В домах ребенка.
Конфликтогенные психологические особенности раннего развития детей
Лекция 3. КОНФЛИКТОГЕННАЯ СПЕЦИФИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ
3.1. Конфликтогенные психологические особенности раннего развития детей в домах ребенка.
3.2. Конфликтогенные психологические особенности социальных сирот — дошкольников и младших школьников.
3.3. Конфликтогенные психологические особенности подростков, оставшихся без попечения родителей.
Эта социальная группа имеет большое значение для анализа в связи с тем, что в этот период происходит формирование психики индивида, в частности, его психического здоровья, которое будет в той или иной форме сказываться на всю последующую жизнь.
Значительная часть детей становятся сиротами уже в родильном доме вследствие отказа от них матерей. Важнейшими средовыми факторами, предрасполагающими к отказу женщины от новорожденного, являются:
— слабая материальная самостоятельность;
— потеря брачного или полового партнера;
— низкий культурный и образовательный уровень;
— ригидные патриархальные социальные установки семьи.
Данные психологических исследований говорят о том, что женщины, оставляющие детей, характеризуются такими выраженными особенностями, как личностная и эмоциональная незрелость, зависимость, аффективная несдержанность, низкая толерантность к стрессам, амбивалентность установок на материнство, что делает их зависимыми от негативного влияния социального окружения. Именно женщины из социально незащищенных групп особенно подвержены стрессам, депрессиям во время беременности, а также алкоголизму и наркомании, т. е. таким нарушениям, которые сами по себе могут изменять мировоззрение женщины, порождать неуверенность в собственных силах, чувство утраты перспективы, неверие в завтрашний день и тем самым способствовать отказу от материнства.
Отрицательное воздействие на развитие ребенка могут оказывать нарушения не только в соматической, но и в психической сфере беременной женщины. Одним из наиболее мощных психотравмирующих факторов для будущей матери является нежелательная беременность. Многие «отказные» дети даже при хорошем уходе вырастают с отклонениями в поведении, имеют интеллектуальные и невротические расстройства. Нарушения развития у детей в первые годы жизни, живущих с младенчества в сиротских учреждениях, связывают с предна-тальными и постнатальными повреждениями плода, искажениями в постнатальном развитии в связи с ранней депривацией (ограничением или лишением контактов с матерью). Основополагающим патогенным фактором является собственно сиротство, тем более значимое, чем в более раннем возрасте оно стало фактом.
У младенцев, воспитывающихся без родителей, значительно позже возникает потребность в общении со взрослым и оформляется непосредственно-эмоциональное общение («комплекс оживления»). Мимические, жестикуляторные, общие моторные, звуковые реакции в «комплексе оживления» заторможены или просто неразвиты. Во втором полугодии жизни у этих детей не возникают личностные связи со взрослыми: они не стремятся разделить с ними свои эмоции, не ищут сопереживания в новой или пугающей ситуации, как это делают дети в семьях. Все это приводит к снижению общей, в том числе эмоциональной и познавательной, активности детей. Само общение отличается вялостью, безынициативностью, бедностью коммуникативных средств. Сказанное проявляется в обедненности эмоционального реагирования на зов, человеческую речь, тихий голос, новизну обстановки, персонал, окружающих детей.
В возрасте 1-3 лет к уже имеющимся психологическим характеристикам прибавляется дополнительный ряд особенностей, отличающих воспитанников домов ребенка:
— пониженная любознательность;
— отставание в развитии речи;
— задержка в овладении предметными действиями;
— эмоциональная нечувствительность к отношению взрослого;
— отсутствие стремления к самостоятельности;
— отсутствие тенденций к партнерству в игровой деятельности.
У детей, воспитывающихся вне семьи, обнаружена также невосприимчивость к образцам поведения, оценке взрослого: похвала слабо интенсифицирует деятельность ребенка, а порицание совсем не изменяет ее. В целом положительная и отрицательная оценки со стороны взрослого не дифференцируются, что может привести к задержкам в овладении активной речью и предметными действиями, серьезным искажениям в развитии самосознания.
Психиатрические, неврологические и психологические обследования детей показывают, что разлука с матерью на первом году жизни приводит к депрессивным расстройствам. Клинические симптомы депрессии затрагивают эмоциональную, моторную и познавательную сферы. Эмоциональные нарушения проявляются депрессивным настроением в виде грусти, апатии, безучастности. Двигательные в рамках депрессивных расстройств характеризуются малой выразительностью мимики. Имеют место стереотипные и привычные действия — сосание пальцев, игра с пальцами рук, обкусывание губ, пальчиков, выдергивание волос, царапанье и др. Обнаружены и особые позы, в которых ребенок как бы сжимается, опускает голову, подносит руки к груди, прикрывая ладошками лицо, застывает в неподвижности, молчании, взгляд становится отрешенным. Заторможенность познавательных реакций проявляется в снижении общей активности, слабом развитии игровой деятельности.
Изучение особенностей детей, находящихся в домах ребенка, позволило сделать следующие выводы:
— глубина задержки умственного развития детей возрастает с увеличением сроков пребывания в доме ребенка;
— у детей, независимо от уровня умственного развития, выявлено постепенное возрастание эмоционального дефицита;
— наиболее неизменной в условиях депривации остается реакция на тактильные раздражители;
— отсутствуют бытовые знания, обычно доступные детям с задержкой развития из обычной среды;
— у всех детей (как показывают материалы специального обследования) имеется широкий круг невротических расстройств, преимущественно проявляющихся в психосоматических реакциях.
Таким образом, для таких детей характерны существенные отставания и деформации по всем линиям психического развития.