Тема 15.
IV.
III.
ЭТНОЦЕНТРИЗМ - это свойство сознания воспринимать и оценивать жизнь других народов, их ценности, нормы и традиции через призму культурных особенностей собственной этнической общности, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона (оптимальной модели). |
КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ - убеждение, что чужую культуру можно понять лишь на основе ее собственных ценностей в ее собственном контексте. |
Формы межкультурных взаимодействий (как социальные процессы, по Р.Парку и Э.Берджесу) могут носить вид:
Ø кооперации,
Ø конкуренции,
Ø приспособления,
Ø конфликта,
Ø ассимиляции,
Ø аккомодации,
Ø амальгамизации.
1) Основу любой КООПЕРАЦИИ составляют согласованные действия и достижение общих целей, точнее главный смысл кооперации состоит в обоюдной пользе. |
2) КОНКУРЕНЦИЯ - это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями (деньги, власть, статус, любовь и др.), запасы которых ограничены и неравно распределены между индивидами или группами. |
3) ПРИСПОСОБЛЕНИЕ (АДАПТАЦИЯ) - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей или не создают приемлемого поведения. |
Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить
Ø подчинение,
Ø компромисс,
Ø терпимость:
• подчинение - обязательное условие процесса приспособления, т.к. любое сопротивление затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает приспособление вовсе невозможным; |
• компромисс - форма приспособления, означающая, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и спообов их достижения. Компромисс - это баланс, временное соглашение: как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс; |
• терпимость (толерантность) по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям - необходимое условие успешной адаптации. |
4) КОНФЛИКТ - открытоепротиводействие, направленное на отстаивание своих интересов. |
5) АССИМИЛЯЦИЯ (лат. assimilatio - слияние, усвоение) - постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей культурой. |
6) АККОМОДАЦИЯ - вынужденное приспособительное освоение языка другой культуры. |
7) АМАЛЬГАМИЗАЦИЯ - кровнородственное смешивание двух или более этнических групп или народов, после которого они становятся одной группой или народом. |
КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА описывает изменения / модификацию черт культуры во времени и пространстве. |
Большое значение для развития и функционирования культуры имеют качественные изменения в науке и технологии, открывающие новые возможности для производства и распространения культурных ценностей. Можно выделить три качественных скачка:
• появление письменности, • изобретение книгопечатания, • современные достижения науки и техники (TV, видео- и звукозапись, голография и пр.). |
Одной из наиболее распространенных характеристик эволюции культуры является периодизация социально-исторического развития:
• культура первобытного общества, | • культура Средних веков, |
• культура Древнего мира, | • культура Нового времени. |
В основе данной исторической шкалы заложены представления эволюционистов XIX в. о развитии той или иной культуры как о линейно-поступательном движенииот простого к сложному (эталоном сложного мыслилась культура западноевропейского типа). На этой основе выделяют иные стадии и модификации культурной практики разных народов:
• культураархаического типа (это бесписьменные культуры); • культура традиционного типа (доиндустриального общества) • культура современного типа | |
В зависимости от ведущих форм хозяйствования и степени развития экономики | |
землепашенная скотоводческая кочевая или полукочевая скотоводческая оседлая культуры | культура индустриального общества культура постиндустриального общества |
• изменения, которые развиваются в нарастающем режиме с аккумулированием целесообразных, с социальной т.зр., культурных качеств, называются ПРОГРЕССИВНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ; |
• изменения, свидетельствующие о затухании, уменьшении целесообразных качеств культуры и о разрастании кризисных признаков, о наступлении хаоса - РЕГРЕССИВНЫМИ. |
• ФАКТОРЫ КУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ - те движущие силы, источники и условия их реализации, которые лежат в основе данных изменений. |
• Природно-ресурсные факторы - связаны с наличием или истощением необходимых для общества ресурсов окружающей среды. |
• Фактор пространственного размещения культурных форм -связан с тем, что более плотное их размещение на территории (напр., в городах), насыщенность культурных признаков в исторических центрах предполагают интенсивные изменения в обществе. |
• Фактор взаимодействия разных культур - порождает диффузию достижений одного культурного сообщества в другое. |
• Фактор социальных институтов и отношенийдинамизирует одни культурные изменения и тормозит другие. |
• Духовно-идейный фактор - это идеи, ценности и пр. Напр., религиозные программы (комплекс идей буддизма, зороастризма, христианства, ислама), политические идеологии (либерализм, марксизм), философско - нравственные идеи (конфуцианство на Д.Востоке, философия Просвещения или модерна в Зап. Европе). |
Динамика культурных изменений может быть представлена в виде:
Ø культурного застоя,
Ø культурного взрыва,
Ø культурного кризиса,
Ø культурной катастрофы и пр.
