Питание растений.
Виды плодородия.
Различают следующие виды плодородия: естественное (природное), искусственное, эффективное (экономическое), потенциальное.
Естественное плодородие формируется в результате протекания природного почвообразовательного процесса, не осложненного вмешательством человека. Оно характерно для целинных почв и определяется биологической продуктивностью, то есть количеством растительной массы, создаваемый за год на единицу площади.
Искусственное плодородиесоздается в результате обработки, применения удобрений, мелиорации и других приемов по окультуриванию почв. Однако окультуренная почва наряду с искусственным всегда обладает и естественным плодородием, обусловленным природными свойствами почвы. Чем выше культура земледелия, тем больше изменились первоначальные качества почвы и тем сильнее выражено в ней искусственное плодородие. Эти два плодородия неразрывно связаны между собой.
Потенциальное плодородие характеризует потенциальные возможности почвы, обусловленные совокупностью ее свойств и режимов (как приобретенных в процессе почвообразования, так и созданных человеком), при благоприятных условиях длительное время обеспечивать растения всеми необходимыми факторами жизни. Так, высоким потенциальным плодородием обладают черноземные почвы, низким – подзолистые.
Эффективное (экономическое) плодородие совместно формируют естественное и искусственное плодородие. Оно измеряется урожайностью культур. Эффективное плодородие – это результат реализации потенциального плодородия. Урожайность зависит не столько от уровня потенциального плодородия, сколько от технологии возделывания, экологической группы растений, погодных условий и организационных факторов.
Питание – это обмен веществ между растением и окружающей средой. Это переход веществ из среды (почва, воздух) в состав растительной ткани, в состав сложных органических соединений, синтезируемых растением, и выведение ряда веществ из него.
Растения обитают одновременно в двух средах: в почве и нижнем слое атмосферы. Через листья они поглощают углекислый газ из воздуха, а через корни – воду и минеральные соли из почвы.
Растения из почвы усваивают из почвы азот, фосфор, калий, кальций, магний, железо, серу и др. Эти элементы потребляются в относительно больших количествах и их называют макроэлементами. При недостатке в почве любого из этих элементов урожай культур резко снижается.
Элементы, потребляемые в незначительных количествах, называют микроэлементами (бор, молибден, марганец, медь и др.).
Обеспеченность растений элементами питания зависит от растворимости их соединений в воде и слабых растворах кислот.
Азотвходит в состав белков, нуклеиновых кислот, хлорофилла и многих органических веществ растительных клеток. При недостатке его доступных соединений в почве растения плохо растут и развиваются, листья приобретают светло-зеленую окраску. Главным источником азота для питания растений служат соли азотной кислоты и соли аммония. В корни растений этот элемент поступает в форме аниона нитратов и катиона аммония.
В качестве азотных удобрений используют аммиачную селитру, сульфат аммония, хлористый аммоний, натриевую селитру, кальциевую селитру, мочевину и др. Органические удобрения (навоз, компосты, торф) создают хорошие условия для азотного питания растений.
Фосфорв растениях содержится в минеральных и органических веществах. Наиболее важную роль играет фосфор, входящий в состав нуклеиновых кислот (РНК и ДНК). Из почвы фосфор поступает в корни растений в виде фосфат-иона.
При недостатке в почве подвижных соединений фосфора листья растений приобретают красновато-фиолетовый оттенок.
Наиболее распространенные фосфорные удобрения – суперфосфат, преципитат, томасшлак, фосфоритная мука, термофосфат и др.
Калий усиливает синтез органических веществ в растениях, участвует в реакциях перехода простейших сахаров в более сложные углеводы. Недостаток калия наблюдается в легких почвах и проявляется в омертвлении крайних частей листьев, которые вначале буреют, а затем скручиваются. Калий поступает в растения в форме катиона калия.
Широко применяют калийные удобрения как хлористый калий, сульфат калия, калийные соли др. К калиелюбивым культурам относятся картофель, сахарная свекла, гречиха, подсолнечник, виноград, которые отзываются на калийные удобрения на любых почвах.
Кальций особенно необходим для роста корней и образования хлоропластов. При недостатке его в почве на листьях появляются коричневые пятна, затем листья желтеют и отмирают. Кальций уменьшает кислотность и щелочность почв, поэтому его применяют для известкования кислых и гипсования щелочных почв.
Магнийактивизирует ферментативную активность в растении и влияет на окислительно-восстановительные процессы. Он входит в состав хлорофилла, при его недостатке между жилками листьев проявляются желто-белесые пятна.
Железовходит в состав ферментов и играет большую роль в окислительно-восстановительных процессах. При недостатке его растения страдают от хлороза (при этом растения опрыскивают 0,05 – 0,50 % раствором железного купороса).
Серасодержится в некоторых белках и растительных маслах. Ее недостаток вызывает пожелтение сначала верхних, а затем нижних листьев.
Марганец входит в состав многих ферментов, участвует в окислительно-восстановительных процессах. При его недостатке часто развивается хлороз яблони, вишни, черешни, малины, полевых культур – свекла, картофеля, овса.
Медь влияет на развитие листьев, задерживает их старение. От ее недостатка проявляются признаки хлороза, кончики листьев белеют, растения не образуют семян.
Цинк необходим для образования завязи, для роста и развития растений.
Молибденучаствует в синтезе белков. Молибденовые удобрения увеличивают урожай люцерны, клевера, сахарной свеклы, томатов и других культур.
Кобальт усиливает деятельность клубеньков на корнях бобовых культур.
Для эффективного применения тех или иных удобрений необходимо использовать почвенные карты, картограммы содержания доступных растениями элементов питания, картограммы кислотности и другие материалы почвенно-агрохимических обследований.