Пожалуйста, подумайте

Я сжался, оледенелпораженный...

Я быстро кивнул. И потом еще кивнул раза три, но мальчишка уже не видел этих кивков. Он схватил мою ложку и быстро, в одно мгнове­ние, доел овсяный суп...»

«Меня осенило. Так вот про каких шакалов говорили вче-Ра гладкие парни!»... «Какими же надо быть голодными, что-

бы отираться в столовке, доедать чужие куски, вылизывать чужие тарелки?» — размышляет наш юный повествователь. Недетские думы. Недетские заботы. Недетские конфликты. Недетские переживания.

Коля видит, что голодающие дети, с которыми он позна­комился в столовой, отчаянно и терпеливо оберегают покой своей матери, которая больна тифом, лежит в больнице. Для Коли эта забота его новых друзей становится его личной бо­лью. Заметим, что Коля принял самое прямое участие в том, что совершенно, казалось бы, противоречило его характеру. Гордый, знающий цену собственному достоинству, не уни­жавшийся, он пошел с Вадимом к заводу, где можно было выпросить жмыха (остатки от семян подсолнечника, когда из него делают масло). Выпросив жмых, друзья убегают от пого­ни других мальчишек, а те неистово орут: «Шакалы! Шакалы!» Пуще всего боявшийся унижения, Коля испытывает себя и этим чувством, выдерживает его, потому что так надо. Потому что в итоге он помогает другу. Ради этого идет на унизитель­ное, казалось бы, поведение, но ведет себя достойно, как взрос­лый, вполне сознательно проанализировав ситуацию.

Здесь нужен еще один акцент. Ребенок рано начинает понимать, а точнее, интуитивно чувствовать причины, исто­ки добра и зла. Коля убежден, что преследующие их маль­чишки не все так голодны, чтобы драться за кусок жесткого жмыха. Их действиями руководит зло, привычная в военное время борьба за кусок хлеба. Наш герой, понимая ситуацию, опасность, возможный горький исход дела, однако, не пока­зывает Вадиму своих сомнений.

Береги честь смолоду! В педагогической практике мы об­ращаемся к этой мысли чаще всего тогда, когда работаем со старшими подростками. А народ придумал этот емкий афо­ризм, имея в виду беречь честь «с младых ногтей», что озна­чает — с первых лет жизни. Доброе имя — самое неразмен­ное. Это понимает любимый герой А.Лиханова уже в преддо-школьные годы. Обратим внимание на диалектику души ребенка в повести«Магазин ненаглядных пособий». Он инту­итивно чувствует свое истинное место в жизни: еще малень­кий, мама и бабушка решают то, что определяет его статус — быть школьником или детсадовцем. Они заботятся о нём. Он должен слушаться. Вместе с этим Коля — уже личность и не может допустить удара по самолюбию, способен проявить определенное упорство, чтобы сделать то, что считает цен­ным, даже необходимым. Магазин «ненаглядных» пособий для него место, где можно побыть наедине с самим собой. Где. рассматривая заспиртованную змею, легко представить себя ее владельцем, вообразить, как все на тебя обращают внима­ние. Как же?! У него — змея. Не менее интересно разгляды­вать в витринах магазина разных жуков, пауков, изящных бабочек. Разглядывая диковинные витрины, наш герой прово­дит немало времени в магазине, проходит школу самоанализа, самооценки, без чего не может состояться личность. Бабушка каждый раз удивленно и осуждающе выспрашивала внука, как это он ухитряется целый час тратить на дорогу от школы до дома. Но внук-то знал, что он не напрасно проводил время. Одна только возможность представить себя обладателем жи­вой змеи сколько рождала самых удивительных сцен. Можно, например, потихоньку положить змею в портфель Нинке Прав-диной, «что было бы тут — представить просто невозможно...».

Когда новичка Витьку Борецкого одноклассники жестоко высмеяли, Коля, ни секунды не задумываясь, пересел к нему за парту, этим показав, что Витька не одинок. Поддержав Витьку, наш герой, однако, вроде бы изменил своему верно­му другу Вовке Крошкину, с которым сидел за одной партой. Выходит так: делаешь добро одному, обижаешь другого. «Я сидел с Борецким и боялся, как бы Вовка не показал на меня пальцем когда-нибудь в коридоре при народе из других, не знающих, в чем дело, классов и не сказал бы: «Этот пацан — предатель!» А когда учительница, проходя в переменку мимо Коли, сказала ему: «Ты благородный человек», — мальчика продолжают мучать сомнения: «Благородство тут было ни при чем, ясное дело, просто так получилось. И вышло совсем даже нехорошо. Вовка Крошкин никак не исчезал у меня из головы: ни за что обидел человека».

А мы, читатели? А нам важно помочь детям увидеть ис­тинное благородство инстинктивной нравственности. Без расчета на благодарность. По голосу совести. По зову души, способной к состраданию, Коля, не задумываясь, занял мес­то рядом с униженным человеком. Место невыгодное, если идти от разума в оценке этой ситуации. Главное же, пожа­луй, в том, что всем своим последующим поведением он стре­мится сблизить озлобленных мальчишек Витьку и Вовку, чув­ствуя, что нет оснований для вражды.

Человек — не игрушка, даже если он мал. Может быть, именно потому, что Коля всегда, сколько он помнит, чувст­вовал себя человеком, в нем своевременно развилось чувство собственного достоинства и потребность понимать других людей. Наш герой неустанно трудится над своимсамосознанием, с неиссякаемой любознательностью.

Потребность брать у жизни уроки. Не уставать от уроков жизни. Понимать, что ее познание беспредельно, и чем больше сделано ранних открытий в человекознании, тем интереснее расти, тем больше оснований уважать себя и не бояться зада­вать вопросы окружающим. Снимается опасность оказаться смешным. Ищущий знание — уважаем. Такое направление мысли нашего героя, такое подсознание предопределяют его действия в последней части рассматриваемой трилогии, в повести«Детская библиотека».

На встрече со студентами в Московском государственном университете культуры писатель взволнованно говорил о том, какую действенную роль сыграли книги в его детстве, о лю­бимой учительнице, чей образ прекрасно выписан в рассмат­риваемой трилогии; о добрейшей библиотекарше, которая че­рез всю жизнь пронесла благоговейное отношение к книге, к чтению, покоряла детей умением общаться с книгами как с живыми уважаемыми людьми. «Вы уже много прочитали. И все же я завидую вам, — говорил А.Лиханов, обращаясь к студентам. — Вы будете работать в библиотеке. Это не толь­ко храм книги. Библиотека — место наилучшего способа об­щения между людьми: общения на основе книги. Детская библиотека — лаборатория, где постоянно совершаются от­крытия: нового читателя, его способности к чтению-творче­ству, открытие вместе с ним нового писателя, новой книги... Детская библиотека — Дом духовного возвышения каждого из читателей». Эти слова в еще большей мере относятся к школе.

1. Чем похожи и чем не похожи герои повестей «Чистые камушки» А.Лиханова и «Беглец» Н.Дубова?

2. Прочитав автобиографическую трилогию А.А.Лиханова и его роман «Невинные тайны», постарайтесь проанализиро­вать причины, определяющие своеобразие душевного и ду­ховного состояния героев названных произведений.