КУЛЬТУРНЫЙ ЗАСТОЙ - состояние длительной неизменности, повторяемости культурных норм, ценностей |
В противоположность застою период КУЛЬТУРНОГО ВЗРЫВА характеризуется многообразными, быстрыми изменениями, результаты которых трудно прогнозировать. |
КУЛЬТУРНЫЙ КРИЗИС - состояние, для которого характерно нарастание хаотических тенденций, увеличение противоречий и разрыва между традициями и инновациями в той или иной области социальной практики. |
КУЛЬТУРНАЯ КАТАСТРОФА - когда прежнее функционирование той или иной области практики или всей культуры становится невозможным. |
Проблема развития культур, их социальных изменений, заключается в приспособлении различных социальных институтов к нововведениям. Эта проблема анализируется в терминах "культурные отставания" или "культурный разрыв". Наиболее видными представителями концепций "социокультурного отставания" являются нем. ученые А.Фиркандт (1867-1953), В. Келлер (1887-1967), М.Вебер, О.Ф.Огборн и др.
1.Так, Уильям Огборн (1922) ввел понятие культурного лага (запаздывания) (теория культурного запаздывания), выделяя в культуре два аспекта - материальный и нематериальный. Материальная культура - это все материальные предметы, а также изобретения и технологические новшества. Нематериальная (адаптивная, по Огборну) культура включает социальные институты (семью, церковь, школу, системы ценностей, религии, обычаи, нравы…) и политические институты (правительства, лобби, политические клубы).
2. Теории культурно-исторических типов делают акцент на цикличность и многолинейность развития общества и культуры, где вычленяются определенные типы социальной и культурной систем, подчеркивая их своеобразие, а в ряде случаев и выдвигая идею замкнутости культур и цивилизаций. Эти теории сформировалась как антитеза линейной европоцентристской теории общественного развития, не дававшей полного объяснения развития Востока, России и других регионов, находившихся в стороне от развитой западноевропейской цивилизации.
2.1. Основоположником теории культурно-исторических типов является русский социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). Он представлял человеческую историю разделенной на отдельные единицы - “историко-культурные типы” (цивилизации). Ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной, каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит различные стадии в только ей свойственной последовательности. Западная (германо - романская) цивилизация - лишь одна из многих, процветавших в истории. Он видел ошибку историков в том, что они рассматривали современный им Запад в качестве высшей стадии и конструировали линейную хронологию эпох (древняя - средневековая - современная) как приближающуюся к этой стадии. В реальности общей хронологии для различных цивилизаций не существует - нет единого события, которое бы означало одно и то же для всех, было бы одинаково важным для всего мира и могло разумно разделить судьбу всего человечества на периоды.
Историю творят люди, но их исторические роли различны. Существует три типа исторических действующих лиц (агентов):
• позитивные действующие лица истории - те общества (племена, люди), которые создали великие цивилизации (отдельные историко-культурные типы) - египетскую, ассиро-вавилонскую, китайскую, индийскую, персидскую, еврейскую, греческую, римскую, арабскую и германо-роман. (европейскую); |
• негативные действующие лица истории, игравшие деструктивную роль и способствовавшие окончательному крушению приходивших в упадок цивилизаций (гунны, монголы, тюрки); |
• есть люди и племена, у которых отсутствует творческое начало, представляющие лишь “этнографический материал”, используемый творческими обществами для построения собственных цивилизаций |
Цивилизации проявляют свою творческую сущность лишь в избранных областях:
для греческой цивилизации – это красота | для римской - закон и администрация, |
для семитской - религия, | для китайской - практика и польза, |
для индийской - воображение, фантазия и мистицизм | для германо-романской - наука и технология. |
Существует типичный цикл развития, наблюдаемый в каждой великой цивилизации.
