Тема 4.Социальное партнерство в сфере труда. Коллективные договоры и соглашения.

Список литературы

· Гормонов М.К. Общественное мнение. История и современность общественного мнения. . М., 1988.

· Общественное мнение: методологические рекомендации для проведения социологических опросов/Под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 1980.

· Лямцев В.Н , Тарутин В.А. Общественное мнение и идейно-воспитательная работа. Киев. 1988.

· Укледов А.К. общественное мнение и пропаганда. М, 1980.

· Общественное мнение: роль, воз-ти, пути и методики изучения и формирования. Барнаул. 1989.

· Лавриненко В.Н. Социология. М. 1998.

 

План занятия:

1. Социальное партнерство: понятие, стороны, система и формы.

2. Принципы социального партнерства, их характеристика.

3. Представители работников и работодателя как стороны социального партнерства.

4. Коллективные переговоры.

5. Коллективный договор.

6. Социально-партнерские отношения: понятие, виды.

7. Участие работников в управлении организацией.

В России коллективные договоры появились в самом начале XX в., но правовое урегулирование впервые получили лишь в Кодексе законов о труде 1918 года и Положении о порядке утверждения коллективных договоров 1918 года. Социальное партнерство на более высоком уровне, чем организация, стало впервые регулироваться правом с 1992 года. Основным нормативным актом стал Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г., который по-новому урегулировал порядок заключения коллективных договоров. В нем впервые в российском законодательстве употребляются термины «социальное партнерство» и «коллективные переговоры», хотя в мире они появились еще в период Первой мировой войны ,а в международных актах МОТ закреплены после Второй мировой войны.

Ст. 23 ТК определяет социальное партнерство как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В соответствии со ст. 25 ТК сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Систему социального партнерства составляют пять следующих уровней (ст. 26 Кодекса):

1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда;

2) региональный уровень, устанавливающий такие основы в субъекте Российской Федерации;

3) отраслевой уровень, устанавливающий эти основы в отрасли (отраслях);

4)территориальный уровень, устанавливающий эти основы в муниципальном образовании (города, района и т. д.);

5)уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Формами социального партнерства являются следующие (ст. 27 ТК):

 

- коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

- взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования труда, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

- участие работников, их представителей в управлении организацией.

- участие представителей работников и работодателей в судебном разрешении трудовых споров.

 

Основные принципы социального партнерства

Трудовой кодекс закрепил в ст. 24 основные принципы социального партнерства. Они являются внутриотраслевыми, так как свойственны институту социального партнерства. Всего их 12.

1. Равноправие сторон. Любая из сторон может равно проявить инициативу по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений. При этом представители сторон имеют равноправное положение как в ходе переговоров, так и при принятии решения по коллективному договору или соглашению. Такие решения принимаются по соглашению представителей сторон, и каждая сторона имеет равное количество голосов при этом.

2. Уважение и учет интересов сторон. Для сторон социального партнерства уважение и учет интересов являются основой успеха в достижении согласия по обсуждаемым вопросам, в обеспечении полной реализации всех достигнутых договоренностей.

3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях. К сожалению, не везде и нечасто сами стороны в полной мере заинтересованы участвовать в договорных отношениях.

4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. Это является одним из принципов и условий более широкого использования социально-партнерских отношений для решения таких задач, как подъем производства и улучшение благосостояния граждан. В социальном партнерстве демократия позволяет каждой сторон наиболее полно проявить инициативу, уточнить более четко свою позицию.

5. Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов. Все стороны переговоров, коллективных договоров и соглашений должны соблюдать нормы и правила ведения коллективных переговоров, консультаций, определения содержания коллективных договоров и соглашений. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, являются недействительными.

6. Полномочность представителей сторон. Все представители сторон должны иметь письменные документы, подтверждающие, что они уполномочены соответствующей стороной вести коллективные переговоры и подписывать соглашения и коллективные договоры. Не допускается ведение переговоров от имени работников органами или организациями, созданными или финансируемыми работодателем, органом исполнительной власти, даже если они и названы профсоюзами.

7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда. Это значит, что содержание и структуру коллективного договора и соглашения определяют сами стороны. Любая из сторон либо их представители могут ставить вопрос о включении в коллективный договор, соглашение условий, которые должны быть свободно обсуждены всеми сторонами (их представителями), приняты или отвергнуты. Закон запрещает всякое вмешательство, способное ограничить права работников и представителей или воспрепятствовать их осуществлению со стороны органов власти, управления, и др.

8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств. Каждая сторона добровольно, а не под каким-либо давлением извне принимает на себя обязательства по коллективному договору или соглашению, т. е. стороны договариваются путем консенсуса о принятии обязательств.

9. Реальность обеспечения принимаемых на себя обязательств. Принятые по договору, соглашению обязательства не должны быть пустыми обещаниями, их выполнение должно реально обеспечиваться. За невыполнение обязательств виновный наказывается по закону.

10. Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений. Несоблюдение этого принципа лишает смысла положения, включаемые в коллективный договор, соглашение. За неисполнение коллективного договора и соглашения предусмотрена юридическая ответственность.

11. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашенийосуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении такого контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию.

12. Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Действующее законодательство предусматривает ответственность сторон и их представителей за неисполнение по их вине коллективных договоров, соглашений, а также нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих коллективно-договорную работу. Такая ответственность предусмотрена гл. 9 ТК и ст. 5.28-5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Представители работников и работодателей как социальных партнеров. Органы социального партнерства

Глава 4 Трудового кодекса (ст. 29—34) закрепила представительство работников и работодателей как социальных партнеров. Представителями работников в социальном партнерстве являются профсоюзы, их организации, объединения, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом (ст. 29 ТК).

Интересы работников организации в социальном партнерстве, в реализации права на участие в управлении организацией и рассмотрении трудовых споров представляют первичная профсоюзная организация или иные избираемые работниками представители.

Представителями работодателя в социальном партнерстве согласно ст. 33 ТК являются: руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Кодексом, трудовым законодательством, учредительными документами организации и локальными нормативными актами. При коллективных переговорах, заключении соглашений и трудовых спорах о них интересы работодателей представляют соответствующие (по уровню соглашений) объединения работодателей.

Объединение работодателей — некоммерческая организация, на добровольной основе объединяющая работодателей для представительства их интересов и защиты своих членов в социальном партнерстве с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. В Российской Федерации правовое положение объединений работодателей определяется Конституцией РФ, международными договорами РФ и Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. «Об объединениях работодателей»' и иными федеральными законами. Представлять работодателей — государственные и муниципальные организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления соответственно.

Органами социального партнерства являются создаваемые партнерами комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на всех их пяти уровнях, составляющих систему этого партнерства.

На федеральном уровне образуется постоянная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в Российской Федерации. Ее правовой статус определен Федеральным законом от 1 мая 1999 г. «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Она состоит из представителей общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации. Каждая из указанных трех сторон Комиссии определяет своих представителей самостоятельно, и каждое объединение выделяет в Комиссию по одному представителю. Представители Правительства Российской Федерации в Комиссии утверждаются постановлением Правительства. Все представители сторон являются членами этой Комиссии. Но количество их от каждой стороны не должно превышать 30 человек. В субъектах Российской Федерации могут быть образованы трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на территории данного субъекта (региона). Их деятельность регулируется законом субъекта Федерации. На территориальном уровне могут образоваться такие трехсторонние комиссии. Их деятельность регулируется положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации. На уровне организации комиссия создается для ведения коллективных переговоров, подготовки и заключения коллективного договора. Если во всех указанных комиссиях возникают споры, то они решаются в порядке, предусмотренном для коллективных споров, для чего составляется по спорным вопросам протокол разногласий комиссии. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовали все стороны комиссии.

 

Коллективные переговоры

 

Инициатором переговоров вправе выступить любая сторона, сделав письменное уведомление об этом другой стороне. Получив его, другая сторона в семидневный срок обязана начать переговоры. Право ведения коллективных переговоров от имени работников предоставляется профсоюзам в лице их соответствующих органов, иным уполномоченным работниками их представительным органам. При наличии на любом уровне нескольких профсоюзов каждый из них имеет право на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза или представляемых им работников.

Установлен несколько иной порядок начала переговоров по окончании сроков действия коллективного договора и соглашения. Так, в сроки, определенные договором или соглашением, или в течение трех месяцев до окончания их срока действия любая из сторон вправе направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного договора, соглашения. Приоритет в определении предмета коллективных переговоров предоставляется представителям работников, а другие партнеры обязаны вести по этому вопросу переговоры.

Порядок ведения переговоров ст. 37 ТК определен достаточно подробно. Для их ведения и подготовки проекта коллективного договора или соглашения стороны на равноправной основе (т. е. в равном числе представителей, с равным числом голосов и равными правами при решении вопросов) образуют комиссию из своих представителей на паритетных правах. Решением сторон определяются ее состав, сроки, место проведения и повестка дня переговоров. Последние два вопроса определяет уже сама комиссия. Все участники переговоров, включая экспертов, должны соблюдать государственную и коммерческую тайну. Перечни государственных тайн определяются законодательством, а коммерческих — руководителем предприятия. Труд экспертов и специалистов оплачивает сторона, пригласившая их в договорном порядке.

При ведении переговоров несколькими профсоюзами одновременно их решениями создается для коллективных переговоров и выработки проектов коллективного договора, соглашения единый представительный орган работников. Переговоры завершаются созданием проекта коллективного договора или соглашения.

Если в ходе переговоров стороны не пришли к согласию, то составляется протокол разногласий, в который вносятся предложения сторон для устранения причин этих разногласий и указывается срок возобновления переговоров. После этого в течение трех дней формируется сторонами из своего состава рабочая комиссия, которой и передается протокол разногласий для решения спора. Этой комиссии может быть поручен и контроль за выполнением договора, соглашения. Участники коллективных переговоров имеют следующие дополнительные гарантии (ст. 39 ТК):

1) они освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев в течение года;

2) оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением;

3) все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном законодательством, коллективным договором, соглашением;

4) представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без работника.

Запрещается включать в трудовые договоры условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективным договором и соглашениями. Условия соглашений и коллективного договора, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, являются недействительными. Не допускается ведение коллективных переговоров от имени работников лицами, представляющими работодателей.

Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий, возникших при переговорах.

 

Коллективный договор

 

Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации, заключаемый работниками организации, филиала, представительства и работодателем в лице их представителей.

Сторонами коллективного договора являются работники организации (т. е. трудовой коллектив) в лице их представителей и работодатель, в необходимых случаях представляемый руководителем организации или другим правомочным в соответствии с уставом организации, иным правовым актом лицо.

Коллективный договор — двусторонний акт. Одной его стороной является коллектив работников в лице одного или нескольких профсоюзов, если на данном производстве действует не один профсоюз. Когда со стороны работников выступает одновременно несколько профсоюзов, то ими в течение пяти календарных дней формируется объединенный представительный орган для переговоров, разработки единого проекта и заключения коллективного договора.

Стороной договора является трудовой коллектив. Он подписывается со стороны работников всеми участниками единого представительного органа работников. Если согласия в объединенном представительном органе не достигнуто или такой орган не создан, то общее собрание (конференция) трудового коллектива принимает наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручает профсоюзу, разработавшему этот проект, на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор от имени трудового коллектива с работодателем.

Второй стороной коллективного договора является работодатель (независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности данного производства и численности в нем работников) непосредственно или уполномоченный по уставу организации представитель (директор, управляющий) со своей администрацией (каждое должностное лицо администрации несет по коллективному договору ответственность в пределах своей сферы деятельности). При заключении коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель данного подразделения, уполномоченный на это работодателем. При смене собственника имущества предприятия действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев. В этот период стороны вправе начать переговоры о заключении нового коллективного договора или сохранении, изменении и дополнении действующего.

Содержание и структуру коллективного договора определяют его стороны. Содержание коллективного договора составляют все условия, о которых стороны договорились при его заключении. Эти условия определяют права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение.

Статья 41 ТК и Закон «О коллективных договорах и соглашениях» (ст. 13) дают лишь примерный перечень вопросов, по которым в договор могут включаться взаимные обязательства сторон. Этот перечень носит рекомендательный характер. В нем вопросы разбиты по институтам трудового права:

1) по оплате труда — форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, выплата пособий, компенсаций и доплат; механизм регулирования оплаты с учетом роста цен, инфляции, выполнения показателей, установленных коллективным договором;

2) по обеспечению занятости — занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

3) по рабочему времени и времени отдыха, отпускам, их продолжительности;

4) по охране труда — улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и несовершеннолетних (до 18 лет);

5) экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

6) добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование, оздоровление и отдых работников и членов их семьи.

Стороны могут включить в коллективный договор определенные дополнительные к трудовому законодательству льготы для работников организации по отпускам, по сокращенному рабочему времени, по дополнительным вознаграждениям и т. д. Например, производственные надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию (за счет организации), дополнительные льготы женщинам-матерям, семьям, имеющим детей, компенсацию проезда на работу и иные дополнительные льготы. Такие условия-льготы относятся к локальным нормам трудового права и представляют нормативные условия коллективного договора в отличие от обязательных.

После подписания коллективный договор размножается и доводится до каждого работника (обычно без приложений). Коллективный договор может восполнять своими локальными нормами пробелы в трудовом законодательстве, повышать гарантии трудовых прав работников, улучшать охрану труда и социально-бытовые условия, нацеливать на уважение и развитие трудовых традиций данной организации, поощрять неработающих уже ветеранов труда, улучшать медицинское и культурно-спортивное обслуживание работников и неработающих ветеранов труда и их семей.

 

Порядок заключения коллективного договора

Порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав комиссии для коллективных переговоров определяются сторонами и оформляются приказом по предприятию и постановлением профсоюзного органа.

Работодатель обязан обеспечить профсоюзам возможность доведения разработанных ими проектов коллективного договора до каждого работника, предоставлять имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, множительную и иную оргтехнику, помещения для собраний, конференций, места для размещения стендов.

Проект коллективного договора обсуждается по подразделениям, затем, после учета их замечаний, доработанный проект обсуждается и принимается общим собранием (конференцией) трудового коллектива. Он не должен приниматься по цехам, подразделениям. Они лишь обсуждают его, делая свои замечания, а принимает, утверждает договор общее собрание трудового коллектива (на крупных предприятиях — конференция). Это собрание (конференция) решает, в какой форме голосовать за него — тайно или открыто. После утверждения договора общим собранием (конференцией) он подписывается представителями сторон. Затем подписанный сторонами договор, со всеми его приложениями (и с протоколом разногласий сторон по некоторым вопросам, если они есть) направляется работодателем в соответствующий территориальный орган Министерства труда и социального развития РФ для уведомительной регистрации.

Коллективный договор вступает в силу с момента его подписания сторонами или со дня, указанного в договоре, и действует в течение всего его срока. Коллективный договор заключается на срок не более трех лет (как указали стороны в договоре). По истечении установленного срока его действия он продолжает действовать до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий. Свое действие договор сохраняет и в случае изменения состава, структуры, наименования органа управления организацией или расторжения трудового договора (контракта) с руководителем организации. Если организация реорганизуется, коллективный договор действует на период реорганизации, а затем может быть пересмотрен по инициативе одной из сторон.

В течение срока действия договора все его изменения, дополнения производятся только по взаимному согласию сторон в порядке, установленном законом для заключения коллективного договора, с утверждения общего собрания (конференции) коллектива.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляю его стороны непосредственно или через своих уполномоченных представителей, а также через соответствующий орган Минтруда России; повседневный контроль — профсоюзный орган. Ежегодно или в сроки, установленные в коллективном договоре, его стороны отчитываются на общем собрании (конференции) трудового коллектива о выполнении договора. Трудовой коллектив и профсоюзный орган не несут юридической ответственности по коллективному договору. За невыполнение его условий они несут лишь морально-политическую ответственность. Так, председатель профсоюзного органа может быть наказан трудовым коллективом.

Работодатель и должностные лица его администрации либо лица, представляющие работников, за невыполнение условий договора или нарушение его несут юридическую ответственность вплоть до освобождения руководителя от должности по ст. 30 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», а остальные лица подвергаются штрафу (ст. 55 ТК).

 

Социально-партнерские соглашения

Соглашение — это правовой акт социального партнерства, устанавливающий общие принципы регулирования труда, заключенный между представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях.

Термин «социальное партнерство» появился впервые в промышленно развитых странах Запада в конце XIX в., когда в них возникли зачатки производственной демократии, называемой тогда промышленной демократией. После Второй мировой войны в трудовом законодательстве стран Запада стала все больше закрепляться уступка капитала (работодателей) труду (работникам) в виде предоставления работникам права на соучастие в управлении производством.

Конвенция МОТ № 87 «Свобода ассоциации и защита права на организацию» 1948 года закрепила равное право социальных партнеров по защите своих интересов. Она предусматривает также, что эти организации трудящихся и предпринимателей имеют право свободно выбирать своих представителей и формулировать свою программу действий

Задача социального партнерства — обеспечение гражданского согласия между работниками и работодателями с учетом их интересов.

Виды соглашений и их участники

 

По количеству участников соглашения могут быть трех- и двусторонними. В трехсторонних соглашениях представители исполнительного органа власти — это не просто посредники между работниками и работодателями, но они берут определенные обязательства от имени этого исполнительного органа.

Профсоюзы не вправе требовать от органов исполнительной власти, не являющихся работодателем или его представителем, заключения с ними двусторонних соглашений. Они могут требовать такового, если орган власти является работодателем, например государственные и муниципальные организации. Так, профсоюз угольщиков (шахтеров) заключает двустороннее соглашение от имени шахтеров с Правительством РФ как их работодателем, шахты — бюджетная сфера.

По сфере регулируемых отношений и уровню их заключения соглашения могут быть четырех видов: федеральные, отраслевые, субъекта Российской Федерации (их называют региональными) и территориальные (города, региона).

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное (на федеральном уровне), региональное (субъекта Федерации), отраслевое (межотраслевое) тарифное, территориальное и иные. Каждый из этих уровней соглашений имеет своих конкретных участников, регулирует отношения лишь своей сферы действия (территории, отрасли) и устанавливает определенные законом и сторонами условия.

1. Соглашение на федеральном уровне является генеральным, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на всей территории Российской Федерации. Оно заключается между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации и действует на всей территории Российской Федерации. Например, Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. Такие генеральные соглашения заключаются на два-три года.

 

2. Соглашение на уровне субъекта Федерации, т. е. региональное, заключается между объединением профсоюзов, объединением работодателей и правительством субъекта Федерации и действует лишь на его территории. Оно устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Федерации, а также нормы оплаты труда и другие условия.

 

3. Соглашения на отраслевом уровне заключаются соответствующим советом отраслевого профсоюза (например, химиков, машиностроителей) с отраслевым объединением работодателей (министерством) и Министерством труда и социального развития РФ (как исполнительным органом власти). Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение устанавливает направления социально-экономического развития отрасли, условия труда, нормы оплаты труда, а также социальные гарантии для работников данной отрасли. Оно распространяется только на работников данной отрасли.

 

4. Соглашения на территориальном уровне заключаются между представителями соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов), работодателями (объединениями работодателей) и органами исполнительной власти данной территории (городов, районов). Данное соглашение — специальный акт, устанавливающий условия решения определенных социально-трудовых проблем, связанных с территориальными особенностями, т. е. это акт дифференциации трудового права, например районов Крайнего Севера, зон Чернобыльской аварии и т. д. Это специальное соглашение отражает и углубляет дифференциацию трудового права.

5. На уровне субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований в составе ее субъектов могут быть соглашения: региональные, отраслевые, территориальные.

 

Порядок разработки соглашений

 

Порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяет образованная сторонами на паритетной основе комиссия. Она проводит коллективные переговоры и подготавливает проект соглашения. Разработанный комиссией проект соглашения подписывается полномочными представителями социальных партнеров и со всеми приложениями направляется в семидневный срок представителями работодателей (объединением работодателей) в Минтруд России для уведомительной регистрации. Распространяется оно на тех, кто уполномочил своих представителей его подписать. Такой же порядок существует и в случае изменения или дополнения соглашения.

Содержание и структуру соглашения определяют представители его сторон. Оно может предусматривать положения: о содействии занятости, переобучении работников, о льготах организациям, создающим дополнительные рабочие места для труда инвалидов, несовершеннолетних; об оплате труда, механизме ее регулирования с учетом роста цен, инфляции; об условиях труда, режиме труда и отдыха; об охране труда;

Срок действия соглашения определяют стороны, но оно заключается на срок не более трех лет. Вступает в силу с момента подписания или в срок, указанный в соглашении. Действие его распространяется на работников, работодателей, орган исполнительной власти, представители которых подписали соглашение.

Лица, виновные в уклонении от участия в переговорах или неправомерном отказе от подписания согласованного коллективно­

го договора, соглашения или невыполнение коллективного договора, соглашения, непредоставлении необходимой информации для ведения коллективных переговоров, осуществлении контроля за выполнением коллективного договора, соглашения несут материальную ответственность за причинение материального ущерба, дисциплинарную ответственность (ст. 192—195 ТК) или подвергаются по решению суда штрафу до 50 минимальных размеров оплаты труда.

 

Участие работников в управлении организацией

Работники имеют право участвовать в управлении организацией. Это право было признано всеми ранее действовавшими кодексами законов о труде России. Трудовой кодекс также закрепил это право в ст. 52 разд. II.

Данное право работники могут осуществлять как каждый персонально непосредственно, так и коллективно через свои представительные органы (профкомы), общие собрания трудовых коллективов. Работники могут вносить предложения как письменно, так и устно по улучшению работы организации, управления трудом, охране труда, а также и по вопросам социально-культурного и бытового обслуживания.

Как предусматривает ст. 53 ТК, основными формами участия работников в управлении организацией являются:

1) учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Кодексом и коллективным договором, например,

при расторжении по некоторым основаниям трудового договора по инициативе работодателя (ст. 82 и 373 ТК).

2)проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов по трудовому праву. Такими актами являются правила внутреннего трудового распорядка, графики сменности, графики отпусков, положения о премировании и др.;

3)получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, например, о реорганизации организации, предстоящем сокращении штатов, численности работников и т. д. (ст. 53 ТК);

4) обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию. Такое обсуждение — очень важная форма участия работников в управлении организасов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию. Такое обсуждение — очень важная форма участия работников в управлении организацией, особенно если оно происходит на общем собрании трудового коллектива или на производственном совещании, которые, к сожалению, стали очень редким явлением;

5) участие в разработке и принятии коллективного договора.