Межличностные конфликты и их специфика
Межличностный конфликт - это ситуация противоречий, разногласий, столкновений между людьми, противостояние участников, воспринимаемое и переживаемое ими как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия в интересах одной или обеих сторон.
Во всех ситуациях межличностных конфликтов выделяются два взаимосвязанных аспекта:
1. содержательная сторонаконфликта, т.е. предмет спора, вопрос, вызывающий разногласия;
2. психологическая сторонаконфликта, связанная с личностными особенностями его участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта, на его ход и друг на друга.
Специфические особенности межличностных конфликтов: противоборство людей осуществляется здесь и сейчас, непосредственно, лицом к лицу, на основе их личных мотивов; в межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных и т.д.; в таких конфликтах субъекты взаимодействия проверяют свой характер, волю, способности, интеллект и другие индивидуально психические особенности; конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами; затрагиваются интересы не только конфликтующих, но и тех, кто непосредственно связан с этими субъектами либо служебными, либо межличностными отношениями.
Основные факторы межличностных конфликтов:
· Информационные факторы (неприемлемость информации для одной из сторон, неполные и неточные факты; слухи, невольная дезинформация; преждевременная информация или информация, переданная с опозданием; ненадежность источников информации; посторонние факты; неадекватные акценты; барьеры коммуникации);
· Поведенческие факторы (неуместность, грубость, бестактность и т. п. , стремление к превосходству; проявление агрессивности; эгоизма; нарушение обещаний; непроизвольное нарушение комфортных отношений);
· Факторы отношений (неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами, дисбаланс в отношениях; несовместимость по ценностям, по интересам, манерам поведения и общения; различие в образовательном уровне; классовые различия; негативный опыт отношений в прошлом; низкий уровень доверия и авторитетности);
· Ценностные факторы (противоположность принципов поведения, верования и поведение (предрассудки, предпочтения, приоритеты); приверженность к групповым традициям, ценностям, нормам; религиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. п.)
· Структурные факторы (относительно стабильные объективные обстоятельства, которые трудно поддаются изменению, власть, система управления; право собственности; нормы поведения, правила игры и т.п.; социальная принадлежность).
В социальной психологии процесс рефлексии предполагает как минимум 3 позиции, характеризующие взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому. С другой стороны, 2-й субъект имеет те же три схемы. В результате получается процесс удвоенного, зеркального взаимоотражения субъектами друг друга.
Адекватному восприятию одним человеком другого мешают сложившиеся стереотипы (упрощенные образы определенных социальных типов, ситуаций и т.д.); существующие установки (готовность, предрасположенность субъекта действовать определенным образом), в том числе конфликтные установки; недоразумения (неправильное понимание одним человеком другого); межличностная несовместимость (взаимная антипатия между партнерами, сложившаяся на основе несовпадения социальных установок, ценностных ориентаций, интересов, мотивов, характеров, темперамента).
Межличностные конфликты могут протекать в форме соперничества, спора, дискуссии.
Конструктивные последствиямежличностных конфликтов: прояснение взаимоотношений между людьми; нахождение способов улучшения взаимоотношений; создание общности людей, причастных к решению проблемы; расширение сферы сотрудничества на другие области; ускорение процесса самоосознания.
Деструктивные последствияконфликтапроявляются в случае, если столкновение выходит за пределы предметно-содержательной сферы в плоскость личностно-эмоциональную: призрачность выигрыша в виду осложнения личных отношений; снижение самооценки проигравшей стороны; напряженные послеконфликтные отношения; отрицательное влияние на здоровье