Требования, предъявляемые к целям
Классификация целей предприятия
Этапы стратегического менеджмента
1). Этап определения миссии, видения и целей компании. На этом этапе, необходимо понять какое предназначение компании, каким мы хотим видеть ее в будущем. 2). Стратегический анализ. На основании приблизительного представления о миссии и целях компании, можно определить факторы внутренней и внешней среды, максимально влияющие на развитие компании, а значит, требующие тщательного изучения, т.е. определить объекты для стратегического анализа. Стратегический анализ включает в себя анализ внешней среды отрасли, предпочтение потребителей, конкурентной среды и анализ внутренней среды: структуры компании и процессов, происходящих в ней. 3). Определение пространства для стратегического выбора. Когда в результате стратегического анализа получено представление о перспективах изменения внешней среды и основных характеристиках внутренней среды, нужно ответить на вопрос: «в каком направлении должна развиваться организация?». В результате ответа происходит уточнение миссии, видения и целей организации, определенных на предыдущем этапе. 4). Выработка стратегических альтернатив. После того как видение и стратегическая цель компании определены, нужно ответить на вопрос: «как этого достичь?». На этом этапе генерируются различные пути достижения одной и той же стратегической цели. 5). Стратегический выбор. Для того чтобы из всех выработанных на предыдущем этапе стратегических альтернатив выбрать оптимальную, формируются основания для выбора – набор неких критериев, которые позволяют выбирать стратегическую альтернативу максимально соответствующую предъявляемым требованиям. 6). Формирование стратегий. После выбора оптимальной стратегии переходят к ее детальному формулированию. На этом этапе происходит разложение стратегической цели на «подцели», а также формирование показателей, которые позволят контролировать процесс достижения целей. 7). Реализация стратегий. Этот этап стратегического менеджмента является самым продолжительным. Для того, чтобы компания приобрела максимальный потенциал, необходимо научиться совмещать хорошую разработку стратегий с удачным ее осуществлением.
1.По степени важности цели разделяют на стратегические и тактические. Стратегические цели ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих жизнь и лицо организаций: выход на международные рынки, коренное обновление производственной базы. Тактические цели являются промежуточными по отношению к стратегическим, отражают отдельные этапы и достижения: проведение капитального ремонта. 2.Исходя из периода времени, необходимого для реализации, цели разделяют на: - долгосрочные (свыше 5 лет); - среднесрочные (от 1 года до 5 лет); - краткосрочные (до 1 года). 3 По содержанию цели делятся на: - технологические: компьютеризация, строительство новых производственных зданий. - экономические: укрепление финансовой устойчивости организации, рост прибыльности. - производственные: повышение качества товаров и услуг, снижение себестоимости, увеличение эффективности производства. - административные: высокая управляемость организации, хорошая дисциплина. - маркетинговые: привлечение новых покупателей, лидерство в целях. - научно – технические: создание новых образцов продукции, доведение их до мировых стандартов. - социальные: создание благоприятных условий труда и отдыха работников, повышение их образовательного и квалификационного уровня. 4.По форме выражения цели, характеризуются количественными показателями и описываются качественно. В первом случае речь идет о производстве продукции в рублях, тоннах, штуках. Во втором – о достижении благоприятного морально – психологического климата в коллективе.5.По уровню, к которому они относятся, все они делятся на общие и специфические. Общие цели отражают концепции развития предприятия в целом и по важнейшим комплексным направлениям его деятельности. В состав общих целей входит, прежде всего, генеральная цель, которая называется также миссией и 4-6 общеорганизационных целей, раскрывающих и конкретизирующих ее содержание. Общие цели могут быть ориентированы на: достижение финансовой устойчивости, обеспечение необходимого уровня рентабельности, завоевание тех или иных рынков. Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в направлении реализации общей цели. Обычно они охватывают средние и краткосрочные периоды и обязательно выражаются в количественных показателях. Специфические цели бывают 2-х типов: операционные и оперативные. Первые ставят перед отдельными работниками, вторые – перед подразделениями.
Цели предприятия должны отвечать определенной совокупности требований:
Во – первых цели должны быть конкретными, представленными по возможностям не только качественно, но в количественных показателях. В таком случае они легче воспринимаются людьми, их легче согласовывать, они являются хорошей основной для составления плана. Во – вторых цели должны быть реальными, иначе люди не станут тратить время на их достижение. Очень важно выбрать из максимума желаемого реально достижимое. Это позволит целям стать действительно приоритетами и стимулами к действию. В – третьих цели должны быть гибкими, способными к трансформации и корректировке в соответствии со стремительно меняющимися условиями деятельности предприятия. В - четвертых, поскольку цели обычно достигаются в результате совместной деятельности людей, они должны быть признаваемы в качестве личных целей, условиями чего являются гласность, понятность, близость большинству членов предприятия. Это позволит заинтересованно подходить к реализации целей, повышать эффективность труда. В – пятых цели должны быть проверяемыми, что связано с необходимостью оценивать степень их достижения и соответствующим образом стимулировать работника. В – шестых цели должны быть совместимыми друг с другом во времени и пространстве, нельзя ориентировать работников на действия, противоречащие друг другу.
6. Характеристика «дерево целей»
Постоянные изменения во внутренней и внешней среде приводит к тому, что цели приходится корректировать или пересматривать. Чаще всего применяется тактика наползания одной цели на другую. Например, сначала разрабатывается долгосрочная цель, а исходя из нее – краткосрочная. При достижении последней, с учетом накопившихся изменений разрабатывается новая долгосрочная цель, а на ее основе – очередная краткосрочная. В результате на предприятии складывается определенная система целей, а также механизм ее постоянного обновления. В рамках этой системы, цели обычно находятся в определенных отношениях друг с другом. Во – первых они могут вытекать друг из друга, образуя своего рода «дерево целей», от «символа» которого соответствующего миссии отходит несколько крупных «веток», символизирующих общеорганизационные цели, которые в дальнейшем разветвляются на более мелкие, соответствующие специфическим, причем «крона» такого дерева может ветвиться до бесконечности. Во – вторых цели могут находиться друг с другом в отношении иерархической соподчиненности, т.е. цели высшего уровня оказываются более важными и широкими по охвату и времени существования, чем цели низшего уровня. Цели можно ранжировать и по таким основаниям, как вклад в реализацию миссии предприятия, величину выгоды, которая может быть получена в процессе их реализации, число попутно решаемых проблем или, наоборот, возникающих неблагоприятных последствий.