ИЗОЛЯЦИИ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ
КОНФЛИКТОГЕННАЯ СПЕЦИФИКА ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ
Лекция 5.
Отметим сразу, что в задачу настоящего пособия не входит глубокое и всестороннее исследование такого социального явления, как преступность. Известны достаточно аргументированные точки зрения на то, что преступность является вполне нормальным социальным явлением практически для любого общества. Не открывая дискуссии, отметим, что нам важно показать специфические психологические особенности осужденных подростков в плане их влияния на конфликтное взаимодействие с социумом, а также с отдельными или социально-групповыми представителями. Здесь мы присоединяемся к мнению о том, что по тому, как общество относится к заключенным, можно судить о степени конфликтности этого общества.
Единого взгляда в среде психологов на генезис преступности не существует, но большинство сходятся на том, что в основе преступного поведения лежат социальная дезадаптация личности, неспособность человека к полноценному самопроявлению в рамках существующих норм закона и морали. За эти отклонения человек несет наказание в соответствии с законами.
Те нормы, за нарушение которых санкции не предусмотрены законами, попадают в сферу действия морали. Преступившие нормы морали, но не нарушившие закон, преступниками не считаются.
Положение подростка, находящегося в условиях социальной изоляции, имеет ряд особенностей.
Во-первых, он приобретает особый правовой статус: даже в колонии формально являясь не заключенным, а воспитанником. Тем не менее, он сильно ограничен в своих правах. На него накладываются специфические обязанности, за невыполнение которых предусмотрены жесткие санкции.
Во-вторых, на его личность в условиях социальной изоляции начинают воздействовать разного рода психогенные факторы, которые приводят к разнообразным негативным последствиям. В качестве последних выступают невротические реакции, повышение суицидальной активности и совершение суицидальных актов и попыток различного рода самоповреждений, психические расстройства и т. д.
В-третьих, существенным моментом, формирующим невротические реакции подростков в условиях социальной изоляции, является принудительное включение в новые социальные отношения и изменение привычного образа жизни. Это отчетливо отражается в лозунге: «Не умеешь — научим, не хочешь — заставим». Особенно важным является увеличение обязанностей при одновременном снижении количества прав. Возникает вопрос и о субъективном восприятии содеянного подростком.
В-четвертых, подросток попадает в весьма специфическую среду общения, характеризующуюся крайне высоким уровнем агрессивности. Подростки более жестко придерживаются «воровского закона», который, как правило, сами же и формулируют. Почти всегда это набор некоторых мер физического воздействия, при помощи которых небольшая группа более сильных воспитанников подавляет слабых. Любые отступления от этих норм караются гораздо более жестоко, чем в среде взрослых преступников, поэтому подростки постоянно находятся в состоянии рефлексии своего поведения относительно этих уголовных норм. За каждое «не по понятиям» произнесенное слово они ждут сурового наказания, несущего угрозу жизни и здоровью.
В-пятых, существует огромная разница между психикой осужденного подростка и взрослого. На психику подростков, находящихся в местах лишения свободы, воздействуют те же психогенные факторы, что и на взрослых, только первые переносят их более болезненно. В силу своих возрастных особенностей подросток не имеет таких резервов психики и опыта разрешения актуальных конфликтов, поэтому и реакции на действие этих факторов у него более острые.
Наиболее типичная реакция подростков на ситуацию ареста или помещения в условия социальной изоляции — фрустрация, связанная с блокированием ведущих психологических и физиологических потребностей растущего организма. Он вынужден пересмотреть свои жизненные планы, перспективы и направить максимум сил на адаптацию именно к местам лишения свободы.
Постоянная публичность и невозможность уединиться — тяжелый бич для большинства закрытых учреждений, будь то тюрьма или военная казарма. Подростки постоянно вынуждены общаться друг с другом. Соответственно такое положение вызывает острые конфликты, которые разрешаются либо физическим воздействием на «оппонента», либо причинением вреда самому себе. Такое давление принудительного общения существенно меняет мотивационную и поведенческую сферы подростка.
Монотонность также вызывает острые аффективные реакции у большинства подростков. Ограничение двигательной активности в период физического становления приводит к формированию апатии либо повышенной агрессивности и развитию астении и мышечной слабости. Постепенно пространственные ограничения, монотония и ограничение двигательной активности парализуют волю подростка. Фактически он теряет возможность контролировать свои действия, особенно агрессивные импульсы.
Подростковый возраст — время постоянного поиска значимой для дальнейшего развития личности информации. Особый интерес представляют ответы на экзистенциальные вопросы существования человека как личности: «Кто я?», «Для чего я существую?», «Каково мое будущее?». В тюрьме или колонии подросток весьма ограничен в поступлении такой информации, поэтому длительное отсутствие известий из дома, от родных или друзей, значимого взрослого и соответственно невозможность получить адекватные ответы на многие важные вопросы вызывают ощущение заброшенности и приводят порой к истинным суицидам. Часто подростки прибегают и к демонстративным суицидальным попыткам с тем, чтобы привлечь к себе внимание, но в этом случае подросток вступает в определенный конфликт как с внутригрупповыми нормами, которые запрещают контакты с персоналом колонии или тюрьмы, так и с социальными нормами, так как сама попытка суицида является грубым нарушением режима содержания, за что следует неминуемое строгое наказание. Тем самым он вновь попадает в ситуацию фрустрации.
Хроническая фрустрированность, давление агрессивной среды и принудительного общения, психическая травматизация приводят к тому, что даже самый тихий человек идет на нарушение режима содержания, чтобы вырваться из общества. В этом случае его могут поместить в штрафной (дисциплинарный) изолятор, где он будет находиться некоторое время в одиночестве, поэтому такая форма наказания, несмотря на все ограничения, установленные законом, часто воспринимается подростками как форма отдыха от общения. За многими попытками побега, беспорядками, нападениями на персонал, совершенными несовершеннолетними в местах социальной изоляции, стоит именно реакция ухода от конфликта.
Другой вариант ухода от актуальных конфликтов — симуляция и аггравация (усиление симптомов болезни с целью симуляции) болезней, а также причинение себе телесных повреждений, преследующих только одну цель — вырваться из актуальной ситуации. Крайним проявлением этой реакции может быть суицидальное поведение, которое в закрытых заведениях для подростков часто приобретает характер эпидемии.
Причины возникновения актов суицидального поведения можно связать с условиями пребывания в изоляции, которые сами по себе предполагают высокую межличностную раздражительность воспитанников. Непривычность обстановки, грубость взаимоотношений давят на отдельную личность, заставляют испытывать постоянный страх и дискомфорт. Появляется стремление любыми способами уйти куда-либо от окружающих проблем.
Многие подростки в таких заведениях сильно ослаблены физически, поэтому они просто не способны эффективно противостоять воздействию окружающих стрессоров. У них, как правило, возникает состояние стойкой личностной дезадаптации, ведущей за собой социально-психологическую. Одна из важнейших причин суицида молодых людей — ситуация конфликта, субъективно переживаемого как неразрешимого.
Необходимо также иметь в виду, что конфликтная ситуация подростка, находящегося на свободе, может складываться из мелких, по мнению взрослых, неурядиц. Однако максимализм в оценках подростков, эгоцентризм, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков и прогнозировать свою жизнь, отсутствие жизненного опыта создают ощущение безвыходности, неразрешимости конфликта, порождают чувства отчаяния и одиночества. Именно поэтому многие исследователи считают, что все суицидальные действия в этом возрасте следует расценивать как истинные, а не демонстративные.
Можно также заметить, что подавляющее большинство реакций подростков, вызванных лишением свободы, носит внешне обвинительный характер. Как правило, виновными оказываются родители, милиция, общество в целом, но никак не они сами. Даже тогда, когда подросток вроде бы признает свою вину, он все равно выдвигает какие-либо оправдания, минимизирующие ее. Преобладание таких реакций обусловлено не только особенностями воспитания, но и несформированностью личности подростка. В психологическом плане внешне обвинительный характер реакций подростка, находящегося в местах лишения свободы, оказывается дополнительным фактором, питающим его агрессивную враждебность к внешнему миру и восприятие внешнего мира как враждебного по отношению к нему.
Главной отличительной личностной чертой осужденных подростков, являющихся частью неформальной структуры власти в местах социальной изоляции, является жесткость. В этих местах содержатся осужденные к лишению свободы в возрасте от 14 до 18 лет, но в ряде случаев по закону здесь могут находиться и молодые люди до достижения ими возраста 21 года.
Как правило, 18-21-летние сильнее младших по возрасту ' осужденных физически и имеют больший «стаж» пребывания в условиях изоляции. Они лучше адаптированы, у них налажены связи с «волей» и т.д., поэтому они имеют больше возможностей для манипулирования вновь поступающими членами тюремного или колонистского сообщества.
