Особенности духовной культуры современной России.

Культура как процесс. Элементы и характер культурной динамики.

Формы межкультурного взаимодействия.

Культурное разнообразие. Типологизация культур.

Понятие и структурно-функциональные характеристики культуры


 

 

Термин "культура" происходит от лат. cultura - заботиться, взращивать, ухаживать. Первоначально он означал возделывание почвы, ее культивирование; отражал факт воздействия человека на природу. Начиная с XVIII в. термин "культура" стал использоваться в отношении человека при характеристике процессов его развития и совершенствования. В конце XVIII в. в Германии понятие "культура" обозначает высокий уровень цивилизации.

 


ЭВОЛЮЦИОНИСТСКИЙИ КРИТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ

  • Первый - рассматривал культуру как решающий фактор эволюции и совершенствования человека, превращения его в гармоничное, творческое существо (Иоганн Готфрид Гердер/1744-1803/, О.Конт )
Второй – интерпретирует культуру как средство закабаления человека, превращения его в послушное орудие враждебных ему сил. В частности,
Жан Жак Руссо рассматривал жизнь на лоне природы как наиболее простую и правильную форму жизни человечества. Культура извращает природную натуру человека;
Фридрих Ницше считал, что человек как природное существо изначально некультурен, а культура была создана для подавления и порабощения всех его жизненных, природных сил. Упадок человечества начался именно с развитием культуры;
Освальд Шпенглер говорил, что каждая культура уникальна, неповторима и имеет свою судьбу. Концом развития культуры является стадии цивилизации, когда происходит упадок литературы и искусства. В этот период народ теряет "душу культуры";
Исп. Хосе Ортега-и-Гассет развивал идею культурного пессимизма.Человек - элемент массы, поведение которого подчинено чувству стадности, стремлению "быть как все". Современная цивилизация находится в глубоком кризисе из-за массовизации общества и культуры.

Культура это естественный процесс, происходящий с помощью человеческих рук и его ума, поэтому она соединяет в себе элементы материальной трудовой и духовной деятельности.

 

Материальная составляющая культуры включает в себя все материальные достижения человечества - орудия труда, здания, сооружения и т.п.
Духовная составляющая культуры - это:
- знания, сформулированные в определенных понятиях, представленных и зафиксированных в языке как системе знаков и символов, наделенных определенным значением;
- ценностно-познавательная система - ценности, ценностные установки и ориентации, идеалы, социальные нормы;
- образцы поведения - обряды, обычаи, традиции.  

 

 

  КУЛЬТУРА– это совокупность ценностей (духовных и материальных), а также живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению.  

 

 


СУЩЕСТВЕННЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ

 

  • культура имеет искусственный (т.е. биологически ненаследуемый) характер. Это не природная, а созданная людьми среда существования;
социология оценивает какие-либо взгляды, вкусы или вещи, относящиеся только к культуре, т.к. любые ценности, верования, представления, разделяемые какой-либо группой или сообществом людей, формируют конкретное культурное пространство;
культура невозможна вне социальной коммуникации, только посредством коммуникации становится возможным усвоение культуры и овладение ею;
культура не является статичной, она отражает время, изменяется и развивается;
культура является системным качеством духовной сферы общества. Культура как качественная характеристика общества и интегративное явление наличествует во всех сферах общественной жизни.
культура связана с творчеством и в своем материальном воплощении является неотъемлемой характеристикой человеческого разума. В этом случае надо вести речь не о противопоставлении материального и духовного производства, а об их связи и взаимообусловленности.
• социология рассматривает культуру в единстве материальных и духовных ценностей.
культура представляет собой сферу самореализации общественного индивида как субъекта культурно-исторического процесса.  

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

 

  • коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая взаимопонимание;
гуманистическая (человекотворческая), т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности (главная функция);
гносеологическая (познавательная), т.к. культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;
информационная - функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен - прошлого, настоящего и будущего;
ценностно-ориентационная, т.е. культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек;
нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека.

СУБЪЕКТ-НОСИТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

общество,

нация,

класс,

социальная группа,

человек.

 


ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ

Знаки и символы, которые представлены глазным образом в языке. Благодаря знакам и символам становится возможным упорядочить опыт и поведение человека.

ЯЗЫК - это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Корочеязыкэто система знаков и символов, наделенных определенным значением.

 

ЦЕННОСТИ- это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться

 

НОРМА (лат. норма - руководящее начало, правило, образец) - это признанный большинством населения, социального слоя или группы порядок, установление.

 

ЗАКОНЫ - нормы поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т.е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения.

Различают два вида законов. Обычное право - совокупность неписаных правил поведения, санкционированных государством. Юридические (формальные) законы возникали из обычного права;

 

Нормы культуры находят свое выражение в ПРИВЫЧКАХ - установившиеся стандарты поведения в определенных ситуациях. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате регулярного повторения.

 

МАНЕРЫ - внешние формы поведения индивида, вызывающие у окружающих определенные реакции.

 

ЭТИКЕТ - это установленный порядок, система правил поведения, составляющий единое целое.

 

ОБЫЧАЙ - это понятный окружающий массовый образец действий, которые считаются общепринятыми

 

ТРАДИЦИЯ - привычки и обычаи, переходящие от одного поколения к другому.
ОБРЯД - совокупность действии, установленных обычаем или ритуалом.
ЦЕРЕМОНИЯ - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных выделению (празднованию) каких-либо событий, людей или дат.
РИТУАЛ - сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого.
НРАВЫ - обычаи, имеющие моральное значение.
ТАБУ - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.

 

ВКУС - склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного.

 

УВЛЕЧЕНИЕ - кратковременное эмоциональное пристрастие;

 

МОДА - смена культурных образцов и норм, замена одних массовых увлечений другими.

 

ВЕРОВАНИЯ представляют собой утверждения о том, что считать истинным или фактически достоверным; убежденность, эмоциональную приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.

 

ОБРАЗ ЖИЗНИ включает язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, фасон одежды, качество жилья, условия труда, времяпрепровождение, обычаи, нравы, этикет, нормы и др. элементы культуры, типичные не только для данной социальной группы, но и отличающие ее от других групп;

 

ЗНАНИЯ - достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания являются результатом познания, то есть специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми;

 

МИФЫ - фантастические, вымышленные картины мира в целом, места в нем общества и человека: