Важнейший характеристикой мышления является такое его качество как интеллект.

Интеллект– это устойчивая структура умственных способностей индивида; уровень его познавательных возможностей; механизм психической адаптации индивида к жизненным ситуациям; понимание существенных взаимосвязей действительности; включенность индивида в социокультурный опыт социума. Интеллектуальные возможности человека проявляются тогда, когда необходимо трансформировать проблемную ситуацию в проблему, а затем - в систему решаемых задач.

Показателем развитости интеллекта является несвязанность индивида внешними ограничениями (например, его способность увидеть возможности новых применений обычных предметов) отсутствие у него ксенофобии - боязни нового, необычного.

Существенное качество ума индивида – предвидение возможного развития событий, последствий своих действий. Способность предвидеть предупреждать и избегать ненужных осложнений – признак развитости интеллекта.

На умственное развитие индивида влияют следующие факторы:

1) особенности питания ребенка (особенно в первые 1,5 года);

2)психическая стимуляция интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых;

3) число детей в семье, ее социальный статус (этот фактор связан с экономическим и культурным неравенством в обществе).

4 вопрос:

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение.

Воображение– это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность.

Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие.

Воображение – это очень сложный и многомерный психический процесс, характеризующийся одновременно несколькими квалификационными параметрами.

В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется в ходе целенапрвленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе связано с непредметным (спонтанным) возникновением в сознании человека каких-либо образов без всякого участия воли. Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого.

В зависимости от уникальности создаваемого продукта выделяют два вида воображения: репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). В репродуктивном воображении реальность воспроизводится в почти не переработанном виде. Поэтому оно больше напоминает восприятие или память. Продуктивное (творческое) воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных и ценных субъективных продуктов.

Основанием для следующей классификации являются мотивы, побуждения человека к созданию новых образов. Этот критерий позволяет выделить два вида воображения: прагматическое и гедонистическое. Прагматическое воображение имеет четкую практическую ориентацию. Оно выступает для субъекта как инструмент решения конкретных жизненных задач. Мотив гедонистического воображения лежит в самом процессе фантазирования и творчества.

Лежащие в основе воображения и порождаемые им образы могут быть разными по модальности (форме). В зависимости от этого различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое воображение. Наиболее распространенным из них является зрительное воображение. Особенно хорошо оно развито у художников. Слуховое воображение реализуется на основе слуховых образов. Оно необходимо музыкантам. Осязательное воображение у большинства людей развито незначительно. В основном оно представлено у слепорожденных людей и у специалистов, профессиональная деятельность которых тесно связана с осязанием. Обонятельное и вкусовое воображение «обслуживают» пищевую потребность человека.

В соответствии с содержанием порождаемых человеком образов, можно выделить еще два вида воображения: предметное и социально-психологическое. Содержание предметного воображения определяют образы предметной среды: природной и созданной человеком. Оно необходимо инженерам, дизайнерам, кулинарам, портным и т. д. Содержание социально-психологического воображения представлено образами людей. Оно «обслуживает» общение и выступает как инструмент решения психологических задач.

Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами, осуществляется с помощью особых психических действий – приемы создания образов. Уровень развития воображения определяется тем, в какой мере человек владеет ими. К ним относят агглютинацию, аналогию, гиперболизацию, акцентирование, типизация, придача и перемещение.

Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов.

Аналогия – это создание нового по сходству с известным. Аналогия представляет собой субъективный перенос основных свойств и объектов с одних явлений на другие.

Гиперболизация выражается в субъективном преувеличении размеров объекта или количества его отдельных частей и элементов (Гулливер, мальчик с пальчик и др.).

Акцентирование представляет собой субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств.

Типизация – это прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в литературе, скульптуре и живописи, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, национальной).

Придача заключается в том, что объекту приписываются не свойственные ему качества и функции (золотая рыбка, ковер-самолет и др.).

Перемещение – это субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел. Широко используется для понимания других людей, а также в художественном творчестве.

Перечисленные приемы творческого воображения работают как единая система, зачастую довольно плохо осознаются субъектом. Поэтому при создании одного образа могут быть использованы сразу несколько из них.