ЮНОШЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

 

Здравствуйте, дамы и господа!

Сегодня мы переходим к третьему уровню развития личности, к юношеской личности.

Пафос и модальность. Ее основная модальность – локально-атманическая. Пафос этой личности я назвал бы так: целенаправленные поиски света, или поиск Пути. Здесь у человека есть точка опоры, но это именно точка, а не площадка. Здесь появляется глубинное "я", внутреннее "я" – то, которое впоследствии будет осмыслено человеком как его истинная личность. Но оно появляется лишь как маяк, как свет далекой звезды, который не является источником освещения, а лишь указывает направление движения, и света от него не достаточно, чтобы осветить пространство вокруг человека.

Самоощущение. Тут можно поставить три восклицательных знака: Самоощущение – ЕСТЬ!!! Выходя на уровень юношеской личности, человек чувствует громадное облегчение, пережив и изжив опыт подростковой личности со всеми ее ценностными метаниями. У него внутри возникает, может быть, не очень яркое, но очень определенное переживание: "Существует некоторая глубинная инстанция, которая на самом деле ни от чего не зависит, и которая является моей личностью. Это корень моего бытия в мире, который не зависит от времени, не зависит от моих мыслей, от моих эмоций, от моих ценностей, которые на данный момент сформировались и от жизненных программ, которые я веду; он являет собой что-то вечное и абсолютно незыблемое, и является самым корнем моего бытия." И эта вновь обнаруженная инстанция воспринимается человеком как его истинное, или внутреннее, или глубинное, или высшее "я". Если смотреть вверх, то высшее, если смотреть вниз, то глубинное, кому как нравится, у кого где больше планет – в дневных или ночных домах.

Для внутреннего "я" характерно то, что оно абсолютно индивидуально, то есть является принадлежностью лишь данного человека, и ни у кого другого такого "я" нет. И человек не нуждается ни в каких подтверждениях этого своего мнения. Это мистическое ощущение, которое гораздо убедительнее любых внешних авторитетов, глубже и яснее впечатлений, доставляемых органами чувств. Внутреннее "я" уникально, то есть других таких нет. Есть другие люди, и у каждого из них есть свое внутреннее "я", но они – другие, совсем не похожие на его "я". Его "я" уникально. И ему не надо за это бороться, то есть момент самоутверждения в смысле утверждения своей уникальности у этого человека отсутствует. У него нет этой потребности. Он внутри себя знает, что он один такой – знает тем самым знанием, которое не нуждается в доказательствах,.

Это не значит, что он в своих глазах очень хороший и замечательный, но факт его уникальности для него налицо внутри и на лице снаружи. Это глубокое внутреннее переживание, которому соответствует совершенно определенное переживание внешнего мира и внешней судьбы. Он знает (и это знание опять-таки дано ему в ощущении, непосредственно) что у него есть особый ритм судьбы и индивидуальная миссия, Богом или миром лично ему предназначенные, лично ему положенные, и здесь конкурентов у него нет. Конечно, в его жизни возможны какие-то локальные соревнования, но что касается его жизненной миссии в целом – он персонально на нее, так сказать, поставлен и точно знает, что она у него есть, и ни у кого другого такой миссии нет. Она одна такая.

Чем отличается глубинное "я"? Прежде всего, своим особым взглядом на вещи, взглядом на мир. Это то, как я смотрю на мир, как я его воспринимаю, какие внутренние акценты я ставлю, и никто другой на мир так не смотрит. Кроме того, внутреннее "я" определяет неповторимый стиль внешней и внутренней жизни. Юношеская личность знает, что тот стиль жизни, который она предъявляет миру, уникален, так что его никак не надо специально создавать и прорабатывать: он дан ей бесплатно, по праву рождения. У других людей возможно, тоже есть свои стили, но они – другие.

С чем можно сравнить внутреннее "я" юношеской личности? Образ, который пришел мне в голову, это ключ, бьющий из бездонного подземного источника. Ключ небольшой, слабенький. Остальной природный пейзаж его поглощает, ключ не занимает в нем сколько-нибудь существенного места. Но этот ключ уникален и через него идет связь человека со всем миром. Юношеская личность ощущает себя единосущной миру; ей понятен принцип индийской философии, утверждающий тождество Атмана (индивидуального духа) и Брахмана (Мирового духа). Одно из распространенных восточных сравнений таково: Брахман – это солнце, а Атман – это его отражение в капельке воды. И у этого человека есть похожее ощущение, что он отражение всего мира, то есть микрокосм.

Все, что я рассказываю, переживается человеком исключительно положительно. Я думаю, что вам это понятно: юношеская личность освобождается от громадной ноши установления доказательств своей внутренней и внешней уникальности, неповторимости своих связей с миром и роли в нем, устойчивости своего бытия.

Есть люди, у которых это ощущение есть с самого рождения, с момента, когда им исполняется год или два, когда появляется самосознание, когда они говорят "я". Прямо с самого этого момента у них точно такое самоощущение. Тогда вы смело строите этому клиенту карту на третий уровень личности (как это делается, я буду рассказывать несколько позже) и ее интерпретируете.

Но так бывает редко. По большей части это самоощущение приходит как результат долгого и мучительного тотального кризиса жизни человека на подростковом уровне личности, когда резко рушатся все его фантомные ценностные опоры, и человеку кажется, что он летит в кромешную тьму, и он некоторое время через нее летит, а потом обнаруживает истинный фундамент своей личности и своего бытия, животворный ключ внутреннего "я". И эти переживания приходят к нему и изнутри, и снаружи одновременно. У юношеской личности нет большой дистанции между внешним и внутренним миром, они сопряжены друг с другом многими связями.

Мироощущение.Для юношеской личности характерны целенаправленные поиски пути, то есть у нее есть чувство направления, своего рода путеводная звезда, которую она ясно видит, но эта звезда обладает недостаточной яркостью, чтобы осветить ее конкретный жизненный путь.

У этого человека есть устойчивое ощущение бытия в этом мире. У него есть корень, который абсолютно ни от чего не зависит, и который не меняется со временем. Но у него нет определенного пути, направления развития, которое было бы подсвечено его внутренним "я", его личностью. И поэтому то, что с ним в жизни происходит, он склонен в большой степени обесценивать, чувствуя, что его истинное "я" – это что-то другое, что оно не манифестируется ни его ценностями, ни его талантами, не конкретными событиями его внутренней и внешней жизни, а представляет собой что-то совсем другое. И это другое он воспринимает сугубо интуитивно, не находя отчетливой связи между своим внутренним "я" и всей остальной жизнью.

Самосознание. У этого человека есть разделенность. С одной стороны, он ощущает себя как некоторую духовную сущность, он слышит в себе тихий внутренний голос, который для него есть голос окончательной истины; если этот человек воспитан в религиозной культуре, для него ощущение внутреннего "я" может быть интимным религиозным чувством, когда человек ощущает прямую связь с Богом, и может разговаривать с Ним напрямую. Но кроме того, что у него есть духовная сущность или он слышит голос своего Бога, у него есть еще и второй план, а именно, вся остальная его жизнь (убеждения, ценности, позиции, поток событий и т. д.), и эти две сферы его жизни для него разделены.

Его внутреннее "я" похоже на звезду, которая дает направление, но не дает освещения: оно возникает лишь на следующем уровне (зрелой личности). А здесь пока освещения нет. Здесь есть лишь тихий внутренний голос, который говорит человеку зачастую лишь чересчур абстрактные вещи. Он дает лишь некоторую общую ориентировку, направление на атманическом плане, весьма и весьма абстрактное.

Но оно настолько для человека важно, оно дает настолько внутренне убедительную самоидентификацию, что воспринимается как громадное достижение. Хотя, глазами следующего уровня, это состояние – лишь самое начало духовных поисков.

Для этого человека духовный план существует и первичен, но он несколько размыт, его контуры неясны. А плотный план (то есть непосредственная жизнь и связанные с ней ценности) весьма и весьма дан ему в ощущении. Но, с другой стороны, его внутренняя ценностная акцентуация такова, что плотный план оказывается субъективно глубоко вторичным: несмотря на всю свою плотность, он для этого человека менее важен, чем духовный. Плотный план в любой момент может видоизмениться и даже рассыпаться, и катастрофы не произойдет. Помните, я говорил про трудности подросткового уровня, где любые ценностные изменения переживаются человеком как катастрофа, поскольку при этом меняется его самоидентификация? Здесь самоидентификация не зависит от внешних обстоятельств и ценностной системы человека, она сохраняется при их изменениях. И человек это знает и непосредственно ощущает; другими словами, он чувствует (и уверен в этом своем чувстве), что его самоидентификации ничто в мире не угрожает: его внутреннее "я" незыблемо и ни от чего не зависит.

Его самосознание можно назвать религиозным лишь условно. Можно сказать, что у него есть устойчивый источник веры, но эта вера ему мало что дает. Он живет в достаточно атеистическом мире – но в этом мире у него есть религиозная ориентировка. Он знает, куда идти, чтобы со временем выйти на Путь. А реальный выход на Путь – это сюжет четвертого уровня развития личности. А пока что Пути нет, но есть общее направление его поисков.

Итак, у этого человека есть четкое ощущение индивидуальности судьбы, уникальности своего внутреннего мира и некоторого общего направления, куда ему надо идти. И все это ему не надо себе доказывать, все это есть у него как прямое знание.

Надо сказать, что этот термин, который я употребляю, "прямое знание", то есть знание, не требующее доказательств, само по себе есть сильное мистическое переживание, которое приходит лишь на третьем уровне развития личности, а человеку второго и первого уровня личности будет вообще непонятно, о чем идет речь. Помните, как в "Мастере и Маргарите" М. Булгакова Воланд на вопрос атеиста-Берлиоза говорит: "И доказательств никаких не требуется. Все просто... " – и далее начинается фрагмент романа, посвященный событиям последних дней жизни Христа. И читателю совершенно ясно, что если Воланд лично присутствовал при разговоре Иисуса с Понтием Пилатом, то ему не нужно доказательств того, что это было, он это просто знает.

Самоидентификация юношеской личности чаще обычного бывает достаточно романтической. Обычно этот человек идентифицирует себя с вечными идеалами, с глобальной жизненной программой служения чему-то принципиально недостижимому, например, идеалу красоты, любви или справедливости. Его внутреннее "я", осознанное как далекая звезда, дает устремленность в высоком и абстрактном направлении, причем абсолютно незыблемом. Человек никогда не сомневается, что ему надо идти туда. Другое дело, что это не всегда получается у него практически.

У него идет отказ от любой временной самоидентификации. От любой! И это тоже нужно хорошо понять. Все самоидентификации, которые свойственны личностям низших уровней – инфантильной, подростковой – кажутся этому человеку отчетливо ложными. Когда он вспоминает, что он полагал, что "я" – это то, что он в данный момент думает, или то, что он делает, или это те программы, которыми он занимается, – то все это кажется ему сейчас, на его нынешнем уровне личности, величайшей нелепостью.

Надо сказать, что на четвертом уровне личности взгляд на самоидентификацию еще раз меняется. В частности, зрелой личности взгляд подростковой кажется не таким уж и глупым, просто он несколько переосмысливается. Но юношеская личность смотрит на подростковую с таким же презрением, как сын-хиппи смотрит на своего папашу директора крупного завода. Он его видит как совершенно загипнотизированного своим производством, а себя ощущает, как существо духовно свободное и следующее высокому идеалу – например, идеалу ничем не ограниченного свободного самопроявления. И если у человека есть духовный корень, он вполне может этому идеалу следовать, и даже куда-то со временем прийти.

Итак: для юношеской личности характерен отказ от любой временной самоидентификации. Человек говорит: это все не я, это мои роли, но это не я. Так Лев Толстой отказывался от своего полного собрания сочинений, но это было совершенно пустое дело, поскольку все равно его приклеили к нему благодарные читатели. И Александр Блок пытался отказаться от своих сочинений: "Молчите, проклятые книги! Я вас не писал никогда." Псевдонимами надо пользоваться потому что! Правда, они тоже помогают не на сто процентов...

Конкретные индивидуальные особенности этого человека, то есть подробности его биографии, черты характера, которыми наделен, его ценностные ориентации и программы деятельности кажутся ему несущественными штрихами к тому главному, что он в себе ощущает, то есть к основной вневременной идее, к которой он себя причисляет. И он, что очень важно понять, не теряет при этом индивидуальности. Он никак не привязывается ни к каким атрибутам своей внешней и внутренней жизни. Для самоидентификации это ему не нужно, она у него и так уже есть.

Чтобы это было более понятно, я могу привести такой пример. Йог Рамачарака пишет, что неграмотные европейцы напрасно считают буддизм атеистической религией. Он замечает: действительно, в буддизме нет Бога как такового, там есть восьмеричный путь избавления от страданий – но у индусов ощущение Абсолюта есть в крови. Интуитивное знание безличного творческого Первоначала, Чистой Потенции любым индусом воспринимается как само собой разумеющееся, поэтому когда на этом фоне вводится представление о восьмеричном пути, то в результате никак не получается атеистическая религия. Для индуса это вполне религиозное представление – но если его проповедуют в атеистическом обществе, лишенном индийской чувствитеьности к горним сферам, то его смысл безнадежно искажается.

Похожая ситуация наблюдается и здесь. Юношеская личность может себе позволить стремиться к абстрактному и безличному идеалу, не теряя при этом самоидентификации. Идентификация у нее уже есть, так сказать, априорно. Этот человек знает, например, что если он будет нести в мир любовь, никак не думая о своей личности, то его жизнь в целом выстроится таким образом, что о нем можно будет написать биографию, в которой его лицо проступит как уникальное. И других таких людей и судеб не будет. И он это очень ясно ощущает. У него нет ощущения своей индивидуальности в каждой его программе, в каждом его действии – но у него есть интегральное ощущение своей уникальности, и оно совершенно незыблемо.

Конкретные индивидуальные особенности этого человека воспринимаются им как штрихи ко вневременной идее, которой является его "я"; это формы, в которые его "я", его сущность вставлена, как цветок в кувшин. Формы, в которые он облекает свою внутреннюю и внешнюю жизнь, можно уподобить кувшину. Тогда цветок, который стоит в этом кувшине – это "я", то есть личность. И этот цветок от кувшина никак не зависит. Но смотрятся они вместе, хотя пока еще плохо сочетаются друг с другом, и это его проблема.

