ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
I.
Социальные конфликты в современной России
Динамика социальных конфликтов.
Краткий этнографический очерк некоторых регионов Земли
Раздел II.
Основные понятия этнологии и расоведения
Раздел I.
Содержание
Введение. Что такое этнология? – с.3
История развития этнологического знания.
Основные направления этнологии. – с.4
Адаптация человека и расоведение – с.12
Этнос, этнические процессы – с.18
Этногенез, теории этногенеза – с.22
Классификация этносов – с.28
Народы Австралии и Океании – с.35
Народы Индонезии – с.41
Народы Африки – с.45
Народы Северной Америки – с.52.
Рекомендуемая литература – с.59
Проблема конфликта - одна из актуальных в социологии.
В зависимости от теоретических ориентаций ученого конфликт изучается
· философией (как проявление социальной диалектики),
· социологией (как фактор развития социальной системы),
· социальной психологией (как отражение в психике и сознании людей социальных противоречий и разногласий),
· теорией игр, математической психологией (как объект математической модели поведения человека).
Истоки исследований конфликтов восходят к глубокой древности.
Как социальное явление конфликт впервые был рассмотрен А.Смитом. В работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» он отмечал, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними. Противоречия рассматривались им как движущие силы развития общества.
Большой вклад в осмысление социальных конфликтов внесГ.Гегель. В «Философии права» одну из причин этих конфликтов он видел в социальной поляризации между накоплением богатства «в руках немногих» и ужасающей бедностью.
С позиций исторического материализма социальный конфликт рассматривали К.Маркс и Ф.Энгельс, считающие, что конфликты порождаются социальным (имущественным) неравенством и проявляются в классовой борьбе.
Со своей стороны, Г.Зиммель определял конфликт не только как одну из форм разногласий, но и как социализирующую силу, способную объединить противоборствующие взаимосвязанные стороны. Он считал, что «конфликт очищает воздух».
В XX в. рассматриваются теория конфликта и теория структурно-функционального анализа общества.
Наиболее известные конфликтологи - Л.Коузер, Р.Дарендорф, К.Э.Боулдинг и др.
1. КОНЦЕПЦИЯ ПОЗИТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО КОНФЛИКТА Льюиса Коузера (США)
любому обществу присуще неизбежное социальное неравенство и вечная психологическая неудовлетворенность его членов, порождающие напряженность между индивидами и другими социальными группами, которая обусловлена их чувственно-эмоциональным, психическим расстройством, периодически находящее выход в их взаимных коллизиях.
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ (по Л.Коузеру) • напряженность между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами известных групп и индивидов или • борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. |
Источник социального конфликта, по Коузеру, - сомнение неимущих групп в законности распределения дефицитных ресурсов.
2. ТЕОРИЯ «КОНФЛИКТНОЙ МОДЕЛИ ОБЩЕСТВА»нем. Ральфа Дарендорфа в сер. 1960-х гг.
Суть концепции –
• любое общество постоянно подвержено изменению, каждый элемент общества способствует его изменению, социальные изменения вездесущи; |
• в каждый момент общество переживает социальный конфликт, социальный конфликт вездесущ; |
• любое общество опирается на принуждение одних его членов другими. |
Поэтому, отмечает Дарендорф, для общества характерно неравенство социальных позиций, занимаемых людьми по отношению к распределению власти, что обусловливает различия их интересов и устремлений, следовательно, вызывает взаимные трения, антагонизмы и как результат этого - структурные изменения самого общества. Подавленный конфликт Дарендорф сравнивает с опаснейшей злокачественной опухолью общественного организма.
Он рассмотрел причины формирования и этапы развития социальных конфликтов, в основе которых видел конфликт интересов. По мнению Р.Дарендорфа, в основе социальных конфликтов лежат политические факторы: борьба за власть, престиж, авторитет.
С т.зр. Р.Дарендорфа,
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ - результат сопротивления существующим во всяком обществе отношениям господства и подчинения. |
3. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА амер. социолога Кеннета Боулдинга.
Все конфликты общественной жизни имеют общие элементы и общие образцы развития. Поэтому знание общей теории конфликта позволит общественным силам контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия.
По мнению К.Боулдинга,
КОНФЛИКТ - это ситуация, в которой стороны понимают несовместимость своих позиций и стремятся опередить противника своими действиями. |
Ученый рассматривает два аспекта социального конфликта - статистический и динамический.
¨ В статическом аспекте анализируются стороны конфликта и отношения между ними. |
¨ Боулдинг определяет динамику конфликта как процесс, складывающийся из совокупности реакций противоборствующих сторон на внешние стимулы, считая все общественные столкновения «реактивными процессами» (так, «явление зарождения и нарастания любви аналогично гонке вооружений, которая, как и война, является реактивным процессом»). |
• социальное неравенство, т.е. неодинаковое положение индивидов в обществе. Богатство, власть и высокие должности одних выступают резким контрастом бедности и подчиненности других; |
• дефицит жизненных благ- материальных, духовных, престижных постов, рабочих мест и т.д.; |
• борьба за лучшие позиции в обществе- за собственность, высокие доходы и богатство, за авторитет, власть и престиж, против дискриминации, притеснений и ущемления прав; |
• несовпадение ценностей индивидов и общества, напр., между ориентирами большинства людей с нормальной нравственностью и асоциальным поведением преступников в социуме; |
• противоположность интересов людей и их эгоистичность; |
• плохая информация и недоразумения (неполные сведения, искажения, дезинформация, ложь), всяких недоразумений (ошибки, недопонимание, случайности, неудачные стечения обстоятельств); |
• несовершенство человеческой психики - в чрезмерных эмоциях, затрудняющих взаимопониманию людей (в ненависти, зависти, злорадстве, расовой, национальной, религиозной розни и т.д.); |
• разлад между ожиданиями, практическими намерениями и поступками и т.д. |