Понятие «лоббирование».
План.
Лоббирование
Лекция 4.
1.Понятие «лоббирование».
2.Формы организации лоббирования.
3.Правила лоббирования.
Большой вклад системы PR в повышении эффективности предпринимательской деятельности может быть сделан через механизмы лоббирования.
Лоббирование (от англ. Lobby) – коридор, кулуары, где депутаты парламента могут общаться с посторонними.
Лоббирование – это процесс влияния заинтересованных групп на принятие решения властными структурами.
Лоббирование – это один из основных приемов системы связей предпринимателя с общественностью. Его цель – непосредственное воздействие на аппарат государственной власти со стороны представителей общественности – деловых кругов, профсоюзов и многих слоев населения.
Основная цель лоббирования – целенаправленное воздействие на процесс принятия решений государственными и законодательными органами.
Результат лоббирования – это закрепление в принимаемых нормативных, законодательных актах интересов различных групп и организаций в получении государственных дотаций, социальных льгот, международных инвестиций.
Процесс лоббирования сдерживает командную деятельность властных структур и ограничивает всесилие директивности аппарата государственной власти.
Необходимость лоббирования обусловлена неизбежным осуществлением множества различных мнений по самым различным проблемам общества. Главным образом это касается профессиональных и территориальных интересов.
Лоббирование упорядочивает различные точки зрения и повышает ответственность власти перед организованными группами влияния.
Отраслевое лоббирование имеет особое значение для областей, где от большинства предприятий одной отрасли зависит жизнь целых городов и районов. Так, на балансе текстильных предприятий Ивановской области по-прежнему находятся пионерские лагеря, стадионы, объекты незавершенного строительства, отопительные коммуникации и т.д.
Таким образом, в Государственной Думе появляются не представители партийных организаций, а выразители интересов отдельных производств и отраслей. Поэтому не случайно современная российская власть имеет очевидный отраслевой оттенок. Такая защита отдельных интересов не должна входить в противоречие с законом.
Сегодня в России правительство и вся кредитно-финансовая система Центрального Банка и Министерства финансов находится под сильным давлением различных кругов лоббистов, которые «выбивают» дешевые кредиты, налоговые льготы, завышенные пенсии для специалистов собственных ведомств.
В России лоббирование все еще носит дикий характер, нередко протекающий в условиях криминальной обстановки и коррупции. Активная роль в этом паблик рилейшнз поистине неоценима.
Процесс лоббирования в российской экономике в основном преследует следующие цели:
1) Участие в формировании национального бюджета. В Государственной Думе при его рассмотрении и принятии наибольшее давление оказывают аграрники, топливно-энергетический военно-промышленный комплексы, которые выбивают для себя максимально возможную долю бюджета.
2) Перераспределение льготных кредитов, лицензий, квот, акцизов по экспорту и импорту. Сегодня в Россию 9 из 10 автомобилей поставляется бесплатно с учетом их дальнейшей реализации различным льготным категория – ветеранам, инвалидам, чернобыльцам и многим другим.
3) Создание системы эффективных налогов и льгот по ним. В парламенте идет жесткое сопротивление со сторон органов исполнительной и законодательной власти упорному стремлению творческих союзов добиться налоговых льгот. Противодействие мотивируется тем, что стоит эти льготы ввести, как творческие союзы превратятся в «крышу» для массы сомнительных коммерческих структур.
4) Добиться справедливого урегулирования таких важнейших вопросов национальной экономики, как приватизация, продажа или выделение земли, регистрация банков и многих других.
К сожалению, наша страна и сегодня лидирует во всем мире по количеству чиновников во властных структурах. Причем для российских чиновников в отличие, скажем, от американских и японских, нет обязательной финансовой отчетности в случаях персональной отставки. Но когда высокий чиновник одновременно является и избранником народа и представителем лоббистской группировки, практически невозможно провести в его действиях, поступках, мотивах четкую грань между протекционизмом, лоббизмом и коррупцией.
Мы уже давно привыкли, что совершенно обыденной вещью в прессе, на телевидении, радио, с парламентской трибуны стали обвинения в коррупции, связях с мафией и т. п. Конечно же, одной из главных причин наличия элементов «дикого» лоббизма является отсутствие законодательной базы этого явления. Такое законодательство необходимо для того, чтобы лоббизм из орудия произвола и криминала превратился в чрезвычайно престижную форму поддержки российского предпринимательства.
В настоящее время можно выделить три основных направления влияния бизнеса на правительственные круги и законодательную власть.
Криминальный, связанный с подкупом, взятками, т. е. коррупцией, очень часто приводит к тяжелым последствиям для себя и окружающих.
Легальный путь включает два способа:
1) лидеры коммерческих структур сами идут в политику, что не всегда оправдано, но достаточно популярно;
2) наиболее эффективно и цивилизованно – влияние на политические решения с соблюдением закона и правовых норм. Это требует продолжительной и кропотливой работы с властными и законодательными структурами. Это наиболее характерно при решении таких основных вопросов, как оказание влияния на процесс законотворчества.
Российский парламент составляют представители субъектов Федерации, отдельные фракции и группы, имеющие конкурирующие интересы. Эффект разногласий может быть сбалансирован специальным механизмом лобби. В России интересы банковского, нефтепромышленного, аграрного и оборонного секторов отстаиваются на организованной основе. В парламенте сложились формальные механизмы влияния граждан и организаций на представителей исполнительной и законодательной власти. Это происходит, не смотря на отсутствие закона о лоббировании.
Организации и граждане могут адресовать свои предложения, замечания по законодательству депутатам Государственной Думы, Совету Федерации, законодательным органам субъектов РФ на местах. Президенту у нас в России, так же как и в США, большую часть законопроектов пишут не политики, а государственные служащие.
Основная законодательная работа осуществляется 28 комитетами Государственной Думы. Сюда относятся комитеты по экономической политике, аграрным вопросам, обороне, промышленности, энергетике, строительству, образованию, комитет внешних экономических связей и т.д.
Создание проекта каждого закона и процесс прохождения его через Госдуму ведется соответствующим комитетом. При этом нередко практикуется дополнительное включение в ту иную депутатскую комиссию представителей заинтересованных организаций.
Например, при разработке Закона об альтернативной службе к депутатам Госдумы поступило обращение ответственных работников оборонного ведомства, подписанное многими командующими округами. В этом обращении говорилось о том, что в случае принятия этого закона рубежи России охранять будет некому.
Представляет практический интерес опыт Парламента Великобритании в поощрении участия лоббистов в рассматриваемых вопросах. Так, возможность заинтересованных групп выразить свою реакцию предоставляет издаваемый парламентом «зеленый документ» (green paper), который является первичным, дискуссионным и предшествует выпуску законопроекта.
По результатам дискуссии издается «белый документ» (white paper), содержащий реакцию на «зеленый». Этот «белый документ» является основой для окончательного принятия законопроекта. Если на стадии «зеленого документа» реакция приветствуется, то после издания «белого документа» время для эффективного лоббирования упущено.
Российские парламентарии придают большое значение получению достоверной информации по наиболее острым проблемам российской экономики:
· о состоянии национального и мирового рынков,
· действительного потенциала экономики и научно-технического прогресса в ведущих странах мира,
· о возможных инвестициях внутри страны и за рубежом и многим другим проблемам.
Все это необходимо знать, чтобы при обсуждении решающих для страны вопросов не поставить в менее выгодные условия отечественных производителей и не навредить национальным интересам России в целом. В связи с этим целесообразно иметь при парламенте постоянно действующие группы по связям парламентариев с другими ветвями власти и, несомненно, по связям с общественностью.
Коммерческие структуры, руководители предприятий и фирм нередко используют элементы «мягкого» лоббирования, помогая «своему» депутату связать интересы своего электората с законопроектами, проходящими через парламент.
Одним из таких элементов может быть приглашение депутата посетить открытие новой автоматической линии, презентацию достижений коммерческой фирмы. В процессе такого знакомства можно неназойливо и по существу обсудить возможную помощь по реализации задуманных проектов, модернизации оборудования и т.д.
Это «мягкое» лоббирование может сослужить хорошую службу и депутату. Такое взаимодействие предоставляет ему возможность получения более объективной информации на местах, профессиональных консультаций, оказания благотворительной помощи другим общественным организациям.
При любом лоббировании действуют два обязательных условия.
1. С точки зрения информационного обеспечения нужны специалисты, знающие сам вопрос лоббирования, владеющие компетентными аргументами и данными, которые обосновывают важность предлагаемого решения.
2. Для реализации механизма лоббирования нужны оперативные, авторитетные люди, способные устанавливать необходимые контакты и связи с представителями соответствующих учреждений.
2. Формы организации лоббирования
Лоббирование может быть закрытым и открытым.
Закрытое лоббирование – это лоббирование интересов групп предпринимателей через их представителей во властных структурах, работа с избранными или назначенными руководителями властных структур и депутатским корпусом.
Для этого предпринимательское сообщество может непосредственно выдвигать в органы власти своих представителей или склонять к сотрудничеству представителей власти, выбранных от других сообществ.
Открытое лоббирование предполагает участие в открытых обсуждениях проблем, связанных с бизнесом.
Такие обсуждения в виде парламентских слушаний, экспертных комиссий, консультаций и т.д. проводятся, к примеру, в Государственной Думе России. Обсуждение проблем может инициироваться и СМИ, которые нередко апеллируют к мнению крупных и известных руководителей предприятий.
Как правило, организация лоббирования предполагает ть возможную помощь по реализации задуманных проектов, модернизации оборудования и т.д.
Это «мягкое» лоббирование может сослужить хорошую службу и депутату. Такое взаимодействие предоставляет ему возможность получения более объективной информации на местах, профессиональных консультаций, оказания благотворительной помощи другим общественным организациям.
При любом лоббировании действуют два обязательных условия.
1. С точки зрения информационного обеспечения нужны специалисты, знающие сам вопрос лоббирования, владеющие компетентными аргументами и данными, которые обосновывают важность предлагаемого решения.
2. Для реализации механизма лоббирования нужны оперативные, авторитетные люди, способные устанавливать необходимые контакты и связи с представителями соответствующих учреждений.
2. Формы организации лоббирования
Лоббирование может быть закрытым и открытым.
Закрытое лоббирование – это лоббирование интересов групп предпринимателей через их представителей во властных структурах, работа с избранными или назначенными руководителями властных структур и депутатским корпусом.
Для этого предпринимательское сообщество может непосредственно выдвигать в органы власти своих представителей или склонять к сотрудничеству представителей власти, выбранных от других сообществ.
Открытое лоббирование предполагает участие в открытых обсуждениях проблем, связанных с бизнесом.
Такие обсуждения в виде парламентских слушаний, экспертных комиссий, консультаций и т.д. проводятся, к примеру, в Государственной Думе России. Обсуждение проблем может инициироваться и СМИ, которые нередко апеллируют к мнению крупных и известных руководителей предприятий.
Как правило, организация лоббирования предполагает поиск во властных структурах лиц, заинтересованных в сотрудничестве с предпринимательским сообществом. С этой целью служба по связям с общественностью собирает информацию о действующих работниках властных структур. С целью привлечения к сотрудничеству интересующих лиц из органов власти их приглашают на презентации, юбилейные мероприятия, на предприятия в качестве экспертов. Кроме того, между заинтересованными лицами могут устанавливаться просто дружеские отношения. В дальнейшем все эти отношения формализуются через оплату услуг представителей органов власти. При этом все делается на легальных основаниях.
При продвижении своих представителей в органы власти выбираются наиболее преданные производству работники. Их связь с предприятием после выдвижения во властные структуры не прерывается. Здесь можно говорить о диверсификации бизнеса в политику.
Задачами лоббистов являются
1) защита интересов своего предприятия,
2) оценка действий представителей государственной власти с позиций интересов своего предприятия,
3) поиск достоверной фактической информации, необходимой для ведения своего бизнеса,
4) доведение до органов власти точки зрения предпринимателя по важнейшим государственным проблемам.
За рубежом, особенно в США, лоббирование превратилось в большой самостоятельный бизнес, затраты на который составляют сотни миллионов долларов. Лоббированием занимаются преимущественно крупные фирмы. Однако это не исключает участие в нем предпринимательских сообществ, трудовых союзов и групп граждан. К примеру, представляющих молодежное движение.
В России лоббирование наиболее перспективно именно для предпринимательских сообществ. Это связано с тем, что число крупных, финансово крепких предприятий, способных влиять на государственную власть, невелико.
Государственная система в России сегодня нуждается в «подпорках» со стороны предпринимательских сообществ. Это вполне нормально, если не нарушает конституционных основ государства, свободу слова, права избирателей, систему политических партий и т.д.