Конфликтогенные психологические особенности подростков, оставшихся без попечения родителей
Психологические исследования показывают неадекватность самооценки у большинства дезадаптированных подростков. Некоторые подростки, содержащиеся в детских домах и приютах, имеют завышенный уровень притязаний, переоценивают свои возможности. Во время пребывания в приюте, школе такой подросток неадекватно реагирует на замечания, всегда считает себя невинно пострадавшим, уверен, что к нему несправедливы, и этим оправдывает свою несправедливость по отношению к другим. Испытывая неудовлетворенность, недовольство окружающими, одни из них замыкаются в себе, другие самоутверждаются через демонстрацию силы, агрессию по отношению к более слабым.
Однако у большинства подростков, поступивших в воспитательное учреждение, самооценка занижена. Они не уверены в себе, подавлены, тяжело переживают ситуацию, не верят в возможность иной жизни.
Как зарубежные, так и отечественные исследователи выделяют три уровня дезадаптации беспризорных подростков в зависимости от срока пребывания в уличной среде до поступления в детский дом или приют.
К первому относятся подростки, которые пробыли там не более 1 мес. и еще не успели адаптироваться в этих условиях.
Ко второму уровню относят подростков, которые пробыли на улице от 1 мес. до 1 года. Такие подростки приобретают опыт употребления алкоголя, наркотиков, подвергаются риску жестокого обращения и насилия.
К третьему уровню относят подростков, покинувших свой / дом или воспитательное учреждение более 1 года назад, они нередко приобретают криминогенный опыт, их социально-психологическая дезадаптация выражается в широком спектре деформаций личности.
Для подростков этого уровня характерны низкая степень социальной нормативности, искажение ценностных ориентации, отсутствие временной перспективы.
Трудности в общении у социальных сирот имеют глубокие корни. Как правило, уже в раннем детстве у них не было нормального контакта с матерью, не сформировалось чувство психологической защищенности.
Дети-сироты имеют слабую привязанность к матери либо не имеют вообще. Отношение к учителям, школе у большинства неблагополучных подростков-сирот негативное, поэтому им не к кому обратиться как к достойному образцу для подражания. Все это ведет к тому, что у подростка, вынужденного жить в приюте, школе-интернате, и у окружающих его взрослых и детей возникают проблемы в общении. Младший подросток в такой ситуации подменяет недостающее ему общение либо агрессивными действиями, либо погружением в мир фантазии. У старшего подростка деформации в общении также могут проявиться в разных вариантах.
Один из них — самоизоляция, когда ребенок стремится избегать контактов как с сотрудниками, так и с другими воспитанниками. Он сосредоточен на своем «Я», личностной автономии, сверстники такому подростку неинтересны, а от взрослых он ждет только неприятностей и наказаний.
Другой вариант — оппозиция, которая проявляется в виде непринятия предложений, норм, исходящих от окружающих, в демонстративных действиях негативного характера.
Третий — агрессия. У подростка ярко выражено стремление причинять окружающим физический и психологический вред; разрушать отношения или предметы, вещи, что сопровождается чувствами гнева, враждебности, ненависти. Агрессивное поведение подростков может быть следствием неудовлетворенной потребности в самоутверждении.
Детей-сирот в подростковом возрасте отличает низкий уровень развития саморегуляции, самостоятельности, произвольного поведения. У таких детей нарушения социализации проявляются в самых различных формах и с разной степенью выраженности в зависимости от личностных особенностей ребенка, психологических факторов, от того, как долго ребенок жил в трудных условиях. Это проявляется в неумении вести себя в общественных местах, неспособности адаптироваться к незнакомым людям, новой обстановке, в различных проявлениях девиантного (отклоняющегося) поведения. В негативном поведении прослеживаются такие основные цели:
— любым способом привлечь к себе внимание, не важно, каким оно будет (поощрение или наказание);
— продемонстрировать свою власть;
— отомстить за то, что с ними произошло, в частности, выместить на более слабых свое негативное отношение к сложившейся ситуации;
— компенсировать свои неполноценность и несостоятельность.
У подростков-сирот проявляются разнообразные психопатические черты характера. Чаще всего присутствует неустойчивый, истероидный или лабильный тип акцентуации характера. Рассмотрим некоторые особенности подростковой акцентуации, хотя в более широком плане проблематике психологической типологии личности в контексте конфликтного взаимодействия в социальной работе посвящена тема «Психотипы деструктивно-разрушительного поведения в конфликтном взаимодействии в социальной работе».
Подростки-сироты истероидного типа с детства привыкают быть в центре внимания, стремятся любыми средствами добиться восхищения, признания, сочувствия, преувеличивают свои способности, рассказывают о несуществующих «подвигах» и достижениях, склонны к фантазированию, готовы на неадекватные и экстравагантные действия, чтобы привлечь утраченное внимание. У таких подростков часто проявляется реакция оппозиции, общение в группе сверстников сопряжено с претензиями на лидерство и исключительность. Большинство поведенческих нарушений, в том числе алкоголизация и даже суицидальные попытки, носят демонстративный характер и на бессознательном уровне служат целям привлечения внимания.
Основные признаки неустойчивого типа акцентуации характера — легкое подчинение чужому влиянию, безволие, отсутствие целеустремленности и склонность к праздному времяпрепровождению. Подростки легко вовлекаются в асоциальные группы, склонны к делинквентному (противоправному) поведению: кражам, разбою, хулиганству. Высока вероятность приема наркотиков или алкоголя. Побеги из детского дома или приюта служат стремлению избежать наказаний или трудностей.
Акцентуация лабильного типа встречается у 20% подростков. Для них характерны повышенная чувствительность к чужому мнению, обостренная ранимость, частая смена настроения. Особенно болезненны отвержение со стороны значимых людей, а также разлука и утрата близких. Возможны острые аффективные реакции. Такие подростки на почве эмоциональных переживаний в аффективном состоянии способны к совершению самоубийства. Грубые нарушения поведения обычно несвойственны.
Вне семьи у ребенка формируются специфические черты характера, поведения личности, сущность которых составляет предрасположенность к острому конфликтному взаимодействию с социумом. Предположительными причинами конфликтогенного пути формирования самосознания в таких условиях воспитания сами социальные сироты (в интерпретации специалистов) считают:
— частую сменяемость взрослых в учреждении, которая разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка;
— педагогическую позицию взрослого, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения, в отличие от «событийной» позиции взрослого в семье;
— групповой подход к детям и отсутствие эмоционального контакта со взрослыми, что влечет недифференцированность и неосознанность ребенком своего Я;
— жесткую регламентацию всех действий ребенка в учреждении, не оставляющую возможности выбора и ответственности.
Конфликтогенную специфику таких детей определяет особый социально-психологический статус — кризисное или пограничное с ним психологическое состояние, которое является следствием предательства родителей, пережитого насилия, школьной дезадаптации, пребывания на улице в асоциальной среде.
Вопросы для самоконтроля
/. В чем состоят конфликтогенные психологические особенности раннего развития детей в домах ребенка?
2. Каковы конфликтогенные психологические особенности социальных сирот — дошкольников и младших школьников?
3. Какова конфликтогенная специфика психологических особенностей подростков, оставшихся без попечения родителей?