Самооценка этого человека очень высока. Он воспринимает себя как Вселенную – к большому, кстати говоря, раздражению окружающих инфантильного и подросткового уровней, которые идентифицируют себя со своими поступками, достижениями или заслугами. А он, с одной стороны, не склонен доказывать свою ценность (раз она дана в ощущении, что тут доказывать? Что он – племянник Абсолюта?), но, с другой стороны, при попытке его как-то унизить, обидеть, подвергнуть сомнению его самооценку, от него идет ощущение каменной стены, которую не сдвинешь никак. Опытные манипуляторы всегда пытаются ухватиться за самооценку, а тут не получается.

Юношеской личности свойственно априорное уважение к любому человеку – но именно к его внутреннему "я", а не к конкретным личностным проявлениям, не к конкретным жизненным обстоятельствам, в которых человек находится. Это уважение к цветку, а не к горшку, скажем так: к духовной основе, но не к подробностям ее воплощения.

Более того, юношеская личность склонна отрицать весь тот жизненный антураж, который есть у других людей, – так же, как и у себя самой. Это уровень духовных прозелитов, иногда довольно неприятных людей, которые действительно усмотрели внутреннее Божественное начало в себе и отрицают на своем уровне личности все мирские, как говорится, проявления, не понимая того, что у других людей может быть и другой уровень личности, и другое отношение к мирским проявлениям. Оно, кстати, другое не только на первом и втором уровне, но и на четвертом и на пятом. Не надо мерить по себе – это относится к любому уровню личности!

Самомнение. Это тема, где психотерапевту нужно быть очень внимательным, и, в частности, обращать пристальное внимание на модальности самомнения человека. Самомнение юношеской личности иррационально высоко. У нее есть мистическое ощущение себя, своей судьбы, своего внутреннего "я", которое абсолютно ничем внешним не подтверждено, оно просто у него есть. И оно очень глубоко. И поэтому, в принципе, это человек легкий и не склонный самоутверждаться за чужой счет. Он содержателен, по крайней мере, в духовном смысле, сам для себя. Он интересен самому себе. Может быть, он интересен лишь себе, может быть, еще и узкому кругу близких и друзей. Пока что он еще не состоялся как духовная личность, и его энергетика может быть низкой.

Когда у человека высокая энергетика, он – независимо от самомнения – тяжел для окружающих. Даже подростковая личность, если она ведет крупные программы, неважно, внешние (например, социальные) или внутренние (скажем, культурные), становится тяжелой – в частности, в межличностном общении. А уж когда человек оказывается на четвертом уровне развития личности, когда его программы подсвечены его внутренним "я" – он вообще может быть совершенно непереносим, рядом с ним может быть невозможно находиться, если вы подчиняетесь ему не полностью и не растворяетесь в его реальности – а иначе вас оттуда быстро вытолкнет, либо вы поломаетесь.

А на третьем уровне развития личности у человека возможна большая легкость, потому что свою духовную силу он уже ощутил, но еще ее не набрал, она для него как бы в новинку. А самоутверждаться за чужой счет он не склонен, и потому может быть весьма подвижен, как маленькое растение, которое вырастает из зернышка: корешок уже есть, но веточки оно может пускать в любую сторону. В частности, этот человек может быть легко обучаем. Более того, это естественный ученик для учителя, который поведет его в направлении его звезды.

Референтный круг этого человека вполне может быть пуст. Никого нет. Человек счастлив, что он обрел истину внутри себя или в ритме своего внешнего пути, и он не нуждается ни в каких учителях. Он сам все существенное, как он считает, видит и знает. Или его референтный круг может состоять из одного единственного внешнего Учителя. Но Учителя с большой буквы, а иногда он может произносить это слово так, что все буквы будут прописными: УЧИТЕЛЬ. Для него Учитель – это человек, который доходит до глубины его души, и по поводу которого человек, когда он выучится и реализуется, скажет так: "Это мой учитель, и я всем в своей жизни и свершениях ему обязан". Вот такой у него референтный круг. Так что шансов в него попасть мало.

Самооценка. Самооценка юношеской личности бывает разной, но ниже тройки никогда не опускается. Троечку, то есть "удовлетворительно", этот человек себе уже заработал. У него есть его внутреннее "я", которое держит его на плаву во всех ситуациях. Вот пример.

У дворянства в царской России было много привилегий, но в их числе две основных. Первая – это неприкосновенность дворянства (то есть отсутствие для него телесных наказаний), а вторая – возможность для дворянина, который не хочет более находиться на царевой, то есть государственной службе, в любой момент выйти в отставку и отправиться жить в свое имение. И самооценка юношеской личности в чем-то напоминает дворянскую. Все серьезные неприятности, которые имеет этот человек, происходят при его же собственном попустительстве. Если ему в какой-то момент что-то не нравится, то он может ретироваться к себе в поместье (вернуться к внутреннему "я"), и там уже жить так, как он считает нужным. У этого человека большая неуверенность на всей периферии его личности, потому что весь мир, в котором он живет и его ценностная система его внутренним "я" не подсвечены. Ему еще предстоит длинный путь согласования своих ценностей со своим идеалом. А пока они не согласованы, его конкретная жизнь может быть даже весьма и весьма хаотичной, неприятной и какой угодно, так что, наблюдая ее со стороны, мы можем иногда вспомнить про инфантильную личность. Здесь последняя часто вспоминается, ибо юношеская личность живет во тьме. У нее нет локальной устойчивости, свойственной подростковой личности, но у нее есть путеводная звезда. Поэтому ее самооценка может быть временами довольно низка, поскольку она сама себя во многом не одобряет, не находит еще нужной дороги, на которую ей нужно выйти. Но это никогда не двойка! Троечка юношеской личности гарантирована всегда.

Самовыражение. Самовыражение этого человека нестандартно. Если вам такие люди когда-нибудь и встречались, то вы, наверное, плохо их понимали, потому что у них очень специфическая идея саморазвития и самовыражения. Она заключается в глубокой проработке тех вещей, которые человек считает для себя существенными. При этом у него есть глубокое внутреннее знание, что именно для него существенно, и никаких подтверждений ему не нужно.

Одна из первых моих встреч с подобным человеком состоялась, когда я еще только начинал изучать астрологию, и он произвел на меня сильнейшее впечатление. Я сделал его карту, и она у него была такой, что мне было непонятно, как вообще с такими аспектами можно жить. И я поднял на него глаза и сказал, что будет гораздо интереснее, если, наоборот, он мне расскажет про свою жизнь, как он со всем этим живет. Он страшно оживился, сказал, да, это очень интересно, и поведал мне свою историю – не всю, конечно, но некоторые эпизоды.

Он всегда ощущал свое "я". Но у него были и проблемы. В юности он многого боялся. Однако он считал, что это неправильно и себя преодолевал: ходил ночью на кладбище. И постепенно изжил страх темноты. Потом он обнаружил у себя другую форму страха: страх высоты. И пошел учиться на летчика-испытателя, и эту специальность освоил. Потом он стал бояться черной магии и пошел на обучение к самой главной тогдашней московской ведьме и занимался с ней парной медитацией. И отбивал у нее учеников, хотя при этом однажды чуть не погиб. Потом он, если мне не изменяет память, занялся ремонтом старинных скрипок (а последним его увлечением на тот момент было разведение пчел).

Однажды он полностью сделал скрипку "под старинную". Я его спросил, хорошо ли она звучала? Он ответил: "Хорошо, но один день. Потом моя жена разбила ее об мою голову, но ничего, все оказалось в порядке, ее (скрипки) карма была в этот момент уже исчерпана."