• Первый период - период возникновения и кристаллизации, когда цивилизация зарождается, принимает различные формы, утверждает свою культурную и политическую автономность и общий язык. |
• Затем наступает фаза процветания. Этот период обычно относительно короток и заканчивается, когда запас творческих сил исчерпывается (Данилевский оценивал его в 400-600 лет). |
• Застой и постепенный распад цивилизации означает конечную фазу цикла. Как полагал Данилевский, европейская цивилизация вошла в фазу вырождения, что выразилось в нескольких симптомах: растущем цинизме, секуляризации, ослаблении инновационного потенциала, ненасытной жажде власти и доминирования над миром. В будущем предстоит расцвет русско-славянской цивилизации. |
2.2. Освальд Шпенглер (1880-1936) считал, что в истории нет линейного процесса, есть, скорее, ряд отдельных, уникальных “высших культур”, “процветающих на фоне определенного ландшафта, к которому они привязаны как растения”. Реализовав “всю сумму возможностей в форме людей, языков, догм, искусств, государств, наук, они умирают”. История является “коллективной биографией таких культур”. Каждая отдельная культура переживает циклы детства, юношества, зрелости и старости: она возникает, растет и, выполнив свое предназначение, умирает. Фаза упадка именуется “цивилизацией”.
Шпенглер выделил восемь “высших культур”: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, классическую (греко-римскую), арабскую, мексиканскую и западную (возникшую примерно в 1000 г. н.э.). Каждая из них имела свою доминантную тему (“первичный символ”), который воплощался во всех ее компонентах, придавая специфический оттенок образу мышления и действий, определяя характер науки, искусства, обычаев и т.д. Напр.,
• “первичный символ” греко-римской культуры - культ чувственного, тема Аполлона; |
• в китайской культуре - это “дао”, неопределенный, блуждающий, многолинейный “путь” жизни; |
Диагноз и предсказания Шпенглера относительно будущего западной культуры, которая уже вошла в стадию разложения, были мрачны. Он считал, что основу современного ему общества составляет “мегаполис”, мировой город, окруженный провинциями.
2.3. Наиболее обстоятельная и исторически обоснованная теория цивилизаций и их жизненных циклов представлена Арнольдом Тойнби (1889-1975). По его мнению, подходящей для исторического изучения единицей является не человечество в целом и не национальные государства, а промежуточные образования, которые имеют большее пространственное и временное протяжение, чем отдельные общества, и меньшее, чем все человечество. Это цивилизации. Таковых в истории он выделяет 21.
2.4. П.А.Сорокин принципиально изменил подход к анализу великих культурных традиций. В основу своего исследования он положил не анализ локальных культур, а сделал акцент на внутренней причинно-смысловой логике функционирования культуры как самостоятельной системы. Сорокин, проанализировав различные аспекты человеческой культуры - искусство, образование, этику, законодательство, военное делоП.Сорокин выделяет два противоположных культурных типа - умозрительный и чувственный. Это типы нельзя найти в чистом виде ни в одну эпоху. Промежуточная форма обозначается как «идеалистическая».
Умозрительная культура характеризуется следующими признаками:
1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (напр., Бог, нирвана, дао, Брахма), она вечна и неизменна; |
2) потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение Господу, исполнение священного долга, моральные обязанности); |
3) для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот. |
Отсюда вытекают по меньшей мере два вывода:
• истина постигается лишь посредством внутреннего опыта (откровения, медитации, экстаза, божественного вдохновения), поэтому она абсолютна и вечна; |
• идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, слияние с Брахмой). |
Чувственная культура характеризуется прямо противоположными признаками:
• реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется: «Становление, процесс, изменение, эволюция, прогресс, трансформация»; |
• потребности и цели людей чисто плотские или чувственные-голод, жажда, секс, убежище, комфорт |
Промежуточная, идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность и материальна, и сверхъестественна, а потребности и цели людей и телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшения самого себя, так и трансформации окружения.
На основе этой типологии Сорокин предложил периодизацию исторического процесса. Принцип периодизации - смена доминирующих типов культурного менталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур.