Альтернативы прекращения конфликта

ФОРМЫ ТАКТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

• демонстрация имеющихся значительных ресурсов (“запугивание”);
• дезинформация противоположной стороны о наличных ресурсах и намерениях (“блеф”);
• навязывание противодействующей стороне условий, ослабляющих сопротивление и ограничивающих масштаб ее действий (“принуждение”);
• быстрая смена различных форм действий, не оставляющих соперникам времени для взвешенных ответных действий и провоцирующих ошибки конкурентов (“прессинг”).

3. Разрешение (трансформация) конфликтаосуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменения субъективного образа ситуации, который сложился у враждующей стороны.

На этой стадии возможны следующие варианты развития событий:

• очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;
• борьба идет до полного поражения одной из сторон;
• из-за недостатка ресурсов борьба принимает затяжной, вялотекущий характер;
• исчерпав ресурсы и не выявив явного победителя, стороны идут на взаимные уступки в конфликте
• конфликт может быть также остановлен под давлением третьей силы.

 

¨ Во-1-х, в результате взаимного примирения участников, перехода к сотрудничеству (“кооперация”) или усиления их автономизации и прекращения взаимодействия (“разъединение”).
¨ Во-2-х, симметричное разрешение конфликта, т.е. когда все стороны оказываются в выигрыше (“выигрыш - выигрыш”).
¨ В-3-х, в результате победы одной из сторон и признанием этого факта всеми остальными участниками (“выигрыш - проигрыш”).
¨ В-4-х, в результате исчерпания конфликтующими сторонами имеющихся ресурсов и взаимного проигрыша (“проигрыш - проигрыш”).
¨ В-5-х, в результате его трансформации, т.е. когда один конфликт перерастает в другой.
¨ В-6-х, в силу удовлетворения потребностей сторон и устранения причин, его вызвавших.

 


 

Полное разрешение конфликта- прекращение конфликта на объективном и субъективном уровне, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. Здесь “образ врага” трансформируется в “образ партнера”, а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество.
При частичном разрешении конфликта чаще изменяется только внешняя его форма, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства.

Успешное разрешение конфликта связано с определенными условиями:

своевременной и точной диагностикой его причин;
обоюдной заинтересованностью сторон в преодолении противоречий;
совместным поиском путей преодоления конфликта.

Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление доступных договоренностей.


4.Большое значение имеет заключительная ПОСЛЕКОНФЛИКТНАЯ СТАДИЯ.

Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен.

Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными договоренностями будет зависеть от следующих положений:

• насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговоров достичь преследуемой цели;
• какими методами и способами велась борьба;
• насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.);
• насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства обеими сторонами;
• удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение сторон;
• какие методы были положены в основу переговорного процесса;
• насколько удалось сбалансировать интересы сторон;
• был ли компромисс навязан под силовым давлением (одной из сторон или некой «третьей силой»), или явился результатом взаимного поиска путей решения конфликта;
• какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.

 


Условия зависимости остроты и продолжительности конфликта

по Г.Зиммелю
• степень остроты конфликта зависит от: - эмоциональности конфликтующих сторон, которая обусловлена степенью их причастности к конфликту, враждебности друг к другу, остротой соперничества - уровня организованности группы и степень внутригруппового согласия; - изолированности и обособленности групп, участвующих в конфликте;
• по мере того, как конфликт перестает рассматриваться в качестве средства достижения цели и становится самой целью, растает и степень его остроты;
• обострение конфликта связывается с его выходом за предел индивидуальных целей и интересов.  

 


по Л.Коузеру
• острота конфликта зависит от условий, его вызывающих: чем больше подобных условий, тем острее возникающий конфликт;
• острота конфликта обусловлена степенью эмоциональное сторон, вовлеченных в него;
• в свою очередь, эмоциональный накал зависит от численности групп, вовлеченных в него, и первичности связей между их членами - чем меньше группа, тем более первичны связи внутри нее, тем более эмоциональным может быть возникающий конфликт;
• острота конфликта зависит от жесткости социальной структуры - чем более жесткой она является, тем меньше институциализированных средств имеется в наличии для его погашения;
• жесткость же структуры зависит от устойчивости первичных отношений и механизмов управления, системой - чем менее устойчивы первичные отношения и чем более развиты механизмы управления, тем жестче оказывается социальная структура;
• степень остроты конфликта снижается, когда участвующие в нем стороны преследуют свои реальные интересы и, наоборот, она повышается, если конфликтующие группы противоборствуют по абстрактным спорным, вопросам;
• более острыми являются конфликты по поводу ценностей и проблем - конфликт этого типа возникает с большей вероятностью в условиях существования жесткой структуры.  

Специалисты в области конфликтологии выделяют два главных способа завершения конфликтного взаимодействия - регулирование и разрешение.

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ (УПРАВЛЕНИЕ) КОНФЛИКТА предполагает разработку и применение системы мер, направленных на ограничение масштабности конфликта и снижение степени его остроты.

 

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ
институциализация конфликта - достижение соглашения относительно норм и правил протекания конфликта, т.е. делают его предсказуемым. Она включает: а) запрет применения насильственных средств; б) ограничение количества участников и сфер проявления конфликта; в) принятие всеми сторонами определенных правил (организационных и/или этических норм, четких договоренностей) разрешения конфликта; г) контроль со стороны третьих лиц (госорганов, арбитров и т.п.) и пр.;
легитимация процедуры разрешения конфликта - признание правомерности и справедливости всеми сторонами определенного порядка действий по разрешению спора. Легитимация процедур требует их фиксации в специальных документах и ознакомления с ними всех участников конфликта
структурирование конфликтующих групп - определение состава участников конфликта, их представителей (лидеров), различных центров влияния и их силы. Важно знать, с кем можно вести работу по разрешению конфликта, договариваться и заключать соответствующие соглашения. Неструктурированные, аморфные группы носителей конфликтных интересов более опасны, поскольку они менее управляемы и склонны к непредсказуемым разрушительным действиям;
 

 


 

редукция конфликта - его последовательное ослабление в результате перевода на более мягкий уровень противоборства или противостояния. Здесь можно выделить две взаимосвязанные линии:
I - в зависимости от характера восприятия оппонента - предполагает последовательное продвижение в восприятии оппонента по следующим ступеням: - противник (непримиримая борьба) - соперник (противоборство по определенному вопросу) - сотрудник (временное взаимодействие) - партнер (постоянное сотрудничество) - союзник (помощник в определенной области) - друг.
II- в зависимости от характера соперничества - редукция противоборства снижается по таким ступеням, как: война (неограниченный спектр борьбы, эскалация насилия) - насилие (ограниченная сфера крайнего противоборства) - агрессивность (отдельные враждебные действия) - соперничество (конкуренция, состязание по определенным правилам) - враждебность (неприязнь, недружеские отношения) - напряженность (настороженность, ожидание недружественных действий) - спор (идейное противоборство) - несогласие (расхождение мнений) - консенсус (согласие).

 

 


Для эффективного регулирования конфликта необходимо учитывать:

• характеристики участников конфликта (их цели, потребности, располагаемые ими ресурсы, психологические характеристики, ценностные ориентации);
• генезис их взаимоотношений (предысторию их отношений друг к другу, представления друг о друге и стереотипы);
• причины и поводы, вызвавшие конфликт, степень его остроты, границы, периодичность;
• социальную среду, в которой сформировался конфликт, и факторы, влияющие на него (наличие институтов, ограничивающих его природу, норм, регулирующих конфликтные взаимодействия);
• отношения заинтересованных сторон к участникам конфликта, способы и формы его завершения;
• стратегию и тактику, применяемые участниками конфликта;
• возможные результаты и последствия конфликта (потери и выгоды для конфликтующих сторон, структурные изменения, вызванные конфликтом, перемены внутри участников конфликта).

Задача управления конфликтом - не допустить его разрастания и снизить его негативные последствия.

Условия разрешения конфликта
диагностика причин конфликта. Определяется так называемая деловая зонаконфликта;
обоюдная заинтересованность сторон в разрешении конфликта;
совместный поиск путей преодоления конфликта.

 

 


МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Метод противоборства - активное поведение конфликтующих сторон, использование разнообразных ресурсов с целью принуждения другого участника конфликта пойти на уступки.
Метод уклонения избирается в том случае, если участник конфликта демонстрирует низкую степень настойчивости и низкую степень кооперативности.
Метод уступчивости реализуется в том случае, если стремление к кооперации и сотрудничеству с оппонентом является доминирующим.
Метод переговоров - позволяет избежать применения насилия, рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству.
Метод откладывания - нередко означает сдачу своих позиций. Однако сторона, «сдавшая свои позиции», по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу старается вернуть утраченное.
Метод третейского разбирательства, арбитраж. Стороны добровольно передают свой спор для разбирательства третьей стороне, решения которой являются обязательным для обеих сторон.
Метод использования посредничества, т.е. согласие сторон от случая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложения.
Компромисс.
Консенсус (лат. consensus - согласие) - это соглашение большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях.