Лекция 1. Предмет этнологической науки.

III.

II.

I.

Социальные субъекты и институты права

Социальная сущность, источники и функции права.

Объект и предмет социологии права.


Любое общество может быть определено как система взаимодействий между его членами, неизбежно приводящей к появлению определенно сформулированных общих норм, правил осуществления таких взаимодействий. Однажды сложившись в реальной жизни, эти правила могут претерпеть изменения в соответствии с доминирующими интересами, получить поддержку, вызвать противодействия и т.д. Не существует общества без системы социальных взаимодействий, не существует взаимодействий без нормативного порядка, не бывает нормативного порядка, не обеспечиваемого силой власти.

В современной юридической социологии и социологии права имеются разные т.зр. на объект и на предмет данной отрасли социологического знания. Различия между ними проистекают из разного понимания природы этой науки.

По мнению одних исследователей (В.В. Лапаева, Ю.И. Гревцов), последняя выступает составной частью юридической науки, т.е. является юридической дисциплиной. Другие считают социологию права отраслью социологического знания (Ж. Карбонье, Е. Эрлих, Ж.Гурвич, П.Сорокин). Третьи настаивают на междисциплинарном характере юридической социологии (В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук).

При всей обоснованности перечисленных подходов убедительной представляется т.зр., согласно которой социология права - это отрасль преимущественно социологического знания, которое по своему объекту и предмету отличается как от философии права, так и от общей теории права. Ее методологическую основу составляет философия права, а в отношении общей теории права как отрасли юридического знания социология права выступает в качестве социальной методологии.

Объектом данной научной отрасли знания является правовая подсистема общества в собственном смысле слова. Речь идет о таком сегменте общественной системы, который сосуществует наряду с экономической, социальной, политической и др. подсистемами. Содержание этой подсистемы составляют человеческие, институциональные,процессуально-нормативные, духовные и др. элементы. Объектом изучения правовой социологии выступают как правовая подсистема общества в целом, так и составляющие ее содержание все основные компоненты без исключения.Объектом социологии права являются:

1) социальные явления, которые либо имеют правовое ядро, либо являются следствием правовых положений, либо подчиняются праву как одному из главенствующих факторов. Т.к. право играет важную роль в жизни современного общества, к сфере социологии права следует отнести такие социальные явления, как семья, государство в их отношении к обществу, договорные отношения между социальными субъектами;
2) социальные институты, которые воплощают в себе право;
3) функции, которые выполняет право в общественной жизни;
4) взаимодействие норм права с социальными нормами, обычаями, групповыми ценностями, моралью и др. формами социального контроля. Иначе, рассматриваемая область социологии изучает право как одну из форм социального контроля и место понимаемых т.о. норм права в системе социального контроля;
5) факторы, которые оказывают воздействие на правообразование, т.е. на формирование и общественное признание тех или иных правоотношений;
6) аспекты правоприменения - условия, в которых функционирует право и от которых зависит применение норм права в обществе.

Предметом исследования социологии права являются общественные отношения, складывающиеся при формировании правовых актов, т.е. при подготовке перевода социальных отношений на язык юридических норм, а также и при реализации правовых предписаний в социальном поведении отдельной личности и социальных образований.

Предмет социологии и предмет правоведения не только соприкасаются, но и частично совпадают; вместе с тем каждый имеет свою специфику. Правовую науку в первую очередь интересует правовая форма соответствующего общественного отношения, содержание прав и обязанностей его субъектов. Социология же на любом уровне всегда выясняет социальный генезис, место и функции того или иного общественного явления. Юридическая наука изучает нормы права и правовые отношения, а социология - фактические общественные отношения.

Социологические исследования в праве имеют своим предметом общественные отношения в сфере создания и функционирования правовой системы, ее институтов и норм; они направлены на изучение социальной обусловленности и социальной эффективности права и анализируют взаимосвязь между правовыми нормами, правовыми отношениями и фактическими общественными отношениями.

Такой подход к пониманию предмета социологии права позволяет избежать как юридизации, так и увлечения социологическим эмпиризмом. В нем органично сочетаются теоретический и прикладной аспекты социологического анализа правовой системы. На основе такого подхода можно предложить следующее определение предмета социологии права:

СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА (ЮРИДИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ) - отрасль социологических исследований, которая изучает правоотношения, сформировавшиеся и признанные внутри общества, условия, от которых зависит формирование и функционирование норм права, а также связи права с другими социальными явлениями. Впервые термин «социология права» был употреблен в 1962 г. на V Международном социологическом конгрессе.

Т.о., предмет социологии права содержит в себе достоверные, верифицируемые и эвристические знания не только о специфике права как комплексном социальном образовании, но и обо всей правовой системе общества в контексте всех компонентов ее содержания, включая закономерности ее взаимодействия с такими рядоположными ей подсистемами общества, как экономическая, политическая и др.

Необходимо сказать несколько слов об отношении социологии права к др. дисциплинам, изучающим тот же объект, прежде всего - к философии права. Философское обоснование права опирается на понятие естественного права, которое не основывается на понятии долга. Естественное право определяет, в каких условиях один человек может быть равен другому, в чем заключается свобода людей и что представляют собой отношения между людьми, основанные на справедливости. Естественное право соотносится скорее с желательным, чем с должным.

Естественное право опирается на гуманистические идеалы: понятия свободы, справедливости. С этим связаны недостатки философского обоснования права.

Во-1-х, понятие естественного права опирается на интересы человека вообще (т.е. на общий интерес) и не учитывает групповых и частных интересов, которые нередко вступают в конфликт с общим интересом.
Во-2-х, идеалы естественного права слишком абстрактны, а потому не могут быть положены в основу реальной законодательной деятельности.

В отличие от философии права, социология права не ограничивается умозрительным, рациональным подходом и широко опирается на собственно социологические методы исследования: опросы, интервью, тесты, эксперименты, наблюдение. Это позволяет получать более объективные сведения о том, насколько эффективно действие норм права, как население оценивает правовые нормы - как в целом, так и в частных случаях, как протекает правовая социализация и т.д.

return false">ссылка скрыта

Социология права исходит из взаимодействия между индивидами и социальными группами. С т.зр. социологии права, правовые нормы создаются в рамках взаимодействия между людьми и лишь впоследствии закрепляются законодательно. Другими словами, процесс правообразования представляет собой стихийное формирование, а затем и признание правоотношений, в которые вступают индивиды и которые признаются всеми как правильные и приемлемые.


ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА - целостная совокупность юридических и социальных норм, социальных субъектов и институтов права, социально-правовых процессов и духовно-правовых компонентов, консолидированных посредством всеобщей и равной меры свободы, справедливости и формального равенства людей в общественной жизнедеятельности. Цель общественной жизнедеятельности - поддержка и защита социально-экономического строя, воли и интересов различных классов, слоев и групп общества, создание и поддержание правопорядка.

В приведенном определении обращает на себя внимание то, что правовые нормы как субстанциональный компонент всей подсистемы рассматриваются в органической связи с всеобщей и равной мерой свободы, справедливости и формального равенства людей в обществе. Это позволяет говорить об относительной самостоятельности правовой системы общества, которая не сводится к юридической или нормативной подсистемам.

С социологической т.зр., элементами правовой системы выступают

¨ нормативные компоненты (юридические и социальные нормы) - главенствующие, социальные субъекты, производители или носители правовых норм (народ, политическое сообщество законодателей всех уровней, глава государства, сообщество судей и юристов-профессионалов и др.),

¨ социально-правовые процессы (правообразование,нормотворчество, правоприменение и др.),

¨ социально-правовые институты (парламент, суд, правоохранительные органы и др.),

¨ духовно-правовые феномены (правовые ценности, правовые интересы и потребности, правовые установки, идеи, доктрины и др.).

И социология рассматривает право как самостоятельную подсистему общества, выступающую в единстве составляющих ее содержание субстанциональных, человеческих, процессуальных, институциональных и духовных компонентов.

ПРАВО - это совокупность норм, которые выражают интересы определенных субъектов или общества в целом и предназначены для регулирования отношений внутри общества.

Эти нормы являются общеобязательными, т.е. действительны для любого члена общества. Они создаются с участием государства, которое в дальнейшем обеспечивает их выполнение.

Право - общественное явление, имеющее исключительное значение для жизнедеятельности общества. Оно изучается представителями разных наук и получает разное истолкование. Это выражается в том, что существуют различные подходы к пониманию права.

Философский подход к пониманию права выражается в изучении и оценке норм позитивного права с позиций естественного права. Исходным понятием в этом случае является общественный идеал. Согласно данному подходу любая норма позитивного права, нормативно-правовой акт могут быть оценены с позиций идеалов равенства, справедливости, свободы, гуманизма и др.

Несмотря на все свои достоинства философский подход к пониманию права обладает некоторым недостатками:

а) идеалы естественного права абстрактны, а потому способны служить не более чем ориентирами для деятельности людей, не пригодны для регулирования общественных отношений;
б) идеалы выражают лишь общие, а не частные или групповые интересы. Очевидно, что право не может пренебрегать установлением баланса между общими и частными интересами.

Нормативистский подход к пониманию праванаходит выражение в максимальной регламентации общественной жизни. В этом случае в качестве исходного понятия выступает норма права. Благодаря их соблюдению общество сохраняет стабильность и способность к развитию. Преимущества подобного понимания права очевидны, и сторонники этого подхода считают его единственно возможным. Тем не менее, можно назвать и его недостатки:

а) нормативизм к праву часто исходит из интересов господствующего класса;
б) нормативистский подход подчиняет право политике.

Социологический подход к пониманию права исходит из понятия правоотношения - разновидности социальных отношений. С т.зр. социологии право создается населением, а потом уже оформляется законодателем.

В основе социологического подхода лежит внимание к фактическому праву, т.е. к тому, как люди поступают, к тому, что в самом общем случае только может быть закреплено, но не всегда закреплено в законе. С т.зр. социологии право опирается на обстоятельства жизни людей. Люди, не спрашивая ни у кого разрешения, пытаются по-своему разрешать проблемы и удовлетворять потребности: вступают в пробные браки, торгуют продукцией с приусадебных участков, занимаются самогоноварением, работают в качестве «шабашников» и др. В этих случаях нормы писаного права нарушаются, однако подобная деятельность отражает фактическое право.

Выделяют субъективное и объективное право, которые являются разными сторонами одного и того же явления.

Объективное право - это право, которое не зависит от воли и сознания индивида. Под ОБЪЕКТИВНЫМ ПРАВОМ понимают правила поведения, которые являются обязательными для всех и направлены на регулирование общественных отношений.

Объективное право - это норма сама по себе, взятая отдельно от ее реализации. Объективное право обладает рядом признаков:

• право нормативно, так как направлено на регулирование общественных отношений;
• право общеобязательно;
• право формально определено, поскольку должно быть выражено в ясных, четких формулировках.

Сказанное о социологическом понимании специфики права и правовой системы общества позволяет перейти к рассмотрению источников права.

Первой в истории социально-правовой мысли, а именно в период античности, появилась теологическая трактовка, согласно которой идея права передана людям всевышним и заложена в них от сотворения мира. По этой логике, которую в Средневековье активно и последовательно отстаивали АврелийАвгустин и Фома Аквинский, нормы права имеют религиозно-нравственный характер и их нарушение греховно. Поэтому в рамках богословского понимания право определялось как действие высшей справедливости в божественном порядке человеческого бытия.
Вторая - договорная позиция по этому вопросу - так же возникла в античной Греции. Ее автор Эпикур считал право вместе с государством результатом общественного договора. В дальнейшем эту идею активно и обстоятельно аргументировали Г.Гроций, Дж.Локк, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо и многие другие. По данной версии право есть продукт исторического нормотворчества свободных людей во имя обеспечения и защиты их естественных, неотчуждаемых и врожденных прав и свобод. Государство при этом представляет собой только институт перевода требований защиты данных прав в четкие юридические установления, обеспеченные силой властного принуждения. Государству передаются не все полномочия свободных людей, а лишь небольшая их доля, достаточная для исполнения функций по гарантированной защите прав и свобод человека.
Третья - марксистская теория - утверждает, что право является продуктом закономерного естественноисторического развития общества и возникает в условиях его раскола на антагонистические классы. Превращаясь в юридическое средство закрепления классовых привилегий эксплуататоров и бесправия угнетенных классов, оно выступает политической волей экономически господствующего класса, возведенной в закон. Законодатель строит законы не на универсальных ценностях свободы, справедливости, равенства, добра и всеобщего блага, но на основе коренных интересов эксплуататорских классов. Как государственный инструмент классового подавления угнетенного большинства эксплуататорским меньшинством, право в данном качестве отмирает на высшей фазе коммунизма по мере упразднения классов и государства.

Имеются и другие философские подходы к пониманию источников права. Социология учитывает эти концептуальные положения и исходит из приоритета преимущественно социальныхисточников, признавая существенную роль формально-юридических.

СОЦИАЛЬНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ПРАВАв собственном смысле слова выступает правотворческая деятельность общества, отдельных социальных популяций и институтов по созданию (продуцированию) общественных нравов, обычаев, традиций, обрядов, церемониалов, религиозных и нравственных заповедей, правовых обыкновений, включая политико-правовые установления и др. Социальный процесс спонтанного создания такого рода социально-правовых норм – т.н. «обычного права» - принято называть право-образованием, он осуществляется на естественно-эволюционной основе.
Формально-юридическими источниками права принято считать нормотворческую деятельность государства и муниципальных органов, судебную практику, правоактивную деятельность населения на референдумах, деятельность ученых-юристов по разработке юридических доктрин и законопректов.
Среди формально-юридических источников права приоритет принадлежит нормотворческой деятельности государства, которое через свои институты издает юридические акты. Речь идет не только о законодательном институте парламента, но и о нормотворчестве правительства (постановления, инструкции и др.), судебной власти (комментарии к законам, толкование правовых норм и др.).
Другим формально-юридическим источником выступает волеизъявление народа (населения) на референдумах. Что касается такого источника права, как научное творчество ученых-юристов, разрабатывающих юридические доктрины, готовящих многочисленные проекты законов, кодексов, конституций и др., то этот источник особенно характерен для развитых стран, в которых даже экспертные оценки проектов законов рассматриваются в качестве источника права.

Все разновидности социально-правовых и юридических норм исполняют в современном обществе определенные социальные функции 2-х типов: 1) общие и универсальные для всех институтов, 2) внутренние, или специализированные, отличающие правовые институты от всех других.

К первому типу, т.е. общих функций, обычно относят следующие функции институтов:

• установление легальных и общепризнанных способов и форм удовлетворения конкретных, особо значимых потребностей. В отношении правовых институтов речь идет о легализации общепринятых способов удовлетворения потребности в общественном порядке и законности, защите основных прав и свобод человека;
• регулятивная, связанная с координацией деятельности членов общества, их поведения посредством обычаев, традиций, юридического принуждения и других средств -та функция для правовых институтов приоритетна;
• интегративная, связанная с социальной консолидацией индивидов и социальных групп, вовлеченных в деятельность институтов - правовые институты осуществляют эту функцию не только в отношении вовлеченных в их деятельность индивидов, но и всего общества в целом;
• обеспечение устойчивости социального статуса и ролей индивидов и социальных групп в обществе. Правовые институты закрепляют формально-юридический статус отдельных людей и социальных групп в обществе, регламентируют их особые полномочия, льготы, привилегии и роль преимущественно на законодательном уровне, напр., льготы инвалидам или участникам боевых действий;
• предупреждение, урегулирование и разрешение многообразных проблем, противоречий и конфликтов между людьми в процессе удовлетворения их потребностей. Речь идет об участии таких правовых институтов, как судебные инстанции, в конфликторазрешении на основе нормативно-правовых актов, имеющих обязательную силу для всех участников и сторон конфликтов.

Наряду с названными уместно выделить специализированные функции:

• правовая социализация, выражающаяся в правовом воспитании индивидов, социальных групп и общества в целом, в формировании у них прочных знаний о праве, правовой системе общества, своих правах, свободах и общественных обязанностях, вытекающих из духа и буквы закона. Вместе с тем правовая социализация подразумевает адаптацию и интеграцию социальных субъектов в существующий правовой порядок, а также формирование у них соответствующего правового сознания. Составной частью этого сознания является не только правовое чувство, но и чувство справедливости;
• охранительная, заключающаяся в поддержании и охране существующего государственного и социально-экономического строя, защите и отстаивании принципов и ценностей действующего правового порядка, недопущение и пресечение любых посягательств на его конституционные основы; эту функцию осуществляют преимущественно силовые институты государства;
• контрольная, суть которой состоит в проверке и поддержании минимальных расхождений между ожиданиями, требованиями социальных субъектов к правовой системе и правовому порядку, с одной стороны, и их фактическим поведением с точки зрения правовых норм - с другой; благодаря такому контролю обеспечивается правовой гомеостазис (равновесие) общества; контрольная функция осуществляется не только посредством проверки и обеспечения выполнения норм действующего законодательства, но и через его постоянное совершенствование и приведение в соответствие с изменяющимися социально-экономическими реальностями;
• правовая коммуникация, т.е. осуществление непрерывного и устойчивого движения правовых смыслов-сообщений (юридических и социальных ценностей, норм и установок и др.) в социальном времени и пространстве между производителями и адресатами правовых норм, поскольку мало принять/издать закон или кодекс, необходимо донести его содержание до общества и тех социальных субъектов, деятельность которых они упорядочивают и регулируют; эта миссия исполняется посредством правовой коммуникации с участием правовых институтов и социальных субъектов права.

Иногда выделяют управленческую функцию права и правовых институтов. Однако при внимательном анализе можно убедиться, что ее содержание заложено в других функциях, например в регулятивной, интегративной, охранительной и контрольной. По этой причине если и имеет смысл выделять управленческую функцию, то только в качестве суммарного итога четырех названных.

Ключевыми компонентами правовой системы общества выступают юридические и социальные нормы, социальные субъекты-носители права, правовые институты, социально-правовые процессы и духовно-правовые компоненты. Теперь обратимся к анализу специфики и градации основных социальных субъектов и институтов права.

С т.зр. социологии правомерно говорить об упорядоченной совокупности социальных субъектов права. Они располагаются в определенной логической последовательности. Критериями их взаиморасположения служат исторический опыт их участия в нормотворчестве и правоприменительной деятельности, а также их социальные параметры, включая численность и ресурсы влияния на правовую подсистему общества.

Как следует из сказанного, к социальным субъектам права относятся не все социальные популяции людей малой, средней и большой численности, а те их них, которые наделены способностью и возможностью продуцировать и транслировать социальные и юридические нормы, а также реально участвовать в осуществлении правоприменения в обществе.

С одной стороны, социальные субъекты права способны осуществлять специфическое отражение социальной действительности в форме социальных норм (обычаев, традиций, нравов, правовых обыкновений и др.) и юридических установлений государственной власти (конституции, кодексы, законы, указы и др.). С другой стороны, они наделены определенными полномочиями, властью и ресурсами для активного правоприменения, участия в конструировании правоотношений общества, в поддержании их стабильного функционирования, охране правового режима и законности посредством правоохранительной деятельности. Кроме того, существенная сторона практически-правовой деятельности социальных субъектов - создание социального простора и оптимальных условий для развертывания имманентных закономерностей саморазвития и совершенствования всей правовой подсистемы в целом.

Итак, система социальных субъектов права может быть охарактектиризована следующим образом.

1. Главным макросоциальным субъектом права в любом обществе выступает народ.Он прежде всего является субъектом правообразования. Он непосредственно участвует в создании социальных норм, т.е. политических, социальных и религиозных правил, образцов, стандартов и стереотипов поведения людей, фиксирующихся во множестве обычаев, традиций, нравов, правовых обыкновений и др. Вместе с тем в продуцировании такого рода социальных норм могут принимать участие и отдельные категории/популяции народа. Верующие создают религиозные нормы, политические активисты - политические нормы и т.д., кроме того, специфические нормы, которые Ж.Карбонье называет инфраюридическими феноменами, создаются в процессе продуцирования субкультуры такими весьма своеобразными социальными группами, как, напр., малочисленные этнонациональные популяции и др. (Карбонъе Ж. Юридическая социология. С. 186-194.). В демократических странах народ или его территориально-поселенческие группы непосредственно и активно участвуют через общегосударственные и региональные референдумы и другие формы волеизъявления в принятии юридических норм в форме таких законодательных актов, как конституции, кодексы, законы и др.
2. Второй социальный субъект права - социально-профессиональная группа законодателей, занимающаяся нормотворчеством в национальных и региональных парламентах. Речь идет о сообществе депутатов всех уровней, которое профессионально осуществляет продуцирование юридических норм в форме конституций, кодексов, законов и др. В свою очередь, депутатский корпус дифференцируется на группы центральных, региональных депутатов, каждая из которых полномочна создавать только свои юридические нормы. Отдельное место здесь занимают депутаты муниципальных органов представительной власти, которые в России не входят в систему государственной власти и полномочны издавать и вводить в действие на подведомственных территориях муниципальные правовые акты, имеющие силу «местных законов».
3. Особую микросоциальную группу образуют глава государства, руководители регионов и муниципальных образований. Эта группа включает в себя президента или равное ему по статусу лицо, губернаторов и руководителей республиканских образований в составе федераций, мэров или глав администраций городов, районов и др. Они полномочны в пределах своих функций осуществлять активное правоприменение, а также издавать юридические нормы (указы, постановления, решения и др.), регламентирующие и упорядочивающие общественные отношения в отсутствие законов либо наряду с законами и кодексами. В связи с этим в политическом обороте имеет хождение такая формула, как «указное право».
4. Существенную роль в совокупности социальных субъектов права играет класс бюрократии. Систематизированное учение о бюрократии во всех аспектах разработал М.Вебер. Он особо выделял социальный класс бюрократии – это преимущественно чиновники (государственные и муниципальные служащие) всех уровней системы государственной власти и управления от центра до муниципальных образований. Они не избираются народом, а назначаются на свои должности. В силу этого происходит деперсонализация процесса управления обществом, концентрация управленческих полномочий и функций в руках бюрократического класса и становление целой системы бюрократического управления, дистанцированной от общества.
5. Особый субъект права в правовой социологии - социально-профессиональная группа профессиональных юристов(судей, адвокатов, нотариусов, ученых-правоведов и др.). Важная роль здесь с античных времен принадлежит профессиональным арбитрам (судьям) всех уровней. Также определенную роль в процессе нормотворчества играют ученые-юристы, разрабатывающие юридические доктрины, занимающиеся толкованием законов и консультациями по вопросам правоприменения.

Как видим, перечисленные субъекты права в разной степени осуществляют продуцирование, распространение и применение самых различных юридических и социальных норм. При этом в деятельности некоторых из них (например, бюрократии) подчас в большей степени преобладает правоприменительный аспект, а нормотворчество ограничивается производством административных установлений. Но в реальной жизни эти субъекты права - производители правовых установлений, регулирующих и упорядочивающих общественные процессы.

Существуют некоторые другие социальные субъекты, в той или иной мере участвующие в продуцировании правовых норм, например, социально-профессиональная группа сотрудников правоохранительных органов - прокуратуры, юстиции, внутренних дел, государственной безопасности и других силовых ведомств государства. Основная функция служащих этих институтов, являющихся государственными служащими, - не столько нормотворчество сколько надзор за применением законов (прокуратура, органы юстиции) или правоохранительная деятельность (органы внутренних дел, госбезопасности и др.). На деятельности правоприменительных органов более подробно мы остановимся при освещении системы социально-правовых институтов, ибо большинство из них занимается не столько нормотворчеством, сколько правоприменением.

Итак, наряду с социальными субъектами права активную роль в правовой системе общества играют социально-правовые институты. Последние выступают в качестве разновидности социальных институтов общества. По этой причине перед освещением собственно системы правовых институтов следует сначала кратко охарактеризовать специфику и функции социальных институтов.

С учетом специфики социального института его структура складывается из следующих элементов:

• цели и задачи, связанные с удовлетворением базисной для института потребности;
• нормативно оформленные социальные роли и статусы индивидов и социальных групп (социальных субъектов), вовлеченных функционирование института;
• общие и специфические функции института;
• принципы, методы, технологии и средства функциональной деятельности института по реализации своих целей и задач.

Правовые институты можно отнести к полифункциональным, регулятивным и интегративным институтам общества, ибо они исполняют несколько существенно важных функций, среди которых, как отмечалось выше, доминируют и преобладают регулятивная и интегративная. Т.о., правовые институты общества целесообразно классифицировать на основании того, какого рода правовые нормы они продуцируют, практически применяют и какие функции при этом исполняют.

Правовые институты следует подразделять на две категории: государственные социально-правовые институты, связанные с созданием и осуществлением норм, как политические, религиозные, моральные, социокультурные и многие др.

В юридической социологии выделяют следующие институты права:

а) президентство, основная цель которого заключается в обеспечении стабильности госсистемы;
б) парламент, выполняющий функцию законотворчества;
в) судебную систему, призванную защищать интересы субъектов провоотношений;
г) прокуратуру, отвечающую за соблюдение законности в обществе;
д) адвокатуру, обеспечивающую защиту обвиняемых;
е) органы внутренних дел (милиция, полиция), отвечающие за соблюдение правопорядка.

Рассмотрим государственные правовые институты

1. Ключевую роль играет парламент, представительный и законодательный орган власти. В ряду его многочисленных функций как правового института главенствующая - издание законов и контроль за их исполнением со стороны органов исполнительной власти всех уровней. Как известно в этом институте на профессиональной основе проходят государственную службу депутаты.
2. Институт главы государства. В парламентских республиках и монархиях во главе государства реально находятся премьер-министр, канцлер или приравненый к ним политик, хотя формально в современных монархиях главами государства считаются монархи (короли, принцы, султаны и др.). В большинстве современных республик во главе государства находится президент. Этот институт обладает правом нормотворчества посредством подготовки проектов законов для парламента, издания указов, подписания кодексов, законов, принятых парламентом и др., а также правоприменительными функциями. Среди последних весьма значимо гарантирование конституционных прав и свобод граждан.
3. Институт суда. Особыми полномочиями в нормотворчестве наделены такие судебные органы, как Верховный, Конституционный Суды и арбитражные суды. Им принадлежит право толкования и интерпретации законодательных актов, а также вынесения окончательных вердиктов по ключевым вопросам правоприменения. Но главная функция института суда - в правоприменении.
4.Муниципальные/местные органы самоуправления (МСУ), соединяющие в своей деятельности нормотворчество и правоприменение. На подведомственной им территории местные представительные органы издают обязательные к исполнению муниципальные правовые акты, а местная администрация обеспечивает их неуклонное осуществление всеми имеющимися в ее распоряжении средствами. И хотя в России МСУ не входит в систему государственной власти, его роль в нормотворчестве и правоприменительной практике повсеместно и постоянно возрастает.
5. Особые функции в системе правовых институтов общества осуществляют правоохранительные органы (прокуратура, органы внутренних дел, юстиции и государственной безопасности). Институт прокуратуры осуществляет надзорную функцию, связанную с соблюдением законности в осуществлении расследований уголовных и гражданских дел, а также в судопроизводстве. Органы юстиции являются преимущественно правоприменительным институтом государства. В задачи этого института входят правовое обеспечение нормотворческой деятельности, охрана прав и свобод граждан, регистрация и контроль деятельности общественно-политических и др. некоммерческих организаций общества и многое другое. Правоохранительную функцию выполняют в обществе органы внутренних дел, государственной безопасности, другие силовые институты, напр. налоговая полиция. В их обязанности входят охрана законности и правопорядка, предупреждение, пресечение, расследование правонарушений и розыск правонарушителей. В качестве правоприменительных институтов общества названные органы не принимают нормативных установлений, что, однако, не исключает издания ими обязательных для исполнения гражданами ведомственных приказов, инструкций и положений во исполнение тех или иных законодательных актов.
6.Определенная роль в правоприменительной практике принадлежит институту адвокатуры, имеющему преимущественно негосударственную природу. В его компетенцию среди др. задач входят осуществление правовой помощи гражданам и их защита в процессе судопроизводства. Адвокатура - в большей мере институт гражданского общества, хотя государство гарантирует возможность обращения к помощи адвоката всем, кто не может нанять платного защитника. Не будет преувеличением утверждать, что адвокатура выступает звеном-посредником между государственными и неправительственными правовыми институтами.
7.Нотариат также имеет определенную роль в правоприменительной практике, ему присуща также негосударственная природа.
8.Политические партии и приравненные к ним организации, включая профсоюзы, занимают среди общественно-политических институтов гражданско-правового общества, связанных с продуцированием социально-правовых норм, приоритетное место. Закрепленные в их уставах и других документах политические установления для членов своих организаций в качестве социально-правовых норм упорядочивают и регулируют их взаимоотношения друг с другом и обществом. Напр., в уставах и программах профсоюзов устанавливаются нормы легальной и законной борьбы трудящихся за свои социально-трудовые права и интересы.
9. Весомую роль в продуцировании моральных и религиозно-нравственных норм играет институт церкви. Как институт гражданского общества церковь издавна участвует в выработке неких универсальных и общечеловеческих социальных норм, наполненных религиозным содержанием. Эти религиозные нормы обеспечиваются авторитетом церкви и ее вероучения. Среди самых влиятельных источников такого рода социальных норм в н/вр. называют организации таких мировых конфессий, как христианская, мусульманская, буддистская, иудейская.
10. Специфический источник социальных норм, регулирующий жизнедеятельность конкретных социальных групп общества, - институты образования и науки, а также такие социокультурные институты, как кино, театр, эстрада, спорт и др. Они одновременно и продуцируют специфические социальные нормы, и осуществляют их применение на практике в различных социальных группах. Вместе с тем создаваемые ими социальные нормы обеспечиваются преимущественно обычаями, нравами и традициями людей, включенных в жизнедеятельность названных институтов гражданского общества.

