Научные предпосылки становления конфликтологии в трудах мыслителей античности
ТЕМА 1. СТАНОВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ КАК НАУЧНО-ПРИКЛАДНОЙ ОТРАСЛИ ЗНАНИЯ
/./. Научные предпосылки становления конфликтологии в трудах мыслителей античности.
1.2. Особенности представлений о конфликте в эпоху средневековья.
1.3. Развитие представлений о конфликте в эпоху Возрождения.
1.4. Развитие конфликтологии в XIX — первой половине XX в.
13. Психологическое направление в развитии конфликтологии.
1.6. Формирование отечественной школы конфликтологии в конце XIX — начале XX в.
Конфликты, как существенная сторона социальных связей, взаимодействия и отношений людей, их поведения и поступков, с незапамятных времен притягивали к себе пытливое внимание человека. Древние философы осуждали распри, хотя и утверждали, что в споре рождается истина. Они считали, что сам по себе конфликт существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Считалось, что весь мир полон противоречий, что с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже богов. Свидетельства тому — мифология и религия разных народов, фольклор и памятники древней литературы, суждения античных и средневековых мыслителей, достижения социальных и гуманитарных наук. Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли. Таким образом, издавна просматривалась связь объяснения конфликтов с пониманием сущности человека и общества. Потому-то корни конфликтологии уходят в глубокую древность, к истокам социальной философии.
Конфуций (VI в. до н. э.) в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость порождают в первую очередь неравенство и несхожесть людей: «Трудно бедняку злобы не питать и легко богатому не быть заносчивым». Вредят нормальному общению также корысть, необузданное стремление к выгоде, упрямство, лживость, лесть, краснобайство. Напротив, полезны строгое отношение к себе и снисходительность к другим, почтительность к старшим, благосклонность к простым. Поэтому, считал он, нужно улучшать нравы, устранять пороки, избегать ссор, достигать того, чтобы «тяжбы не велись», платить за зло по справедливости, а за добро — добром.
Лао-цзы (579-499 гг. до н. э.) видел необходимость соблюдать спокойствие. Он полагал, что «янь» (светлое) и «инь» (темное) — главные первоначала мира, не столько противоположности, борющиеся между собой, сколько факторы гармонии Единого.
Аристотель (IV в. до н. э.) полагал, что человек по природе своей существо общественное. Отдельный человек представляет собой лишь часть более широкого целого — общества. Заложенное в человеке общественное начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с людьми. Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и насилию. В трактате «Политика» Аристотель указывал на источники распрей, которые, по его мнению, состоят в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а также в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других.
Гераклит Эфесский (ок. 530 — ок. 470 гг. до н. э.) стремился связать свои рассуждения о войнах с общей системой взглядов на природу мироздания. Гераклит считал, что «в мире все рождается через вражду и распри, что единственный закон, царящий в Космосе, — война. Именно она — отец всего и царь всего. Одним она определила быть богами, а другим — людьми, одних она сделала рабами, других — свободными». Но вместе с тем он понимал, что кроме противоречий и вражды в мире есть место для гармонии и согласия. «Война — отец всех вещей, а мир— их мать... Все сущее сложено в гармонию через противообращенность». В этом тезисе (или утверждении) просматривается попытка рационально обосновать позитивную роль борьбы в процессе общественного развития.