Детское и молодежное общественное движение

ПОНЯТИЕ О ДЕТСКОМ И МОЛОДЕЖНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ДВИЖЕНИИ

Воспитание и социализация личности невозможны без включения индивида в различ­ные социальные отношения, без осуществления им созида­тельной деятельности в рамках какого-либо значимого для ин­дивида социального института, коим для подростка яв­ляется круг сверстников, объединенных общими инте­ресами, в котором он может найти опору и поддерж­ку, почувствовать себя равным, нужным, ценным, что даст ему почву для самореализации и самоутверждения. Наиболее благоприятными для развития личности под­ростка являются условия, создаваемые в процессе вза­имодействия, осуществляемого в рамках коллектива. В добровольном, самодеятельном коллективе, отмечал О.С. Газман, школьник может стать творцом, субъек-. том образа жизни этого сообщества. Основываясь на общих интересах и идеальных представлениях о коллек­тиве, члены такого товарищества создают свои законы отношений, свою иерархию нравственных ценностей, систему осуждения и одобрения поступков, перспек­тивы совместной жизни, выбирают лидеров, соответ­ствующих представлениям большинства о поведенчес­ком и эмоциональном образе. В результате общих уси­лий складывается образ жизни коллектива как практи­ка поведения, организации жизнедеятельности и как эмоционально-нравственное состояние (атмосфера), ус­траивающая каждого, благоприятно сказывающаяся на формировании собственного образа жизни. В процессе социального взаимодействия в различных общностях ре­бенок усваивает ценности, нормы, которые интерпре­тируются им и становятся основанием его жизненных поступков, и именно детско-юношеские коллективы, функционирующие на самодеятельной основе, пред­ставляют собой социальную среду, близкую ребенку, формирующую его «жизненный опыт» как один из ис­точников развития личности.

Любое социальное движение возникает в результате слияния какой-либо общественной проблемы, личной потребности и совместной деятельности субъектов, на­правленной на решение обозначенной проблемы и удов­летворение потребности. Не являются исключением и детские движения: дети объединяются, стремясь удов­летворить естественную потребность в деятельности, общении, самопознании и самоутверждении, базой для реализации которых чаще всего становятся обществен­ные проблемы.

Понятие «детское движение» сегодня употребляется в нескольких значениях. Д.Н. Лебедев определяет детс­кое общественное движение как совокупность самосто­ятельных в своей жизнедеятельности, являющихся в той или иной мере самодеятельными по своему характеру детских общественных объединений разных видов и ти­пов, объективно решающих на практике в единстве три важнейшие задачи: «удовлетворение интересов, потреб­ностей детей; целенаправленное введение в социальную среду и адаптацию к ней личности подрастающего граж­данина своего Отечества — прежде всего его гражданс­кое становление и защиту прав, интересов ребенка; за-щиту в том числе и от негативных влияний этой самой среды» {Лебедев Д. Детское общественное движение пе­реходного периода: тенденции, противоречия, перспек­тивы // Внешкольник. 1999. № 5 С. 23). Детское движе­ние как способ освоения детьми мира и воздействия на него путем коллективной деятельности в кругу свер­стников, как состояние институциональной организо­ванности детей и подростков, характеризующееся на­личием и динамикой различного типа добровольных со­обществ, объединений, организаций и формирований {Трухачева Т.В. Новые взрослые и новые дети (пробле­ма взаимодействия). М, 1997. С. 16).

Обобщенно детское движение можно определить как демократическое социо-культурное явление, направленное на содействие свободному развитию процесса самореали­зации и самоутверждения личности ребенка в комфорт­ной для него среде ровесников и взрослых, объединяющих свои действия в целях освоения мира и воздействия на него.

ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Ключевым понятием, через кото­рое описываются и определяются другие основные понятия в теории детского движения, является по­нятие «детское объединение». Дет­ское объединение — это реальное формирование, в ко­торое самостоятельно или вместе со взрослыми добро­вольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их со­циальные потребности. Детскими признаются объеди­нения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 (70%) граждан до 18 лет от общего числа участников. Общественным считается детское объединение, кото­рое: 1) создается по инициативе и на основе свобод­ного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением госу­дарственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе матери­ально-финансовой; 2) осуществляет социально-твор­ческую деятельность; 3) не ставит своей (уставной) це­лью получение прибыли и распределение ее между чле--нами объединения. К детским общественным объединениям могут быть отнесены различные органи­зации, общества, клубы, союзы, команды, отряды, иные формирования, а также ассоциации (федерации, союзы) таких объединений.

Детская организация представляет собой самодеятель­ное, самоуправляемое детское общественное объеди­нение, создаваемое для реализации какой-либо соци­ально ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Уставе или ином учредительном документе, выражен­ную структуру и фиксированное членство. При нали­чии указанных признаков независимо от численного состава (но не менее 10 человек) детское обществен­ное объединение признается организацией.

Общественные объединения и организации диффе­ренцируются по ряду параметров: по целям и направ­ленности содержания деятельности — патриотические, экологические, пионерские, скаутские и др.; по мас­штабам и границам жизнедеятельности — объединения, действующие на уровне СНГ, на республиканском, на межрегиональном, на районном, на уровне микрорайо­на; по степени организационного оформления — зареги­стрированные на разном уровне организации; детские группы, примыкающие ко взрослым движениям и др.

Цель деятельности детской организации можно рас­сматривать в двух аспектах. С одной стороны — как цель, которую ставят перед собой дети, объединившиеся в организацию, с другой — как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, создав­шие эти организации для детей. Например, воспитатель­ная цель деятельности такой детской общественной организации, как разновозрастное объединение «Союз «Звездный» (г. Москва) заключается в том, чтобы по­мочь ребенку и подростку занять достойное граждани­на место в сложном даже для взрослого человека рос­сийском обществе конца XX в.; создать ситуацию, в которой ребенок мог бы научиться включаться в по­стоянно меняющийся социум, зная, что все в его жизни зависит только от него самого; дать ему опыт постоян­ного активного самостоятельного выбора жизненных целей, стратегии и способов достижения этих целей, выбора приоритетов при соотнесении своих целей, спо­собов и в конечном счете личностных ценностей с це­лями, способами и ценностями других.

return false">ссылка скрыта

Один из основных принципов жизнедеятельности детско-юношеских организаций — это принцип добро­вольности, а добровольное объединение детей в орга­низацию возможно лишь тогда, когда они видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовле­творения своих интересов. Важно, чтобы организация повышала социальную значимость их деятельности, де­лала их более «взрослыми». Второй аспект предполага­ет создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личнос­ти ребенка. То есть для того чтобы детское общественное объединение стало благоприятным пространством самореализации подростка, необходимо развить в нем многообразную по содержанию социально-ориентиро­ванную деятельность, способствующую познанию, раз­витию, самореализации личности. Также необходимо, чтобы обозначенный процесс организовывался посред­ством многообразных субъект-субъектных отношений. Результатом этого, как правило, становится желание и готовность членов детской организации к выполне­нию социальных функций в обществе.

Центральное место в прогрессивной педагогической идеологии детского движения занимает идея возвыше­ния субъектной роли подростка в организации, поиск путей развития его самодеятельности. Изучение массо­вой практики показывает, что такие феномены, как самоуправление, самостоятельность, права членов орга­низации, представляют для подростков особую цен­ность. Уровень развития самодеятельности определяю­щим образом влияет на отношение ребят к своей орга­низации, на их эмоциональное самочувствие в ней. Самодеятельность проявляется, в первую очередь, в са­моуправлении, которое, будучи формой демократии, представляет возможность детям реализовывать свои интересы в сообществе сверстников и взрослых, по­чувствовать защищенность от невзгод и подавления лич­ности.

Ориентация на гуманизацию отношений в системе «дети — взрослые» — важный компонент сегодняшней педагогической идеологии детских объединений и в то же время наиболее сложная и острая психолого-педа­гогическая проблема любого из них. Только открытый диалог предполагает взаимную активность. Неправомер­но принижать преимущества взрослых с их опытом, умением предвидеть последствия и результаты опреде­ленных действий, но одновременно и подросток дол­жен восприниматься как субъект, способный к твор­честву и сотрудничеству.

Г.М. Иващенко и М.Е. Кульпединова выделяют три основные педагогические функции, присущие детским объединениям: развивающую— обеспечение гражданс­кого, нравственного становления личности ребенка, развития его социального творчества, умений взаимо­действовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели; ориентационную— обеспече­ние условий для ориентации детей в системе соци­альных, нравственных, политических ценностей; ком­пенсаторную— создание условий для реализации по­требностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, чле­ном которых он является, для устранения дефицита общения и соучастия (Иващенко Г.М., Кулыгедшова М.Е. Детское движение: реалии и возможности // Педаго­гика. 1989. № 6. С. 34-40; 36).

Таким образом, детское общественное объединение, основанное, как правило, на общности интересов де­тей (а также взрослых), добровольном (на основе об­щих норм и правил) включении в совместную деятель­ность для решения конкретных задач, создает условия для: удовлетворения потребности подростка в равно­правном положении со взрослыми; актуализации воз­можностей, не востребованных в других сообществах, членом которых он являлся или является; устранения дефицита содержательного общения (разновозрастно­го в том числе); развития социального творчества, уме-ния взаимодействовать с людьми, самореализовывать­ся через сотрудничество.

Встречающееся порою стремление локализовать вос­питательные цели детских объединений, замкнуть их лишь на личные интересы детей не только обедняет воспитательный потенциал, но и снижает социальную ценность детских объединений, хотя при излишней сте­пени «общественности» организаций появляется угро­за заформализованности их деятельности. Чтобы избе­жать угрозы формализации детского движения, необ­ходимо особенно активно включать детей и подростков в различные социальные отношения. А.В. Волохов вы­делил правила включения детей в социальные отноше­ния в деятельности детских организаций: приоритет ин­тересов личности ребенка; интерес каждого ребенка должен быть реализован; нельзя включить ребенка в де­ятельность вопреки его желанию; не поучать, а увле-кать детей своим примером, образом жизни, делом; уважительно относиться к личности ребенка, не допускать унижения его чести, достоинства; равенство детей и взрослых в решении всех вопросов, касающихся дея­тельности детской организации; единство требований всех к каждому, каждого ко всем, включая требования взрослых к детям и детей к взрослым (Волохов А. В. Ва­риативно-программный подход к социализации лично­сти ребенка в деятельности детских организаций: Дисс. ... канд. пед. наук. Казань, 1992. 162 с. С. 93).

Сегодня, правда, часто имеет место путаница, сме­шение и подмена детских общественных объединений разными формами внеклассной работы, в том числе разными «школьными парламентами», «днями самоуп­равления» и тому подобными воспитательными мероп­риятиями, которые порой выдаются за детские объе­динения, но которые ими не являются по причинам отсутствия выраженной социальной направленности в их деятельности или неразвитости реальных черт само­деятельности детей. Кроме того, по причине отсутствия самостоятельности в своей жизнедеятельности они яв­ляются и по целям, и по сути частью школьной (вне­школьной) системы, да еще и представляют собой ча­сто лишь эпизодические, бессистемные явления.

Многочисленные исследования и наш опыт работы в области социальных движений показывают, что лич­ность, являющаяся субъектом какого-либо детско-юно­шеского социально-творческого объединения, отлича­ется от ровесников, не участвующих в общественно значимой деятельности творческого характера, более высоким уровнем развития морально-нравственных, гражданских, деловых и прочих качеств, обеспечиваю­щих успешность социального продвижения. Все это сви­детельствует в пользу того, что опыт деятельности раз­личных детско-юношеских объединений нуждается в целенаправленном изучении и анализе.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Первые детские и молодежные объединения в мире появились на рубеже XIX—XX вв., в период так называемого реформаторского дви­жения в педагогике, когда старая традиционная школа во всем мире подвергалась резкой критике за несоответствие требо­ваниям изменившейся исторической и социальной си­туации.

Хронологию первых молодежных объединений мож­но кратко представить так: 1844 г. — в Англии создан христианский союз молодых людей, главное назначе­ние которого — пропагандировать здоровый образ жиз­ни и религиозное воспитание; 1862 г. — основано чеш­ское Пражское гимнастическое общество, впоследствии известное как движение сокольства; 1885 г. — христи­анский союз молодых людей устраивает первый в мире лагерь для молодежи.

Детское и молодежное движение возникло одновре­менно как альтернатива имеющимся институтам сис­темы общественного воспитания и как дополнительный элемент этой системы (вернее, элемент, заполнявший ту нишу, которая оставалась незаполненной семьей и школой).

Родоначальником детского и молодежного движе­ния по праву можно назвать скаутское движение, ко­торое к сегодняшнему дню накопило большой (от англ. scout — разведчик), опыт эффективного воспитания. В XX в. практически не существовало ни одной детской организации, которая не использовала бы в своей ра­боте скаутские методы и формы деятельности. С 1907 по 1997 г. в скаутском движении приняло участие бо­лее 250 млн. человек из 172 стран. Молодежь увлекает романтика лагерной жизни, различные, в том числе военизированные игры, физические упражнения. Все­мирная организация скаутского движения и сегодня по-прежнему считается одним из самых многочислен­ных и наиболее влиятельных детских объединений. О значительном влиянии скаутского движения на про­цесс развития и формирования социальноактивной, жизненно и профессионально мобильной личности го­ворит хотя бы тот факт, что все послевоенные прези­денты США (за исключением Р. Рейгана) и до 80% конгрессменов США — бывшие скауты (в то время как скауты составляют лишь 8—12% от всех подрост­ков США). Около 90% парламентариев Франции так­же прошли школу воспитания в скаутских организациях {Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современ­ное состояние и тенденции развития: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. — М,, 1993. С. 112). Представ­ленные факты свидетельствуют в пользу необходимо­сти изучения и анализа скаутских методов воспитания и истории их развития.

Прообразом скаутского движения, зародившегося в Англии, послужило движение «Индейцы — знатоки леса», основанное в 1902 г. известным канадским уче­ным-натуралистом, писателем и художником Эрнстом Сетон-Томпсоном.

В 1901 г. Сетон-Томпсон создал в американском штате Коннектикут заповедник, однако в первое же лето под­ростки из окрестных деревень устроили в заповеднике серию погромов. Писатель не стал обращаться в поли­цию, но после очередной выходки он появился в мес­тной школе и пригласил всех ребят старше 12 лет про­вести уик-энд у него в заповеднике, обещая организо­вать веселую игру. С этого и началось движение «знато­ков леса». Большой успех Сетон-Томпсону принесла в 1902 г. серия статей о «знатоках леса», вскоре после опубликования которой была создана общенациональ­ная американская организация «знатоков леса». Возгла­вив ее, Э. Сетон-Томпсон выпустил «Берестяной сви­ток (руководство для индейских племен)», где в зани­мательной форме описал правила игры.

Заслуга Сетон-Томпсона заключается, на наш взгляд, в том, что им было определено одно из основ­ных правил привлечения детей и подростков к актив­ному участию в позитивной социально-творческой де­ятельности в рамках общественного движения — это организация данной деятельности и познания мира в форме игры (но игры, имеющей социальную значи­мость) с учетом склонности подростков ко всему ге-роико-романтическому и загадочному.

Впоследствии один из организаторов скаутского дви­жения британский полковник Р. Баден-Пауэлл так оп­ределял цель своей системы — образование характера, что означало следующее: во-первых, сформировать ин­дивидуальный характер, под которым Баден-Пауэлл по­нимал чувство долга, решительность, выносливость, терпение, умение полагаться на себя и быть находчи­вым в затруднительных обстоятельствах, благородство и доброту по отношению к другим; во-вторых, развить в ребенке любовь и привычку к труду; в-третьих, на­учить молодого человека служить другим и проникнуться желанием этого служения; в-четвертых, воспитать в нем чувство патриотизма (Шободаева А. Российский скаутинг: история, теория, практика. Омск, 1996. С. 26—27).

Скаутизм характеризуется двумя неизменными прин­ципами. Во-первых, независимостью. Скаутская органи­зация не может существовать как часть какой-либо дру­гой организации — политической, педагогической или даже государственной, что говорит об органичности и самодостаточности подобной формы организации де­тей, подростков и молодежи. Кроме того, в подобных условиях развивается и формируется такое немаловаж­ное в современных условиях качество личности, как способность совершать свободный, самостоятельный выбор. Другой принцип скаутизма — дополнительность. Скаутский метод дополняет существующие воспитатель­ные институты- государства, церкви и в первую оче­редь семьи. В целях скаутской организации записано, что она призвана помочь семье в воспитании ребенка. Не заменить семью, а именно помочь. Данный принцип — принцип дополнительной помощи основным социаль­ным институтам в воспитании и социализации детей и подростков — также является основополагающим прин­ципом деятельности детско-юношеского и молодежного социального движения.

«Ребенок предпочитает делать, а не переваривать информацию» — эта мысль Баден-Пауэлла стала основ­ной в скаутском образовании.