Для таких подростков характерны юношеский максимализм, стремление к поиску виновника в своих неудачах, возрастная подростковая агрессивность, усиленная и аккумулированная тяжестью социальной изоляции. Все это приводит к высокой межличностной напряженности и конфликтности во взаимоотношениях. Для разрядки напряженности, как правило, используются представители низших каст, так называемые «опущенные». Причем насилие часто носит ярко выраженный сексуальный характер, что объясняется как повышенной сексуальностью подростков, так и поиском своей половой идентификации.
Формированию агрессивности и конфликтности способствуют особые условия и порядок приема новичков в уголовной среде, которые получили название «прописки». Ее цель — изучение новичка, выяснение слабых и сильных сторон, компрометирующих обстоятельств и в соответствии с этим определение его статуса в группе, прав и обязанностей. В ходе «прописки» высокостатусные подростки стремятся унизить новичков, подчинить своему влиянию, занизить их статус и подвергнуть суровой эксплуатации, поэтому «прописка» оказывается очень жестокой процедурой, оставляющей глубокий след в психике подростка. Она наполняет осужденного жаждой мести, которую он с лихвой реализует с вновь поступившими. У новичков реквизируются все ценные вещи и продукты, они вынуждены терпеть голод в течение нескольких дней, у них отбирают сигареты, продукты, деньги, подвергают тяжким физическим воздействиям в форме испытания, в частности, физической выносливости, поскольку в подростковой среде физическая выносливость является главным показателем обоснованности притязаний на высокое положение в неформальной иерархии.
Несовершеннолетние с криминальным поведением характеризуются специфическими особенностями личности и неблагоприятной микросредовой ситуацией. Они вынуждены инициироваться в том обществе, в котором живут, а оно-то как раз и оказывается криминальным, и тогда все вышеперечисленные факторы приобретают системный характер.
Черты психологической субкультуры подростков в закрытых учреждениях, а именно ее криминализованный характер, дегуманизированные элементы иерархии и социальной карьеры, а также специфические характеристики подросткового и юношеского периодов обусловливают и особенности межличностных отношений. Многие внутригрупповые процессы либо вообще отсутствуют, либо протекают в сильно деформированном виде. В закрытых учреждениях только одна альтернатива в межличностных отношениях: либо высочайшая просоциальность, либо преступная группировка, направленная на подавление остальных заключенных и защиту от них.
Первая из этих позиций поставлена на службу основной цели воспитания и исправления несовершеннолетних правонарушителей— различные подростковые организации, созданные под контролем администрации. В противовес им создаются отрицательно направленные группы, способом существования которых выступает грубая физическая сила, нередко в извращенной форме. Таким образом, большинство самоорганизующихся сообществ в этой среде носят отрицательный характер и единственный результат их существования — закрепление в сознании их членов дезадаптивного с точки зрения правового гражданского общества поведения.
Жесткая и жестокая кастовость и продуцируемый страх скатиться в низшую касту являются существенным фактором регуляции межличностных взаимоотношений в среде подростков.
Среди групп несовершеннолетних в закрытых учреждениях персонализация некоторых их членов обеспечивается лишь при условии деперсонализации остальных. Такая деперсонализация является своеобразной психологической защитой высокостатусных подростков, вынужденных для поддержания своего авторитета прибегать к моральному и физическому подавлению любого, даже гипотетического сопротивления и инакомыслия. Также важно понимать и то, что подавляющее большинство межличностных конфликтов, возникающих в местах лишения свободы, являются «конфликтами статуса», когда кто-то стремится занять более высокое положение в неформальной иерархической структуре, создавая угрозу тем, кто его уже занимает.
Таким образом, от особенностей субкультуры подростков зависят формы конфликтного взаимодействия, что необходимо учитывать в работе социального психолога или педагога.
Все сказанное имеет огромное значение в контексте конфликтологии в социальной работе, поскольку предопределяет всю глубину сложности ведения этой работы, оказания социальной (психологической и психотерапевтической) помощи подросткам, находящимся в условиях социальной изоляции.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы особенности положения подростка, находящегося в условиях социальной изоляции?
2. В чем различие между психикой осужденных подростка и взрослого?
3. Какими факторами вызываются хроническая фрустрированность и травматизация психики подростков, находящихся в местах лишения свободы ?
4. Какова направленность большинства реакций подростков, вызванных лишением свободы ?