодов много общего. И те и другие признают, что борьба, конфликты представляют собой органическое, неустранимое свойство бытия. Различие между античными и христианскими философами состоит лишь в том, что одни усматривают в этих явлениях свойство, изначально присущее бытию, природе, а другие видят замысел, волю Бога.
В эпоху Возрождения известные гуманисты выступили с резким осуждением социальных столкновений и конфликтов. К примеру, Э. Роттердамский, Ф. Бэкон и Ф. Рабле выступали с резким осуждением средневековой смуты, социальных беспорядков и кровопролитных междоусобиц. Они ратовали за мир и доброе согласие между людьми, признавая их решающим фактором развития общества.
Иной точки зрения придерживались Д. Локк, Т. Гоббс и другие ревнители буржуазных свобод, частных форм жизни, равенства стартовых возможностей. Они полагали, что человек есть отдельное самоценное существо, для которого другие — только среда его обитания. В соотнесении с обществом приоритет принадлежит личности. Естественное состояние общественных связей — «война всех против всех», в которой люди выступают в качестве врагов либо партнеров.
По этим суждениям конфликты предопределены естественным неравенством людей как в способностях, так и требованиях. Невозможность же реально удовлетворить все притязания создает в отношениях между ними конфликтные ситуации. Конечно, путь к согласию не закрыт, но сотрудничество возможно не в силу естественных свойств человека, как считали древние мыслители, а в результате принуждения, угрозы наказания за ослушание, нарушение общественного договора.
Эразм Роттердамский (1469-1536) указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту своего влияния все новые силы, слои населения и страны. Он обращал внимание на сложность примирения противостоящих сторон даже в тех случаях, когда они стоят на единых идеологических позициях.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) впервые подверг основательному теоретическому анализу совокупность причин социальных конфликтов внутри страны, подробно рассмотрел материальные, политические и психологические условия социальных беспорядков, а также возможные способы их преодоления.
Томас Гоббс (1588-1679) негативно оценивал человеческую природу в работе «Левиафан». Челове по природе — существо эгоистическое, завистливое и ленивое. Не случайно на заре своего существования общество находилось в состоянии «войны всех против всех». Когда оно стало невыносимо для человека, боявшегося за свою жизнь, люди заключили договор и создали государство, которое избавило их от вражды.
Жан-Жак Руссо (1712-1778) полагал, что человек по природе добр и миролюбив. Источником конфликтов являются пороки в самой социальной организации, заблуждения и предрассудки людей, а также частная собственность.
Адам Смит (1723-1790) в книге «Теория нравственных чувств» выступил последовательным сторонником «любви к себе» при непременной гармонии своекорыстных интересов с общими устремлениями людей к благополучию и счастью.
Впоследствии в ставшем всемирно известном «Исследовании о природе и причинах богатства народов» он вместо моральных отношений между людьми во главу угла поставил экономические интересы. Вместе с тем он считал, что забота человека о собственном материальном, благополучии не будет помехой на пути к всеобщему благу, мысль о благоденствии всего общества преобладает над личными мотивами.
Нравственная позиция А. Смита была по-своему эффективной для его времени — периода становления и утверждения капитализма эпохи свободной конкуренции. Она служила значимым средством предупреждения и улаживания конфликтов в ту переходную пору, когда набирал силу индивидуализм и сохраняли прочность коллективистские традиции прежнего общественного устройства.