СТАДИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

III.

КЛАССИФИЦИЯ КОНФЛИКТОВ

По Боулдингу, общественные конфликты в соответствии с уровнем организованности сторон делятся на три большие группы: конфликты на уровне индивидуумов, групп и организаций:
• между индивидуумами; • между индивидуумом и группой (в семье); • между группой и организацией;
• пограничные конфликты между изолированными в пространстве группами;
экологические конфликты между пересекающимися в пространстве группами;
• между гомогенными (государствами) / гетерогеннымиорганизациями (государством и церковью)
• между индивидуумом и организацией (напр., между гражданином и государством);
В зависимости от мотивации конфликта
конфликты ценностей основываются на стремлении сторон утвердить и отстоять свою систему ценностей, свое мировосприятие, свои позиции и взгляды;
конфликты потребностей;
конфликты интересов связаны со стремлением к перераспределению ресурсов.
По масштабам, сферам проявления
глобальные, охватывающие весь мир или большинство стран;
региональные (конфликты между государствами одного региона);
международные (конфликты между двумя или несколькими государствами),
внутригосударственные (между объединениями внутри государства: классами, партиями и т.д.)

 


По ранговым различиям: • между равными по рангу участниками (горизонтальный конфликт), напр., между двумя субъектами федерации или парламентариями; • между нижестоящими и вышестоящими субъектами (вертикальный конфликт), напр., конфликт между федеральными и местными властями
По сферам жизнедеятельности
· экономические, · политическая, · духовная, · межнациональные и т.д.
В зависимости от восприятия конфликтной ситуации
1. ложный конфликт - субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя причин для него нет;
2. потенциальный конфликт - существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока обе стороны или одна из них в силу ряда причин еще не осознали ситуацию как конфликтную;
3. истинный конфликт - реально возникшее столкновение между сторонами. Его можно разделить на следующие подвиды:
случайный конфликт - возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;
конструктивный - возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий;
смещенный - возникший на ложном основании, когда истинная причина конфликта скрыта;
неверно приписанный - конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта находится за «кулисами» противоборства, а в нем задействованы участники, не имеющие отношения к конфликту.
По характеру противоречий · антагонистические · неантагонистические.
В зависимости от отношения к социальной системе - внутренние и внешние.
По времени действия - затяжные, скоротечные.
По формам проявления - мирные и немирные, явные и скрытые, внутренние и внешние.

 


· предконфликтная стадия,

· конфликтная стадия,

· стадия разрешение конфликта,

· послеконфликтная стадия.

Каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз.

1.Первуюпредконфликтную стадию (возникновение конфликта) можно разбить на 2 фазы

Начальная фаза - формирование конфликтной ситуации - накопление и обострение противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.
Вторая фаза - инцидент (повод), т.е. какое-то внешнее событие, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, т.е. противоположности их интересов, целей, ценностей и т.д. Здесь конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.

Для возникновения конфликта требуются три условия

1 - объективно складывающаяся конфликтная ситуация, 2 - формирование субъектов конфликта; 3 - наличие повода для конфликта.

В данной ситуации возможны следующие варианты поведения конфликтующих сторон.

• стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс;
• одна из сторон делает вид, что «ничего особенной не произошло» (уход от конфликта);
• инцидент становится сигналом к началу открытой противостояния.

2. Конфликтное поведение - характеризует основную стадию развития конфликта.

КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению

Выделяют несколько форм конфликтного поведения:

а) активно-конфликтное поведение (вызов); б) пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов); в) конфликтно-компромиссное поведение; г) компромиссное поведение.

Здесь можно выделить три основные фазы в развитии конфликта.