Теории социализации

Рис. 1. Процесс формирования личности

Итак, в социологии понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной») сущности человека, т.е. акцентируется социальное начало. Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития, субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Возникают и развиваются социологические теории, исследующие понятие «современной личности». Классическое исследование в этой области про­ведено в 70-х годах под эгидой Гарвардского проекта по соци­альным и культурным аспектам развития. Ей присущи следующие черты.

1. Открытость экспериментам, инновациям и изменениям. Это может выражаться в различных формах: в готовности принять новое лекарство или прибегнуть к новому методу оздоровления, воспользоваться новым средством передвижения или средством информации, принять новую форму брачной церемонии или новый тип обучения молодежи.

2. Готовность к плюрализму мнений и даже к одобрению этого плюрализма. Современный человек способен признавать существование разных точек зрения. Он не боится, что взгляды других изменят его собственное видение мира. Он также не считает, что общественное мнение должно формироваться сверху.

3. Ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое, экономия времени, пунктуальность.

4. Уверенность современного человека в том, что он способен организовать свою жизнь так, чтобы преодолевать создаваемые ею препятствия. Это относится и к возможности покорения природы, и к контролю над политическими, экономическими и другими социальными проблемами.

5. Планирование будущих действий для достижения предполагаемых целей как в общественной, так и в личной жизни.

6. Вера в регулируемость и предсказуемость социальной жизни (экономические законы, торговые правила, правительственная политика), позволяющие рассчитывать действия.

7. Чувство справедливости распределения, т. е. вера в то, что вознаграждение не зависит от случая, а по возможности соответствует мастерству и вкладу.

8. Высокая ценность формального образования и обучения.

9. Уважение достоинства других, включая тех, у кого более низкий статус или кто обладает меньшей властью.

Американская исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, "модальной" (от взятого из статистики термина "мода"). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом.

 

 

2. Социализация: понятие, виды, основные этапы

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Процесс социализации охватывает все фазы развития любого человеческого существа, которые называют жизненными циклами. Этими жизненным циклам соответствуют четыре основные фазы (этапа) социализации:

ü первичная (детская) социализация – этап младенческого возраста;

ü вторичная социализация – этап, совпадающий с получением формального образования;

ü социализация зрелости – этап превращения индивида в самостоятельного экономического агента и создания им собственной семьи;

ü социализация старости – этап постепенного отхода от активной трудовой деятельности и превращение в своеобразного «иждивенца» (государства или собственных детей – в зависимости от уровня развития общества).

Каждый из этих этапов связан с обретением нового статусного набора и освоением новых ролей.

Первичная социализация. Можно утверждать, что биография индивида – это история его отношения с другими. Именно другие создают системы, через которые удовлетворяются все потребности ребенка.

В процессе социализации происходит наделение физиологических актов социальным смыслом.То, что мы называем жестом, мимикой и пр. есть физиологические процессы, обусловленные социальным содержанием. Именно социальные программы регулируют данный физиологический процесс.

При формировании интеллекта начинающего члена общества социальный фактор также оказывается решающим. Не следует смешивать умственные способности и интеллект: первые в основном обусловлены генетически, а второй – вырабатывается. Огромное влияние на формирование интеллекта оказывает именно социальная среда.

Наиболее убедительным свидетельством социального происхождения индивидуального интеллекта являются наблюдения за так называемыми детьми-маугли. Другое название этого феномена – феральные люди (от лат. homo ferus – люди волки) - люди, которые по тем или иным причинам оказались с младенческого возраста лишены человеческого общения и воспитаны животными. После 7 – 9 лет такие дети окончательно утрачивают возможность обрести человеческий разум и навсегда остаются животными.

Так, в Евпатории шестилетний мальчик четыре года прожил в заброшенном доме со стаей собак. Он жил на равных правах в будке с тремя большими дворнягами, оставшимися от прежних хозяев дома. Они и кормили его: приносили с окрестных помоек пищу, словно щенку. Мальчик не говорит, и все манеры его поведения действительно как у бродячей собаки. Правда, люди еще не потеряли надежду сделать из него человека, т.к. выше критического возрастного порога он пока не перешагнул.

Вторичная социализация.Одна из главных функций этого этапа – общая подготовка индивида к предстоящей ему в дальнейшем жизнедеятельности в образовательных институтах и получение формального и неформального образования. Подлинное формирование интеллекта, то есть приобщение индивида к миру научных систематизированных знаний начинается в школе. Уровень и качество образования, как целенаправленного и систематического получения новых знаний, выступает важнейшим фактором формирования индивидуального интеллекта.

Вторичная социализация выполняет и ряд латентных (скрытых) функций. Одной из таких функций является выработка навыков функционирования в условиях формальной организации. Необычность ситуации, в которой оказывается ребенок, вышедший за рамки семьи, - это отсутствие родителей и родственников, которые прежде осуществляли за ним надзор. Если дома, в окружении родителей, ребенок чувствовал себя «центром вселенной», то в коллективе он - лишь один среди многих. Он теперь подчиняется тем же правилам, что и все другие.

Можно утверждать, что вторичная социализация начинается еще до школы – для тех детей, которых приводят в детский сад или даже ясли. Сироты – воспитанники детских домов – оказываются вообще лишенными первичной социализации, начиная свою жизнь практически сразу со вторичной.

Так или иначе, к моменту завершения вторичной социализации родители и ближайшее окружение ребенка уже передают ему не только значительный объем информации о мире, в котором ему предстоит жить, но также и нормы, ценности и цели своих групп и своего социального класса (во всяком случае – того класса, с которым они себя идентифицируют).

Социализация зрелости.Вступление человека в эту стадию социализации затягивается до 25-летнего возраста, а то и старше.

Для этого этапа характерна активная интеграцияиндивида в общество. Появляется желание найти в нем свое место. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если этого не происходит, то возможно следующее:

ü сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

ü изменение себя, «стать как все»;

ü конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Задачи будущего развития, стоящие перед индивидами в возрасте от 18 до 30 лет, как правило, концентрируются вокруг главных целей, которые Зигмунд Фрейд определил, как любовь и работа. Через дружбу, сексуальные взаимоотношения и трудовой опыт молодые люди приходят к первым представлениям о самих себе как о взрослых индивидах.

В связи с этим, социализация зрелости как правило характеризуется следующими двумя моментами.

Первый это освоение роли самостоятельного экономического агента. Второйобзаведение собственной семьей.

Социализация старости.Старость в современном обществе означает неизбежное понижение социального статуса. Прежде всего, это связано с невозможностью продолжения индивидом прежней экономической активности с прежней интенсивностью. Это влечет за собой падение таких параметров экономического статуса, как активное распоряжение собственностью – у тех, кто ею обладает, и место в организации труда. Этому процессу обычно сопутствует снижение уровня доходов и состояния здоровья. Возникает ощущение социальной и профессиональной невостребованности, которое требует определенной психической адаптации. Появляется необходимость освоения новых ролей (пенсионер, иждивенец, дедушка, бабушка…).

Следует отметить, что жизненный цикл в современном обществе становится более гибким, в результате чего, по мнению социолога Бернис И. Нойгартен складывается «общество, не зависящее от возраста»(“age-irrelevant society”). Это значит, что в настоящее время уже не являются редкостью 28-летний мэр, 30-летний управляющий банком, 35-летняя бабушка, 50-летний пенсионер, 65-летний молодой отец и 70-летний студент. В связи с этим, по мнению Эриксона, основной упор следует делать на психологическом развитии человека.

Смерть.Осознание надвигающейся смерти требует от индивида приспособления к новому определению собственной сущности. Понятие «умирающий» предполагает не только протекание каких-то биохимических процессов, но и принятие социального статуса, при котором социальные структуры не просто сопровождают, но и формируют опыт соприкосновения со смертью.

Хотя люди встречают смерть по разному – как и живут по-разному, - Элизабет Кюблер-Росс полагает, что процесс примирения с неминуемой смертью обычно имеет пять стадий: отрицание того факта, что он умирает; гнев, вызванный тем, что его жизнь скоро подойдет к концу; попытка выпросить у Бога или судьбы отсрочку от смерти; депрессия, или «предваряющая скорбь»; примирение с фактом смерти.

Каждый этап жизненного цикла сопровождается взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией – процессом отучения от старых норм, ролей и правил поведения, и ресоциализацией – процессом обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

В наиболее общей форме ресоциализация происходит каждый раз, когда мы узнаем что-то, не совпадающее с нашим прежним опытом. Новый начальник, который требует работать по-иному, ресоциализирует нас. Такая ресоциализация является мягкой и незначительной модификацией уже знакомых нам процедур. Однако ресоциализация может быть интенсивной; например, на людей, вступающих в Общество анонимных алкоголиков, обрушивается поток информации, которая свидетельствует о деструктивных последствиях пьянства. Поступая в университет после окончания школы, некоторые молодые люди сталкиваются с интенсивным процессом ресоциализации, особенно в первые обескураживающие дни адаптации к новой среде.

Неполная социализация означает, что человек из всего необходимого объема знаний и культуры овладел только их частью. Близко к понятию неполной социализации понятие "частичная социализация". Частичная социализация означает, что человек овладел в полной мере только какой-то частью знаний и культуры в ущерб остальным.

Например, вопреки советам учителей и родителей, ребенок вдруг ощутив в себе талант спортсмена, начинает уделять большое внимание именно занятиям спортом. Возможно, он достигнет неплохих спортивных результатов, но это будет только частичная социализация.

Близка к частичной социализации так называемая односторонняя социализация. В этом случае в полном и даже сверх того объеме социализирован какой-то один участок жизни человека.

Одностороннее развитие вундеркиндов, например, в области математики, делает их частично социализированными. Их способности в других областях жизни значительно снижаются. Дети художников, артистов, музыкантов и пр., как правило, наследуют данный вид деятельности, поскольку они более всего социализированы именно в этой области.

По содержанию к полной социализации близка актуальная социализация. При актуальной социализации объем и содержание социального знания и культуры полностью соответствуют тем, которые присущи той или иной социальной группе. Социализация может быть неактуальной, но полной.

Например, человек может быть хорошо социализирован, но со временем его социализация все больше расходится с требованиями общества и становится все менее актуальной.

Существует быстрая и медленная социализация. В детском возрасте, когда кривая потребления знания резко рвется вверх, темпы социализации самые высокие. Наблюдать за ребенком в это время одно удовольствие, насколько он внимателен, напорист в получении знаний, активен в познании мира и какие быстрые успехи делает. Иногда, но весьма редко, такие темпы сохраняются и в последующие годы. И тогда мы говорим о выдающихся способностях и даже о таланте человека. Дети всегда талантливы, так называемые вундеркинды - пример быстрой социализации.

Бывает и медленная социализация, когда темпы потребления знания весьма низкие, и общее развитие растягивается на длительное время. Тогда говорят о замедленном развитии ребенка, при этом он может вовремя или с небольшим запозданием все-таки достичь полной социализации. В этом случае говорят о позднем развитии человека.

Агенты социализации – это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах важнейшим агентом первичной социализации для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации индивида являются школа, вуз, армия, церковь.

Кроме того, большое социализирующее воздействие на человека оказывают группы сверстников, и средства массовой информации. Развитие средств массовой коммуникации увеличило число возможных агентов социализации. Распространение массовых печатных изданий было позднее дополнено средствами электронной коммуникации.

 

 

На рубеже XX в. в научных и общественных кругах превалировало мнение о том, что человеческая природа определяется биологическими факторами. Чарльз Хортон Кули (1864 – 1929)выступил с резкой критикой этого утверждения. Он полагал, что люди преобразуют себя в процессе социальных взаимодействий, группового опыта и выдвинул теорию «зеркального Я». Согласно этой теории, в процессе «зеркального Я» индивид мысленно принимает на себя точку зрения других людей и видит себя как бы их глазами. Как отражение в зеркале дает образ физического "Я", так восприятие реакции других людей на собственное поведение или внешность дает образ социального "Я".

Данный процесс происходит в три фазы. Во-первых, индивид представляет себе, как он выглядит в глазах других людей. Во-вторых, индивид воображает, как другие люди будут оценивать его внешность. В-третьих, он вырабатывает некий тип внутреннего самоощущения, например, чувство гордости или стыда, и на его основе формирует представление о том, что думают о нем прочие люди.

Следствием этого может явиться застенчивость. Застенчивые люди постоянно находятся под самоконтролем, кажутся слишком поглощенными проблемой собственной адекватности и адекватности своего поведения. В результате у индивида может развиться подавленность– внутренняя модель поведения, не дающая человеку достичь собственного уровня навыков и способностей под воздействием социального давления. Так, мы часто осознаем ситуации, в которых от нас ожидают успешной демонстрации умений.

Другая важная концепция Кули – это концепция первичной группы. Первичные группы – это группы из непосредственного окружения, играющие ключевую роль в отношениях конкретного человека с обществом.

Американский социолог Джордж Герберт Мид(1863 – 1931) продолжил разработку идей Кули и сделал множество собственных открытий. Ему принадлежит понятие «обобщенного другого». Согласно его концепции, в процессе выработки полного самосознания дети, как правило, проходят три стадии: «стадию ролевой игры», «коллективной игры» и «обобщенного другого». На первой стадии ребенок в игре берет на себя роль только одного человека и «примеряет» на себя модель его поведения. Это проявляется, когда дети играют в куклы и принимают на себя родительскую точку зрения, как его отец или мать. На второй стадии коллективных игр ребенок уже принимает в расчет множество ролей. Это напоминает случай организованной спортивной игры, в которой каждый индивид должен учитывать роли большого числа людей. На третьей стадии дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается вполне определенных взглядов на то, каким должно быть его поведение. Социальная группа, дающая индивиду сознание цельности собственной личности, называется «обобщенный другой». Благодаря ей контроль преобразуется в самоконтроль.

Согласно воззрениям Мида, социальное целое предшествует индивидуальному разуму как логически, так и во времени. Мыслящий, обладающий самосознанием индивид невозможен без первичной социальной группы. Сначала идет социальная группа, и она приводит к развитию мыслительных процессов самосознания.

Уточнением данной концепции является концепция «значимого другого» А. Халлера. «Значимый другой» - это та личность, одобрение которой добивается индивид и чьи действия он по преимуществу принимает. В качестве «значимых других» могут выступать родители, учителя, друзья, популярные личности.

Следует отметить, что процесс усвоения мнения «обобщенного другого» о человеке, и формирования его «зеркального Я» лежит в основе интернализации(от лат. internus - внутренний) – превращения внешних норм во внутренние правила поведения. В социологии интернализацию определяют как процесс перехода знания из субъективного в объективное для общества. После этого оно может быть передано следующим поколениям.

Интериориза́ция— формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Впервые данный термин был использован в работах французских социологов (Дюркгейм и др.), где интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений.

Зигмунд Фрейд(1856 – 1939) предложил свое обоснование процесса формирования личности. Он объединил основные потребности с вли­янием общества, чтобы создать модель личности, состоящую из трех частей: Ид, Эго и Суперэго. Ид (от лат. «оно») воплощает основные влечения человеческого су­щества, которые бессознательны и требуют немедленного удовлетворения. Уходя корнями в биологию, Ид существует при рождении, превращая новорожденного в сплошное требование внимания к себе, прикосновения и пищи. Но общество противостоит центрированному на себе Ид, и потому одно из первых слов, какое выучивает ребенок, — «нет».

Чтобы избежать фрустрации, ребенок должен научиться реалистически подхо­дить к миру. Это осуществляется через Эго (от лат. «я»), которое есть сознатель­ные усилия индивида, направленные на уравновешивание врожденных влечений к по­иску наслаждения с требованиями общества. Эго развивается, когда мы осознаем себя, но также понимаем, что не можем получить всего, чего хотим.

Наконец, в человеческой личности развиваетсяСуперэго(от лат. «над» или «помимо» эго), которое представляет собой культурные ценности и нормы, интериоризированные индивидом. Суперэго выступает нашей совестью, объясняя нам, почему мы не можем получить всего, чего хотим. Оно начинает формироваться, когда ребенок осознает родительский контроль, и созревает, когда человек прихо­дит к пониманию, что поведение каждого должно учитывать культурные нормы.

В процессе своего развития ребенок сталкивается с оше­ломляющим потоком физических ощущений, которые либо приятны, либо болез­ненны. Однако с развитием Суперэго он выучивает моральные понятия должного и недолжного. Иными словами, сначала дети способны ощущать добро только физически, но к 3-4 годам они воспринимают добро и зло в согласии со своей оцен­кой собственного поведения применительно к культурным нормам.

Ид и Суперэго конфликтуют, но у хорошо приспособленного индивида Эго уравновешивает эти противоборствующие силы. Если конфликты не разрешают­ся в детстве, то в дальнейшем они могут всплывать на поверхность в виде рас­стройств личности.

Культура, выступая в форме Суперэго, подавляет эгоистичные требования, за­ставляя людей считаться с другими. Часто бывает, что противоречивые требова­ния «Я» и общества выливаются в компромисс, который Фрейд назвал сублимаци­ей. Она преобразует эгоистичные стремления в социально приемлемое поведение. Сексуальные желания, например, приводят к браку, тогда как агрессия выплески­вается в соревновательных видах спорта.

На основании выше изложенного можно сформулировать ряд черт, которые характеризуют социализацию как процесс становления личности. Итак, социализация:

ü Идентифицирует человека не только как «существо разумное», но и как «существо социальное».

ü Способствует становлению социального «Я». Все человеческое поведение – прежде всего результат научения, или социализации.

ü Является процессом приобретения статусов и обучения ролевому поведению.