«Чтобы достичь большего успеха, — писал Баден-Пауэлл, — я усиленно рекомендую систему патрулей, то есть небольших постоянных групп под начальством одного юноши — предводителя» (Ермоленко Г., Решет­ников О. Скаутизм как движение // Народное образо­вание. 1999. N° 5. С. 144). В скаутском патруле, как пра­вило, 5—9 участников. Такая группа мобильна и име­ет возможность удовлетворить потребность в социаль­ной активности каждого скаута. Во главе патруля стоит патрульный. Между остальными распределяются обязанности подпатрульного, летописца, завхоза, каз­начея, медбрата и т.д. Демократичность отношений, небольшое количество участников, особый дружеский климат и привлекательная деятельность делают пат­руль идеальной социальной нишей для детей и моло­дежи. Дух кооперации и сотрудничества, ответствен­ности участников друг перед другом служит прекрас­ным средством воспитания навыков демократии и гражданской ответственности. Не случайно скаутизм рассматривают как прекрасную лидерскую подготовку.

Скаутизм как движение и как метод лег в основу многих детских организаций в XX в., имеющих раз­ную идеологию и варианты работы с детьми и под­ростками. В скаутизме воплощены основные принци­пы детского движения: развитие самостоятельности, возможность самореализоваться, добровольность, со­вместная коллективная деятельность, многоярусность (поэтапность), учет возрастных особенностей, деятель­ность по интересам, романтика, обучение через игру (в том числе комплексную и длительную), атрибутив­ность и т.д.

Скаутское движение в России появилось по иници­ативе военного ведомства, которое с высочайшего со­изволения и согласия правительства направило в 1910 г." в Англию, Голландию, Данию и Швецию груп­пу офицеров для знакомства с деятельностью отрядов юных разведчиков. В августе 1914 г. в России организу­ется «Общество содействия мальчикам-разведчикам» — «Русский скаут».

Скульптор И.Н. Жуков был секретарем этого обще­ства и одним из идеологов и организаторов скаутского движения в России. В книге «Русский скаутизм» он пи­сал, что «у нас в России... организация юных развед­чиков не есть организация военная ...а организация ры­царская. Привить юношам рыцарское отношение к ок­ружающим, любовь и преданность Родине, заботливое и благожелательное отношение ко всем людям — вот задачи, которые объединяют» скаутов. Также он утвер­ждал, что скаут «не военный разведчик, а... «пионер культуры», «разведчик всего хорошего», маленький друг всего мира...». И.Н. Жуков подчеркивал, что «не­обходимо с самого раннего возраста прививать детям социальные альтруистические привычки». По его мне­нию, в этом и «заключается социальное воспитание», которое необходимо «не только сделать практическим, но и облечь его в формы интересные, занимательные для детей, в формы, отвечающие потребностям и ин­тересам детской души» {Соколов Р.В. Участие населе­ния в воспитании детей и подростков по месту житель­ства. С. 21—22).

Благодаря психологически тонко продуманным за­конам, заповедям и обычаям, игровым формам рабо­ты, привлекательной форме и возможности приобрес­ти в отрядах практические умения и навыки скаутизм был привлекателен для детей и подростков всех соци­альных сословий. Как отмечал И.Н. Жуков, «лишить ска­утизм всех этих атрибутов игры, форменной одежды, значков, символов и «тайных знаков» — значит не по­нять его сущности и превратить его из серьезной и ув­лекательной игры в серьезное и скучное занятие. Слиш­ком серьезным людям нечего делать в этой организа­ции, они не поймут ее или сделают ее бескровной, анемичной и бледной» (Честное пионерское, или Уроки истории (очерки истории ВПО им. В.И. Ленина) // Во­жатый. 1990. № 1. С. 30-35; 34).

Несмотря на живучесть, скаутизм в России тем не менее постепенно отмирал, и причин для этого было немало. Организации быстро взрослели, но при этом так же быстро таяли. Притока свежих сил, резерва не было, так как дети все больше шли в создаваемые ком­сомолом пионерские отряды. В.И. Кудинов назвал при­чиной гибели скаутизма кризис содержания: «Вместо общественного авторитета, уважения за полезные дела — сектантское упоение своими ритуальными таинства­ми, солидарность в удручающе узком кругу» (Кудинов В.А. Суть и оболочка // Вожатый. 1989. №6. С. 27-32; 32). Противопоставить что-либо быстро растущему пионер­скому движению скауты не могли.

В 1921 г., в условиях нэпа, государство вынуждено было пойти на значительное сокращение школьных и детских учреждений. Усугубили положение неурожай 1921 г. и голод в Поволжье. В стране насчитывалось 7 млн. беспризорных. В этих условиях численность ком­сомола сократилась почти в два раза: с 482 тыс. членов РКСМ в октябре 1920 г. до 247 тыс. к октябрю 1922 г. (Враги или предшественники? // Вожатый. 1990. № 4. С. 48—53; 52). Массовый выход молодежи из комсомола самым актуальным сделал вопрос о создании массо­вой детской коммунистической организации, являю­щейся сменой и резервом комсомола. Перед комсомо­лом встала проблема выбора воспитательной системы, которая легла бы в основу будущей организации.

В феврале 1922 г. ЦК РКСМ в Москве были собраны вступившие в комсомол бывшие скауты, имевшие опыт работы с подростками, которые затем были посланы организовывать детские отряды. Опыт первых московс­ких детских групп, возглавляемых бывшими скаутмас-терами, сыграл определяющую роль в принятии 19 мая 1922 г. 2-й Всероссийской конференцией РКСМ резо­люции о детском движении.

В октябре 1922 г. 5-й съезд комсомола обсудил воп­рос о пионерском движении, определил цели, задачи и методику работы пионерской организации. К откры­тию съезда в пионерских отрядах состояло 4 тыс. пио­неров. После решения съезда организация стала быст­ро расти и уже в 1924 г. насчитывала в своих рядах 760 тыс. человек. В июле 1922 г. вышел первый номер журнала «Вожатый», ставшего центром разработки те­ории пионерской организации. В те же дни комсомоль­цы Новониколаевска (сегодня — Новосибирск) орга­низовали первый пионерский лагерь.

