В социальной работе

Психотипы деструктивно-разрушительного поведения в конфликтном взаимодействии

Есть множество разновидностей одного типа людей, кото­рые вызывают отрицательные эмоции и оставляют чувство опустошенности у тех, кому приходится иметь с ними дело в конфликтных взаимодействиях в сфере социальной работы. Это так называемый «трудный» тип людей.

Приведем примерную модификацию этого типа.

«Грубиян». Пытается запугать более слабых и легко подда­ющихся чужому влиянию людей. Проявляет агрессию, когда чувствует слабость своей позиции. Обычно под грубостью это­го типа скрываются страх, неуверенность в своих силах, положении среди людей.

«Крикун». Все проблемы решает криком, потому что либо разозлен, либо расстроен, либо испуган. Это может быть и привычный для него способ общения. Тогда он даже не заме­чает своего крика.

«Втаптывающий в грязь». Заносчив. Самонадеян. Презри­тельно-снисходителен. Саркастичен. Скрытен. Ненавидит лю­дей. Непочтителен. Унижает. Навешивает ярлыки и клички. Выискивает в других только недостатки. Высказывает вслух оскорбительные сравнения. Говорит сомнительные комплимен­ты. У него низкая самооценка, саморазрушительная програм­ма. Не уверен в себе.

«Болтун». Постоянно раздражает ухо. Говорит обо всех и обо всем. Эгоистичен. Невежествен. Плохо разбирается в лю­дях. Не способен понимать чувства других. Самовлюблен. Не умеет общаться.

«Саморазрушитель». Жертва по жизни. Слабый. Нереали­стичный. Неустойчивый. Настороженный. Негативно настро­енный. Эгоистичный. Не любит жизнь. Не любит людей. Мрач­ный. Индивидуалист. Неконтролируемый. Постоянно ощуща­ет угрозу извне. Низко оценивает окружающих. Не любит себя. Крайне низкая самооценка.

«Избегающий неприятностей». Слабый. Не способный по­стоять за себя. Бесцветный. Трусливый. Необщительный. От всего отказывающийся. Неверный. Непочтительный. Ненадеж­ный. Суетливый.

«Дремлющий вулкан». Неуправляемый. Злопамятный. Не­предсказуемый. Неадекватно возбудимый. Необщительный. Скрытный. Придирчивый. Непоследовательный. Обвиняющий.

«Сплетник». Нескромный. Ненадежный. Лживый. Скрыт­ный. Язвительный. Самоуверенный. Скептичный. Трусли­вый. Навязчивый. Пустой. Злой на язык. Враждебный. Под­лый. Завистливый. Обвиняющий. Суетливый. Лицемерный. Сплетник.

«Роковой борец». Непочтительный. Натянутый. Заносчи­вый. Нахальный. Наглый. Дерзкий. Язвительный. Злой. Гру­бый. Обидчивый. Склонный к саморазрушению. С садистски­ми наклонностями. Подлый. Эгоистичный. Критикан. Неуве­ренный в себе.

«Жертва». Беспокойный. Пассивный. Злопамятный. Эго­истичный. Суровый. Отвергающий все новое. Грустный. Не­гативно настроенный. Мелочный. Подозрительный. Упрямый. Жалкий. Расстроенный. Лишенный воображения. Трусливый. Склонный к депрессиям. Мрачный. Скептичный. Недоверчи­вый. Угрюмый. Сонный. Сентиментальный. Обвиняющий. Склонный к мазохизму. Неуверенный в себе.

«Двуликий Янус». Скрытный. Трусливый. Ловкий. Неиск­ренний. Бесчестный. Эгоистичный. Фальшивый. Загадочный. Недобрый. Скрывающий все, что можно. Уклончивый. Лени­вый. Подлый. Бесцеремонный. Подозрительный. Недоверчи­вый. Двоедушный. Приветливый. Угодливый. Одновременно пассивный и агрессивный. Прекрасно разбирается в людях. Напряженный. Интриган. Лживый.

«Нерешительный». Одновременно пассивный и агрессив­ный. Слабый. Льстивый. Тихий. Зависимый от других. Запу­ганный. Угодливый. Трусливый. Неуверенный в себе. Недо­верчивый. Скрытный. Малодушный. Мелочный. Обвиняющий. Ненадежный. Консервативный. Полный отчаяния. Бесхарак­терный. Скучный. Зацикленный на своих страхах. Неудачли­вый. Неспособный отказать. Неспособный понять ни себя, ни других. Не способен принимать решения. Боится риска. Тре­вожный.

«Потребитель». Эгоистичный. Двуличный. Льстивый. Скрытный. Угодливый. Непоследовательный. Бесчестный. Подлый. Неискренний. Назойливый. Обольстительный. Ма­нипулятор.

«Злобный выскочка». Словесный террорист. Язвительный. Желчный. Враждебный. Неконтролируемый. Злой. Вздорный. Резкий. Противоречивый. Грубый. Придирчивый. Непоследо­вательный. Труднопредсказуемый. Вызывающий. Высокомер­ный. Невежественный. Инфантильный. Запуганный. Невос­питанный. Драчливый. Обидчивый. Мужественный. Подлый. Подвижный. Шумный. Не умеющий общаться с людьми. Над­менный. Вспыльчивый. Упрямый. С садистскими наклоннос­тями. Нервный. Беспокойный. Энергетический вампир.

«Шутник». Утомительный. Ненадежный. Слабый. Оттал­кивающий. Несерьезный. Эгоистичный. Бестактный. Обид­чивый. Саркастичный. Плохо понимающий людей. Невеже­ственный. Грубый. Невнимательный. Поверхностный. Непоч­тительный. Шумный. Навязчивый. Равнодушный. Скрытно враждебный. Трусливый. Неуверенный в себе. С низкой са­мооценкой. Раздражающий.

«Невежа». Грубый. Раздражающий. Бестактный. Обидчи­вый. Непредсказуемый. Лишенный воображения. Небрежный. Дерзкий. Наглый. Прямолинейный. Плаксивый. Эгоистичный. Медлительный. Навязчивый. Неумный. Неразвитый. Ненадеж­ный. Не способный разбираться ни в себе, ни в других. Редко смотрит в глаза. Вяло пожимает руку. Инфантильный. Недо­брый.

«Лгун». Дерзкий. Неискренний. Лукавый. Скрытный. Бес­честный. Навязчивый. Всезнайка. Бесстыдный. Экспансивный. Обвиняющий. Манипулятор. Сплетник. Ненадежный. Слабый. Наивный. Двуличный. Эгоистичный. С низкой самооценкой.

«Пакостник». Вторгающийся в чужую жизнь. Самоуве­ренный. Недоброжелательный. Наглый. Настырный. Насто­роженный. Завистливый. Бессовестный. Догматичный. Обви­няющий. Недоверчивый. Злой. Эгоистичный. Грубый. Шум­ный. Назойливый. Скрытный. Склонный к садизму.

«Скряга». Эгоистичный. Скупой. Несамокритичный. При­дирчивый. Неискренний. Ограниченный. Тревожный. Упря­мый. Унылый. Запуганный. Скептичный. Беспокойный. Не­надежный. Нерешительный. Слабый. Равнодушный. Нервный. Низкая самооценка. Не уважает себя. Мелочный.

«Фанатик». Догматичный. Упрямый. Назойливый. Неис­кренний. Цепкий. Напористый. Скрытный. Самоуверенный. Нервный. Требовательный. Привередливый. Бесстрашный. Обидчивый. Отталкивающий. Мелочный. Нахрапистый. Драч­ливый. Придирчивый. Вздорный.

«Подлиза». Экспансивный. Лживый. Скрытный. Неиск­ренний. Недобрый. Двуличный. Бессовестный. Несамокритич­ный. Трусливый. Назойливый. Шумный. Не терпящий одино­чества. Поверхностный. Бесчестный. Подхалим. Пакостник. Манипулятор. Потребитель. Несерьезный. Гадкий. Изобрета­тельный.

«Деспот». Упрямый. Неискренний. Догматичный. Несамо­критичный. Критичный. Надменный. Необщительный. Скуч­ный. Придирчивый. Эгоистичный. Консервативный. Амбици­озный. Неразвитый. Злой. Мелочный. Язвительный. Само­влюбленный. Нетерпимый.

«Сноб». Амбициозный. Самовлюбленный. Пустой. Высо­комерный. Заносчивый. Придирчивый. Ненадежный. Необщи­тельный. Эгоистичный. Запуганный. Требовательный. Назой­ливый. Недружелюбный. С низкой самооценкой. Вздорный. Презрительно-снисходительный. Трусливый. Грубый. Поверх­ностный.

«Нарцисс». Самолюбующийся. Эгоистичный. Самоуверен­ный. Пустой. Ненадежный. Высокомерный. Скучный. Огра­ниченный. Напыщенный. Эгоцентричный. Нескромный. От­талкивающий. Надоедливый.

«Конкурент». Бесстрашный провокатор. Фанатичный. От­талкивающий. Подозрительный. Злой. Напористый. Агрессив­ный. Злопамятный. Безнравственный. Сильный. Запуганный. Настороженный. Ненадежный. Атакующий. Завистливый. Хва­стун. С низкой самооценкой.

«Наставник». Бесцеремонный манипулятор. Высокомер­ный. Агрессивный. Сильный. Двуличный. Напористый. Са­моуверенный. Нахальный. Догматичный. Эгоистичный. Уп­рямый. Нахрапистый. Недалекий. Угрожающий. Необщитель­ный. Цепкий. Ограниченный. Невыдержанный. Возбудимый.

«Критик». Обвиняющий. Запугивающий. Подстрекающий. Подлый. Напористый. Грубый. Завистливый. Злой. Самоуверен­ный. Остроязычный. Недоброжелательный. Раздражительный. Догматичный. Недоверчивый. Высокомерный. Поверхностный. Неискренний. Язвительный. Настороженный. Подозрительный. Коварный. Требовательный. Непорядочный. Оскорбляющий. Всем недовольный.

«Зазнайка». Высокомерный. Претенциозный. Вздорный. Утомительный. Педантичный. Ограниченный. Предосудитель­ный. Эгоистичный. Самоуверенный. Напористый. Придирчи­вый. Назойливый. Упрямый. Надменный. Язвительный. Не­доброжелательный. Болтливый. Критичный. Не разбирающий­ся в людях. Презрительно-снисходительный.

«Ледышка». Спокойный. Обособленный. Бесстрастный. Скрытный. Невозмутимый. Бесчестный. Равнодушный. Запу­ганный. Ограниченный. Ненадежный. Невыразительный. Трус­ливый. Придирчивый. Необщительный. Подозрительный. Склонный к депрессиям. Молчаливый.

«Скептик». Запуганный. Бесчувственный. Недобрый. Трус­ливый. Капризный. Склонный к саморазрушению.

«Подстрекатель». Взбалмошный. Пакостный. Неискренний. Во все вмешивающийся. Нескромный. Недобрый. Жестокий. Враждебный. Двуличный. Придирчивый. Подлый. Ненавидя­щий. Завистливый. Бесчувственный. Напористый. Ненадежный. Непорядочный. Мелочный. Лживый. Недоброжелательный. Хитрый смутьян. Манипулятор. Паникер.

«Танк». Конфликтный. Направленно агрессивный. Грубый. Необузданный. Вздорный. Вызывающий. Обвиняющий. Ос­корбляющий.

В специальной литературе приводится и другая типология деструктивно-разрушительных личностей, взаимодействие с ко­торыми чревато конфликтами. Предлагаются рекомендации по эффективной нейтрализации их конфликтности.

«Паровой каток». Это грубый и бесцеремонный человек, думающий, что все вокруг должны уступать ему дорогу, и не считающийся с другими мнениями, будет постоянно вступать в конфликт с окружающими. Если предмет конфликта не особенно важен, то лучше уклониться от него или приспособить­ся. Полезно уйти с дороги или уступить этому человеку в малом, чтобы успокоить его. Если же избирается иной под­ход, то лучше начать с того, чтобы дать такому человеку «выпустить пар».

«Скрытый агрессор» («снайпер»). Человек, относящийся к этому типу, старается причинять людям неприятности с помо­щью закулисных махинаций, колкостей и других скрытых про­явлений агрессии. Если принято решение, что уклониться не­приемлемо, то наилучший способ — выявить конкретный факт причинения зла, а затем его скрытые причины.

«Разгневанный ребенок» («взрывной человек»). Этот чело­век является злым по своей природе. Он взрывается, как ребе­нок, у которого вдруг стало плохое настроение. Поэтому от него всегда нужно ждать неприятностей. Так, руководитель, еще недавно мирно спокойно беседующий с подчиненными, может вдруг вспылить, чувствуя, что они совсем отбились от рук. Обычно человек, который ведет себя подобным образом, испуган и беспомощен, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под контроль. Основной принцип, которому необходимо следовать для того, чтобы избежать эскалации конфликта, — дать выход его эмоциям. Нужно убедить чело­века в том, что его слушают, и тем самым успокоить его.

«Жалобщик». Он часто охвачен некоторой идеей и обвиня­ет других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах. Полезно сначала выслушать жалобщика. Не важно, прав он или нет. Он страстно желает быть услышанным. Это одна из причин того, что он постоянно недоволен; он считает, что никто не хочет его слушать или относится к его словам серьезно. Его жалобы обычно возникают на почве разочарова­ния и сознания собственного бессилия. Когда его выслушива­ют, к нему возвращается ощущение собственной значимости и представляется возможность выразить свои чувства. Следует признать или оценить этого человека, показав, что сказанное им понято, затем необходимо найти способ тактично прекра­тить или перевести разговор на другую тему.

«Молчун» («тихоня»). Эти люди также представляют по­тенциальную опасность с точки зрения возникновения конф­ликта, ибо причины их скрытности посторонним не известны. С ними легко потерять и терпение, так как от них трудно добиться ответа, в чем истинная причина их скрытности. Ключ к разрешению конфликта — преодоление замкнутости челове­ка. Могут быть некоторые предположения на счет ее причин (например, этот человек расстроен чем-то, но не хочет при­знаваться в этом), но исходить из них — не лучший вариант. Для того чтобы раскрыть суть проблемы, следует задать ему несколько вопросов в такой форме, которая не позволит выра­зить ответ только словами «да» или «нет» либо кивком голо­вы. При этом, если есть некоторые предположения, а человек не собирается давать информацию, то можно поделиться ими, чтобы узнать, правильны ли они. Если человек внезапно за­молчал и все больше сопротивляется попыткам продолжить беседу, полезно не настаивать на этом, а поблагодарить его и, если это необходимо, попытаться договориться о новой встрече.

«Сверхпокладистый». Такие люди могут не создавать про­блем в чисто человеческих отношениях, ибо они всегда и всем уступят и пообещают помочь в любом деле, но как только доходит до выполнения обещания, они могут создать трудно­сти, ибо их слова часто расходятся с делом. Например, со­трудник может взяться за какую-либо работу, но не выпол­нить ее, начальник может пообещать повысить зарплату и будет затягивать это повышение. Основная проблема «сверх­покладистых» людей состоит в том, что они никому не могут отказать, а на выполнение всех обещаний у них не хватает ни сил, ни времени. Такие люди могут казаться приятными во всех отношениях, но время от времени они создают пробле­мы: вдруг соглашаются сделать что-то для другого, но в по­следнюю минуту находят причину для отказа. Если необходи­мо продолжать общение с таким человеком, то ключ к реше­нию проблемы состоит в том, чтобы показать ему, что желательна правдивость с его стороны. Лучше настаивать на том, что хочется знать, что в действительности думает этот человек, и чтобы он сделал только то, что в состоянии выполнить. Сделать акцент на том, что беспокоит его непоследова­тельность, а не то, согласится он или нет.

Данная типология производит довольно мрачное впечатле­ние. Разумеется, это не значит, что у подобного рода типов нет ничего святого. Конечно же, это не так. Однако полезно рметь в виду, что они опасны или трудны именно в связи с 'этими сторонами своего характера.

Понятно, что носителями таких характерологических осо­бенностей могут быть представители любых социальных групп, взаимодействующих друг с другом в сфере социальной рабо­ты: начальники, подчиненные, специалисты соответствующих социальных учреждений и их пациенты.

Понимая, что любая характерологическая черта человека означает не что иное, как способ его поведения в тех или иных ситуациях, знание этих способов помогает в известной мере предвидеть, прогнозировать те психологические реалии, которые могут возникнуть в конфликтных ситуациях в сфере социальной работы.

Вопросы для самоконтроля

/. Раскройте содержание понятия «психологический тип личности» в контексте конфликтного взаимодействия в сфере социальной работы.

2. Какова типология характеров с точки зрения конфликт­ного взаимодействия в концепции Леонгарда Ганнушкина — Личко?

3. Опишите проявления в конфликтном взаимодействии в сфе­ре социальной работы гармоничного, дисгармоничного, ак­центуированного типов характеров.

4. Какие психотипы входят в разряд высокоэнергетичных и низкоэнергетичных индивидов и каковы их основные пси­хологические характеристики?

5. Какие особенности конфликтного поведения характерны для высокоэнергетичных и низкоэнергетичных индивидов?