Народы Индонезии

Индонезия включает около 3000 островов. Крупнейшие: Суматра, Калимантан (Борнео), Ява, Бали, Сулавеси. Климат экваториальный. У малых народов преобладает подсечно-огневое земледелие (батаки, даяки, тораджи, тидорцы, амбонцы, минахасы, ниасцы, миасцы и др.). Более развитые народы заняты возделыанием кокосовой пальмы, гевеи, риса, сахарного тростника, разрботкой древесины, рыболовством, скотоводство развито слабо. Самые отсталые, пунаны, кубу, лубу и др. — охотники, собиратели. Богат животный мир, особо почитается оранг-утан - «человек леса». Зондский архипелаг заселен в палеолите, первоначально темнокожими веддоидами, меланезоидами, папуасами. Люди южномонголоидного типа переселялись волнами и постепенно вытесняли темнокожих. Местами сейчас сохраняются остатки реликтового населения, малочисленные племена, например, на Филлипинах – аэта и негритосы. Вероятно, связи между Индонезией и Индией давние и тесные. Первоначальное распространение индуизма, буддизма, индийских культов сохраняется до сих пор, на Бали и Яве много индуистских храмов. В языке индонезийцев изобилие слов индийского происхождения.

Этнический состав.Группа народов Юго-Восточной Азии, проживающих на о-вах Зондского и Филиппинского архипелагов, в Малайзии и других странах Индокитая, на о. Тайвань, и относящихся к западно-австронезийской группе австронезийской языковой семьи. Классификация их слабо разработана, выделяют от 70 до 300 народностей, большинство справочников указывают цифру 150. Язык межнационального общения и госязык Индонезии — индонезийский. Каждый народ имеет также свой язык или диалект. Даяки — общее название малочисленных народов Калимантана, синоним — клемантаны, отсюда и название острова; пунаны, кубу и лубу — самые отсталые народы (Климантан) и оранг-лауты («люди моря»), кочуют по морю; на малых островах этноним обычно совпадает с названием острова: балийцы, сумбаванцы, алорцы, серамцы, буру. Общее самоназвание — оранг индонесиа, у отдельных — типа оранг палембанг.

Социальная структура.У примитивных народов сохраняется первобытно-общинный строй и родоплеменные отношения. В социальной структуре более развитых народов основу составляют две организации — деса и субак. Деса — сельская община, объединяющая людей по территориальному признаку. Ее возглавляет совет (крама-деса), староста (клиан-деса), секретарь (паньярикан), хранитель адата (бендес), ответственный за общественные работы (пасека) и жрец (пемангку). Субак — это район одной оросительной системы, получающий воду из одного источника. Административно и территориально с десой он не совпадает. Руководят им совет — деван-пенгурус, и председатель — клиан-субак. У яванцев в деревне глава — лурах (староста), затем — кебаян (староста дукухи). Каум выполняет религиозные службы. Крестьяне делятся на несколько групп. Гогол владеет савахом (заливным рисовым полем), кули гундул – владеет савахом, но не имеет участка в деревне, дом строит на арендованном участке, кули карангкопек — имеет участок в деревне и дом, но не имеет поля, маргесари — не имеет ни участка, ни поля, но имеет дом на арендованном участке, индунг теолор — не имеет ничего. В браке и семье – нормы шариата. Семьи моногамные, но у богатых возможна полигиния. За невесту платится петукан (выкуп), брак оформляется в мечети. Семьи многодетны. Счёт родства — билатеральный (одновременно по отцовской и материнской линиям). Дети обозначаются не по полу, а по поколению, каканг — старшие брат и сестра, ади — младшие брат и сестра. Чтобы уточнить пол, добавляется слово лананг (мужчина) или ведок (женщина).

Каждое событие в жизни: рождение, зрелость, брак, сопровождаются пышными церемониями. Народность минангкабау имеет особенность: у них матрилинейный род, матриархат. Мужчины здесь не живут дома, а приходят по мере необходимости. Все имущество и дом принадлежит женщине, инициатива в выборе жениха тоже принадлежит ей. В каждом поселке минангкабау есть общинный дом (сурау), церковь и школа одновременно, а также ночлежка для тех, у кого нет крыши. Здесь ночуют и многие женатые мужчины.

На Бали, где сохраняется индуизм, общество до сих пор делится на касты. Но если в Индии их много, то здесь только четыре основных: брахманы, ксатри, весьи, судра. В целом же общество делится на сословия: граждан (вонг чилик), торговцев (сантри), дворян (прийян), аристократов (ндара). Царей в древности называли роджо. Существуют должности мусульманского происхождения: кади - глава мусульман, имам - глава мечети, хатиб - проповедник, мадин - певчий, муэдзин. Большим почетом пользуются гуру (или гуру агама), священноучители.

Быт.Сельские жители проживают в кампунгах, десах (поселках, деревнях). Селение делится на дукухи (кварталы до 100 домов). Выделяется дом старосты десы (лураха). В десах есть ланггары, то есть общинные дома, иногда мечети. Дом строится часто на каменном или кирпичном фудаменте. Каркас и крыша — из бамбука, стены, потолок, пол — из плетёного бамбука. Дом имеет вогнутую в середине крышу, выступающую по краям вперед и вверх. Усадьба состоит не из одного дома, а из нескольких построек. Иногда она окружена легкой бамбуковой изгородью, иногда нет. Такие усадьбы разбросаны среди кокосовых рощиц и полей, называемых по-местному савах.

На Бали все иначе: жилые постройки скрыты за мощными глинобитными стенами с узкими воротами. Стена покрыта сверху черепицей, чтоб ее не размывал дождь. Зажиточные семьи украшают ворота скульптурами и барельефами (чаще всего – маска злого демона Кала). Усадьба состоит из нескольких построек, называется пекаранган (двор), а у аристократов — пури (замок, дворец). Интересно: это сходно с названием храма — пура. В облике селений бросается в глаза изобилие ритуальных сооружений: храмы (пура) и святилища (меру) в виде многоярусной башни – символа почитаемых здесь гор. У ментавайцев традиционный дом (ума) – одновременно храм. Его могут занимать несколько семей, каждая по комнате, а одну из комнат занимает жрец. Порой дом делится на три части — мужскую, женскую и кухню. Спят на полу, на циновках.

Транспорт в Индонезии преобладает гужевой. Повозки разных типов: геробак — крытая, с плетёными стенами, 2-колёсная, с 2 быками; андонг — пассажирская, 4-колёсная, лёгкая; докар — 2-колёсная, с маленькими японскими лошадьми; бечак — 3-колёсная коляска.

Орудия труда — деревянный плуг, топорик, жатвенный нож (ани-ани), нож-резак, серповидные ножи, мотыга (пачал). Рыболовством занимаются артельно, ловят рыбу неводами. В рыболовстве используют малые и большие лодки (большая берёт на борт до 20 чел.). Ремесла: изготовление батика (особо окрашенная ткань, основные тона — коричневый, фиолетовый, синий, красный, реже — белый, зелёный), оружия, лодок, ювелирное, гончарство, резьба. Особо ценятся мастера, изготовляющие крисы (панде) - традиционный меч с волнообразным клинком. Есть разновидности криса — яванская, малайская, балийская и другие. Из ремесел уже в древности была известна каменная кладка, плотницкие работы, сооружение каноэ и быстоходных лодок, кузнечное ремесло, обработка бронзы, серебра, золота, железа, плетение ковров и циновок. Ткачество — исключительно женское занятие. В ювелирном деле преобладает чеканка, а не гравировка. Резьба — скорее искусство, чем ремесло. Для резьбы идёт дерево, камень, кость, рог, скорлупа ореха, резьбой украшают мебель, шкатулки. Распространено плетение из расщеплённого бамбука, листьев, трав.

Основу пищи составляет рис. Популярные блюда из рассыпчатого риса – наси улам (жареный рис, приправленный ломтиками овощей), и наси горенг (то же, но с приправой из рыбы, овощей, перца, соли). Мясо употребляют по праздникам. Молочные продукты – только в городах, под влиянием европейцев. Широко используют местные плоды: бананы, ананасы, манго, нгако, рамбутаны, чемпедаки, дурианы. Прежде было распространено жевание бетеля, но сейчас вытесняется курением.

В местах, не затронутых цивилизацией (о. Сиберут, арх. Ментаваи) люди живут охотой. В пищу идут кокосы, саго, бананы, таро, мясо обезьян, рыба, крабы, личинки муравьев, насекомые. Охотятся с луком и стрелами, и с сумпитаном (духовое ружье с отравленными стрелами, которые выдуваются ртом).

Национальный костюм индонезийцев-мусульман состоит из рубашки (баджа) и саронга (юбки до пят) у мужчин, кофты (кебаяк) и саронга у женщин. Мужчины носят феску. У женщин распространен наплечный платок (сленданг). Ходят часто босиком или в сандалиях. Менее цивилизованные носят набедренные повязки или юбки из листьев.

Самая многочисленная народность Калимантана – даяки. Калимантан по-даякски «сырое саго». Дома строят длинные, до 30 м, из бамбука, на сваях, между которыми держат свиней и кур. На базарах продают саго и плетеные изделия. Живут по берегам рек, занимаются охотой и рыболовством, в меньшей степени сельским хозяйством. Тело покрывают татуировкой. Женщины заворачиваются в покрывало от пояса до колен, а грудь обнажена. Ткани всегда яркие, с орнаментом. У даяков был распространен обычай — охота за головами. Юноша не мог рассчитывать на благосклонность девушки, если у него не было двух-трех отрезанных у врага голов. Никакие другие достоинства без этого не котировались. Этот обычай упразднен в годы Второй Мировой войны. С ним связан праздник птицы-носорога (гавай-кеньяланг). Прежде это была прелюдия к нападению. Вырезанные из дерева скульптуры птиц-носорогов ставились на столбы клювом в сторону врага, в жертву приносили петуха, закалывали свиней, праздновали и после этого нападали. Теперь церемония ограничена подношением цветов скульптурам.

С древнейших времен культура была более всего развита на о-вах Ява и Бали. Древней религией здесь был индуизм. В 14-15 вв. сюда проникло мусульманство. Наиболее известные индуистские храмы (чанди) на Яве — Боробудур и Лоро Джонгранг. Много храмов на Бали, все они богато украшены. На Яве самые ревностные мусульмане — сунды. Они обязательно выполняют намаз (5 молитв), хадж, пост в рамадане, закат (религиозный налог). Обучаются в пондоках — религиозных школах, изучают коран, читают хадисы (рассказы о пророке). Соблюдаются общемусульманские праздники, гаребеги. У яванцев сохраняется также анимизм, с элементами индуизма. Местные духи (янг, хьянг) приравнены к богам, носят титул Санг, тот же, что Шива и Аллах. Духи добрые (демиты), злые (лелембуты), местные, а джинны и ракшасы – заимствованные. Почитаются Даньянг-деса — покровитель деревни, и деви-Сри – богиня риса. Культ отправляет дукун (шаман), умиротворяя духов. Атрибут дукуна – жезл, деревянный брусок с вырезанными на нём изображениями духов.

Из фольклора широко известны сказки об ольеньке (животное джунглей, напоминающее маленького оленя без рогов) Канчиле. Виды театров: вайянг кулит – теневой, вайянг голек – кукольный, вайянг бебер – движущихся картин, вайянг тоненг – с актерами в масках, вайянг оранг – с актерами без масок. Традиционный индонезийский оркестр – гамелан, состоит из ребаба (скрипка в две струны), сулинга (флейта), кенданга (барабана) и разных гонгов. Самый любимый вид искусства – танцы, их огромное множество: легонг (танец девушек), джогед (пара - юноша и девушка), барис (10-12 мужчин, воинственный), джаук (танец злого духа), кечак (массовый, 150-200 чел.).

Мифология индонезийцев очень сложна в силу этнического разнообразия и влияния разных религий. В Западной Индонезии самобытная мифология утрачена под влиянием ислама, но сохраняется у батаков, ниасцев, ментавайцев, энгано, даяков, тораджей, минахасов (христиан), у бугийцев сочетается с исламом. В Восточной Индонезии она сохранена в более полной мере. Пантеон состоит из солнечного и земного божества, иногда - верховного божества-демиурга, культурных героев, перволюдей, множества демонов и добрых духов стихий. У некоторых народов сохранён анимизм. Индонезийцы делят мир на три сферы, небо, землю и преисподнюю, но нижний мир у них чаще не подземный, а водный.

Народы Африки

Африка делится на несколько историко-этнографических провинций, существенно отличающихся друг от друга.

Североафриканскую провинциюнаселяют народы, относящиеся преимущественно к индо-средиземноморской расе. В зонах контактов с европеоидами Северной Африки и Аравии (средиземноморская, или южноевропеоидная малая раса) сформировалось два переходных антропологических типа — фульбская и эфиопская малые расы. Североафриканская историко-этнографическая провинция включает Египет, Ливию, Тунис, Алжир, Марокко, Западную Сахару, почти всю Мавританию и Судан. Здесь живут в основном арабские и берберские народы, говорящие на афразийских языках хамито-семитской языковой семьи. Подавляющее большинство населения исповедует ислам суннитского направления, за исключением коптов – потомков древних египтян, которые являются христианами-монофизитами. Основное занятие – пашенное земледелие (в оазисах и долине Нила поливное), садоводство и виноградарство, культивирование финиковой пальмы в оазисах. У арабов-бедуинов и берберов в горных и полупустынных районах – кочевое и полукочевое скотоводство (верблюды, крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы). Одежда – длинная широкая рубаха (галабея) с круглым воротом, сужающиеся книзу штаны, безрукавки, куртки, кафтаны, распашные плащи без рукавов. Традиции кочевников сохраняется в обычае сидеть, есть и даже спать на полу. Основная пища – каши, лепёшки, кислое молоко, кус-кус (маленькие макароны из пшеничной крупы), мясо на вертеле и в виде фарша, рыба, пирожки, бобовые подливы, острые соусы, оливковое масло, сухофрукты и блюда на их основе, чай, кофе. Традиционное жилище кочевников – шатёр, палатка, жилище земледельцев – глинобитные или саманные постройки с плоской крышей, часто с террасами и внутренним двором, куда выходят окна. В странах Магриба распространён мавританский стиль городской архитектуры, для которого характерно использование большого количества арок, причудливого сплетения арочных конструкций, опирающихся на стройные, изящные колонны из мрамора, гранита и других материалов. Усилению оригинальной композиции способствует лепной декор, узорчатые панно. Со временем мавританская архитектура утратила легкость, и здания приобрели более массивный вид.

Арабы (эндоэтноним - аль-араб) - группа народов семитского происхождения, говорящих на множестве диалектов арабского языка и населяющих государства Западной Азии и Северной Африки. Письменность построена на основе арабского круглого письма. Древние семитские племена, из которых впоследствии сложился древнеарабский народ, уже во II тысячелетии до н.э. занимали территорию Аравийского полуострова. Первые арабские государственные образования возникли на севере и в центре Аравии (Киндитское царство). К V-VI вв. арабские племена составляли большинство населения Аравийского полуострова. В I половине VII в. с возникновением ислама начались арабские завоевания, в результате которых был создан Халифат, занявший обширные территории от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до центральной Сахары. Арабы славились как великолепные врачи и математики. В Северной Африке население, говорившее на близких арабскому семито-хамитских языках, сравнительно быстро арабизировалось, восприняв язык, религию (ислам) и многие элементы культуры завоевателей. Одновременно происходил и обратный процесс усвоения арабами некоторых элементов культуры покорённых народов. Сложившаяся в результате этих процессов своеобразная арабская культура оказала большое влияние на мировую культуру. Арабский халифат к X в. в результате сопротивления завоёванных народов и роста феодального сепаратизма распался на отдельные части. В XVI в. арабские страны Передней Азии (кроме значительной части Аравийского полуострова) и Северной Африки (за исключением Марокко) вошли в состав Османской империи. В XIX в. арабские земли подвергались колониальным захватам и стали колониями и протекторатами Великобритании, Франции, Италии, Испании. К настоящему моменту все они являются самостоятельными государствами.

Берберы (эндоэтноним амазиг, амахаг — «человек») - общее название принявших в VII в. ислам (суннитское направление) коренных жителей северной Африки от Египта на востоке до Атлантического океана на западе и от Судана на юге до Средиземного моря на севере. Говорят на берберо-ливийских языках. В основном мусульмане-сунниты. Название берберы, данное европейцами по аналогии с варварами из-за непонятности их языка, неизвестно большей части самих берберских народностей.

Северо-Восточноафриканская провинция включает большую часть Эфиопии, Эритрею, Джибути, Сомали, северо-восток и восток Кении. Народы этой области говорят в основном на эфиосемитских (амхара, тигре, тиграи, гураге, харари и др.), кушитских (оромо, сомалийцы, сидамо, агау, афар, консо и др.) и омотских (омето, гимирра и др.) языках афразийской языковой макросемьи. В Эфиопии распространено плужное террасное земледелие, сочетающееся с пастбищным скотоводством. Земля обрабатывается специальным примитивным плугом (марэша), запряжённым волами. Тут впервые стали возделывать злаковые культуры, которые не встречаются за пределами Эфиопии: мелкозернистый тэфф, дурра (вид проса, похожий на кукурузу), дагусса, а также бобовые – нут и чина. Эфиопское нагорье – родина некоторых видов пшеницы и кофе. Поселения разбросанного и уличного типов, традиционное жилище – круглая бревенчатая хижина с обмазанными глиной или навозом стенами и с конусообразной кровлей (тукуль), каменная прямоугольная постройка с плоской крышей (хыдмо). Одежда — туникообразная вышитая рубаха с широким поясом, плащ (шамма), штаны (сури). Эфиопия долго была единственным христианским государством Тропической Африки. С 1-го тыс. до н. э. здесь применяется эфиопское письмо.

Оромо, сомалийцы, тигре, афар и др. – мусульмане-сунниты, занимающиеся кочевым и полукочевым скотоводством (верблюды, лошади, мелкий рогатый скот). У оромо широко применяется символика чисел. Уже в древности они классифицировали окружающий их мир и присваивали каждому виду явлений свое число, становившееся символом этого вида явлений и связывавшего его через систему чисел-символов с другими явлениями в единую картину мира. Отправным пунктом их нумерологии стало строение тела человека. Общество оромо делится на возрастные классы (гада). Интервал между поколениями составляет 40 лет и включает пять возрастных классов. Все возрастные классы исполняют ряд определенных функций (хозяйственных, военных, ритуальных).

Среди некоторых народов распространён иудаизм. Эфиопские («чёрные») евреи - фалаша - традиционно занимаются земледелием и ремёслами, но не торговлей. Питаются фалаша печениями из тиефа и дагуссы, едят дурру, лук и чеснок; никогда не употребляют сырого мяса, которое в большом ходу у их соседей. Многожёнство не распространено; вступают в брак в зрелом возрасте. Воспитанием занимаются священники и дабтара; оно состоит в чтении и заучивании псалмов, в толковании Библии. Положение женщин почётное: нет ни покрывал, ни гаремов, супруги вместе ходят на работу. Кладбища — вне селений, надгробные камни — без надписей; в честь умерших совершается тризна.

Западноафриканская провинция самая крупная и включает Сенегал, Гамбию, Гвинею-Бисау, Сьерра-Леоне, Гвинею, Либерию, Кабо-Верде, Судан, Мали, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Гану, Того, Бенин, Нигерию, Камерун и большую часть территории Нигера и Чада. Почти все народы атлантического побережья говорят на атлантических языках, меньшая часть – на креольских на английской и португальской основе. Территория Судана, Нигера и части соседних стран входит в зону нигеро-конголезских языков, кроме того, здесь обитают крупнейший народ, говорящий на языке атлантической семьи (фульбе), и говорящие на адамава-убангийских и чадских языках. В южной части провинции говорят на нигеро-конголезских, иджоидных и бену-конголезских языках. Запад Африки – центр рождения цивилизаций: достаточное количество осадков здесь хороши для земледелия (в основном ручного, на юге – переложного и подсечно-огневого). В Судане возделывают зерновые (пояс просо), в зоне тропических лесов Гвинейского побережья — корне- и клубнеплоды (пояс ямса) и масличную пальму, на северной части побережья – и зерновые, и корнеплоды. В Судане разводят крупный и мелкий рогатый скот. Пища растительная — каши, похлёбки, пальмовое вино, просяное пиво. На атлантическом побережье распространены рыбные блюда. У многих фульбе сохраняется кочевое полукочевое скотоводство. Важнейшее значение имели месторождения золота и отсутствие соли, побуждавшие суданские народы торговать с богатой солью Сахарой. Города Западной Африки возникали как торгово-ремесленные центры, резиденции правителей, сакральные центры, а часто совмещали эти функции. Сельские поселения разбросанного типа, в саванне – хуторского, на юге – уличного. Жилище — однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное в плане. Строительным материалом в сахеле служат глина, камень, кустарник, трава, в саванне — дерево, ветки, солома, в лесах – пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых; повсеместно при постройке жилищ используются кожи, шкуры, ткани, циновки, навоз, ил. Банко («сырая глина») – суданский стиль архитектуры из сырцового кирпича часто облицованного сланцем, или из камней на глиняном растворе; характерны расчленение фасадов пилястрами, глухие массивные конические или пирамидальные башни и минареты, пронизанные торчащими наружу балками перекрытий. В Судане сложился единый тип мужского костюма, восходящий к одежде исламских учителей-марабутов: бубу (длинная широкая рубаха, как правило, голубого цвета, часто с вышивкой у ворота и на кармане), широкие шаровары с манжетами внизу, шапочка, сандалии. Для юга провинции характерна несшитая одежда, как плечевая, так и поясная типа юбок. В целом у населения провинции щироко распространены тайные союзы, касты. У акан (5-миллионное население части Ганы и Кот-д’Ивуар) отмечена матрилинейность счёта родства и специфическое имянаречение, когда одно из имён соответствует дню недели, в который человек родился. У ряда народов имеется слоговая письменность.

Экваториальная (Западная Тропическая) провинция – это территория Камеруна, юг Чада, Центральноафриканская Республика, Демократическая Республика Конго, Габон, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Ангола, Замбия. Заселена в основном бантуязычными и близкими к ним по языку народами. Пигмеи тоже говорят на языках банту. Сантомийцы и аннобонцы — креолы с языками на основе португальского и языков банту, фернандино — креолы с языком на основе английского и йоруба. Материальная культура характерна для зоны тропических лесов и очень близка к культуре юга Западноафриканской провинции.

Выделяется культура полуоседлого народа пигмеев (греч. пигмее – кулак), сохраняющих образ жизни, основанный на подвижных охоте (мужчины) и собирательстве (женщины), ибо климат тропических лесов очень влажен и дождлив, земледелие и скотоводство невозможно. Они знают все съедобные растения, без труда распознают их: собирают грибы, коренья, едят и листья некоторых деревьев, занимаются бортничеством. Пигмеи знают растительные средства для заживления ран, выведения кишечных паразитов, лечения зубов, полости рта, ушных инфекций. Есть у них даже средства от змеиных укусов, правда не от всех видов ядов. На охоту пигмеи ходят со стрелами и копьями группами до 4 человек. Пигмеи - лучшие охотники на африканского слона. Его обычно добывают, рассекая ахилловы сухожилия на задних лапах и тем самым обездвиживая. Существует и охота с сетью, сплетенной из лиан. Охотники растягивают связанные сети, образуя при этом длинное заграждение (до 200 м) и загоняют в них лесных животных, чаще всего антилоп-дукеров. Необычен способ рыбной ловли: они бросают в реку специально сваренный растительный яд, рыба засыпает и всплывает на поверхность. Пигмеи собирают ее, но не больше, чем смогут съесть. Остальная рыба вскоре просыпается, и уходит. Пигмеи обменивают у соседей – оседлых племен-земледельцев – свою добычу на то, чего в джунглях нет – в первую очередь, соль, железо. Жилища – шалаши: из гибких стволов сгибаются дуги. В самих этих стволах-опорах делаются прорезы-проколы, в них просовываются более тонкие поперечные прутья. Готовый каркас дополнительно оплетается тонкой лозой. Сверху на хижину набрасываются большие лоскуты древесной коры. Такой дом легко подхватить и перенести даже одному человеку. Раньше пигмеи не умели добывать огонь - источник огня переносили с места на место. Рождаемость у пигмеев низка, а средняя продолжительность жизни - всего от 16 лет до 24 лет. Очень немногие женщины пигмеев доживают до 40. Детей рожают уже в 15 лет.

Южноафриканская провинция занимает территории южной Анголы, Намибии, ЮАР, Свазиленда, Лесото, Ботсваны, Зимбабве, южный и центральный Мозамбик. Населена бантуязычными народами, а также народами, говорящими на койсанских языках: бушмены (сам) и готтентоты(кой-коин). Название готтентотов происходит от нидерл. Hottentot - «заика» (произнесение щелкающих звуков). Африканеры и «цветные» в ЮАР говорят на африкаанс (язык, возникший, на основе южноголландских диалектов), южноафриканцы — на местном варианте английского языка. Во второй половине 1 тыс.н.э. из Восточной Африки сюда переселились бантуязычные племена, оттеснившие койсанские народы в менее благоприятные районы (пустыни Калахари и Намиб). Последней крупной миграцией был «Великий трек» — переселение африканеров в середине XIX в. из Капской колонии, захваченной англичанами, на северо-восток, за реками Оранжевая и Вааль (создание бурских республик – Оранжевого свободного государства и Трансвааль). Традиционные занятия бантуязычных народов — ручное земледелие подсечно-огневого типа с перелогом (сорго, просо, кукуруза, бобовые, овощи) и полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот). Готтентоты занимаются отгонным скотоводством, за исключением группы топнар-нама в Китовой бухте (Намибия), до недавнего времени занимавшейся морским зверобойным промыслом. Традиционная пища земледельцев и скотоводов — похлёбки и каши из сорго и кукурузы, приправленные овощами, молоко; основной напиток – просяное пиво. Традиционная одежда провинции – несшитая: набедренная повязка и передник, кожаный плащ-каросс. Традиционное поселение кольцевой планировки из полусферических хижин – крааль. В отличие от большинства африканский народов, имеющих открытый очаг вне жилища, во дворе, у горных жителей тсвана и суто распространены глинобитные печи.

Бушмены– одни из древнейших жителей Южной Африки, они появились тут около 20.000 л.н. Они занимаются в основном охотой, что в условиях полупустынь и пустынь малоэффективно. Им часто приходится страдать от голода и от жажды. Обезвоживание кожи ведет к образованию морщин. При частом голодании женский организм запасает жировую клетчатку, что проявляется в форме стеатопигии – отложения жировой клетчатки на бедрах и ягодицах при сухости телосложения. Передвижение на двух ногах экономит энергию, ввиду чего человек очень вынослив. Бушмены практикуют охоту на изнеможение жертвы. Поражает способность бушменов находить воду в пустыни. Они высасывают из родников под песком воду с помощью тростинок. Особенность национальной кухни – употребление «бушменского риса» (личинок муравьёв). В качестве жилища используют ветровые заслоны из веток, связанных сверху и покрытых травой или шкурами. Законы наследования эпикантуса (складки верхнего века) у монголоидов и у бушменов разные. У монголоидов это доминантный, а у бушменов – рецессивный признак, поэтому можно считать, что эпикантус развился у бушменов параллельно с развитием его у монголоидов. Условия обитания бушменов близки к условиям обитания монголоидов (пустыни и степные зоны с сильными ветрами)

Восточноафриканская провинцияделится на две подобласти: Прибрежную (побережье Индийского океана от Сомали до восточного Мозамбика) и Межозёрную (Руанда, Бурунди, Демократической Республики Конго, запад и юг Уганды, северо-запад Танзании). Основную часть населяют бантуязычные народы и нилоты, а также народы, говорящие на нило-сахарских языках. Кушитоязычные эфиопоиды и все капоиды – остатки древнего субстратного населения, вытесненного носителями языков банту на север и юг в начале 1 тыс.н.э. Межозерье населяют бантуязычные племена, а также пигмеи (тва), Прибрежную подобласть – суахилиязычные народы.

Культура восточноафриканского побережья и близлежащих островов сформировалась в результате контактов мусульман – выходцев из Азии с бантуязычными аборигенами. Возникшая в VII-X вв. на основе посреднической трансокеанской торговли с Ближним Востоком суахилийская цивилизация достигла расцвета в XIV в. Суахилийцы занимались ловлей рыбы и морских животных, добычей жемчуга, мореходством и судостроением. Они обладали значительными познаниями в астрономии и навигации, освоили строительство домов из камня и коралловых плит. Караванная торговля с внутренними районами Восточной Африки способствовала распространению ислама и суахили, который стал основным языком-посредником в межэтнических контактах. В настоящее время это государственный язык многих стран, а также рабочий язык ООН.

Межозерье – очаг самобытной африканской государственности, сформировавшийся в условиях практически полной изоляции и не испытывавший до середины XIX в. никаких воздействий со стороны развитых цивилизаций. Преобладание в экономике Межозерья многолетней и высокоурожайной культуры банана, не требовавшей большого объёма работ по расчистке земель, содействовало сравнительно лёгкому получению избыточного продукта и оседлости населения, а также сводило к минимуму участие мужчин в земледельческих работах. Поэтому земледелие стало чисто женским занятием, а мужчины занимались охотой, рыболовством и ремеслом, но прежде всего — войной и посреднической торговлей. Большинство этнополитических общностей Межозерья состояло из трёх эндогамных общностей, говоривших на одном языке, но отличавшихся друг от друга антропологическим обликом и преимущественно сферой деятельности, причём каждая из них имела разный социальный статус. Самый высокий статус имели тутси – скотоводческая аристократия, владевшая большими стадами и лучшими землями и имевшая эфиопоидный внешний облик и очень высокий рост: это самые высокорослые и худые люди на земле. На следующей ступени стояли земледельцы хуту — типичные негроиды, находившиеся в зависимости от тутси и арендовавшие у них скот и землю. Самую низкую ступень иерархии занимали пигмеи тва – охотники, гончары и слуги (и у тутси, и у хуту). Эта этнокастовая система возникла в XV в., когда бантуязычные негроиды (предки хуту) подверглись нашествию скотоводов — нилотов и (или) кушитов. Переняв язык и культуру земледельцев-банту, они сохранили ряд связанных со скотоводством черт культуры, общих со скотоводами Африканского Рога. Священные цари мвами всегда были из тутси, а правящая верхушка состояла исключительно из скотоводческой аристократии.

Мадагаскарская островная провинция (Мадагаскар, Сейшельские острова, Маврикий, Реюньон) населена малагасийцами (Мадагаскар) и креолами (маврикийцы, реюньонцы, сейшельцы), а также выходцами из Южной Азии, говорящими на индоарийских и дравидийских языках. Есть небольшие группы китайцев, малайцев и арабов. К особому смешанному расовому типу, сочетающему черты негроидов и монголоидов, а также южных европеоидов относится коренное население Мадагаскара – потомки австронезийцев, переселившихся с островов Индонезийского архипелага. Материальная культура малагасийцев сохранила много элементов южноазиатского происхождения (стрелометательная трубка, парусная долблёная лодка с балансиром, технология рисосеяния, шелководство, несшитая шёлковая одежда-ламба типа саронга и др.). Преобладает пашенное (плужное) земледелие в сочетании с пастбищным и отгонным скотоводством.