Функции и принципы стратегического управления

Предпосылки развития стратегического менеджмента

Возникновение стратегического менеджмента как самостоятельной научной дисциплины было связано с новыми условиями деятельности корпораций, прежде всего в США, сложившимися к началу 1960-х г.г.. Эти условия определись по нескольким причинам: - во-первых, технологическими новшествами, вызванными НТР, требующие прогнозирование новых производственно-технологических прорывов; - во-вторых, насыщением рынка товаров и услуг в развитых странах, что приводило к усилению конкуренции; - в-третьих, началом процесса глобализации, рынков, возникновением транснациональных корпораций, что усиливало неопределенность и сложность среды существования бизнеса. Корпорации уже не могли ограничиваться в своей деятельности оперативным, тактическим планированием и менеджментом. Возникла необходимость в долгосрочном планировании и управлении, нацеленном на будущее. Это и обусловило потребность в новом направлении теории управления. В результате чего в середине 1970-х годов появился стратегический менеджмент.

Стратегический менеджмент – представляет собой процесс планирования, определения и осуществления деятельности организации в долговременной перспективе (3-5 лет). Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты основных задач, ресурсы и последовательности шагов по достижению поставленных стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководству будущее состояние. Под стратегическим менеджментом понимают долгосрочное управление организацией на высшем уровне, в отличие от текущего (оперативного) управления. СМ основывается на изучении изменений во внешней среде организации. Но внешняя среда, обстоятельства жизни организации рассматриваются не только, как то, что является препятствием, мешает развитию компании, речь идет о выдвижении ясных определенных целей и разработке путей их реализации на основе использования сильных сторон организации и благоприятных возможностей среды, а также компенсации слабых сторон и избежание угроз.Чтобы уметь приспосабливаться к изменениям внешней среды и при этом всегда выдерживать курс на достижение поставленных целей, предприятие должно иметь стратегию. Формирование стратегии становится жизненно-необходимым в тех случаях, когда возникают внезапные изменения во внешней среде предприятия. Причинами таких изменений являются: - насыщение спроса; - крупные изменения технологии внутри и вне предприятия; - неожиданное появление многочисленных новых конкурентов; - изменения социально-экономических условий.

Стратегическое управление выражается в следующих 5-ти функциях:

1. Планирование стратегий

2. Выполнение стратегических планов

3. Координация действий по реализации стратегических задач

4. Мотивация по достижению стратегических решений

5. Контроль за процессом выполнения стратегий