Пионердвижение самых первых лет (периода нэпа) сильно отличалось от того, чем оно стало в 30-х годах, когда, после перевода пионерской организации в шко­лы и подчинения ее школьной администрации (а осо­бенно после постановления 1934 г. «о перегрузке» школь­ников общественной работой), пионерработа стала все больше и больше напоминать дополнительные уроки («предметные сборы»). Стали исчезать вожатые- юно­ши. В пионерском активе стали преобладать девочки. Ут­ратили интерес к организации подростки. Палаточные лагеря труда и отдыха стали преобразовываться в «пи­онерские здравницы», идеалом организаторов которых был детский комфортабельный санаторий с утепленными строениями и асфальтом, в то время как опыт скаутов, первых пионерских лагерей, опыт жизнедея­тельности современного детского движения показыва­ет, что именно палаточные (полевые) лагеря являют­ся одним из наиболее приемлемых и эффективных ин­струментов воспитания и социализации детей и под­ростков.

Такое положение дел в детском пионерском дви­жении (заформализованность, отсутствие возможно­сти проявления инициативы, исчезновение романтич­ности и различных сюжетно-ролевых моментов, уход пионерии от конкретной деятельности) со временем перестало удовлетворять социальные потребности де­тей. Пионерская организация постепенно теряла свои позиции в ряду средств эффективного воспитания и социализации подрастающего поколения. Это послу­жило толчком к возникновению и развитию тимуров­ского движения, которое стало весьма заметным яв­лением в сфере детского досуга конца 30-х и начала 40-х гг.

Советский энциклопедический словарь дает о дви­жении тимуровцев следующие сведения: «Тимуровское движение развернулось в СССР среди пионеров и школьников в начале 1940-х гг. под влиянием повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда». Содержание тиму­ровского движения: оказание помощи семьям военнос­лужащих в годы Великой Отечечественной войны, пре­старелым, колхозам и совхозам в сельхозработах, дет-садам; благоустройство населенных пунктов, уход за мо­гилами погибших воинов и др.» (Советский энцикло­педический словарь. М., 1981. С. 1340). Сравнительный анализ тимуровцев со «скаутами» показывает много об­щего: идеология и практика милосердной «рыцарской» заботы детей об окружающих людях, идея совершения добрых поступков «по секрету» и т.п. А.П. Гайдаром была предложена детям (в форме повести) методика орга­низации самодеятельного инициативного объединения самих детей, осуществляющих заботу о старших. Как от­мечают В.В. Грибанов и Э.П. Теплов, «рассказанная Гай­даром история оказалась удивительно созвучной настро­ению целого поколения ребят (борьба за справедливость, подпольный штаб, специфическая сигнализация, умение стремительно собираться «по цепочке» и т.д.), в результате чего начинается бурный процесс стихий­ного развития тимуровского движения» (Грибанов В.В., Теплое Э.П. Ленинградский опыт изучения и оценки деятельности неформальных группировок // Кримино­логи о неформальных объединениях. М., 1990. С. 127).

Но со временем тимуровское движение все больше становилось тимуровской «формой работы» пионерс­кой организации, в результате чего движение стало тихо угасать. Но тимуровское движение не погибло в конце 50-х гг., а передало эстафету коммунарскому движе­нию.

В 1956 г. по инициативе ленинградского философа и педагога-исследователя И.П. Иванова было организовано небольшое инициативное объединение педагогов «Союз энтузиастов» (СЭН). «Сэновцы» серьезно изучали опыт СТ. Шацкого, А.С. Макаренко, опыт скаутов, пионер­ского движения 20-х годов, идеи А.П. Гайдара и тиму­ровского движения, знакомились с харцерским движе­нием в Польше. Изучение предшественников позволи­ло сформулировать ряд альтернативных идей, принци­пов, вычленить ряд приемов и методов, которые по­степенно (в процессе многолетней творческой опытно-экспериментальной и теоретической работы) превра­тились в стройную, цельную концепцию, в то, что поз­же стали называть «коммунарской методикой», «тео­рией и методикой коллективного творческого воспи­тания».

Идея, лежащая в основе коммунарской методики, — о гуманистических отношениях между воспитателями и воспитанниками — уходит к Л.Н. Толстому, Ж.Ж. Рус­со, гуманистически ориентированным педагогам Воз­рождения. В той или иной форме эта идея (также как и мысли об общих делах на радость и пользу другим лю­дям, о совместном коллективном творчестве и т.д.) не­редко в других, «некоммунарских», формах встречает­ся в размышлениях и практической работе Н.К. Крупс­кой, СТ. Шацкого, А.С. Макаренко. Многое в находках коллективного творческого воспитания идет от педа­гогических коллективов новосибирского пионерлагеря им. К. Заслонова во главе с СА. Шмаковым и педагогического отряда студентов Московского областного пе­дагогического и Московского авиационного институ­тов, работавших в детдоме.

В марте 1959 г. «сэновцы» создали при Доме пионе­ров Фрунзенского района Ленинграда сводную район­ную пионерскую дружину, названную «Коммуной юных фрунзенцев» (КЮФ). Использованные в КЮФе добро­вольность участия, коллективное планирование, кол­лективное исполнение и коллективная оценка сделан­ного, чередование творческих поручений (ЧТП), ро­тация выборных руководителей (институт дежкомов, т.е. дежурных командиров), институт временных «советов дела» при высшей власти «общего сбора», откровен­ные разговоры (когда каждый говорит откровенно о каждом, в том числе и о взрослых «старших друзьях»), «сетка традиций», включающая многодневные сборы и летние палаточные лагеря труда и отдыха и другие компоненты методики позволили возродить многое из того, что было свойственно стилю и образу жизни клу­бов С.Т. Шацкого, скаутских и пионерских отрядов И.Н. Жукова, тимуровских команд. Все это (на фоне царив­шего в пионерской организации страны формализма и авторитаризма) делало КЮФ чрезвычайно привлека­тельной не только для детей, но и для взрослых.

