Тема: Среднеорбитальные системы спутниковой связи Inmarsat, Odyssey, ELLIPSO. Принцип построения системы

Лекция № 30

 

 

Спутниковая система мобильной связи Inmarsat

Международная организация Inmarsat была учреждена в 1979 году. Целью организации было обеспечение связью морских судов и повышение безопасности морских перевозок. С того времени Inmarsat стал единственным (до недавнего времени) провайдером услуг мобильной спутниковой связи. Уже давно ее услугами пользуются не только моряки, но все, кому может понадобиться быстрая и качественная связь. Первоначально аббревиатура Inmarsat расшифровывалась как International Maritime Satellite Organization (Международная Морская спутниковая Организация), после того, как организация вышла на рынки, не связанные с морскими перевозками, она, не меняя аббревиатуры, поменяла свое название - International Mobile Satellite Organization (Международная организация мобильной спутниковой связи). Организация финансируется участниками 84 стран, которые являются ее членами. Советский Союз (в прошлом) и Россию (в настоящем) в "Инмарсат" представляет государственная организация Морсвязьспутник.

До запуска собственных спутников Inmarsat использовал арендованные емкости на спутниках других коммуникационных систем: два спутника Marisat (оператор - Comsat General, США), два спутника Mareks (оператор - Европейское космическое агентство), емкости на спутниках Intelsat пятой серии. С 1997 года организация полностью перешла на использование собственных спутниковых емкостей.

В настоящий момент космический сегмент системы состоит из четырех спутников второго поколения Inmarsat-2 и пяти спутников третьего поколения Inmarsat-3.

Каждый спутник Inmarsat третьего поколения, помимо глобального луча, формирует пять узких лучей (spot beam), позволяющих использовать терминалы меньшего размера и мощности.

Управление и контроль за космическими аппаратами осуществляется из Центра управления спутниками, расположенного в Лондоне, и со станций слежения, телеметрии и команд, расположенных в Фучино (Италия), Пекин (Китай), Озеро Ковичан (Британская Колумбия) и Пеннант Пойнт (Нова Скотия).

Спутниковая система связи Inmar-sat готова предоставить своему пользователю на всей территории Земли, исключая приполярные области, телефонную и телексную связь, передачу факсов, передачу данных, электронную почту. Также система может обеспечить определение координат объекта, передачу сводок о состоянии полета с борта самолета, передачу диспетчерской информации с авиационного или автомобильного терминала, автоматическое считывание и передачу данных, передачу сигнала бедствия.

Inmarsat-A

Аналоговый морской терминал, оборудованный антенной диаметром 1 м. Позволяет осуществлять двухстороннюю телефонную связь, передачу факсов и передачу данных со скоростью 9,6 кбит/с. На январь 1998 года продано более 25 тысяч терминалов Inmarsat-A.

Inmarsat-B

Является цифровым аналогом терминала Inmarsat-A. Помимо телефонной и факсимильной связи позволяет осуществлять передачу данных со скоростью 64 кбит/с или 56 кбит/с. Терминал Inmarsat-B HSD (высокоскоростная модификация) обеспечивает передачу видеосигнала, конференц-связь, работу по TCP/IP протоколам. Реализовано более 5 тысяч терминалов (на январь 1998 года).

Inmarsat-C

Дешевый вариант. Обеспечивает двухстороннюю передачу данных с промежуточным накоплением со скоростью 600 бит/с. Масса электронного модуля - 3-4 кг. Реализовано около 39 тысяч терминалов (на январь 1998 года).

Inmarsat D

Терминал малого размера для односторонней передачи данных.

Inmarsat D+

Двусторонняя передача данных. Определение местоположения объекта при помощи системы GPS. Эти терминалы применяются для передачи биржевой информации, контроля над грузовыми автомобильными перевозками, а также в качестве аварийных маяков.

Inmarsat-E

Этот терминал используется для определения географических координат объекта и подачи, в случае необходимости, сигнала бедствия.

 

 

 

Рисунок 88 Аппараты Inmarsat-M

 

Inmarsat-М

Мобильный терминал (размер портфеля для портативного сухопутного мобильного варианта). Обеспечивает цифровой телефон (4,8 кбит/с), передачу данных (2,4 кбит/с) и факсимильную связь (2,4 кбит/с). Производится в автомобильном и морском вариантах. Антенна оборудована системой слежения и гиростабилизации.

Инмарсатфон (Mini-M)

С января 1996 года, после того, как был запущен первый спутник Inmarsat третьего поколения, стала возможна эксплуатация терминала Inmarsat Mini-M. Этот терминал был разработан специально для работы в узком луче спутников Inmarsat 3.

Inmarsat Mini-M обеспечивает цифровую телефонную связь (4,8 кбит/с ), передачу данных (2,4 кбит/с), факсимильную связь (2,4 кбит/с). В мобильном варианте имеет размер компьютера типа ноутбук. Существуют морской, автомобильный и стационарные варианты.

В зависимости от дилера стоимость терминала составляет от 3 до 4 тыс. долларов, отдельно производится оплата за подключение и лицензию. Таким образом стоимость минимального начального пакета составит около 4,5 тыс. долларов. Оплата времени разговора производится по тарифу 3 доллара за минуту, включая НДС. Реализовано около 18 тысяч терминалов (январь 1998 года).

 

Рисунок 89 Зоны действия Inmarsat и расположение земных станций

 

Рисунок 90

 

 

Inmarsat-Aero

Терминал разработан для использования в самолетах. Используется для связи экипажа с диспетчерскими службами, автоматической передачи данных о состоянии полета и систем самолета, определяет координаты и рассчитывает наиболее выгодную трассу, в случае, например, полета над океаном. Также возможно предоставление пассажирского сервиса - телефонная связь, передача факсов, пакетная передача данных со скоростью 10,5 кБит/с, непрерывная передача данных со скоростью 4,8 кБит/с.

Inmarsat Aero-I

Этот терминал, аналогично Inmarsat Mini-M, был разработан для эксплуатации в узком луче спутников третьего поколения. Использование узкого, более мощного луча, позволило создать более портативный терминал. Inmarsat Aero-I обеспечивает примерно те же возможности, что и Inmarsat Aero - телефонная связь, диспетчерская и полетная информация, пакетная передача данных со скоростью от 600 бит/с до 4,8 кбит/с. Все эти возможности терминал обеспечивает только в узком луче, в глобальный луч вынесена только одна функция - подача сигнала бедствия.

Inmarsat Aero-L

Позволяет осуществлять передачу данных со скоростью 600 бит/с и диспетчерский контроль за состоянием систем самолета и его местоположением.

Inmarsat Aero-H

Позволяет осуществлять телефонную связь и передачу данных со скоростью 10,5 кбит/с.

Inmarsat Aero-С

Самолетный вариант терминала Inmarsat-C. Осуществляет пакетную передачу текста и подачу сигнала бедствия.

Более чем 1500 самолетов оснащены терминалами Inmarsat-Aero. Из них 500 - корпоративные и правительственные, 1000 - коммерческие. Более 850 самолетов и вертолетов оснащены терминалами Inmarsat Aero-C.

 

Все терминалы Inmarsat могут в настоящее время быть связаны с помощью интерфейса со спутниковой системой определения местоположения объекта GPS (Global Positoning System) и большинством национальных и международных систем контроля за морскими, автомобильными и железнодорожными перевозками.

return false">ссылка скрыта

Поступивший с терминала сигнал, со спутника передается на земную станцию, откуда коммутируется в сети общего пользования. Земные станции, которые иногда называют береговыми (если речь идет о моряках) или наземными станциями (если речь идет о летчиках), являются собственностью отдельных независимых операторов связи. Часто, но не всегда, оператором ЗС является Участник - организация, номинированная его правительством инвестировать в систему и работать с организацией “Инмарсат” - от страны, в которой расположена ЗС. Отдельная ЗС может поддерживать многих поставщиков услуг.

Не раз обсуждались недостатки и преимущества низкоорбитальных систем перед геостационарными системами. Если говорить коротко, то: ввиду большей удаленности, геостационарные системы требуют больших мощностей пользовательских терминалов; геостационарные системы не обеспечивают связи севернее 70° с.ш. и южнее 70° ю.ш., однако геостационарная система может обеспечить меньшим количеством спутников больший трафик, охватывается гораздо большая по площади поверхность Земли. Тем не менее очевидно, что ввод в эксплуатацию систем Iridium, GlobalStar и аналогичных им, сильно осложнит положение Inmarsat, являющейся пока по сути дела монополистом мобильной спутниковой связи. Было бы странно, если бы этого не понимало правление организации. Поэтому неудивительно, что Организация “Инмарсат” является самым крупным акционером в компании ICO Global Communications. Эта компания была учреждена в 1995 году с целью разработки и эксплуатации среднеорбитальной глобальной спутниковой системы мобильной связи, рассчитанной на применение телефонных аппаратов, размером с аппарат сотовой связи.

Система будет эксплуатировать 12 спутников (10 эксплуатационных и 2 резервных на орбите) на высоте 10 тысяч километров в двух плоскостях промежуточных круговых орбит, расположенных под 45° к экватору. Ожидается, что система войдет в эксплуатацию к 2000 году и будет обеспечивать службу двухрежимных телефонов, которые смогут работать с действующими сотовыми системами и через спутники.

В этом году двумя операторами спутниковой связи, являющимися межгосударственными организациями, было принято решение о приватизации. Одна из них - Международная организация спутниковой связи Intelsat, крупнейший спутниковый оператор, вторая - Международная организация мобильной спутниковой связи Inmarsat. Представители обеих организаций объясняют этот шаг необходимостью более гибко подходить к изменениям рынка и требованиям потребителей. Возможно, что развитие спутниковой индустрии подошло к той точке, в которой громоздкие межгосударственные организации не успевают должным образом реагировать на появление новых факторов и изменение условий.

Решение о приватизации Inmarsat было принято 24 сентября 1998 года на Ассамблее правительств - членов Inmarsat, проходившей в Греции. Inmarsat, который в настоящее время является кооперативом международного владения, будет преобразован в компанию с ограниченной ответственностью. Этот статус организация приобретет с 1 января 1999 года.

В соответствии с решением Ассамблеи, новая структура будет состоять из двух единиц: компании с ограниченной ответственностью, которая в течение двух лет с момента создания произведет эмиссию акций, и межправительственного органа, ответственного за выполнение общественных обязательств Inmarsat, включая службу Глобальной морской связи при бедствии и для безопасности (GMDSS). Новой компанией будет управлять Совет директоров, состоящий из 15 членов.

 

По этому поводу Генеральный директор Inmarsat Уоррен Грейс (Warren Grace) заявил: “Inmarsat является первой межправительственной организацией, которая будет преобразована в частную компанию. Inmarsat станет структурой для крупных инвестиций в новое поколение спутников, способной более гибко относиться к нуждам клиентов в конкурентной среде всемирного масштаба”.

На сегодняшний день подготовлен бизнес-проект по запуску и эксплуатации трех геостационарных спутников четвертого поколения. Проект получил название "Горизонты". Решение по запуску спутников четвертого поколения будет приниматься Советом директоров "Инмарсат" уже после реструктуризации компании в 1999 году. Спутники системы "Горизонты" позволят компании использовать терминалы весом менее одного килограмма для высокоскоростной передачи данных до 144 Kps, а также для голосовой и видеотелефонии, доступа к электронной почте и базам данных.

Итак, можно с большой долей вероятности предположить, что, несмотря на появление низкоорбитальных спутниковых систем, никто не собирается отказываться от традиционных геостационарных. Вряд ли можно рассчитывать, что появятся новые геостационарные системы спутниковой мобильной связи, тем более международные (повторяем, что существует довольно много национальных систем, эксплуатирующих национальные спутниковые системы или международных операторов, таких как, например, Intelsat). Однако то, что в этой области Inmarsat будет играть одну из ведущих ролей, сомнений не вызывает. За читателем (точнее за потребителем) как всегда остается право выбора.

Глобальная спутниковая система связи Инмарсат (INMARSAT). Спутниковый-GSM телефон IsatPhone

Рисунок 91

 

IsatPhone - новый двухрежимный мобильный спутниковый телефон, предназначенный для работы в системе Инмарсат.

Для большинства людей, путешествующих по миру или работающих в удаленных районах, возможность позвонить по телефону является главным требованием, которое они предявляют к системам телекоммуникаций. Если раньше пользователи глобальной спутниковой системы связи Инмарсат (Inmarsat) должны были мириться с громоздкими и тяжелыми терминалами, то сейчас их главному требованию полностью удовлетворяет новый двухрежимный спутниковый GSM телефон IsatPhone.

Основные особенности

Небольшие размеры и вес

Прост в эксплуатации

Современный дизайн

Двухрежимный - спутниковый и GSM (только GSM 900)

Время разговора до 3-х часов

Широкий спектр доступных акскссуаров

 

IsatPhone - один из самых компактных и легких спутниковых телефонов, продаваемых на рынке. Он отлично подходит для деловых людей, для туристов и для всех остальных категорий пользователей, которые собираются отправится в ту местность, где иные методы связи с внешним миром нестабильны или невозможны вообще.

В стандартной комплектации телефон снабжен внешней поворотной антенной, зарядным устройством, кабелем для подключения к компьютеру, гарнитурой и достаточно тонкой аккумуляторной батареей.

IsatPhone обеспечивает голосовую связь и передачу данных по спутниковой сети Инмарсат и GSM, являясь, по сути, как его называют сами сотрудники Инмарсат, "универсальным телекоммуникационным супермаркетом".

 

Спецификации

Габаритные размеры: 130 x 50 x 32 мм

Вес: 210 грамм (с аккумуляторной батареей)

Антенна: двухрещимная спутниковая и GSM поворотная антенна

Время работы - разговор: до 2 часов 40 минут (спутниковый и GSM режимы)

Время работы - ожидание: до 42 часов (спутниковый и GSM режимы)

Передача данных/факс: до 2400bps (спутниковый режим), до 9600bps (GSM)

Объем записной книжки: 99 номеров в телефоне + SIM

 

Поддерживаемые услуги

SMS текст (только в режиме GSM)

Удержание вызова

Конференц-связь с возможностью одновременного подключения до 5 абонентов

Переадресация и заперт вызовов, черный список

 

Доступные аксессуары

Зарядное устройство IsatPhone charger and cable

Переходники для различного типа розеток (для европейской, американской и английской)

Программный GSM модем с USB разъемом, поддерживается передача данных на скорости до 9600 bps

Держатель для IsatPhone

Комплект для установки внутри помещений

Автокомплект

 

Мобильный спутниковый интернет

Эта услуга позволяет обеспечить связью всех видов (телефонная связь, интернет, факс, e-mail, видеоконференции и т.д.) мобильных пользователей: геологов, военных, картографов, пастухов, охотников, рыбаков, путешественников и прочим пользователям, не имеющим проводной и мобильной связи и доступа в Интернет.

Схема работы системы

Рисунок 92 Переносная система Inmarsat BGAN

 

Inmarsat BGAN (Broadband Global Area Network) - переносные системы двустороннего спутникового Интернета. Работа сети BGAN основана на использовании спутников серии Инмарсат - 4, покрывающих более 90% земной поверхности. Особенность сети BGAN заключается в возможности одновременной передачи данных и голоса.

Сервис Inmarsat BGAN ориентирован, в первую очередь, на часто перемещающихся пользователей, которым постоянно необходим широкополосный доступ в Интернет. Кроме того, пользоваться системой могут жители удаленных регионов, лишенные других мобильных средств связи.

 

Рисунок 93

 

Абонентский терминал EXPLORER™ 500 от компании Thrane&Thrane позволяет говорить по телефону через спутник, обеспечивает высокоскоростной доступ в Интернет и поддерживает все виды связи (факс, e-mail, видеоконференция). Терминал имеет интерфейсы LAN, RJ11, Bluetooth, USB. Возможна одновременная работа нескольких пользователей по разным интерфейсам.

 

Настройка на спутник проста и осуществляется по встроенным компасу и индикатору сигнала и не требует специального оборудования. Цены на оборудование.

Скорость приема - до 460 КБит/с, передачи - до 128 КБит/с Питание: переменный ток 220В, постоянный ток 12В (автомобиль), встроенный аккумулятор (до 1,5 часа в режиме передачи 144 КБит или до 36 час в ждущем режиме).

Габариты: 217х217х52 мм, масса: около 1,5 кг.

Морские системы связи Inmarsat Fleet

Морские системы связи Inmarsat Fleet от компании KVH включают в себя более десятка видов, но в российских условиях реально использовать системы Fleet 77 и Fleet 55. Обе системы предназначены для предоставления пользователям быстрых Интернет/интранет соединений, видеоконференций, глобального голосового/факсового сервиса. Цены на оборудование.

Inmarsat Fleet системы позволяют пользователям работу по протоколам ISDN (Integrated Services Digital Network) и MPDS (Mobile Packet Data Service).

ISDN протокол с поминутной тарификацией рассчитан на качественную голосовую и факсовую связь, видеоконференции, передачу больших файлов.

MPDS протокол с помегабайтной тарификацией предназначен для состояния "всегда online" - время нахождения в сети не учитывается.

Inmarsat Fleet полностью совместим с корабельными системами связи и может выступать (при подключении к IP-роутеру) в качестве хаба для всего корабельного комплекса связного оборудования.

Скорость загрузки данных (протоколы ISDN и MPDS): 64 Кбит/с, с использованием фирменного программного обеспечения - до 320 Кбит/с.

Голосовая связь: 4.8 Kbps AMBE, 64 Kbps трансляция.

Питание: 21 – 34 В пост. тока (15 А макс.)

 

Масса антенны с обтекателем:26 кг (F77), 18 кг (F55)

Масса приемопередатчика: 2,6 кг

Региональная широкополосная спутниковая система связи Инмарсат RBGAN (INMARSAT Regional BGAN). Спутниковый модем Inmarsat RBGAN.

Инмарсат RBGAN - сведения о системе

Технические характеристики терминала Инмарсат RBGAN

Зона покрытия Инмарсат RBGAN

 

Технические характеристики пользовательского терминала

Скорость передачи данных: до 144 кбит/с

Оабота только при наличии SIM-карты

Встроенный GPS приемник (для технологических целей без отображения координат)

Поддержка следующих интерфейсов для подключения оборудования: USB, Ethernet, Bluetooth

Индикация включения/выключения питания, состояния аккумулятора, уровня принимаемого сигнала, активного интерфейса (USB/Ethernet/Bluetooth) с помощью светодиодов

Напряжение питания: 7.2 - 8.4 В постоянного тока

Вес: 1.6 кг (вес самого терминала)

Габариты: как у компьютера класса "ноутбук", 23 см х 30 см х 4.3 см

 

Базовая комплектация

 

Пользовательский терминал для передачи пакетных данных

Литий-ионная аккумуляторная батарея, обеспечивающая 1 час работы в режиме приема и передачи данных с полной мощностью и 36 часов в режиме ожидания

Походное зарядное устройство: 110/220 В переменного тока, 50/60 Гц

 

Аксессуары

 

Дополнительный источник питания с преобразованием переменного тока в постоянный в комплекте с кабелем

Руководство пользователя

 

Дополнительные варианты комплектации

 

Запасная аккумуляторная батарея

Выносные основная антенна и антенна приемника GPS

 

Допускается эксплуатация терминала во внешней среде с максимальной продолжительностью до 36 часов в следующих условиях:

 

Рабочая температура окружающей среды: от -10 С до +55 С

Допустимая относительная влажность: 95% при 40 С

Механическая вибрация: 200-2000 Гц, 0.3 м2/с3

Ударная нагрузка: допускается падение с высоты 0.5 метра на бетонную поверхность без упаковки

Солнечная радиация: 1120 Вт/м; MIL-SPEC 810E 505.3

Пыле- и водонепроницаемость: в соответствии со стандартом IP-54

 

Рисунок 94

 

1. Встроенная антенна

2. Компас

3. Разъем для установки SIM карты

4. Аккумуляторная батарея

5. Разъем для подключения внешнего источника питания

6. USB порт

7. Индикаторы

8. Ethernet адаптер

Рассмотрим самые популярные модели спутниковых телефонов Инмарсат:

Портативный спутниковый телефон Thrane&Thrane TT-3060A - легкий, компактный и удобный спутниковый телефон для приема и передачи телефонных, факсимильных сообщений, данных и электронной почты в любой точке мира.

Рисунок 95

 

Портативный спутниковый телефон NERA WorldPhone Office - где бы Вы не находились, Вы всегда будете на связи с Nera WorldPhone Office. Идеальный помощник бизнесмена весом чуть больше 2 килограмм и размером с наколенный компьютер, Nera WorldPhone Office объединяет в одном корпусе телефонный аппарат, антенну (встроена в крышку), интерфейс к факсу и компьютеру.

 

 

Рисунок 96

 

Стационарный спутниковый телефон TT-3066A Capsat 'Big Dish' - реальная альтернатива прокладке телефоной линии связи и установке фиксированного аппарата.Теперь стало возможным практически из любого труднодоступного участка Земли мгновенно связаться по телефону с любым абонентом в мире, а также отправить факс, данные или электронную почту.

 

 

Рисунок 97

 

Стационарный спутниковый телефон Nera WorldPhone Provident - спутниковый телефон с увеличенной антенной, используется преимущественно в районах с небольшой плотностью услуг связи. 'Провидент' позволяет в кратчайшие сроки при небольших начальных инвестициях, по сравнению с другими системами связи, оснастить высококачественной связью территории, которые ранее не были доступны для наземных сетей связи.

Рисунок 97

 

Автомобильный спутниковый телефон TT-3062D - превратит Ваш автомобиль в современный центр связи, предоставляя реальную независимость и качественную надежную связь в любой точке мира. Благодаря компактному дизайну и крепкому корпусу, TT-3062A может быть легко установлен в большинстве современных автомобилей. Управляется с трубки, как обычный GSM-телефон, либо (через интерфейс данных) с компьютера. Возможно подключение обычного телефона (вместо трубки). Антенна и трубка могут быть удалены от основного блока на 70 метров.

 

 

Рисунок 98

 

 

Система спутниковой связи Odyssey

Среднеорбитальная спутниковая система персональной связи Оdyssеу разработана фирмами TRW и Teleglobe Inc., которые включили в космическую группировку 12 спутников-ретрансляторов, размещенных на трех круговых орбитах. Высота орбит составляет 10,4 тыс. км. Для обеспечения глобального обзора Земли спутники располагаются в трех плоскостях С наклонением i = 55°. На каждой орбите находится по 4 спутника, что позволяет обеспечить одновременную видимость с территории наиболее важных регионов земной поверхности (с точки зрения рынка услуг) сразу двух КА, Возможность наблюдать одновременно два спутника позволяет наземным терминалам работать с высоким углом места (более 45°) практически в любой точке Земли. Это обстоятельство значительно повышает надежность радиосвязи, поскольку высотные здания и другие преграды практически не будут влиять на распространение сигналов.

В системе применяются широкополосные сигналы и метод много станционного доступа с кодовым разделением каналов. Протокол передачи информации полностью совместим с протоколами сотовых радиотелефонных систем связи.

Шлюзовые станции

Для обеспечения связи подвижных абонентов с абонентами наземной телефонной сети общего пользования, как и в других системах МЕО, используются шлюзовые станции. Каждая такая станция имеет в своем составе четыре следящие антенны диаметром 3,3 м, которые могут быть удалены от основного оборудования на 30 км. Три антенны используются для оперативной связи со спутниками, а четвертая — для передачи на спутники служебной информации. Поскольку в системе Odyssey не используется межспутниковая связь, то зона, обслуживаемая каждым спутником, жестко привязана к определенным регионам земной поверхности. Это обеспечивается тем, что антенны спутника формируют 10 лучей с шириной диаграммы направленности 5°, каждый из которых направлен в соответствующую зону наблюдения.

Поскольку пользовательский терминал, всегда находится в одной из зон наблюдения, то связь с различными абонентами осуществляется через спутник и шлюзовую станцию, которая обеспечивает выход в телефонную сеть общего пользования.

Предполагается, что основными пользователями системы будут правительственные службы и органы управления, которые нуждаются в оперативной мобильной связи, а также часть населения, проживающая на удаленной территории с плохо развитой наземной телефонной сетью. Расчетная стоимость проекта составляет примерно 1,2 млрд. USD, а ожидаемая численность абонентов системы — около 2 млн. Стоимость минуты телефонной связи — 0,65 USD.

Разработчик системы (компания TRW) получил в 1992 г. лицензию от Федеральной комиссии связи США на проведение экспериментальных работ с наземным сегментом системы.

Система спутниковой связи ELLIPSO

Система Eilipso разработана корпорацией Ellipsat Corp. (США) совместно с компаниями Израиля, Канады, Мексики и Австралии. Система Ellipso Предназначена для развития телекоммуникационных служб в интересах пользователей, которые плохо обеспечены существующими средствами мобильной и стационарной телефонной связи. Для этого с 1995 г. создается космический сегмент, состоящий из спутников-ретрансляторов, расположенных на средневысотных: эллиптических орбитах (высотой 8 тыс. км), и наземные средства прямого доступа абонентов к системе.

Особенности построения орбитальной группировки

Система Eilipso является уникальной и смысле разделения почти глобальной зоны обслуживания на две субзоны: северную и южную. При условном разделении земной поверхности разработчики учитывали, что в северном полушарии выше (40° с, ш,) плотность населения гораздо выше, чем в южном. В северном полушарии выше 40° с. т. расположена практически вся Европа, половина США, часть Японии и полностью СНА и Канада, В южном полушарии население сосредоточено, в основном, на территории от 0 до 40° ю. ш.

Указанные особенности были учтены при проектировании системы, что привело к созданию двух орбитальных группировок КА. Параметры орбит КА обеих орбитальных группировок приведены в табл.

Космический сегмент системы Ellipso для обеспечения глобального обзора поверхности Земли состоит из двух орбитальных группировок КА.

Орбитальная группировка из 6 КА Concordia

14 спутников на 3 орбитах

Первая орбитальная группировка КА (Or Borealis состоит из 8 спутников, которые располагаются на двух наклонных i = 116,6º эллиптических орбитах, и предназначена для обслуживания северного полушария Земли. Апогей и перигей орбит имеют соответственно высоты 7840 и 520 км, при этом время обращения спутника составляет около 3 ч.

Вторая орбитальная группировка (Or Concordia) состоит из 6 спутников, расположенных на круговой экваториальной орбите высотой около 8 тыс. км и обслуживает, главным образом, южное полушарие Земли, полностью охватывая тропики северной и южной субзон.

В дальнейшем предполагается довести число спутников для обслуживания северного полушария до 12. Они будут находиться на двух эллиптических орбитах. Вывод 3 дополнительных спутников позволит реализовать весь объем услуг связи в северном и, частично, в южном полушариях. При размещении 6 спутников на экваториальной орбите обеспечивается непрерывная связь в тропической зоне обоих полушарий Увеличение количества спутников до 9 позволит реализовать двукратное покрытие 1 региона между 40º ю. ш. и 40° с. ш.

 

Спутники системы обладают сравнительно малым весом (688—730 кг). Антенна спутника формирует 8 лучей, которые для связи с абонентами работают в L-и S-дианазонах.Мощность излучения бортового передатчика 20—25 Вт. Для вывода спутников (до 5 шт.) на рабочие орбиты предполагается использовать одну ракету-носитель.

Абонентские станции

Система Eilipso предназначена не только для предоставления услуг мобильной персонально и связи, ни и для передачи телефаксов, пейджинговой связи и электронной почты. При необходимости система может предоставлять услуги по определению местоположения объектов.

Для этого применяются псевдослучайные последовательности, которые формируют ШПС в L- и S- диапазонах . Кроме известных преимуществ использования ШПС, в системе Ellipsо имеется возможность изменения поляризации сигналов в различных лучах бортовой антенны, что значительно увеличивает число каналов связи.Параметры ШПС выбраны близкими к рекомендованным для стандартов наземных сотовых сетей с кодовым разделением. Такой подход потребует минимальных затрат при доработке абонентских терминалов для их использования в сотовых сетях радиотелефонной связи.

Связь со спутниками-ретрансляторами будет осуществляться как через шлюзовые станции, так и через абонентские терминалы, которые могут работать в двух режимах, В первом режиме осуществляется связь со спутниками-ретрансляторами, а во втором режиме обеспечивается работа в наземных сотовых системах связи.

Процесс ввода спутников-ретрансляторов в эксплуатацию включает несколько этапов. На первом этапе будут запущены 8 спутников на эллиптические Орбиты для охвата связью северного полушария Земли. На втором этапе должны быть выведены на экваториальную орбиту 6 спутников.

 

Дальнейшие запуски спутников будут осуществляться, исходя из потребностей рынка, В каждой стране, где предполагается использовать систему Ellipso, необходимо установить не менее одной шлюзовой станции и региональный сетевой центр для взаимодействия с сотовой и общей телефонной сетью.