Конфликтогенная специфика характер детей младшего подросткового возраста (11-13 лет)

Конфликтогенная специфика характера детей доподросткового возраста (6-10 лет)

Лекция 4.

КОНФЛИКТОГЕННАЯ СПЕЦИФИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА «ДОМАШНИХ» ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

4.1. Конфликтогенная специфика характера детей доподросткового возраста (6—10 лет).

4.2. Конфликтогенная специфика характера детей младшего подросткового возраста (11—13 лет).

4.3. Конфликтогенная специфика характера детей среднего подросткового возраста (13—15 лет).

4.4. Конфликтогенная специфика характера детей старшего подросткового возраста (16—17 лет).

4.5. Конфликтогенные особенности подростковых групповых реакций.

Психологические особенности детей от 6 до 10 лет отли­чаются рядом существенных черт. С приходом в школу дети испытывают обостренное чувство незащищенности, они очень эмоциональны и впечатлительны, подвижны, любознатель­ны, обладают конкретным мышлением, не умеют долго кон­центрировать свое внимание на чем-либо одном. В этом воз­расте высок авторитет взрослого, прежде всего учителя. Дети часто ссорятся, но и быстро мирятся, для них характерно об­щение в микрогруппах.

Примерно в 10 лет повышение гормонального уровня ока­зывает существенное влияние на физическое и психологическое состояние ребенка. Увеличение выработки половых гормонов пока незначительное, недостаточное для видимых физических изменений, тем не менее, оно вызывает заметные психологи­ческие изменения. Прежде всего нарушается то хрупкое лич­ностное равновесие, которое медленно устанавливалось в ла­тентные годы, значительно повышается импульсивность по­ведения, дети становятся неугомонными. В этот период привязанность к родителям отодвигается на задний план, зато растет значимость принадлежности к группе сверстников. В то же время начинает появляться доподростковая регрессия, так что многие достижения социального плана как бы развалива­ются на части. Мальчики выглядят неряшливо, у них появля­ется множество конфликтов со взрослыми по поводу мытья рук, принятия душа, стрижки и т. п., ведут себя вызывающе и провокационно, темы их разговоров сосредоточены вокруг разрушения, физической доблести и анекдотов. У девочек по­вышается интерес к одежде, косметике, они постоянно гово­рят о мальчиках.

У детей нарастает вызывающее и провокационное поведе­ние. В этом возрасте дети начинают процесс, который станет позднее реальным психологическим и физическим отделени­ем от родителей. Вступая в конфликт со взрослыми, они внеш­не отвергают то, что внутренне им пока необходимо и желанно.

Переход из начальной школы в среднюю несет с собой не только усложнение характера учебной деятельности, но и сдви­ги в психическом и социальном развитии. Особое значение имеет переход ребенка в новые для него структурно-про­странственные условия, в частности, в кабинетную систему уроков, общение и взаимодействие уже не с одним учителем, а с группой учителей-предметников, нередко происходит обновление состава учеников класса. Этот сложный период в жизни ребенка характеризуется отсутствием социального опы­та в новых условиях. Недооценка важности этой проблемы может привести к замедлению процесса развития, возникно­вению «комплексов неполноценности», различным видам фобий, девиантному поведению. При переходе в среднее звено 'школы у детей снижается качество обучения.

В младшем подростковом возрасте резко возрастает значе­ние коллектива, его мнения, отношений с товарищами, оцен­ки поступков и действий. Младший подросток стремится за­воевать авторитет в глазах сверстников, занять достойное мес­то в коллективе. У него заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, формируются относитель­но устойчивая система отношений к людям и самому себе, стремление разобраться в своих качествах и поступках. Одна­ко дети еще не могут достаточно полно проанализировать свои поступки, склонны переоценивать свои возможности, остро переживают чувство неуверенности. У младших подростков расширяются общественные интересы. Они любят мечтать о подвигах, общественно значимых деяниях. Специалисты го­ворят, что для этого возраста очень важна потребность в «яр­ком оперении», выделиться в кругу сверстников.

Учеба в школе обычно претерпевает неблагоприятные изме­нения, переживая временный упадок. Именно поэтому у та­ких детей столь неблагоприятная учебная репутация («их труд­но учить»). Мечтательность, нелогичность и трудность кон­центрации на учебных заданиях мешают их академической успеваемости. Парадоксально, но когнитивные (познаватель­ные) способности в этом возрасте как раз увеличиваются, у под­ростка заметно развивается абстрактное мышление.

Особенно интересной характеристикой младших подрост­ков является изменение в отношениях между мальчиками и девочками. Раннее мирное сосуществование детской латентности обоих полов замещается открытой войной. Младшие под­ростки испытывают отвращение и агрессивные тенденции по отношению к сверстникам противоположного пола.

Однако в этот период сексуальные и агрессивные порывы становятся выраженными более четко. Наступление подросткового возраста связано с появлением физиологических изме­нений— менструаций у девочек, эякуляции и поллюции у мальчиков. Физиологические процессы пубертата сопровожда­ются появлением вторичных половых признаков.

Перемены в теле, связанные с гормональным дисбалан­сом в период полового созревания, тяжело переживаются под­ростками. Их телесные проблемы — одна из составляющих подросткового кризиса, остро переживаемого подростком внут­реннего конфликта. Подростки чутко воспринимают несовер­шенство своего тела: угри, диспропорции конечностей, запаз­дывание формирования вторичных половых признаков, задер­жку формирования механизмов нервной регуляции и т. д. Подобные недостатки часто приводят к формированию дисморфофобии (страху и раздражению). Крайним проявлением этой проблемы может быть подростковое аутоагрессивное или насильственное поведение, в основе которого лежит гипер­компенсация субъективно переживаемых телесных недостатков.

Вместе с тем детей этого возраста отличают большая жизнерадостность, внутренняя уравновешенность, постоянное стремление к активной практической деятельности. Они дру­желюбны, легко вступают в общение со сверстниками и взрос­лыми. Большое значение начинает приобретать оценка их по­ступков со стороны товарищей и взрослых. Их увлекает со­вместная деятельность, они легко и с удовольствием выполняют различные поручения, имеющие социальную зна­чимость. Если неудачи вызывают у них резкую потерю инте­реса к делу, то успех — большой эмоциональный подъем. Их увлекает все героическое, они ценят смелость, физическую силу, верность, их прельщают игры, содержащие тайну, при­ключения, поиск, новое, яркое, незнакомое. Они ориентирова­ны на ближайшие цели, охотно принимают руководство стар­ших, с удовольствием участвуют в совместной деятельности со взрослыми.

В общении со взрослыми у воспитанников младшего школьного возраста главным остается желание заслужить одоб­рение воспитателя или учителя, т. е. проявляется неудовлет­воренная потребность в эмоциональном контакте со взрослым.