Анализ идеологии коммунарского воспитания позво­ляет выделить 6 составляющих: коллективная органи­зация деятельности; коллективное творчество; коллек­тивное целеполагание; ситуации-образцы; эмоциональ­ное насыщение жизни коллектива; общественная на­правленность жизни коллектива.

Летом 1962 г. «Комсомольская правда» и ЦК ВЛКСМ в лагере ЦК ВЛКСМ «Орленок» (на берегу Черного моря в районе Туапсе) собрали 50 старшеклассников из различных городов. В этот отряд пригласили вожаты­ми трех «старших друзей» из КЮФ и несколько ребят-кюфовцев. За 40 дней «коммунарам» удалось «окомму-нарить» весь отряд. Ребята разъехатись по своим горо­дам, и там многим из них удалось создать подобные подростковые сообщества, которые стали называть себя секциями клуба юных коммунаров. Секции проводили коллективные творческие дела, воспроизводили стиль и образ жизни КЮФ. Летом 1963 г. в «Орленке» были собраны уже 500 старшеклассников и затем эти 500 че­ловек разъехались по стране и у клуба ЮК появились сотни секций в разных ее концах. С этого времени и появился в прессе термин «коммунарское движение». Секции клуба ЮК стали создаваться при редакциях мо­лодежных газет, в школах, при Домах культуры, при Дворцах пионеров. Некоторые из секций официально числились как городские штабы комсомольцев-старшек­лассников.

60-е годы неразрывно связаны с именем В.А. Сухо-млинского. Это был настоящий «пионерский директор». В Павлышской школе им были созданы пионерские зве­нья, занимавшиеся опытнической работой, имевшие и распоряжавшиеся немалыми материальными ценно­стями. Большое значение В.А. Сухомлинский придавал игре, эмоциональной жизни отряда, насыщению всей деятельности юных атмосферой высокой романтики.

Ряд постановлений, принятых после XX съезда КПСС, на некоторое время привели к оживлению в пионерской организации, но лишь «местами» и на ко­роткий срок. В целом же дети, подростки не находили отклика своим интересам в пионерской организации. Организация юных пионеров охватила своим влияни­ем практически всех учащихся всех видов школ от 10 до 14 лет, тем самым сведя на нет реальную возмож­ность выбора подростками объединения, осуществле­ния ими своих гражданских прав и свобод. Стремление к деятельности толкало их к объединению в неформаль-ные группы, где есть самоуправление и возможность самовыражения. По оценкам исследователей, в 1986 г., в период массового распространения неформальных (творческих, социальных, любительских, экологичес­ких, патриотических и других) объединений молоде­жи, их насчитывалось до 30 тыс. (только в г. Хабаровске в этот период зафиксировано более 200 самодеятельных формирований, из которых около 63% — культурно-творческие объединения). (Вибе Т.И. Педагогика взаимо­действия клубного учреждения и молодежного объеди­нения: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. Л., 1990. 15 с. С. 9.)) А спектр интересов их деятельности насчитывал почти 200 направлений (Молодежь России 1992. № 12. С. 27).

По данным социологических исследований, проведен­ных в конце 80-х гг., участники различных социальных объединений составляли в те годы 61% от общего чис­ла молодежи (Вибе Т.И.). Этот период стал завершаю­щим этапом пионерского периода в отечественном дет­ском и молодежном движении.

Делая сравнительный анализ пионерской организа­ции по отношению к детскому движению в целом, мож­но отметить следующие ее отличия: постоянно суще­ствующие возрастные границы для членов организации, обрекающие организацию на невозможность осуществ­ления процесса воспроизводства кадров и сохранения преемственности в рядах организации; отсутствие со­зданных самими детьми — членами организации — норм, правил и процедур; принадлежность (членство) взрослых всех уровней (от вожатого пионерского отряда до председателя всесоюзной пионерской организации) и детей к разным общественным организациям, что закреплено в документах и свидетельствует об объек­тивном препятствии взаимодействию взрослых и детей, как внутри объединения, так и за его пределами (дети — в пионерской организации, взрослые — в комсомоле, партии, профсоюзах).

ВИДЫ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Период с 1989 г. по настоящее время в исследованиях по детско­му движению принято называть постпионерским.

Самой массовой детской орга­низацией в России на сегодняш­ний день является Федерация дет­ских организаций «Юная Россия» — в ее программах участвуют более 5 млн. детей, подростков и взрослых, в нее входит 69 региональных членских объединений на местах.

К сегодняшнему дню едва ли не все детские и мо­лодежные общественные течения, даже такие, которые, казалось, исчезли (как, например, движения скаутов, тимуровцев, коммунаров), вновь заявили о себе.

Наиболее активными оказались скауты: в 1990 г. была создана Ассоциация возрождения русского скаутизма (АвоРС), которая координирует работу существующих и вновь образующихся отрядов и стай (их уже более 200), выпускает газету «Скаутский мир», журналы, ин­формационные бюллетени, издает книги для скаутов и их руководителей, проводит слеты, устраивает меж­региональные и региональные лагеря, которых ежегодно бывает более сотни. За девять лет существования созда­на 51 региональная организация.

Большинство нетрадиционных объединений основы­вается на идеях, разработанных И.П. Ивановым, С.А. Шмаковым и В.П. Крапивиным.

Объединения, занимающиеся организацией летне­го отдыха детей и подростков, в последние годы воз­вращаются к идее проведения палаточных лагерей. Число полевых (нестационарных) лагерей в экологически чи­стой зоне за последние пять лет возросло более чем втрое (Барканов С. Лето в вопросах и ответах // Народ­ное образование. 1999. № 5. С. 14—15).

