Самосознание и Я-концепция.
На определенном этапе развития психики у человека возникает самосознание.
Самосознание – высший уровень развития психики человека, связанный с осознанием и оценкой человеком своих психологических особенностей, на основе которых формируется целостная система представлений о себе.
«Я-концепция» личности – собственное представление о себе или образ самого себя, т.е. совокупность мнений о своём здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках.
Самосознание часто отождествляют с Я-концепцией, хотя иногда последнюю представляют как результат самосознания. Формируемый самосознание образ «Я» не сводится к простому осознанию своих отдельных черт и качеств. В образе «Я» имеет место не столько самоописание, сколько самоопределение, которое связано с ответами на такие вопросы, как: «Кто я? Чего я хочу? Каковы мои возможности?». Самосознание выполняет важные функции в жизни человека:
Ø формирование себя как личности (самоопределение);
Ø сохранение устойчивости «Я» при негативных воздействиях внешних факторов (самозащита).
В развитии самосознания В. С Мерлин выделяет ряд этапов:
Ø осознание отличия себя от остального мира;
Ø осознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
Ø осознание своих психических свойств;
Ø формирование социально-нравственной самооценки, развитие самоуважения.
Один из зарубежных исследователей Я-концепции Р. Бернс выделяет в ней образ «Я», самооценку и потенциальную поведенческую реакцию. Исходя из этого, в самосознании выделяют три взаимосвязанных компонента:
Ø познавательный (когнитивный) — образ своих познавательных и личностных свойств, внешности и др.;
Ø эмоциональный — самоуважение, самолюбие, самокритичность;
Ø поведенческий (волевой) — стремление быть понятым, завоевать симпатии, скрыть свои недостатки, повысить личностный статус и др.
Самосознание включает четыре уровня (приводится по Л Д. Столяренко):
Ø непосредственно-чувственный (самоощущение процессов в организме, обеспечивающее простейшее самопознание, идентификацию своей личности);
Ø целостно-образный (осознание себя как деятельного начала и стремление к самосовершенствованию через использование имеющихся задатков);
Ø интеллектуально-аналитический (осознание содержания собственных мыслительных процессов через самонаблюдение и самоанализ);
Ø целенаправленно-деятельностный (анализ предыдущих уровней с выходом на самооценку, самоконтроль, самокритику, самовыражение, самомотивацию).
Отличительными чертами личности с развитым самосознанием являются:
- удовлетворение своих потребностей без нанесения ущерба другим людям;
- достижение значительных успехов в деятельности, которая является средством самовыражения;
- демонстрация энергии и жизнестойкости в повседневной жизнедеятельности;
- открытость новому опыту.
С самосознанием личности тесно связана самооценка.
Самооценка– оценка личностью своих качеств и возможностей, определяющая ее поведение в межличностном взаимодействии.
Благодаря самооценке человек пытается оценить свои качества, возможности и свойства. Это становится возможным при непрерывном сравнивании себя с другими людьми, с которыми человек находится в непосредственном контакте. Движущими мотивами самооценки являются мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. При завышенной самооценке у человека проявляется комплекс превосходства, идеализированное представление о самом себе, о своей значимости. Он часто игнорирует неудачи, истолковывает свои слабые стороны, как сильные. Неуспех, как правило, связывает с внешними факторами. Личность становиться «недосягаемой» для других, «душевно глухой», теряет обратную связь в контактах с другими людьми, не прислушивается к чужому мнению, в отношении с другими проявляются авторитарные нотки. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел — увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.
Заниженная самооценка, как правило, приводит к комплексу неполноценности, когда человек неуверен в себе, излишне застенчив, нерешителен и предъявляет к себе и окружающим слишком высокие требования. Правда, постепенное развитие стремления к самоутверждению может привести человека к неразборчивости средств в достижении этой цели. Цели, которые человек ставит перед собой, обычно занижены и не соответствуют его истинным возможностям.
Иногда говорят о целостной (глобальной) и частной (порциальной) самооценке. В первом случае объектом самооценки выступает вся личность, во втором — определенные характеристики.
На самооценку большое влияние оказывает уровень притязаний личности.
Уровень притязаний -желаемый уровень самооценки личности, влияющий на степень трудности тех задач, которые личность ставит перед собой.
Изучение уровня притязаний важно с точки зрения его адекватности реальным возможностям человека.
Различают частный и общий уровень притязаний. Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т. п.) или человеческих отношениях (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или деловых отношениях и т. п.) В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области. Уровень притязаний может носить более общий характер, т. е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.
Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное педагогическое воздействие, формирующее лучшие качества личности. В одних случаях важной становится задача повышения уровня притязаний личности: если ребенок невысоко оценивает тебя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности в успехе и деформации личности. Постоянные неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжелыми эмоциональными срывами и конфликтами. Пути повышения уровня притязаний различны и зависят от индивидуальных особенностей ребенка, реальных возможностей педагога и т. д. Это и прямая помощь со стороны учителя, и различные приемы создания перспективы для личности. Эти перспективы могут быть выявлены первоначально в другой области, не связанной с той, в которой проявляются неудачи. Затем созданная таким образом активность переключается в сферу, где надо повысить уровень притязаний личности и восстановить снизившуюся самооценку.