Развитие строительной техники земляных работ.

Земляные работы

Лекция 2

 

Земляные работы, с которых обычно начинается строительство различных зданий и сооружений, являются одними из наиболее трудоёмких видов строительных работ и составляют значительный удельный вес во всём строительном процессе.

История производства земляных работ (копание и перемещение грунта) насчитывает многие тысячелетия. Первые земляные работы человека были связаны с постройкой жилищ, устройством укреплений и каналов для орошения полей, обеспечения плавания по рекам на плотах и простейших судах, производились крупные земляные работы по возведению плотин.

На протяжении многих столетий земляные работы выполнялись ручными методами Стремление механизировать трудоёмкие земляные работы послужило причиной к разработке различных инструментов и орудий, явившихся предшественниками современных землеройных машин. Наиболее старыми предшественниками, чем большинство других землеройных машин, являются одноковшовые экскаваторы, основные принципы рабочего оборудования которых были заложены в глубокой древности с момента применения ручной лопаты,

то есть, рычага с расположенной на его конце лопатой.

 

 

Рычажный черпак, подвешанный к треноге.

 

 

 

Одним из первых одноковшовых экскаваторов, созданным в начале 16 века, была машина с ручным приводом и гибкой связью ковша, запроектированная Леонардо да Винчи в 1500-1514 г. Управление ковшом осуществлялось при помощи двух тросов и двух лебёдок.

Несмотря на то, что в проекте Леонардо да Винчи гениально была решена кинематическая схема и дано конструктивное решение экскаватора с оборудованием драглайна, это решение было осуществлено в первых одноковшовых экскаваторах, почти 500 лет спустя, в 1904-1905г.г.

В течение 16 и 17 веков в разных странах было изобретено и построено много различных экскаваторов, использующих мускульную силу человека или животных. К одному из них относится машина Белидора, работавшая в городе Тулоне. Она представляла собой плавучий экскаватор с рабочим оборудованием, состоящим из двух ковшей, насаженных на длинные рукояти и расположенных по бортам понтона. В качестве двигателей на экскаваторе были использованы два беличьих колеса диаметром 6,86 м и 3,66 м.

Рабочие одновременно поворачивали оба колеса и с помощью тросов, управляемых мастером и юнгой, поднимали наполненный грунтом ковш и разгружали его. По завершению цикла работы ковшей, рабочие переходили в большом колесе в другую точку, для того, чтобы начать вращать колесо в обратную сторону, при этом рабочий ход совершался второй рукоятью с ковшом.

Ковши землечерпалки были сделаны очень прочными и обеспечивали работу экскаватора даже на каменистых грунтах. Ёмкость ковша обеспечивала заполнение грунтом до 0,34 куб. м, производительность доходила до 87 куб. м грунта в день при глубине черпания до 2-х метров и 47 куб. м – при глубине до 8-9 м.