Среди признаков, характеризующих современное отечественное детское движение, можно назвать локаль­ность и очаговость: есть территории, где сохранились лишь единичные детские объединения, но в то же вре­мя есть регионы, в которых существует целый спектр детских объединений и организаций.

Д.Н. Лебедев выделяет следующие виды существую­щих сегодня детских общественных объединений:

1) объединения, считающие своей главной целью удов­летворение конкретных интересов и потребностей под­ростков (эти объединения похожи на кружки или клу­бы, но уже переросли их рамки и в них появились чер­ты детской самодеятельности: ребята начинают участво­вать в определении перспектив и управлении жизнеде­ятельностью своего объединения; в работе коллекти­вов появляются черты общественной направленности);

2) объединения, предлагающие подростку конкретную профильную деятельность: военно-патриотическую, ту­ристическую, экологическую и т.п., имеющую обще­ственную значимость (в подобных объединениях также появляются черты детской самодеятельности в большей или меньшей степени, в зависимости от специфики объединения); 3) объединения, предлагающие ребятам определенную систему ценностей (своего рода «прави­ла игры»), построенную на их основе систему отноше­ний и чаще всего многопрофильную деятельность (Лебедев Д.Н. Пионерия на пути в будущее (о некоторых проблемах современного пионерского движения) // Внешкольник. 1997. № 5. С. 25-29. № 6. С. 25).

В течение последнего десятилетия возникают различ­ные объединения взрослых, озабоченных состоянием детского движения, воспитанием подрастающих поко­лений, причем образуются они чаще всего в провин­ции, на местах, где непосредственно идет работа с под­ростками. Так, например, в Тюмени для осуществле­ния крупных программ, связанных с детством, в 1992 г. была учреждена «ассоциация в поддержку детского дви­жения «Доверие».

Процесс становления и развития детского движения в нашей стране начиная с 1989 г. и по настоящее время характеризуется, в первую очередь, разнообразием ви­дов общественных объединений (организации, союзы, ассоциации, движения, лиги и т.п.) и разнообразием целей и программ деятельности объединений. Напри­мер, Федерация детских организаций предлагает на выбор более 24 программ (среди них — ставшие широ­ко известными «Детский орден милосердия», «Золотая игла», «Школа демократической культуры», «Древо жизни», «Познай себя», «Экология и дети», «Лидер», «Игра — дело серьезное»), особое внимание уделяя вли­янию программ на организацию свободного времени детей и подростков, развитие их лидерского и творчес­кого потенциала.

Общероссийская общественная организация «Дет­ские и молодежные социальные инициативы» (ДИМ-СИ) реализует программы и проекты своей деятель­ности (на федеральном и местных уровнях), имеющие три основных направления: 1) материально-финансо­вая, методическая, информационная, моральная, про­фессионально-личностная и другая поддержка членов организации; 2) взаимопомощь и совместное прове­дение досуга; 3) создание специализированных служб для населения. Из более 40 программ ДИМСИ — 10 документально оформлены и реализуются на основе многоканального финансирования: «Школа гражданс­кого общества», «Возвращение к истокам», «Соци­альная работа: информация и образование», «Диалог индивидуальностей», «Юное поколение выбирает книгу», «Врата учености», «Третий сектор», «Лидер здо­ровья» и др.

Сегодня особенно выделяются два центра, занима­ющихся изучением вопросов, связанных с детским дви­жением. Это государственное учреждение — Институт молодежи и общественное объединение — Ассоциация исследователей детского движения. Ими проведены де­сятки социологических исследований проблем детей и молодежи. Их рекомендации периодически бывают пред­ставлены во властные структуры государства и, хотя не все внедряются, но во всяком случае учитываются при принятии документов, создании нормативной базы мо­лодежного и детского движения.

Завершенным данный (переходный) период можно считать лишь тогда, когда достаточно широкий круг детских общественных объединений не просто заявит о себе, пройдет регистрацию и т.п., но и по-настоя­щему встанет на ноги, а ситуация вокруг таких объе­динений стабилизируется, что позволит им хотя бы в первом приближении реализовать заложенный в них по­тенциал и специфические возможности.

Таким образом, сегодня с полной уверенностью мож­но констатировать, что детское общественное объеди­нение является специфическим институтом социализа­ции детей, уникальным социальным пространством, особенность воспитательного влияния которого заклю­чается в том, что оно создает условия для усвоения под­ростками социального опыта (комплекса знаний, уме­ний, навыков и отношений, необходимых для успеш­ного личностного и социального становления и даль­нейшего развития) и реализации потребностей (важней­шими из которых является потребность в самореализа­ции, ' самовыражении, самоутверждении, самопознании, личностном и социальном самоопределении) и способ­ностей на основе своих интересов.

Именно интерес к определенному виду деятельнос­ти, отношениям, общению является главной побуди­тельной причиной участия подростков в программах детско-юношеских общественных объединений, реали­зация которых будет эффективной только при условии соблюдения так называемого принципа «трех Д» (Добровольность участия, Демократичность отношений и Де­ятельность социально-творческого характера).

Оптимизируя процесс саморазвития подростков сред­ствами практической работы и комплексной игровой деятельности, детское общественное объединение спо­собствует формированию и развитию у них целого ряда личностно и социально важных качеств.

Участвуя в программах детского общественного объ­единения, реализуемых преимущественно посредством организации разнообразной коллективно-творческой деятельности, подростки постоянно сталкиваются с различными нестандартными ситуациями, поиск ва­риантов выхода из которых активизирует развитие та­ких качеств (неотъемлемых для любого современного человека, ориентированного на успешность жизнеде­ятельности), как креативность (способность человека к конструктивному, нестереотипному мышлению и по­ведению, а также к осознанию и развитию своего опы­та), сообразительность (способность доходить до сущ­ности явлений, видеть их причины и следствия, оп­ределять главное) и наблюдательность (способность видеть, подмечать важное, замечать детали).

Многообразная, разноплановая и, как правило, ди­намичная деятельность детского общественного объ­единения способствует развитию такого качества, как мобильность (психологическая лабильность, гибкость; способность усваивать и перерабатывать новую инфор­мацию).

Постоянно осуществляемая подростками совмест-нС(и наравне) со сверстниками и значимыми для них взрослыми деятельность социально-творческого харак­тера создает условия для формирования достаточно бо­гатого социального опыта, который, в свою очередь, является благоприятной почвой для развития такого качества, как устойчивость (целостность личности, ее ядро, стержень, мировоззрение, социальные и нрав­ственные убеждения).

Демократичный характер межличностных отношений и открытость детского общественного объединения спо­собствуют вхождению в него людей разного возраста, пола, национальности, вероисповедания, социального происхождения, людей с разными привычками, вку­сами, предпочтениями и пристрастиями в многочис­ленных областях человеческой деятельности. Целенап­равленное участие всех членов объединения в совмест­ном разрешении различных задач, периодически встающих перед ними, а также постоянно осуществля­емая ими социально-ориентированная деятельность (как правило, сопровождаемая многочисленными контакта­ми с разными людьми) создают условия для развития таких качеств личности, как толерантность (способ­ность быть терпимым к чужим мнениям, снисходитель­ным к поступкам других людей) и общительность (от­крытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми).

Многообразие видов интересной, необходимой для полноценного развития, насыщенной общением, твор­чеством деятельности, участие в которой предлагается подросткам — членам общественного объединения, способствует тому, что подростки, как правило, вы­бирают сразу несколько видов предлагаемой им дея­тельности, желая и стараясь при этом быть полноцен­ными участниками всех мероприятий, осуществляемых в рамках выбранных ими программ. Реализация данно­го желания способствует развитию такого качества лич­ности, как работоспособность, т.е. выносливость, спо­собность выполнять напряженную работу.

В своем стремлении (стимулируемом самой сущнос­тью детского общественного объединения) к самореа­лизации, самоутверждению и самосовершенствованию подростки — члены общественного объединения — по­стоянно выступают в роли инициаторов и организато­ров различных социально-творческих дел, что способ­ствует развитию таких качеств личности, как актив­ность (способность действовать энергично, напористо), инициативность (творческое проявление активности выдвижение идей, предложений), ответственность (способность личности контролировать свою деятель-ность в соответствии с принятыми в обществе или в кол-лективе социальными, нравственными и правовыми нормами и правилами, чувством долга), cамостоятель-ность (независимость в суждениях, cпособность брать ответственность на себя), настойчивость (целеустрем­ленность) (проявление силы воли, упорства, способ­ность доводить дело до конца) и организованность (спо­собность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность).

Все вышеобозначенные качества, в свою очередь, являются неотъемлемыми составляющими таких соци­ально и личностно значимых качеств, как граждан­ственность (нравственное качество личности, опреде­ляющее сознательное и активное выполнение граждан­ских обязанностей и долга перед государством, обще­ством, народом; разумное использование своих граж­данских прав, точное соблюдение и уважение законов страны) и конкурентоспособность (синтез таких качеств, как четкость целей и ценностных ориентаций, трудо­любие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоус-тойчивость, стремление к непрерывному профессио­нальному росту, к высокому качеству конечного про­дукта своего труда).

Таким образом, детское общественное объединение, основанное на общности интересов подростков (и взрослых) и их добровольном включении в совмест­ную деятельность для решения конкретных задач, со­здает условия для: удовлетворения потребности подрост­ков в равноправном положении со взрослыми; актуа­лизации способностей; устранения дефицита содержа­тельного общения; развития умения взаимодействовать с людьми, самореализовываться через сотрудничество и творчество.

Стоит учитывать, что участие подростков в програм­мах детского общественного объединения оптимизирует процесс их личностного и социального развития толь­ко при соблюдении ряда условий, к которым исследо­ватели данного вопроса относят:

О ориентацию детского общественного объединения на прогуманистические, общие и значимые для всех членов объединения (детей и взрослых) ценности; о существование неформального круга общения, удов­летворяющего стремление подростков быть полноправными членами этого объединения, что предпо­лагает, в свою очередь, внутреннее согласие подрост­ков принимать на себя определенную долю ответ­ственности за него; О реализацию защитной функции по отношению ко всем субъектам объединения, воспринимающим его как своего рода «экологическую нишу», где можно уберечься от опасности современного агрессивного мира и которая дает им запас оптимизма, положи­тельных ценностей (не предоставляемых со стороны общества в целом), сглаживает возникающие у под­ростков возможные чувства незащищенности и оди­ночества; О создание микрокультуры, выражающейся в наличии внутренних, «местных» праздников, традиций, ри­туалов, своих привычек, языка, легенд, устойчивых мнений и оценок, стереотипов и предрассудков, эле­ментарных норм поведения, которые по характеру своему не угнетают, не унижают личностное досто­инство ребят, а способствуют проявлению товари­щеской заботы, поддержки, сотрудничества и взаи­мопомощи; О наличие возможности освоения материально-пред­метной и духовной среды, окружающей детей, включение которой в контекст человеческих взаи­моотношений и приобретение последней (со вре­менем) знаково-символической функции способ­ствует преодолению отчуждения ребенка от природ­ного и социального окружения, не дает проявить­ся возможной разрушающей «манере жизнедеятель­ности» в отношении с социумом (Ковров В.В. Са­мореализация подростка в общественном объеди­нении: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М, 1996. 21 с. С. 14-15).

Перечисленные условия, являющиеся также харак­терными особенностями детского общественного объ­единения, позволяют судить о нем как о достаточно развитой индивидуализированной воспитательной си­стеме, которая своим значительным воспитательным потенциалом оптимизирует процесс социализации лич­ности.