Он еще много чего мне порассказал, но что меня еще поразило в этом человеке, это его фантастическая легкость. Он перемещался по пространству, как пылиночка. Он, правда, занимался карате: и астральным, и обычным. И еще много чем другим. И говорил, что вообще обычно не спит – так, иногда в электричке едет и вздремнет немного, а специально этим не занимается. Ну, и в таком роде. И у меня было ясное ощущение, что этот человек осваивает свою личность. У него есть глубокий корень, который дает ему силы для того, чтобы взять абсолютно любую проблему – и начать ее осваивать, и решить. И ему совершенно безразлично при этом, как окружающие на это смотрят, и насколько он вообще сопрягается с миром. И в этом смысле он был совершенно свободен.

Во всем, что делает юношеская личность, ее интересуют лишь те моменты, когда ощущается отблеск глубинной энергии ее "я", – лишь это вызывает ее неподдельный интерес. Это же может интересовать окружающих – но лишь при условии, что они очень внимательны и понимают, что происходит что-то экстраординарное. А никакие программы в понимании подросткового уровня юношескую личность сами по себе не интересуют.

Для нее характерен интерес, если хотите, шпиона, которого посылают с заданием в чужую страну, и он для прикрытия организует какое-то дело. Потом это дело начинает крутиться, приносить прибыль, но когда он свою шпионскую функцию выполняет, его отзывает начальство, и в какой-то момент он пропадает для этой страны и фирмы, которую он организовал, и где у него шли дела, и все его деньги, естественно, тоже для него пропадают, но это к нему не имеет никакого отношения. Такова же и жизнь юношеской личности: когда внутреннее "я" говорит ей, что такую-то программу она отработала и надо ее завершать, она без каких бы то ни было внешних оснований переходит к следующей программе, санкционированной ее "я". Эти программы могут быть короткими, они могут быть длинными, ее это не интересует. Для нее главное, что она двигается в направлении основного своего идеала и в кончном счете реализует ту уникальную природу, которая в ней изначально заложена.

Самореализация для этого человека не ясна и чаще всего представляет для него недостижимый идеал. Она понимается им глобально; иногда он считает, что его самореализация есть его жизнь в целом – но при этом далеко не вся. И он понимает, что самореализация для него проблемна, что она требует длительного времени и завершения длинных сюжетов, может быть, сюжетов прошлых воплощений. Он понимает, что для этого должно как-то проявиться его глубинное "я". Но представления о том, как и что он должен для этого делать, у него нет никакого, и конкретно в этом он не очень заинтересован.

Этика юношеской личности особая. В чем-то, возможно, она конфликтует с общесоциальной, то есть человек разрешает себе что-то по социальным нормам сомнительное. А в чем-то, наоборот, его требования к себе существенно выше среднесоциальных, и он напоминает монаха-схимника, который не просто соблюдает пост, но круглый год сидит на капусте и сныти – и все. На этом уровне человек начинает понимать, что этику нельзя свободно регулировать своей волей, и она (этика) не является чем-то независимым от человеческого бытия. У него возникает ощущение, что жизненная этика напрямую связана с его внутренним "я", и если ее правильно угадать, то она поможет ему в его самореализации, в поисках духовного пути. Однако в четком виде она ему не дана: внутреннее "я" дает ему не больше, чем косвенные намеки, общие указания на то, что неплохо бы заняться тем-то или тем-то. Тихий внутренний голос не говорит ему конкретно: "Сегодня ты будешь делать то и это, а завтра пойти туда-то и скажи тому-то то-то", – он лишь в общем подсказывает желательное направление внимания и усилий человека. Но, исходя из этого направления, человек уже может простраивать свою этику применительно к конкретным жизненным обстоятельствам. И это для него серьезное, ответственное занятие. А критерии правильности этики для него – это внутренне ощутимая истинность его жизни и переживаний и процесс приближения к настоящему Пути. Но последнее дано ему на уровне самых тонких ощущений, и он не склонен об этом разговаривать, хотя вполне реально это ощущает.

Как правило, у этого человека есть двойная этика. Первую он предъявляет социальному миру, пользуясь тем, что Юнг называет персоной, но у него есть и вторая, внутренняя этика, которая гораздо тоньше, иногда жестче, иногда в чем-то свободнее, но в любом случае обладает для него большим внутренним авторитетом, поскольку помогает ему двигаться по направлению к его внутреннему "я". И если вы начнете что-либо противопоставлять его внутренней этике, то, скорее всего, у вас ничего не получится.

Введение в квантовую астрологию. А теперь маленькое отступление. Я должен сказать, что эта тема развития личности у нас затянулась, но материал диктует свой ритм, и мне трудно этому противостоять. По этому признаку вы можете отнести меня к определенному уровню личности, когда вы все их изучите. Но в действительности, тема уровней личности, которую я взялся перед вами раскрывать, это, наверное, самая важная тема не только в психологии, но и вообще во всей науке о человеке.

И дело не только в том, что мы неправильно поступаем, когда судим о каком-то человеке, помещая его на свой уровень развития личности, то есть выше или ниже, чем он реально находится. Еще мы очень сильно себя ограничиваем, когда считаем, что мы, в основном, все про себя знаем, забывая про то, что наш уровень личности в какой-то момент может повыситься, и тогда меняется абсолютно все – и мировоззрение, и мироощущение; меняется даже космограмма, и об этом я хочу сейчас сказать несколько слов.

Один из пунктов нашей программы это квантовая астрология, которая каждому уровню личности сопоставляет свой гороскоп, точнее – свой набор дуговых аспектов между планетами. Каким образом? Сейчас поясню.

Инфантильной личности соответствует гороскоп, в котором мы рассматриваем лишь аспекты со знаменателем до четверки: соединение, оппозиция, трин и квадрат, и с довольно широкими орбисами.

Дальше у нас идет подростковая личность. Ей соответствует гороскоп с аспектами со знаменателем до восьмерки, то есть помимо упомянутых, добавляются квинтиль, биквинтиль, секстиль, септиль и все его кратные (бисептиль и трисептиль), полуквадрат и полутораквадрат. При этом орбисы берутся меньше, то есть некоторые из этих аспектов карты на первый уровень личности пропадают, зато добавляются новые (со знаменателем в пределах восьми).

Для юношеской личности (третий уровень) добавляются аспекты со знаменателем девять, это нонаген и его кратные, десять (дециль и тридециль), одиннадцать (ундециль и его кратные) и двенадцать (это полусекстиль и квиконс).

Дальше у нас идет зрелая личность (четвертый уровень). В ее карте орбисы еще уменьшаются, но зато добавляются аспекты со знаменателем до 16. Это тердециль и его кратные (знаменатель 13), квиндециль и его кратные (знаменатель14), квиндециль и его кратные (знаменатель 15) и седециль и его кратные (знаменатель 16).

И, наконец, для личности пятого уровня (интегрированной) добавляются аспекты со знаменателями 17, 18, 19 и 20, и все предшествующие, естественно, фигурируют тоже – а орбисы еще уменьшаются.

Что это означает с точки зрения индивидуального ритма судьбы? При переходе на новый уровень личности у человека ключаются качественно новые сюжеты. Более того, помимо включения новых сюжетов, старые сюжеты начинают пониматься, ощущаться и интерпретироваться совершенно по-другому. При этом возникает естественный вопрос: на каком уровне личности рождается человек? Наверное, вы думаете, что на инфантильном. Вы можете, конечно, построить ему карту первого уровня, но его душа может готовить его к более осмысленному существованию, и аспекты юношеской личности (или даже зрелой), могут проявляться в его жизни с самого начала, причем проявляться вначале на его родителях. Я это давно заметил.

Так вот, появление новых аспектов, говоря на содержательном языке, означает, что в жизни человека включаются некоторые силы, некоторые ритмы, которые на предыдущих уровнях личности просто не существуют или им не замечаются. При этом возникают очень нетривиальные и неожиданные эффекты. Астрологи (и продвинутые клиенты) любят делить аспекты на гармоничные и пораженные. Например, квадрат на карте инфантильной личности – это, как говорится, роковое невезение. Но если тот же квадрат (кстати, в гораздо более узком орбисном интервале) будет стоять в карте юношеской личности, он воспримется ею совершенно по-другому, как устойчивый базис ее существования. Для зрелой личности квадрат – сугубо положительный аспект, она будет его холить и лелеять, потому что это для нее такой фундамент, такое прочное положение в этой жизни, что можно только позавидовать. К тому же он редко встречается, потому что орбис совсем маленький.

Еще пример: аспект квинтиля. Он появляется у подростковой личности и дает человеку возможность вырываться за какие-то рамки. Для подростковой личности квинтиль воспринимается как положительный, как гармоничный. Для юношеской личности он представляет большие опасности, и здесь уже ставится вопрос о его проработке – потому что свобода и живость это, конечно, хорошо, но бывает, что другого человека заденешь, и очень больно.

А у зрелой личности свои проблемы. Тут появляются проблемы тердециля, проблемы безошибочного, безупречного поведения. И это ее основная проблема. А также квинтили, какие есть, должны быть у нее проработаны уже очень основательно, потому что тут живость и непосредственность натуры, свойственные квинтилю, могут разрушить слишком многое в программах, требующих сверхвысокой точности поведения.

Это все очень интересно, но я не могу сразу вам читать и уровни личности, и соответствующие аспекты гороскопа. Это была бы перегрузка. Поэтому я читаю сначала психологическую часть, а потом отдельно, в следующем цикле лекций, расскажу вам интерпретацию аспектов сообразно уровням личности.

Но если вы хотите уже сейчас получить об этом первичное представление,в качестве основы вы можете взять мою книгу "Каббала чисел", где даны интерпретации чисел от 1 до 66.

Общее правило интерпретации аспектов заключается в том, что знаменатель дроби, соответствующей аспекту, дает основной сюжет, как бы суть того, что происходит, а числитель дает формы, в которых этот сюжет проявляется. Например, аспект биквинтиля, 144 0,которому соответствует дробь 2/5, интерпретируется как живость в конфликтных, поляризованных ситуациях: антагонизмах, ситуациях партнерства и т. д.

Но это – частное замечание для тех, кто хочет заниматься астрологией профессионально. А кроме того, я обращаю ваше внимание на то, насколько богаче делается сама астрология, когда мы понимаем, что очередные минорные аспекты работают (включаются) только при повышении уровня личности. Попытки толковать тонкости у человека, который реально находится на низком уровне развития личности – довольно бессмысленное занятие: он находится в рамках своего мировосприятия (и эгрегора), который тонкостей не воспринимает. Таковы, например, южноамериканские телесериалы. Там у героев есть вполне определенный круг мыслей, эмоций, сюжетов, за рамки которого действие в принципе не может выйти, и герой всегда реагирует на события шаблонным и предсказуемым образом. Такому герою как раз и подходит карта первого уровня, в которой фигурируют лишь четыре основных (мажорных) аспекта.

 

Однако вернемся к описанию юношеской личности.

Самовыражение. Что такое самовыражение для юношеской личности? Это очень тонкий момент. Здесь начинается тема творчества как основной темы в жизни человека.

Творчество обычно понимается как создание чего-то. С другой стороны, любой человек, который реально занимается творчеством, знает, что половину, если не большую часть процесса творчества, занимает процесс восприятия, и что проблема творчества заключается часто не в том, чтобы адекватно выразить что-то, или найти оригинальную мысль, идею или энергию внутри себя, сколько в том, чтобы найти лично свой, свойственный именно и только тебе способ видения окружающего мира. В русском языке нет слова "мировоздействие", но, поскольку есть слово "мировосприятие", то, как обратное понятие, должно быть и "мировоздействие". Так вот, под творчеством обычно понимается мировоздействие: человек воздействует на мир, например, творит в нем какой-то объект или совершает какие-то перемены.

Однако в не меньшей степени творчеством является мировосприятие. Совершенствуясь в нем, человек старается увидеть в мире то, чего до него никто не видел. В истории импрессионизма есть такой эпизод. Франзуцский художник Клод Моне приехал в Лондон и написал серию картин, где изобразил лондонские туманы розовыми и желтыми цветами. И лондонцы были поражены, потому что они обнаружили, что их привычный туман именно такого цвета. А до того они цвета своего тумана не видели, и нужно было, чтобы приехал человек с материка и это увидел. Проблемы нарисовать розовым или желтым цветом картину ни у одного художника-колориста, естественно, нет. А вот увидеть – это нужно было что-то такое внутри себя иметь или сделать.

Так вот, на уровне юношеской личности самовыражение в очень большой степени идет как глубинная проработка человеком видения мира. И это то, за что деньги не платят. И вообще, окружающим, социуму и, может быть, самому даже человеку не вполне понятно, что заставляет его так глубоко и подробно исследовать тот или иной объект. Казалось бы, все и так ясно. А он идет в глубину. Он старается увидеть не так, как ему предписывается видеть, а как-то по-другому, по-своему.

Может быть, мое рождение как философа состоялось, когда я учил всю эту белиберду, которая подавалась нам под громким именем марксистско-ленинской философии. Не могу сказать, что я ее учил, учить там, собственно, было нечего. Но меня сильно раздражало, что там задаются достаточно серьезные вопросы, на которые идут как бы "неответы" (у студентов есть понятие "незачет" и, хуже, "неэкзамен", – и "неответ" – из той же серии). Другими словами, в преподносимой нам философии в ответ на серьезные вопросы звучали пустые фразы, которые ответами на эти вопросы фактически не являлись, но претендовали на это. Например, у нас был специальный вопрос в билетах, как сейчас помню: "Единство мира". И нас учили так: "Единство мира заключается в его материальности". С моей точки зрения, сказать это – все равно, что ничего не сказать. Или объясните тогда, почему материя едина. Но этот последний вопрос был как бы неприличен, его задавать было нельзя. Но у меня-то внутри он звучал, этот вопрос.

Так вот, юношеская личность как раз тем и отличается, что пытается выработать свой личный взгляд, а когда вырабатывает, она иногда пытается даже его выразить, но у нее это плохо получается. Но это стремление у нее есть постоянно. И человек, может быть, даже не вполне понимает, что это именно его внутреннее "я" хочет найти свой особый, уникальный способ видения – но знает, что это для него очень важно. И во многих случаях юношеской личности ничего больше не нужно. Нашел свой способ видения этой ситуации, увидел – и все, идем дальше.

Самосовершенствование. Если говорить про работу над собой, то у юношеской личности идет очень глубокая проработка черт характера. Человек выделяет в себе какие-то черты, которые, он считает, должны быть ему свойственны (хотя полной уверенности у него нет). И он занимается вырабатыванием этих черт. Например, он считает, что у него не хватает доброты, и ее в себе вырабатывает. Или он считает себя очень невнимательным и развивает в себе внимание. И, например, приходит к психотерапевту на прием, и говорит, что ему не хватает внимания, что он очень рассеянный. Терапевт смотрит на него и видит, что это вообще-то один из самых внимательных людей, которых он когда-либо встречал. Но человека это не устраивает, ему нужна еще большая концентрация внимания. Причем ему важен не только уровень внимания, но и характер этого внимания. Он хочет научиться видеть то, что у него из внимания упускается. И для чего это ему нужно – сейчас совершенно непонятно, и становится понятным лишь намного позже, но какая-то сила заставляет его это делать.

На юношеском уровне прорабатываются ради самих себя любительские таланты, прорабатываются сюжеты, которые в любой момент могут быть оборваны – если человек изнутри чувствует: все, этого достаточно. При этом глубинные мотивы своего поведения ему непонятны, и внутреннего самооправдания, а также удовлетворения от того, что происходит, у него тоже нет. Но у него есть чувство, что ему как индивидуальности в данный момент хорошо бы делать вот это. А почему он двигается в таких-то направлениях, при том, что они часто друг с другом не сопряжены, ему совершенно непонятно.

Но, по крайней мере, он знает, что такое глубинный интерес. Тот интерес, который заменяет ему социальные наживки, двигающие людей инфантильного и подросткового уровней. Он знает, что такое глубинный тонкий интерес, который дает энергию и который заменяет все остальные интересы, привлекающие среднего человека. Он знает, что его личный интерес – это нечто, что он ни с чем и никогда не спутает. Когда он занимается чем-то своим, или изучает что-то свое, или делает что-то свое, совершенно не важно, до какого уровня он это доводит. Далеко не всегда он это доводит до социально приемлемого уровня (хотя иногда это и случается).

Однако не нужно думать, что юношеская личность – это обязательно небритый бомж или деклассированный элемент. Этот человек вполне может внешне (в социуме) выглядеть развитой подростковой личностью. Он может достаточно эффективно заниматься социальными программами, быть хорошо вписанным в социум. Но он будет чуть глубже, чем социальная марионетка, чем его эгрегор хотел бы его видеть, и с этим у него, возможно, будут некоторые сложности.

Самореализация. Самовыражение для юношеской личности – понятная категория, и для нее это внешнее выражение того, что ее в данный момент глубинно интересует. Однако самореализация для этого человека – категория совершенно мистическая, потому что его внутренняя сила, производная от его глубиной личности, слишком тонка и слаба, и не управляет пока его ценностями. Он лишь чувствует, что со временем она проявится посильнее, он на это надеется.

И поэтому самореализация, то есть адекватное проявление внутреннего "я", для него закрыта плотным туманом. Он ощущает, что его жизнь представляет собой единое целое, но он совершенно этого целого не видит. Внутри себя он знает, что оно есть, знает, что он един с миром и что мир сам по себе един. Но это знание у него не слишком конкретно – оно находится на грани его восприятия. Он знает, что самореализация сделает из него другого человека и сотворит из его жизни судьбу, которая будет уникальна, так что других таких не было никогда и не будет. И он в принципе к этому стремится, это для него важно – но он совершенно не представляет себе, как это реально надо делать.

Если у подростковой личности есть иллюзия света, какие-то отрезки своей жизни она проходит под этим квазисветом, то переход на юношескую личность – это полная утрата той иллюзии света, который направлял отдельные программы жизни человека. Здесь прежний свет уже видится как иллюзорный, а истинный свет еще слишком мал. И отсюда вытекают характерные сложности психологии и жизни юношеской личности.

Конечно, у нее есть выход в сторону профанации. Если человек этой ситуации не выдерживает, он может попытаться сам для себя закрыть свое внутреннее "я", свой внутренний источник и вернуться обратно на подростковый уровень: в каком-то смысле отказаться от себя самого. Это, однако, даст ему глубинную фрустрацию (разочарование, огорчение), корни которой для психотерапевта подросткового уровня совершенно трансцендентны. Это то, что называется духовным предательством человека по отношению к самому себе. И это не такие вещи, которые можно объяснить бывшими когда-то травматическими переживаниями. Это именно самостоятельный отказ человека от глубинного смысла и содержания своей жизни. И он в глубине души это знает. И когда человек сознательно совершает такой отказ, то помочь ему чисто психотерапевтически очень сложно. Тут уже нужна помощь именно духовного порядка – если она возможна.

Этикаюношеской личности особая. Этот человек чувствует, что он не такой, как все, что он такой один. И поэтому его этика может быть в чем-то конфликтна с этикой эгрегоров, под которыми он ходит. Но в чем-то для себя он ее углубляет, например, запрещает себе что-то, разрешенное обычному человеку. Тут включаются сюжеты, которые могут дать аскетизм: например, если вы увидите в его карте третьего уровня аспект ундециля (1/11) или кратный к нему, вполне может быть, что в соответствующих сферах человека ждут ограничения или сильные страдания, находящиеся за гранью того, что допускает для себя среднесоциальный индивид, но адекватно воспринимаемые юношеской личностью, если она чувствует, что эти переживания – часть ее судьбы. Или в сферах ундециля может проявиться сильный аскетизм, который человек берет на себя добровольно, чувствуя, что это его сюжет, и какая-то тонкая внутренняя сила заставляет его отказаться от "нормальной" пищи или стандартных удобств.

Но та этика, которую юношеская личность на себя накладывает, не является все-таки этикой ее внутреннего "я". Внутреннее "я" что-то человеку шепчет, что-то подсказывает, но точной уверенности в том, что это именно его этика, его правила поведения, его правила выбора, у него нет. У него всегда на эту тему есть сомнения.

Но в то же время он чувствует, что как бы имеет право на ошибку – и это то, что отличает юношескую личность. Я уже говорил, что ее самооценка ниже тройки никогда не опускается. Этот человек знает, что он не есть то, что он делает. Он не есть та этика, которой он следует. Он глубже и того, и другого, так что если он где-то ошибется, то его внутреннее "я" его поправит, и вообще оно не сводится к его моральному облику, так сказать.

А его главные этические критерии – это истинность жизни, истинность переживания. Он, когда живет правильно, слышит тихий внутренний голос, который говорит ему: "Это твое." И когда он это слышит, он знает, что все правильно. Но этот голос он слышит далеко не всегда и не по каждому поводу, и ошибок совершает достаточно много.

У этого человека есть два этических слоя: у него есть внутренняя этика для себя самого, и есть внешняя этика для своего поведения в мире, в котором он живет. Однако шансов на согласование этих двух этических систем на третьем уровне развития личности нет. Этот человек еще недостаточно силен для того, чтобы создать вокруг себя социальную реальность, которая бы соответствовала его внутренней этике. На четвертом уровне это иногда происходит, а на третьем этого еще нет, и вот эта двуслойность его этики сильно его смущает и является источником беспокойства и неприятностей. Но кардинально решить эту проблему на третьем уровне невозможно.

Самопознание. Для юношеской личности тема самопознания обретает глубокий смысл, существенно отличающийся от ее смысла для подростковой личности. На подростковом уровне смысл самопознания заключался, если вы помните, в том, что человек стремился узнать и как-то воспользоваться своими скрытыми талантами, возможностями, способностями и т. д. На третьем уровне самопознание понимается совершенно по-другому. Это поиск того "я", которое стоит за талантами, за способностями, за программами, которые ведет человек, и которое является квинтэссенцией его уникальности. Его волнует присущая ему уникальность видения мира, и уникальность его воздействия на мир, которая проявляется в любой сфере его жизни. Он ее ощущает, но никак не может материализовать. Он пока не обладает настолько яркой индивидуальностью, чтобы все, что он делал, было ею отчетливо окрашено. Его уникальная индивидуальность – это маленький ручеек, заметный пока лишь ему самому.

Чем же занимается этот человек в процессе самопознания? Он обозначает для себя этот ручеек, свое внутреннее "я", как максимальную ценность, и при этом остальные ценности его внешней и даже внутренней жизни (в частности, программы, которые он ведет, и устойчивые жизненные позиции, на которых он стоит) воспринимает как малосущественные. Они часто им игнорируются, он говорит: "Это не я. Я – это что-то другое, что-то более глубокое. Я это то, что проявится когда-то". В действительности, когда он перейдет на уровень зрелой, и тем более интегрированной личности, ему станет понятно, что это было совсем не так, что он заблуждался, отрицая свои жизненные ценности и программы как сугубо внешние и несущественные по отношению к своему глубинному "я". Но, тем не менее, такой своеобразный нигилизм по отношению к собственной жизни для юношеской личности, как правило, характерен – но тоже в каких-то границах. Она отрицает все свои ценности – но не до состояния отчаяния. Она воспринимает свою жизнь как человек, который куда-то (не очень себе представляя место назначения) несет ну очень тяжелый рюкзак, и этот рюкзак сильно ему мешает, но он знает, что когда-то он его донесет, с удовольствием сбросит и дальше побежит вприпрыжку – уже точно зная, куда. Примерно так юношеская личность представляет себе самопознание и свою дальнейшую жизнь. На самом деле дальше все происходит не так, но этот образ ей достаточно близок.

У этого человека слишком много таких проявлений, которые (как он считает) не окрашены его личностью – а на самом деле он не видит, что они его личностью окрашены. Многие его проблемы заключены именно в видении. Но если ему сказать, что через несколько лет он увидит свою жизнь совершенно по-другому, то он, скорее всего, вам не поверит.

Личность и мир. На третьем уровне развития личности возникает совершенно принципиальный момент, а именно: у человека устанавливается ощущение своей глубинной общности – при том, что на поверхностном уровне у него может быть очень глубокие непонимание внешнего мира и отчуждение от него. И хотя человеку на поверхности часто кажется, что мир живет по чуждым ему законам, в то же время глубинное его ощущение заключается в том, что на самом деле он миру не чужд, хотя и плохо с ним сопрягается, а в самой глубине этот мир и он сам – это нечто одно, единое духовное целое – несмотря на то, что законы мира и законы его собственной жизни, к сожалению, существенно различаются.

И эта глубинная общность, в частности, означает, что у него есть свое место в мире; может быть, он его не нашел, может быть, он найдет его не скоро, но это место есть, и занять его может только он. Интегрированная личность (пятый уровень) уже нашла свое место в мире и устойчиво его занимает и, что бы ни происходило, у нее есть ясное ощущение, что она в мире находится на своем месте, что мир именно для нее ее позицию и предусмотрел, и именно там наиболее полно и адекватно выражается ее "я". На третьем уровне это состояние – недостижимый идеал, но все же у человека есть твердое знание, что где-то в мире есть его место; это ощущение того, что где-то (может быть, на другой планете) у него есть родина, и он когда-нибудь там окажется, найдет, наконец, себе подобных и обретет с ними глубокое внутреннее взаимопонимание, духовную общность и жизнь, в которой все будет так, как оно должно быть.

И человек к этому стремится, но чувствует и понимает, что на данный момент шансов попасть в это место у него нет. Сам для себя он это может сформулировать так: он еще слишком несовершенен, и ему для этого надо еще пройти большой путь.

Внутренний и внешний мир. Ощущение связи между внешним и внутренним мирами у юношеской личности, может быть, даже слабее, чем у подростковой личности. Но здесь эта связь совершенно иного порядка: она глубинная. У этого человека есть чувство, что его внутреннее "я" задает основной внешний ритм его жизни. Представление о том, что внешний мир является символическим отражением внутреннего, возникает на уровне зрелой личности, и окончательно оформляется на уровне интегрированной личности. А здесь это представление еще только зарождается, то есть человек чувствует, что его жизнь в целом складывается так, что основной сюжет его жизни отвечает самым глубинным его запросам. Однако каковы именно его самые глубинные запросы, он ясными словами выразить не может, то есть мыслит их себе довольно расплывчато. И каковы основные контуры его внешней жизни, что связывает ее воедино, он тоже осознать и внятно выразить не может. Но он чувствует, что главный внешний и главный внутренний сюжеты его жизни связаны напрямую.

Он также чувствует, что если он внутри себя делает акцент не там, где надо, то внешний мир реагирует и как-то ему на это намекает, но точно установить эту связь он пока не может. И достаточно эффективных символизмов для описания такого рода связей у него нет. Даже если он суеверен, то его суеверия работают слабо.

Можно сказать, что он ощущает свое атманическое тело и глубинное влияние внутреннего сюжета, того личностно окрашенного идеала, к которому он стремится, и того глобального внешнего сюжета, по которому он идет. Но ощущения, что он идет по жизни как по пути, у него нет. Он, скорее, бредет по лесу через валежник, проваливаясь в бочаги, запутываясь ногами в корнях, а тропинки пока не видит.

Что характерно для внутреннего мира юношеской личности? В ее буддхиальном теле, то есть в ценностных ориентациях, есть одна отмеченная ценность. Это – ее внутреннее "я", которое она ставит выше всех остальных ценностей. Но эта ценность не связана прямо с прочими ценностями, что человека очень огорчает, поскольку ведет к душевной разорванности. Поскольку остальные ценности, которые у человека имеются, его внутренним "я" не подсвечены, они кажутся ему как бы случайными. В отличие от подростковой личности, он к ним не привязывается, во всяком случае, не идентифицируется с ними. Он развязался с подростковой идентификацией, но все-таки в его внутреннем мире есть различные ценности и программы – однако они, увы, не имеют настоящего благословения от его внутреннего "я".

Он лавирует между своими ценностями. Они часто плохо сочетаются друг с другом, они мешают ему идти туда, куда, он чувствует, идти должен, так что (ему кажется) он все время о них спотыкается. В таком положении находится, например, человек, у которого проснулась религиозная вера, но подстроить свою жизнь под эту веру у него никак не получается. Ему мешает, например, то, что его окружают атеисты. Не поговоришь с ними о своем, родном, так сказать. Или, хуже, ему мешает подсознательный атеизм, то и дело прорывающийся наружу сквозь щели реальных, а не надуманных проблем.

В такой позиции часто оказываются люди, которые входят в эзотерику и обнаруживают в ней нечто, отвечающее их глубинным запросам, но при этом продолжают находиться в экзотерической (стандартной) социальной среде, будучи в нее достаточно глубоко погружены. Тогда они оказываются в ней внутренними эмигрантами или изгоями – и на работе, и в дружеском кругу, и в семье. И часто дальнейшее развитие такого человека, укрепление его чувства внутреннего "я" ведет к развалу его социальной и семейной ситуации.

Я в последние годы много ездил по стране, общался со своими читателями – и, в частности, собирал информацию, отслеживал наиболее распространенные жизненные сюжеты. И вот один из самых распространенных: когда кто-то из членов семьи (не важно, муж или жена) начинает активно интересоваться вопросами эволюционного развития, психологией, эзотерикой, концепциями развития личности и т. п., то обычно в семье начинается продолжительный кризис, который кончается или (чаще всего) распадом семьи, или переходом обоих супругов на совершенно новый тип осознания своей связи и отношений с детьми и миром. Другими словами, если семья и сохраняется, то ее эгрегор полностью перестраивается.

Человек на уровне юношеской личности как правило, довольно жесток (а нередко и жесток) с самим собой. У него, что называется, низкая культура внутренней жизни. Он склонен тотально отрицать в себе большие свои части, ценности, программы, которые ему еще вести и вести. Он чувствует, что они не подсвечены его внутренним "я" – а, точнее говоря, он не ощущает, как они им подсвечены. Однако видение этой подсветки приходит только на следующем четвертом уровне.

И он пытается рубить, так сказать, топором по живому. При этом крови льется немало, а толку, в общем, не очень много. Однако непонимание и отрицание роли своих ценностей и программ для собственного развития типично для юношеской личности.

Попытки ее самовыражения в искусстве, в жизни, в парных отношениях, если она пытается это делать чересчур ярко, всегда оказываются ложными. Это период, который можно назвать пробой внутреннего "я". Оно еще только появилось, оно еще такое маленькое, скромное. Оно не может выступать в роли руководителя, оно не может выступать субъектом самовыражения. Оно может лишь бросать маленькие искорки света, давать человеку тихие намеки на то, чем ему стоило бы заниматься в целом. Но в свете этого знания ему сложно принять всю свою жизнь в ее многочисленных программах и подробностях.

Поговорим теперь о внешнем мире юношеской личности. Здесь у человека обычно есть некоторый смутный, достаточно неопределенный идеал. Этот идеал может быть любым абстрактным идеалом, например, идеалом любви, идеалом служения людям, идеалом стремления к истине. Но онможет быть для человека слишком неопределенным. Он хотел бы, чтобы его идеал был более конкретным, чтобы ему было понятно, каким людям служить, как именно любить, какую именно истину он должен открывать или проповедовать. И вот этого конкретного, лично ему свойственного акцента человеку не хватает – но он чувствует, что этот акцент существует и может быть найден.

У него есть общее представление о том, как надо жить во внешнем мире, но в то же время его преследует ощущение собственной чрезвычайной неуклюжести, и у него нет сил, возможностей и талантов жить так, как (он чувствует) надо. И это его чувствование весьма смутно, неконкретно. Если он пытается интерпретировать свою смутную интуицию как конкретное знание, то чаще всего попадает впросак. Через некоторое время ему становится понятно, что слишком конкретные требования к себе ему еще просто не ясны. Внутреннее "я" у него еще слишком слабое. У него есть идеал в общем и целом, но идти до него еще очень далеко, и этот идеал при чересчур прямолинейном и конкретном его понимании способен отравить всю его жизнь, что часто и случается. Этому человеку нужно еще довольно долго путаться в своих собственных ошибках, пока он не поймет, что на его уровне личности Бог еще не приходит во всем Своем величии и не говорит: "Тебе, Вася, надо завтра идти в школу и получать пятерку по географии, а по литературе – хотя бы тройку!" Не приходит к нему такой Бог. И смириться с этим сложно, но необходимо. Потому что пока уровень личности не поднимется, Он в Своей конкретно-предметной ипостаси скорее всего не придет.

Связь с эгрегорами. В зависимости от уровня личности связь человека с эгрегорами осмысляется и оформляется совершенно по-разному.

На уровне юношеской личности впервые формулируется фундаментальный вопрос: кто кому служит? Человек служит эгрегору, или эгрегор служит человеку? И в зависимости от уровня личности, работы человека над собой и эгрегором, а также от того, какой смысл мы вкладываем в слово "человек" и слово "служит", возможны разные варианты ответов.

У юношеской личности, по крайней мере, есть энергия, необходимая для того, чтобы она могла войти в прямую связь с эгрегором. Она может постичь этику эгрегора как таковую, то есть эта этика может прозвучать внутри нее, но как внешняя по отношению к ней. Если вы помните, на первом и втором уровне личности у человека тоже есть связь с эгрегорами, она есть у любого человека. Но влияние эгрегора воспринимается человеком на этих уровнях как собственное внутреннее проявление, то есть человек полагает, что это он сам сейчас чего-то хочет или должен. А о том, что внутри него может звучать, допустим, голос этнического, семейного, или фирменного эгрегора – об этом человек не думает: в частности, потому, что у него неправильная самоидентификация. А на третьем уровне личности самоидентификация уже правильная, и человек в своей глубине ощущает себя выше и важнее любого эгрегора, в том числе, и общечеловеческого. Он ощущает свою прямую связь с Богом, Который творил весь мир, а не только планету Земля и живность, ее населяющую.

И поэтому человек начинает понимать, что эгрегор может быть послушным инструментом для реализации воли его "я" – однако его "я" пока что еще слабовато, чтобы так прямо эгрегорами командовать. Но сама эта идея уже зарождается в его сознании, устанавливается новый тип служения эгрегорам и с ними возникает уже что-то вроде торговли. Возникают ситуации, когда человек разговаривает с эгрегором напрямую. И первое, что человек при этом делает, он начинает торговаться. Вспомните, как библейский Авраам договаривался с Богом: Бог грозил уничтожить Содом и Гоморру по причине того, что население этих городов распустилось, а Авраам с ним торговался. Он говорил: "Если там будет 50 праведников, ты пощадишь эти города? Господь говорил: "Пощажу!" Длительная пауза. Далее Авраам спрашивал: "А если их 25 будет, пощадишь?" – "Пощажу", – отвечал Бог. "А если 10 праведников?". Короче, Господь и на десять праведников согласился, и даже на двух, а был только один – Лот, и кончилось, как известно, тем, что были истреблены оба эти города. (Я, кстати говоря, надеюсь, что после этих лекций, вы раскроете Библию и прочитаете ее совсем другими глазами.)

Так вот, с обретением сознания внутреннего "я" человек чувствует себя в мире настолько устойчиво, что принимается торговаться с эгрегорами. Первый такой вариант я услышал еще в юности. Мне тогда было около 20-ти лет, а моему старшему товарищу – около 30-ти, и у него была любимая женщина, которая была замужем. И у них возникла очень пылкая любовь, которая некоторое время продолжалась как неофициальная связь, но в какой-то момент он мне сказал: "Все, я на ней женюсь!" А известно было, что ее муж был нехороший человек и алкоголик, и у них был общий ребенок. Я спрашиваю: "И как же тебе это удалось?" Он говорит: "Я поехал к нему (то есть к первому мужу) и купил ее у него." Я спрашиваю: "Это как?" – и чувствую, что он сделал что-то такое, на что я не способен. А он отвечает: "Как, как? Поехал к нему с двумя бутылками водки. Одну мы с ним выпили. И после этого за вторую я ее у него купил." И действительно, бывший муж пошел на развод, отдал ребенка, и вообще никаких проблем не возникло.