Норма оборотных средств по сырью, основным материалам, покупным полуфабрикатам
Разработка норм и нормативов оборотных средств
Важнейшим этапом работы по нормированию оборотных средств является разработка норм запаса в днях или процентах.
Данная норма определяется как норма запаса в днях по видам или группам сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов. Затем, исходя из норм запаса по видам сырья и основных материалов, определяется средневзвешенная норма оборотных средств по статье «Сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия».
Норма запаса в днях по видам сырья и материалов складывается
из 5 групп запасов (рис. 4.4).
Транспортный запас необходим потому, что время движения документов и грузов не совпадает. Если поставщик находится на далеком расстоянии, платежные документы на сырье прибывают и оплачиваются предприятием раньше, чем поступает груз. Размер транспортного запаса равен времени разрыва между оплатой счета и поступлением сырья на предприятие.
Пример: счет оплачен 5-го числа, а сырье, оплаченное по этому счету, прибыло в адрес завода 10-го числа. Транспортный запас составит 5 дней.
Рис. 4.4. Состав нормы оборотных средств по статье «сырье и основные материалы»
Если предприятие получает сырье от разных поставщиков, транспортный запас в днях определяется как средневзвешенная величина (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Расчет средневзвешенной величины транспортного запаса
Поставщики | Количество сырья, тонн | Время пребывания сырья в пути после его оплаты, дней |
А | ||
Б | ||
В | ||
Г | ||
Д | ||
ИТОГО |
Средневзвешенная величина транспортного запаса (ТЗ) равна 3 дням: