Лекция 7.
План.
Выставки. ярмарки
Лекция 6.
Правила лоббирования
Давид Врэгг, автор нескольких книг по связям с общественностью, глава корпоративной службы коммуникаций фирмы «Royal Bank of Scotland», рекомендует при осуществлении деятельности в области лоббирования придерживаться следующих правил:
1) не делать ничего от имени индивидуальной компании или группы давления, которая может быть представлена в составе крупной ассоциации. Гораздо больший интерес к себе вызывает тот, кто действуеткак часть большого объединения;
2) акцентировать внимание на членах парламента, которые могут быть заинтересованы в вашем бизнесе. Члены парламента могут представлять округа, в которых развивается ваш бизнес;
3) устанавливать контакты с государственными ведомствами в нужной сфере, которые интересуются вашими проблемами. Следует сделать себя и своих коллег по сообществу доступными для них;
4) если проблема серьезна, то ее необходимо подкреплять через выступления в СМИ (выпуск статей и т.д.);
5) снабжать политиков материалами, короткими по форме и ясными по содержанию, не допускающими двойной трактовки;
6) приглашать политиков и должностных лиц на мероприятия, заслуживающих внимания, – открытие, предприятия новой продукции или нового вида услуг и т.д.;
7) регулярно отслеживать информацию о работе парламента (или других органов государственной власти) – план рассмотрения законов, результаты чтений, проведение обсуждений, круглых столов и т.д.;
8) демонстрировать практичность и честность, что ценят политики и что важно в их работе с избирателями. Честность – политика, которая работает.
Можно надеяться, что организованный лоббизм уже в ближайшее время получит интенсивное развитие и законодательную почву и у нас в стране.
1. Выставки и ярмарки при осуществлении связей с общественностью.
2. Финансовые аспекты участия предприятий в выставках.
3. Организация проведения выставок.
4. Основные проблемы участия предприятий в выставках.
1. Выставки и ярмарки при осуществлении связей с общественностью
В настоящее время весьма эффективным и распространенным средством реализации связей с общественностью являются выставки и ярмарки.
Проведение ярмарки предполагает не только демонстрацию новых товаров, услуг и технологий, но и их последующую продажу посетителям ярмарки, а также заключение выгодных контрактов на длительную перспективу.
Конечной целью выставки являются не только продвижение и реализация какого-либо продукта или завоевание новых сегментов рынка, но и распространение информации с образовательной или культурной целью, а также поднятие престижа фирмы и укрепление ее делового имиджа. Это может быть информация о предприятии, товаре, услуге, технологии, знаменательном событии и т. п.
Товар или услуга, представленные на ярмарке, обычно имеют форму технологически завершенного продукта. Причем продукт должен быть адаптирован к запросам различных групп покупателей и полностью готов к продаже и потреблению.
Экспонаты выставок могут отражать идеи, перспективные разработки и будущие модификации существующих товаров, которые изготовитель пока не готов предложить рынку в объемах, достаточных для удовлетворения спроса всех потенциальных покупателей.
Товар или услуга, представленные на ярмарке и предлагаемые к продаже, обычно имеют фиксированные показатели качества. Прежде всего, это такие показатели как:
1) назначения продукции, | 2) стандартизации, |
3) ее надежности, | 4) унификации, |
5) долговечности, | 6) безопасности использования, |
7) технологичности, | 8) транспортабельности, |
9) а также эргономические, эстетические, патентно-правовые, экологические и экономические показатели продукции. |
Все названные показатели могут быть объективно оценены и проверены потенциальным покупателем еще до совершения сделки.
Экспонаты выставок часто не содержат информацию о фиксированных значениях основных показателей их качества. Цель участия в выставке для конкретного предприятия в данном случае – это изучение мнения при разработке и производстве новых товаров
Большинство ярмарок обеспечивают всем желающим весьма широкий доступ к экспозиции.
Выставки же, особенно специализированные, нередко ограничивают (или запрещают) вход на свою территорию случайных посетителей и лиц, не имеющих пригласительных билетов.
Подготовка и проведение выставок и ярмарок обычно возлагаются на внутрифирменную службу по связям и общественностью. Эта служба должна принимать экономически обоснованные решения до следующим вопросам:
1) в какой конкретной выставке или ярмарке должно участвовать предприятие;
2) насколько масштабной и разносторонней должна быть экспозиция;
3) что необходимо сделать для подготовки основных экспонатов и сопутствующих информационных материалов;
4) как организовать работу персонала во время проведения выставки или ярмарки;
5) какие дополнительные ПР-мероприятия необходимо спланировать и провести в период работы выставки или ярмарки и особенно после ее окончания.
Участие предприятия в выставке или ярмарке почти всегда сопряжено с существенными финансовыми расходами. Чтобы эти расходы не превратились в безвозвратные потери, специалисты по связям с общественностью должны представить руководству фирмы обоснованное заключение по всем вопросам участия в подобных мероприятиях.
Окончательное решение об участии предприятия в выставке или ярмарке принимается его руководством с учетом мнения ведущих специалистов службы связей с общественностью.
2. Финансовые аспекты участия предприятий в выставках
Для определения целесообразности участия предприятия в выставке специалисты службы по связям с общественностью должны тщательно изучить и оценить следующие показатели:
1) опыт участия в ранее проводившихся выставках, его положительные и отрицательные стороны;
2) возможности непосредственных конкурентов в организации аналогичных экспозиций на выбранной выставке;
3) масштабы и периодичность проведения выставки;
4) возможные категории посетителей данного мероприятия;
5) количество предприятий и организаций, потенциально готовых принять участие в этой выставке;
6) место проведения выставки, существенно влияющее на величину транспортных расходов;
7) время проведения основных мероприятий выставки;
8) возможность и целесообразность участия предприятия в аналогичных выставках, проводимых одновременно в других регионах страны и за ее пределами;
9) размеры выставочной площади, которую предполагается взять в аренду у организаторов выставки для развертывания собственной экспозиции;
10) примерную смету расходов предприятия на участие в выставке.
Для квалифицированного изучения и решения перечисленных вопросов подразделение по связям с общественностью должно взаимодействовать с маркетинговой, сбытовой, рекламной, финансовой, юридической, бухгалтерской, кадровой и другими службами предприятия.
return false">ссылка скрыта
Смета затрат на участие предприятия в выставке должна предусматривать в наиболее общем случае следующие направления расходов:
1) стоимость изготовления и оборудования экспозиции (стенда, витрины и т.п.);
2) стоимость транспортировки экспозиции к месту проведения выставки и обратно (если не предполагается продажа экспонатов по окончании работы выставки);
3) оплата проезда и командировочных расходов персонала, выезжающего для участия в работе выставки;
4) оплата труда специалистов и вспомогательных рабочих, непосредственно занятых обслуживанием экспозиции в период работы выставки;
5) стоимость аренды выставочной площади;
6) оплата страховки экспонатов и персонал» на время их перемещения к месту проведения выставки и обратно и участия ней;
7) стоимость услуг по охране выставочной экспозиции;
8) затраты на проведение дополнительных мероприятий во время работы выставки (церемония открытия экспозиции, пресс-конференции, круглые столы и др.);
9) стоимость изготовления и распространения информационно-рекламной литературы (каталогов, проспектов, буклетов и др.), необходимой для более полного ознакомления посетителей выставки с особенностями конкретной экспозиции;
10) резерв денежных средств на покрытие непредвиденных расходов по участию предприятия в выставке.
Для того, чтобы сократить общий объем затрат предприятия на участие в выставке, можно:
1) использовать специальные стенды многократного применения;
2) осуществить некоторые виды работ силами самого предприятия (т. е. без посредников), например перевозка экспонатов, сооружение экспозиции, ее охрана и др.;
3) предприятию принять участие в коллективных экспозициях, где одновременно выставляется продукция нескольких фирм-производителей;
4) использовать по окончании выставки рекламно-информационные материалы (видеозаписи, пресс-релизы, фотографии и т. п.), изготовленные специалистами предприятия во время ее работы;
5) полностью или частично продать экспонаты выставки заинтересованным потребителям после ее завершения.
3. Организация проведения выставок
Крупные фирмы, постоянно принимающие участие в выставках, имеют специальное подразделение, ответственное за это направление работы. При отсутствии такой службы обязанности по организации проведения выставок возлагаются на отдел по связям с общественностью.
На подготовительном этапе работники этого отдела собственными силами или с помощью подрядчиков организуют проектирование и изготовление будущей экспозиции. В данной работе особое внимание должно быть уделено таким вопросам как:
1) форма выставочной экспозиции, возможности и целесообразность демонстрации действующих моделей, объемных экспонатов или их уменьшенных копий;
2) целесообразность создания передвижных экспозиций и возможности применения выставочных стендов многократного использования;
3) использование дополнительных средств воздействия на посетителей выставки (световые и музыкальные эффекты, звукозапись сопроводительного текста, настенные росписи и т. п.);
4) объем и содержание работы, а также оплата труда дизайнеров, оформителей и художников, привлеченных для подготовки экспозиции;
5) изготовление и оценка модели будущей экспозиции;
6) подбор, подготовка и обучение персонала, привлекаемого для участия в работе выставки;
7) организация перевозки экспозиции к месту проведения выставки.
Технология проведения выставок обычно требует детального планирования большого количества взаимосвязанных видов работ и составления специального графика их выполнения с указанием сроков начала и окончания. Наиболее важными вопросами в данном случае являются:
1) транспортное обслуживание. Сюда относятся транспортабельность экспонатов, их вес и габариты, оформление необходимой документации, экспедиционное сопровождение груза, учет таможенного законодательства при пересечении границ различных государств и т.д.;
2) страхование выставочной экспозиции или ее отдельных экспонатов от различных видов риска, а также персональное страхование участвующих в выставке работников предприятия и их личных вещей;
3) проезд работников предприятия, обеспечивающих его участие в выставке, к месту ее проведения и обратно, а также их размещение. Сюда входит выбор транспортных средств, гостиниц, туристических агентств и т.д.;
4) обеспечение охраны экспозиции. Здесь учитываются меры по предотвращению террористических актов, хищения или повреждения экспонатов, меры противопожарной безопасности и т.д.;
5) распространение информации о предстоящем участии предприятия в выставке. Здесь имеются в виду сообщения по местному радио и телевидению, публикации в специализированных и местных изданиях, изготовление и размещение соответствующих средств наружной рекламы и т. д.;
6) подготовка, изготовление и эффективное распространение различных рекламно-информационных материалов, непосредственно сопровождающих участие предприятия в выставке. Сюда относятся информационные листки, буклеты, проспекты, брошюры, каталоги, дискеты, видеокассеты и т. д.;
7) организация церемонии открытия выставки (или отдельной экспозиции). В дальнейшем предполагается проведение специальной пресс-конференции, посвященной данному событию, и открытие пресс-центра на время функционирования выставки для удобства работы посещающих ее журналистов и бизнесменов.
Тщательная проработка перечисленных вопросов может способствовать более успешному решению следующих задач:
1) достижение намеченных целей участия предприятия в выставке;
2) продвижение товаров и услуг предприятия на рынке;
3) заключение особо выгодных контрактов;
4) укрепление делового имиджа предприятия;
5) повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, оказываемых услуг и предприятия в целом.
4. Основные проблемы участия предприятий в выставках
Основные трудности, недостатки и проблемы участия предприятий в выставочной деятельности могут проявляться на подготовительном этапе, в ходе проведения выставки и после ее завершения.
Основными проблемами, возникающими во время подготовки предприятия к участию в выставке, являются:
1) отсутствие у многих отечественных предприятий необходимого опыта участия в крупных и специализированных выставках. Особенно часто это случается в сфере малого бизнеса;
2) недостаток времени у специалистов службы по связям с общественностью предприятия для тщательной подготовки экспозиции;
3) отсутствие должной квалификации, профессиональных навыков и мастерства у работников, занятых проектированием, изготовлением, монтажом и оформлением экспозиции предприятия;
4) систематический и неуклонный рост стоимости фонда выставочной площади, препятствующий участию в наиболее престижных периодических выставках малых предприятий и начинающих предпринимателей;
5) недостаточное финансирование основных мероприятий плана подготовки к выставке, использование остаточного принципа при выделении средств на обслуживание экспозиции;
6) недостаточно активная реклама в СМ И предстоящего участия предприятия в выставке, несвоевременная или ограниченная рассылка специальных приглашений наиболее важным посетителям выставки, неэффективная система распространения каталогов, проспектов, буклетов, брошюр и других рекламно-информационных материалов, посвященных будущей выставке.
Основными проблемами, возникающими у предприятий - участников выставки во время ее проведения, могут быть:
1) плохо подготовленная и плохо проведенная церемония открытия экспозиции предприятия на выставке;
2) неудачное расположение экспозиции предприятия в выставочном павильоне, отсутствие необходимых указателей, облегчающих ее поиск заинтересованными посетителями;
3) недооценка возможностей дополнительных средств привлечения внимания посетителей к экспозиции предприятия. Это могут быть световое оформление стендов, мигающая реклама, звукозапись текстов и музыкальное сопровождение, раздача бесплатной литературы и сувениров, вручение подарков отдельным посетителям, организация лотерей и конкурсов, проведение дегустаций и т.д.;
4) неэффективное управление потоком посетителей выставки, отсутствие специальных помещений для приема особо важных гостей;
5) недостаточная профессиональная подготовка персонала к обслуживанию выставки, отсутствие квалифицированных переводчиков при вывозе экспозиции предприятия при участии в международных выставках;
6) ошибки персонала во время взаимоотношений с посетителями экспозиции, некомпетентность при демонстрации продукции, пренебрежение нормами деловой этики и др.;
7) присутствие на выставке большого количества случайных посетителей, не заинтересованных в налаживании деловых контактов и длительном сотрудничестве с участниками и организаторами экспозиций;
8) возможность утечки конфиденциальной информации, относимой к категории коммерческой тайны предприятия, и незаконного использования конкурентами демонстрируемых новых разработок;
9) отсутствие на выставке достаточного числа представителей СМИ, освещающих ее работу в центральной, специализированной и местной прессе, на радио и по телевидению;
10) недооценка возможности и целесообразности проведения в период работы выставки важных деловых встреч и переговоров, а также заключения особо выгодных контрактов с потенциальными поставщиками и потребителями продукции предприятия;
11) отвлечение значительной части работников предприятия для обслуживания выставочной экспозиции в ущерб их основной производственной деятельности.
Отдельные недостатки в выставочной деятельности предприятиной экспозиции в ущерб их основной производственной деятельности.
Отдельные недостатки в выставочной деятельности предприятий наблюдаются также по окончании срока действия экспозиции:
1) недооценка роли личных контактов персонала предприятия, обслуживающего выставку, с посетителями экспозиции, отсутствие анализа записей в книге отзывов для посетителей и публикаций в различных СМИ о ходе и результатах проведения выставки;
2) отсутствие квалифицированного анализа технологических и рыночных позиций основных конкурентов предприятия, участвовавших в данной выставке, главных направлений и перспектив их дальнейшего развития;
3) недооценка важности изучения взаимосвязи затрат предприятия по участию в выставке и результатов этого участия, косвенно проявляющихся в увеличении объемов продаж, росте прибыли и укреплении рыночных позиций предприятия.
Таким образом, можно сделать вывод, что проведение эффективных выставок и ярмарок требует серьезной подготовки и пристального внимания.