Власть имеет 5 основных форм

1.Власть, основанная на принуждении;

2.Власть, основанная на вознаграждении;

3 Экспертная власть.; 4. Эталонная власть

5. Законная власть

Эти основы власти явл. инструментом, с по-мощью которого руководитель может заста-вить подчиненных выполнять работу, нап-равленную на достижение целей фирмы. Они также явл. средствами, которые могут быть использованы неформальными лидерами, чтобы помешать достижению этих целей.


44. Источники власти.Принято различать 2 группы источников власти: источники власти, которые имеют личностную основу, ко второй — организационную основу.Источники власти на личностной основе: Власть эксперта. Заключается в способности руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, наличия специализированных знаний.Власть примера связана со способностью руководителя влиять на поведение подчиненных благодаря его привлекательности, наличию у него харизмы.Право па власть Здесь важно получить от подчиненных признание права на власть, что связано с использованием других источников власти. Кроме того, рассматриваемый источник власти в отличие от других имеет более четкие границы применения данной власти в пределах предоставленных руководителю прав и ответственности. Власть информации. Базируется на возможности получения нужной и важной информации и умении использовать ее для влияния на подчиненных. Менеджер укрепляет свою власть, координируя и контролируя информационные потоки в фирме.Потребность во власти-желанию иметь влияние на другихИсточники власти, имеющими организационную основу: Власть принятия решений. Проявляется в той степени, в которой человек может влиять на процесс подготовки и принятия решений; чем выше уровень управления, тем большее кол-во людей, кроме руководителя (специалистов, помощников и т. д.), влияют на процесс принятия решения.Власть вознаграждения — способ влияния, основанный на положит. воздействии (благодарность, премия, продвижение, доп. отпуск и т. д.) с целью добиться от подчиненного желаемого результата.Власть принуждения. Строится на страхе подчиненных быть наказанными Власть над ресурсами. Основывается на контроле руководством распределения потоков ограниченных ресурсов, которые обычно в организациях направлены сверху вниз. Некоторые руководители для влияния на людей создают так называемый дефицит ресурсов.Власть связей. Создается путем распространения менеджером информации о его связях с влиятельными людьми.


45. Понятие влияния. Способы влияния( эмоциональные и рассудочные).Влияние — такое поведение од­ного индивида, которое вносит изменение в поведение другого. Конкретные способы такого воздействия весьма разнообразны. Способы влияния влияния — влия­ние эмоциональное и влияние рассудочное. К способам эмоционального влияния относят:Заражение - представляет собой практически автоматическую, неосознанную передачу эмоционального состояния одного человека другому.подражание (подразумевает усвоение действий, поступков, манеры поведения и даже способа мышления других лиц); подражанию легко поддаются впечатлительные и слабовольные люди, а также люди с недостаточно развитым самостоятельным мышлением.К способам рассудочного влияния относят:внушение - воздействие, основанное на некритическом восприятии того, что внушение как способ влияния на подчиненных является бездоказательным и неаргументированным. Здесь эффект достигается за счет личных качеств менеджера: его признание, авторитет, престиж и т. д. Особенно высокий эффект внушения достигается, если подчиненный возбужден и срочно ищет выход из создавшегося положения.убеждение - представляет собой эффективную передачу точки зрения. Убеждение опирается на рассуждения и логику. Процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию, цель которой состоит в достижении единства мнений или компромисса.просьба - способ влияния на подчиненного, основанный на добровольных, побуждающих, не принудительных мотивах Положительный результат достигается в случае, если между руководителем подчиненным существуют хорошие отношения).угроза - представляет собой запугивание, обещание причинить подчиненному зло, вред.Подкуп - склонение на свою сторону, расположение в свою пользу подчиненного любыми средствами, т.е. руководитель может представить подчиненному какие-либо преимущества, если он определенным образом изменит свое поведение.приказ - официальное распоряжение властных органов. Исключается альтернатива, так как приказ не обсуждают, а выполняют.руководитель власть подчиненный влияние


46.Понятие авторитета. Источники авторитета. Разновидности псевдоавторитета.Авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями и способностью работать с людьми.Два источника:1. Личный, выражающийся в способностях руководителя к лидерскому влиянию;. 2.Общественный, выражающийся в обладании руководителем властью и должностным престижем.Виды псевдоавторитета:1 Авторитет расстояния – руководитель считаете, что его авторитет возрастает, если он "дальше" от подчиненных и держится с ними официально.2 Авторитет доброты – "всегда быть добрым" - таков девиз данного руководителя. Такая доброта снижает требовательность. Бывает, добрый руководитель оказывает подчиненному "медвежью услугу".3 Авторитет педантизма – в этом случае менеджер прибегает к мелочной опеке и жестоко определяет все стадии выполнения задания подчиненными, тем самым, сковывая их творчество и инициативу.4 Авторитет чванства – руководитель высокомерен, гордится и старается всюду подчеркнуть свои бывшие и мнимые нынешние заслуги. Такому руководителю кажется, что эти "заслуги" обеспечивает ему высокий авторитет.5 Авторитет подавления - менеджер прибегает к угрозам, сеет страх среди подчиненных. Он ошибочно полагает, что такие приемы укрепят его авторитет. В конечном итоге это лишает людей чувства уверенности, инициативы, рождает перестраховку и даже нечестность.

 

 


 

25. организация как функция менеджмента. Делегирование задач и полномочий.

Организация как функция менеджмента представляет собой координацию задач и взаимоотношения людей, а также процесс создания структуры предприятия (департаминимизация).
Содержание функции организации составляет:
1. делегирование полномочий;
2. организация отношений, упорядочение работ;
3. деление организации на подразделения.

делегирование - это передача задачи и полномочий, достаточных для ее решения, и ответственности за ее решение должностному лицу, которое принимает на себя ответственность за решение данной задачи.
Итак, делегирование состоит в передаче ответственности и полномочий.
Ответственность представляет собой обязательства выполнять определенную задачу и отвечать за её удовлетворительное решение.
Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач (фактически командовать людьми).
Полномочия бывают двух типов:
1. Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному. Линейные полномочия предоставляют руководителю узаконенную власть воздействия на подчиненных. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организацией.
2. Штабные полномочия - это полномочия, основанные на выполнении определенной функции.

Функцию организации также можно определить как процесс создания организационной структуры, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для реализации целей предприятия.

Делегирование тесно связано с ответственностью, которая представляет собой обязательство:

во-первых, выполнять стоящие перед должностным лицом задачи;

во-вторых, отвечать за полученный результат перед тем, кто делегировал соответствующие полномочия.

Важным моментом является то, что ответственность не может делегироваться без полномочий. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненным. Хотя лицо, на которое возложена ответственность за выполнение какой-либо работы, не обязано всю ее выполнять самостоятельно, а просто несет ответственность за полученный результат.

Полномочия делегируются должности, а не человеку, ее занимающему. Вместе с тем, пока должность не занята, говорить о передаче полномочий не имеет смысла.

 

 


 

26. Мотивация как функция менеджмента.

Функция менеджмента - конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами, способами

Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации и личностных целей.

Суть мотивации сотрудников в современном менеджменте состоит в познании и реализации путей их личных интересов, предоставлении им возможностей реализовать себя в процессе достижения целей организации. Руководитель должен определить круг потребностей работников и применить соответствующие методы мотивации.

Схема мотивационного процесса

1. Возникновение потребностей-2. Поиск путей устранения потребностей-3. Определение направления действия-4. Осуществление действия-5. Осуществления действия за получениотребностей-2. Поиск путей устранения потребностей-3. Определение направления действия-4. Осуществление действия-5. Осуществления действия за получение вознаграждения-6. Устранения потребностей-1. Возникновение потребностей

Существует 3 группы теорий мотивации:

1 Содержательные теории мотивации (А.Маслоу, Д.МакКлеланд, А.Альдерфер)

Пирамида А.Маслоу

Самовыражение

Самоутверждение

Социальные потребности

Потребности в безопасности

Физиологические потребности