Перечисленные государственные органы, общественно-политические организации и институты гражданского общества представляют собой в современных условиях те основные правовые институты, через которые осуществляются нормотворчество и правоприменение. Одни из них одновременно выступают институтами нормотворчества и правоприменения, другие осуществляют либо нормотворческую, либо правоприменительную деятельность. При этом правовые нормы, создаваемые и применяемые ими, могут быть как юридическими, так и собственно социальными. Но в любом случае как нормотворчество, так и правоприменение представляют собой особые виды социальных процессов, которые также изучает социология права.

 

 

 

План:

1. Проблемная область этнологии.

2. Этнологические сообщества и социальные институты.

 

1. Содержание этнологии (этнографии, народоведения) совсем не совпадает с теми обыденными представ­лениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры. В действительности этнология изучает:

а) возникновение этносов (этногенез),

б) историческую эволюцию этносов (этническую историю),

в) современную жизнь этносов (их актуальное функционирование) и, наконец,

г) возможные пути развития этносов в обозримом будущем (проблемы этни­ческого прогнозирования).

Если обратиться к конкретному (исследовательскому) опыту современной этнологии, то выясняется следующий, конечно, не претендующий на полноту пере­чень тем, проблем и научных направлений, которые чаще других изучают спе­циалисты:

расселение народов, их этнонимию (самоназвания - эндоэтнонимы; названия, данные другими народами - экзоэтнонимы) и другие аспекты динамики размещения этносов, связанные с изучением этнических территорий и этнических границ; социальные группы (слои, классы, сословия и т.п., в том числе современные и исторические) в составе этносов, а также этнические группы в составе классов, социальных слоев, институтов и проч., что составляет предмет занятий специальной этнологической дисциплины - этнической социологии; демографические процессы, происходящие в этносах, или динамика числен­ности народов; субэтнические группы и образования (например, йомуды и текинцы в составе туркмен, северные и южные великорусы и др.), среди которых выделяют собст­венно этнические группы, т.е. такие, которые обладают групповым самосознанием, и этнографические группы, т.е. те, что по каким-либо признакам выделяются учеными (исследователями) и особого самосознания не имеют; различные аспекты традиционно-исторической и современной народной и профессиональной культуры народов - их поселения, жилища, орудия и утварь, системы питания, одежда и украшения, художественная культура; хозяйственные занятия, экономическая деятельность и их воздействия на этносы; обряды, обычаи, нравы и верования народов;

языковое поведение и его влияние на этносы; проблемы этнического сознания и самосознания; политологические вопросы, связанные с этническими интересами, межэтничес­кими (в том числе конфликтными) отношениями и т.п.

Говоря обобщенно, этнология как наука изучает этнические процессы, т.е. разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, включая изменение людьми своего этнического самосознания и своей этнической принадлежности.

В разное время этнологию (этнографию, народоведение) рассматривали то как географическую, то как культуроведческую, то как социологическую, то как историческую дисциплину. Все эти подходы основывались на некоторых реальных обстоятельствах. В самом деле, этносы обладают пространственной выражен­ностью, социальной структурой, культурной компонентой и историческим бытием. Отечественные этнологи считают этот последний факт решающим для причис­ления этнологии к комплексу исторических наук. Это разумно и служит серьезным обоснованием для такого классификационного решения. Вместе с тем этнология не только не отгораживается от исторических наук (сотрудничая, например, с архео­логией), но имеет связи со многими разнообразными науками и дисциплинами: физи­ческой антропологией, лингвистикой, фольклористикой, литературоведением, ис­кусствоведением и другими. За последние десятилетия возникли научные связи этнологии с математическими дисциплинами - кибернетикой, вариационной статис­тикой, теорией систем.

2. Этнология, подобно любой другой науке, существует и функционирует не только в виде теорий, концепций, идей, методов, фактических данных и т.п., но и в виде сообществ и организаций ученых, проводящих научные исследования и теми или иными способами распространяющих полученные результаты. Иначе говоря, этнологическая наука реализуется в специальных социальных институтах и, таким образом, тесно связана с тем обществом, в рамках которого сложились эти инсти­туты. Для осуществления какого бы то ни было этнологического исследования необходимы не только интеллектуальный потенциал и специальные знания, но также и материальное обеспечение научной работы (финансирование, различное .оборудование, средства для публикации результатов исследований и т.п.). Понятно поэтому, что этнологические исследования находятся в зависимости от тех общест­венных слоев, классов и групп, которые обеспечивают самую возможность этноло­гической работы и в существенной мере влияют на ее характер и результаты. Именно в таких условиях сложившиеся сообщества ученых-этнологов осуществ­ляют социальные функции этой науки.

В разных странах мира, где этнология (социальная или культурная антропо­логия) получила развитие, научные сообщества этнологов и соответствующие социальные институты складывались по-разному. В нашей стране, где издавна были сильны традиции академической науки, главные научные силы сосредоточены в системе Академии наук России. В ее составе имеется Институт этнологии и антропологии в Москве, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (являющийся также научно-исследовательским институтом РАН) в С.-Петербурге; кроме того, в составе Академии наук, в ее региональных отделениях и филиалах созданы местные этнологические исследовательские центры.

Еще с середины XIX в. в исследовательскую этнологическую работу вклю­чилось Русское Географическое общество; и в наше время этнологические отделе­ния этого общества работают в ряде городов России.

В университетах страны на исторических, географических и других факуль­тетах студентов знакомят с началами этнологических знаний путем чтения курса «Основы этнологии (этнографии)». В ряде университетов России имеются кафедры этнологии (МГУ), этнографии и физической антропологии (С.-Петербург), археоло­гии и этнографии (Казань) или же этнографии в сочетании с другими историческими дисциплинами (Омск). На этих кафедрах осуществляется специализация подготовки студентов по этнологической проблематике.

Наконец, существенная часть работы по собиранию, хранению, изучению и пропаганде этнологических (этнографических) материалов проводится этнографи­ческими музеями, а также другими музеями, имеющими в своем составе этногра­фические отделы, коллекции и экспозиции. В качестве примеров специальных этно­графических музеев, помимо уже упоминавшегося Музея антропологии и этногра­фии, можно назвать Российский государственный музей этнографии (С.-Петербург), Музей археологии и этнографии в г. Уфе (Башкирия), музеи крестьянской архитек­туры и быта на открытом воздухе в разных городах России.

Авторитетными периодическими этнологическими изданиями в СНГ являются «Этнографическое обозрение» (до 1992 г. «Советская этнография», издается в Москве) и «Народное творчество и этнография» (издается в Киеве на украинском языке), а также ежегодник «Расы и народы» (издается в Москве). Кроме того, этнологи постоянно выступают на страницах других научных журналов и в научно-популярных органах печати.

Современная мировая этнология выполняет следующие глав­ные функции.

Первая (и главная из них, представляющая собой основу для выполнения всех других функций) - научно-познавательная. Другая важная функция этнологии отвечает потребности самопознания каж­дого отдельного народа-этноса. Научные знания о происхождении, этнической истории, современном функционировании и перспективных тенденциях развития каждого народа нередко противостоят обыденным представлениям и этническим предрассудкам.

Функция подлинного, научного самопознания выполняется этнологами путем собирания, накапливания и анализа исторического опыта жизни народов. Этот опыт имеет значение как обобщение и сохранение демократических традиций материаль­ной и духовной культуры, но нередко бывает полезен при складывании современ­ных форм культуры, а также при решении экономических и технических задач. Так, при конструировании одежды, пригодной для работы в полярных условиях, оказалась наилучшей та, в которой были использованы материалы и покрой одежды северных приполярных народов (саамов, ненцев, эскимосов). Культурные традиции народного домостроительства, питания, земледелия (например, горного террасного и ирригационного) могут быть с пользой утилизованы и в наше время.