Конфликтогенная социально-психологическая специфика мест лишения свободы
КОНФЛИКТОГЕННАЯ СПЕЦИФИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА ВЗРОСЛЫХ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ
Лекция 6.
6.1. Конфликтогенная социально-психологическая специфика мест лишения свободы.
6.2. Характеристика конфликтогенной социальной стратификации в местах лишения свободы.
6.3. Психогенные факторы конфликтного поведения осужденных.
6.4. Психологические защиты и формы конфликтного поведения осужденных.
Принудительное лишение свободы — один из самых древних видов наказания за совершенные преступления. Долгое время он считался одним из наиболее жестоких и эффективных методов воздействия на преступность. Тюремное заключение, предоставляющее преступнику возможность «исправиться», рассматривалось как альтернатива смертной казни. Однако исследования последних десятилетий, проведенные психологами, психиатрами, криминологами и другими специалистами, показали ошибочность такого мнения.
Специфика лагерной среды состоит в том, что выживание в одиночку там практически невозможно. Каждый заключенный старается найти себе среди земляков закадычного друга. Несколько таких человек образуют «семью».
Существуют и определенные обряды инициации в уголовной среде, например, «прописка» в камере или нанесение себе каких-либо телесных повреждений с целью доказать невосприимчивость к боли или совершить своеобразно модифицированный обряд жертвоприношения. Эти и многие другие специфические элементы субкультуры мест лишения свободы являются способом вхождения в сообщество заключенных. На основании успешности или неуспешности прохождения этих обрядов новичку определяется место в уголовной иерархии. Каждый обряд направлен на выявление знаний и способностей нового члена сообщества. Например, «прописка» заключается в том, что новичку задают вопросы, в которых проверяются знание «воровского закона», а также сообразительность. Обряды инициации при вхождении в тюремное сообщество могут носить характер физического воздействия, часто весьма болезненного и опасного для жизни и здоровья.
Как и в первобытном обществе, в среде заключенных существует обычай «табу» — внешне ничем не обоснованного запрета на выполнение тех или иных действий. Например, «нормальному» заключенному нельзя есть курицу. Существует табу и на взаимоотношения с администрацией, причем с любыми ее представителями, в том числе врачами и психологами. Высокостатусный заключенный вряд ли станет «по душам» беседовать с любым официальным лицом. Как и у первобытного человека, у заключенных существует большая тяга к татуировкам, которые выполняют функции знаковой системы, закрепляя деление на касты и классы внутри каст. Существует и любовь к украшениям, также характерная для глубокой архаики. Бедность и убогость блатного жаргона, большая роль суеверий в жизни этого общества, почти священное почитание матери — все это является проявлением архаических черт уголовного мира.
В последнее время уголовный мир характеризуется все большим проникновением в его среду товарно-денежных отношений. Если еще в начале 80-х гг. попадание в высшую касту лиц, осужденных за изнасилование или развратные действия в отношении несовершеннолетних, было исключено, то сейчас это встречается часто. Даже сами «зоны» разделились на «воровские», где опираются главным образом на авторитет «воров в законе», и «беспредельные», где господствует исключительно власть денег и силы.
Как и для архаического общества, для уголовной среды характерно деление на группировки по принципу «свой — чужой». Суть этого деления чрезвычайно проста — «своих» защищать, «чужих» притеснять и эксплуатировать.
Изменились и межнациональные отношения. Еще совсем недавно выражение «преступность не знает национальности» было справедливым. В преступную среду понятие «национальное» вошло прочно. Раньше в «зонах» такое деление проходило по «мастям» (по виду «криминального промысла» и места в уголовной иерархии), теперь— по национальному признаку. В «зоне» господствуют представители той национальности, которая составляет большинство среди заключенных. Особенно такое «землячество» характерно для выходцев из регионов Кавказа и Средней Азии.
Удивительным образом с субкультурой взрослых заключенных связана субкультура тех, кто работает в местах лишения свободы (администрация, охрана, технический персонал). С одной стороны, их воззрения на работу отличает прагматизм: дела в тюрьме должны идти своим чередом, без происшествий и по возможности без участия с их стороны, с другой — сообщество заключенных они не рассматривают просто как объект воздействия или предмет труда. Противопоставляя себя «уголовникам», представители персонала тюрьмы включают себя в сообщество в качестве верховных судей и руководителей, тем самым создавая еще одно противоречие, усугубляющее все остальные: между притязаниями на власть, обоснованными юридическими нормами, и основанными на традиционном праве.
Таким образом, мы можем говорить о том, что уголовное сообщество — это особая культура. Главное отличие этой культуры — двойственность положения человека внутри нее. С одной стороны, он должен подчиняться неформальным обычаям и обрядам, существующим в уголовной среде, с другой — выполнять официальные требования администрации учреждения. Часто эти стороны существования человека приходят в противоречие. Тогда человек становится перед выбором, осуществляя который человек часто выбирает себе судьбу.
Что же такое тюрьма? Для понимания этого явления важно проанализировать существенные признаки тюрьмы (вполне характерные и для других закрытых учреждений, контингент которых фактически лишен свободы выбора образа своего существования). В западной научно-исследовательской литературе можно отметить исследование И. Гофмана, посвященное «тотальным институтам», под которыми он понимал закрытые заведения, полностью распоряжающиеся жизнью своих обитателей. Он считал, что такими заведениями являются психиатрические больницы, тюрьмы, монастыри и военные заведения. (Важно подчеркнуть, что в «тотальных» обществах, сообществах, институтах права человека нарушаются тотально.)
В современном обществе жизнь человека обычно организована таким образом, что человек спит, развлекается и работает с разными людьми, под влиянием авторитетов и без какого-то всестороннего рационального плана. Центральной чертой тотальных заведений является исчезновение границ между этими областями жизни.
Во-первых, разные стороны жизни происходят на том же месте и под влиянием одного-единственного авторитета.
Во-вторых, каждая часть программы дня осуществляется в непосредственной близости от большой группы людей.
В-третьих, к каждому члену группы относятся одинаково.
В-четвертых, все части программы дня придерживаются строгого графика: одно занятие следует за другим в определенное время, и вся серия занятий определяется сверху служащими заведения и системой формальных правил.
В-пятых, эти занятия осуществляются по одному рациональному плану, который способствует достижению официальной цели заведения.
К этому можно добавить, что контроль над личностью в таких заведениях настолько всеобъемлющ, что даже отправление естественных физиологических потребностей и интимных гигиенических мероприятий проходит публично. Фактически все это ведет к размыванию границ личности вплоть до ее возможной деструкции.