СТАДИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
III.
КЛАССИФИЦИЯ КОНФЛИКТОВ
По Боулдингу, общественные конфликты в соответствии с уровнем организованности сторон делятся на три большие группы: конфликты на уровне индивидуумов, групп и организаций: |
• между индивидуумами; • между индивидуумом и группой (в семье); • между группой и организацией; |
• пограничные конфликты между изолированными в пространстве группами; |
• экологические конфликты между пересекающимися в пространстве группами; |
• между гомогенными (государствами) / гетерогеннымиорганизациями (государством и церковью) |
• между индивидуумом и организацией (напр., между гражданином и государством); |
В зависимости от мотивации конфликта |
• конфликты ценностей основываются на стремлении сторон утвердить и отстоять свою систему ценностей, свое мировосприятие, свои позиции и взгляды; |
• конфликты потребностей; |
• конфликты интересов связаны со стремлением к перераспределению ресурсов. |
По масштабам, сферам проявления |
• глобальные, охватывающие весь мир или большинство стран; |
• региональные (конфликты между государствами одного региона); |
• международные (конфликты между двумя или несколькими государствами), |
• внутригосударственные (между объединениями внутри государства: классами, партиями и т.д.) |
По ранговым различиям: • между равными по рангу участниками (горизонтальный конфликт), напр., между двумя субъектами федерации или парламентариями; • между нижестоящими и вышестоящими субъектами (вертикальный конфликт), напр., конфликт между федеральными и местными властями | |
По сферам жизнедеятельности | |
· экономические, · политическая, | · духовная, · межнациональные и т.д. |
В зависимости от восприятия конфликтной ситуации | |
1. ложный конфликт - субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя причин для него нет; | |
2. потенциальный конфликт - существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока обе стороны или одна из них в силу ряда причин еще не осознали ситуацию как конфликтную; | |
3. истинный конфликт - реально возникшее столкновение между сторонами. Его можно разделить на следующие подвиды: | |
• случайный конфликт - возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств; | |
• конструктивный - возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий; | |
• смещенный - возникший на ложном основании, когда истинная причина конфликта скрыта; | |
• неверно приписанный - конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта находится за «кулисами» противоборства, а в нем задействованы участники, не имеющие отношения к конфликту. | |
По характеру противоречий · антагонистические · неантагонистические. | |
В зависимости от отношения к социальной системе - внутренние и внешние. | |
По времени действия - затяжные, скоротечные. | |
По формам проявления - мирные и немирные, явные и скрытые, внутренние и внешние. |
· предконфликтная стадия,
· конфликтная стадия,
· стадия разрешение конфликта,
· послеконфликтная стадия.
Каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз.
1.Первуюпредконфликтную стадию (возникновение конфликта) можно разбить на 2 фазы
• Начальная фаза - формирование конфликтной ситуации - накопление и обострение противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта. |
• Вторая фаза - инцидент (повод), т.е. какое-то внешнее событие, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, т.е. противоположности их интересов, целей, ценностей и т.д. Здесь конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения. |
Для возникновения конфликта требуются три условия
1 - объективно складывающаяся конфликтная ситуация, 2 - формирование субъектов конфликта; 3 - наличие повода для конфликта. |
В данной ситуации возможны следующие варианты поведения конфликтующих сторон.
• стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс; |
• одна из сторон делает вид, что «ничего особенной не произошло» (уход от конфликта); |
• инцидент становится сигналом к началу открытой противостояния. |
2. Конфликтное поведение - характеризует основную стадию развития конфликта.
КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению |
Выделяют несколько форм конфликтного поведения:
а) активно-конфликтное поведение (вызов); б) пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов); в) конфликтно-компромиссное поведение; г) компромиссное поведение. |
Здесь можно выделить три основные фазы в развитии конфликта.